Практические занятия по истории Древнего Востока




ТЕМА 1

Община, её место и историческая роль в истории обществ и государств Древнего Востока.

План

1. Община как научное понятие, ее генезис, формы и организация, место в системе производства и социальных отношений.

2. Община и формы земельной собственности.

3. Уровень разделения труда и формы социальной организации общины на Древнем Востоке.

4. Община и древневосточная государственность. Возникновение авторитарного общества и деспотии.

5. Причины длительного существования общины и ее историческая роль в оценке современной науки.

Литература

Алаев Л.В. Община // СИЭ. Т.10.

Алаев Л.Б. История Востока. Первобытная эпоха. Древность. Средние века. Новое время. М., 2007.

Александров Б.Е. Мушкенумы по данным текстов архивов из Мари // ВДИ. 2012. № 2. С. 119-141.

Альтернативные пути к цивилизации / Под ред. Н.Н.Крадина и др. М., 2000.

Астапова О.Р. Царь и царство в Древнем Египте // Восток. 2008. № 4. С. 5-12.

Васильев Л.С. История Востока. Т.1. М., 1999.

Дьяконов И.М. Община на Древнем Востоке в работах советских исследователей // ВДИ. 1969. № 3.

Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1993.

История Древнего Востока: Тексты и документы: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по специальности "История" / Под ред. В.И. Кузищина.— М., 2002.

Коротаев А.В., Кузьминов Я.И. Некоторые проблемы моделирования социальной структуры раннеклассовых и феодальных обществ // НАА. 1989. № 3. С.67-77.

Ламберт-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992.

Ленин В.И. Аграрная программа русской социал-демократии // Полн. собр. соч. Т.6. С.311, примеч.

Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1.С. 464-467.

Москати С. Цивилизации Древнего Востока М., 2010.

Ламберт-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992.

Ленин В.И. Аграрная программа русской социал-демократии // Полн.собр.соч. Т.6. С.311, примеч.

Тер-Акопян Н.Б. Древний Восток. К вопросу об организации и этике труда // Этика и организация труда в странах Европы и Америки. Древность. Средние века. Современность. М., 1997.

Янков В.А. Древние Египет и Месопотамия // Цивилизации / Отв.ред. А.О.Чубарьян. М., 1997. С.43-53.

Интернет источники:

Исторические источники на русском языке (https://www.hist.msu.ru/ER/sources.htm)

Древний мир (https://www.ancient.holm.ru/)

Каталог ЗНБ ВГУ (URL: https://lib.vsu.ru/zgate?Init+lib.xml,simple.xsl+ru

Методические указания

Община – основная социальная ячейка докапиталистических обществ, имевшая в плане социального развития структурообразующий характер. Община представляла собой расположенное в определенном порядке объединение людей, принципы иерархии которого были обусловлены их местом в системе производства и отношением к собственности на орудия труда и средства производства. Она же занималась распределением совокупного, как естественно-необходимого, так и прибавочного продукта. В известных случаях община, как, например, в Древней Индии, брала на себя функции общественного разделения труда. К этим основным функциям добавлялись и другие. Нужно иметь в виду, что община как форма социального объединения и организации общества была той средой, которая обеспечивала сами объективные условия существования человека в системе Человек – Природа – Общество – Человек. К этому следует добавить, что община на Древнем Востоке выступала не только формой, но и средством как самоотождествления (счет родства и генеалогия), так и самого мировосприятия, построенного на выделении отдельного из общего, а не наоборот. Вот почему она является ключом к пониманию как исторического процесса в целом, так и путей исторического развития древневосточного общества и государственности в частности.

При рассмотрении данной темы первостепенную важность приобретает анализ вопроса о месте, которое занимает община в системе разнопорядковых и разноуровневых социумов (род, клан, линидж, сельская первобытная община, племя, союз родов или племен, территориальная община вплоть до номового государства). В этой связи необходимо, обратившись к соответствующей литературе, составить представление о типологии общин в трудах современных исследователей.

Затем, разбирая вопрос о причинах устойчивости общины на Востоке, обратите внимание на роль естественно-географического фактора и исторических условий в процессе становления древневосточных государств. При этом выясните, почему при общинной (и даже общенародной) форме собственности, каждый отдельный член общины мог являться собственником или владельцем только как звено, как член коллектива.

После рассмотрения этих вопросов, необходимо познакомиться со взглядами современных ученых относительно уровня разделения труда и специализации производства в древневосточной общине. Какие факторы оказывали особо эффективное воздействие на структуризацию общественного производства и каким образом последнее сказывалось на развитии отношений собственности распределения и обмена на микро и макро уровнях общинной экономики? Только ответив на этот вопрос, можно понять естественно-исторический, закономерный характер возникновения, этапов развития и форм нарождавшегося в древневосточном обществе социального неравенства, оформления сословно-классовой иерархии, авторитаризма и деспотии.

Прежде чем обратиться к рассмотрению вопроса о соотношении общины и древневосточной государственности, разберитесь в том, какие факторы тормозили развитие производства и общественных отношений на Древнем Востоке? Последнее невозможно без уяснения того, какие условия определяли формы соотношения общины и государства на ступенях генезиса их взаимоотношений. Обратите внимание на различие путей и форм, а также правовых норм взаимосвязей общины и государства, их воздействия на несхожесть моделей социально политической организации обществ Древнего Востока, места общины в системе государственности, вплоть до полного нивелирования ее роли и статуса в Древнем Египте. В заключение, при работе над последним вопросом темы, на основании обобщения полученных ранее результатов и выводов, постарайтесь дать оценку места и исторической роли древневосточной общины в процессе формирования древневосточного сословно-классового общества и государственности, опираясь при этом на знание концепций современной науки.

 

Т Е М А 2

Экономика Древней Месопотамии в первой трети II тыс. до н.э.

П л а н

1. Законы Хаммурапи как исторический источник.

2. Структура экономики Древневавилонского царства и ее отражение в законах Хаммурапи.

3. Экономика Месопотамии первой трети П тыс. до н.э. в системе отношений собственности.

4. Земледелие, его особенности, тип и продукция.

5. Важнейшие сельскохозяйственные орудия труда, сооружения и технологии.

6. Животноводство, его отрасли и специализация.

7. Ремесленное производство, уровень разделения труда, основные отрасли и продукция.

8. Степень товарности ремесленного производства и его тип.

9. Обмен и торговля: уровни развития, соотношение внутренней и внешней торговли.

10. Состояние экономики, ее важнейшие отрасли, эффективность

производства, организация управления.

Литература

Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // ВДИ. 1952.№ 3. № 3. С. 236 – 238

Дьяконов И.М. Проблемы Собственности: о структуре общества Ближнего Востока до середины П тыс. до н.э. // ВДИ. 1967. №4. С. 13-35.

Дьяконов И.М. Проблемы экономики: о структуре общества Ближнего Востока до середины П тыс. до н.э. // ВДИ. 1968. № 3. С.1-27; ВДИ. 1968. № 4. С. 3-40.

Дьяконов И.М., Якобсон В.А. Номовые государства, территориальные царства, полисы и империи // ВДИ. № 2. М., 1982.

Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. М., 1993.

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Т.1. Месопотамия / Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1983.

Козырева Н.В. Спор из-за наследства жрицы из старовавилонского города Ларса // ВДИ. 1982. № 2.

Государство в истории общества (к проблеме критериев государственности). М., 1998.

Системы жизнеобеспечения традиционных обществ древности и современности. Теория, методология, практика. Томск, 1998.

Методические указания

Целью данного занятия является изучение экономики Старовавилонского царства эпохи правления I аморейской династии как типичного древневосточного общества и государственности. Другая задача, решаемая в его ходе, заключается в приобретении необходимых навыков работы с историческими источниками, в частности, с юридическими документами и памятниками правовой мысли.

Именно поэтому, прежде чем приступить к выполнению указанных целевой установки и задач, необходимо получить самые общие сведения о Древневавилонском царстве времени Хаммурапи, выяснить время появления его судебника, составить представление о занимаемом им месте в истории развития юридической мысли и права в истории Месопотамии, начиная с середины Ш тыс. до н.э.

Оценивая судебник Хаммурапи как исторический источник, нужно ясно представить себе специфику этого документа. Подумайте, чем судебник отличается от связного систематического рассказа об изучаемом обществе? Какие стороны истории древневавилонского общества (и почему?) в нем нашли свое отражение, а какие (и почему?) выпали из поля зрения его составителей? Другими словами, необходимо исторически объяснить ограниченность данных законов Хаммурапи как источника. Подумайте над вопросом о том, в чём заключены преимущества и недостатки судебника в его исторической информативности по сравнению с другими типами, родами и видами источников по истории Месопотамии первой трети П тыс. до н.э.

Следующий этап работы над темой – внимательное прочтение законов Хаммурапи. В соответствии с требованиями источниковедения и этапами источниковедческой работы нужно вдумчиво прочитать судебник несколько раз. Сначала, при анализе экономических статей задуматься и найти ответ на вопрос: какую цель преследовало регулирование экономических отношений и как это регулирование выражалось в судебнике конкретно? Для этого необходимо собрать и систематизировать всю имеющуюся в нём информацию по данному вопросу. Найдите существенные факты, объясняющие специфику экономики Старовавилонского царства времени Хаммурапи

Обращаясь к вопросу о земледелии в Вавилонии, прежде всего необходимо ответить на вопрос к какому типу оно относится. Далее нужно подобрать материал о земледелии, имея целью выяснение его типа, орудий труда, технического обеспечения,производимой продукции, структуры и эффективности. Подумайте, какие земледельческие культуры были наиболее распространенными? Отвечая на вопрос об эффективности зернового хозяйства, необходимо определить примерную урожайность зерновых культур. Для этого следует обратиться к тем статьям законов Хаммурапи, где указаны размеры штрафов за потраву поля, и переведя древние меры в современные (с использованием соответствующей таблицы) в хрестоматии вычислить эту величину.

Относительно скотоводческого аспекта в законах Хаммурапи необходимо собрать и проанализировать систематизированную в ходе ознакомления с данным разделом информацию о животноводческой отрасли экономики. Обратите внимание на структуру стада, соотношение мясомолочного и тяглового скота, пропорциональную связь крупного рогатого и мелкого рогатого скота, а также свиней. В пользу какого типа хозяйства свидетельствует факт вывешивания на воротах городов специального знака об окончании срока выпаса скота? Только после ответа на указанные вопросы станет возможным объяснение того, какие отрасли имели в нем место и какова была его основная ориентация и специализация.

Точно таким же образом, следует вести поиск ответов на вопросы, касающиеся ремесленного производства и его роли в экономике Старовавилонского царства последней трети П тыс. до н.э. Почему ремесленное производство во многом определяло уровень развития производительных сил Древней Вавилонии. Для этого необходимо выбрать из законов материал о специальностях ремесленников, разделении труда, организации ремесленного производства, его техническом оснащении, продукции и тем самым уяснить его основные отрасли, степень товарности. Особенного внимания требует к себе § 274 судебника, устанавливающий оплату труда ремесленников разных специальностей. Подумайте, о чем свидетельствует данная информация? Попытайтесь ответить на вопрос о том, минимальная, средняя или максимальная оплата гарантировалась ремесленнику в указанной статье.

Разделение труда и специализация отдельных производств объясняет исключительно важное место и роль меновых отношений и торговли в структуре социально-экономических отношений общества Месопотамии этого периода. Какую ступень отношений собственности, распределения и обмена отражает древневавилонская торговля? Что представляли собой основные товары и какие различия можно выявить в организации внутренней и внешней торговли? Что рассматривалось в качестве всеобщего эквивалента товаров на рынках Месопотамии? Материалы источника позволят разобраться в порядке организации торговой деятельности, соотношении государственной и частной торговли, регламентации деятельности различных категорий торговцев. Наконец, они представляют информацию о развитии ростовщичества. В каких отраслях экономики действовали ростовщики? Внимательное изучение соответствующих статей позволит найти ответ на вопрос об отношении законодательства к самой ростовщической деятельности. А это, в свою очередь, позволит определиться в понимании основного противоречия, характеризовавшего развитие экономики Древне-вавилонского царства времени правления Хаммурапи. Подводя итоги на заключительном этапе необходимо проанализировать вопрос о месте и роли основных её отраслей.

Т Е М А 3

Социальные отношения в Старовавилонском обществе в Старовавилонском обществе эпохи Хаммурапи.

П л а н

1. Формирование сословно-классового общества в Древней Месопотамии: история, экономические основы и социальные формы.

2. Понятие класс – сословие и его значение для оценки социальной структуры вавилонского общества эпохи Хаммурапи.

3. Положение свободных общинников.

4. Положение населения в государственном секторе экономики.

5. Формы зависимости и положение рабов.

6. Сословно-классовая структура древневавилонского общества эпохи царя Хаммурапи.

Литература

Александров Б.Е. Мушкенумы по данным текстов архивов из Мари // ВДИ. 2012. № 2. С. 119-141.

Амусин И.Д. «Народ земли» (к вопросу о свободных земледельцах в древней Передней Азии) // Древние цивилизации. От Египта до Китая., 1997. С. 510-532. (ВДИ. 1955. №2).

Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. М., 1993.

Дандамаев М.А. Рабство в Вавилонии. М., 1974.

Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. Шумер. М., 1959.

Дьяконов И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // ВДИ. № 4. М., 1973.

Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // ВДИ.№ 3. М., 1952 (приложение)

Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1993.

Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., 1990.

История Древнего мира. Кн.1. Ранняя древность / Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1989.

История Древнего мира. Восток. Греция. Рим. / И.А. Ладынин, А.А. Немировский, С.В. Новиков и др. – М., 2010.

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Т. 1 / Под ред. И.М. Дьяконова. М., 1983.

Редер Д.Г. К вопросу о юридическом положении раба по законам Хаммурапи // Древний Восток. Вып.1. М., 1975.

Якобсон В.А. «Кража» и «грабеж» в законах Хаммурапи // Православный Палестинский сборник. 1978. Вып. 89.

Методические указания

Положение различных групп населения Вавилонии эпохи Хаммурапи надо изучать на основании отбора и анализа статей законов, регулирующих отношения между ними. Говоря о классовом и сословном разделении вавилонского общества, нужно прежде всего уяснить себе сущность понятия «класс-сословие», которое в отечественной историографии позволило объяснить сложность социальной структуры обществ Древнего Востока вообще, Месопотамского в частности. Каким образом это удалось сделать, и какие познавательные возможности оно открывает? Обращаясь к изучению социальной структуры водно-земледельческой территориальной общины Месопотамии обратите внимание на её устройство. В целях выявления следов имущественного и социального неравенства в общинах обратите внимание на пункт 6 законов, в которых упоминается лицо, имеющее социальный статус, передаваемый через термин «человек», подразумевающий земледельца-общинника, и с учетом данного обстоятельства проанализируйте остальные статьи, где он употребляется. Какие органы общинного самоуправления упоминаются в источнике? Была ли общинная собственность общенародной или представляла собой совокупность частной собственности ее членов? Кто и почему выступает в законах в качестве полноправного собственника? Разберитесь: о чём свидетельствуют факты противопоставления «человека» и «сына человека» при решении вопросов собственности и наследования имущества? Затем подберите по источнику все упоминания о формах рабства в общине? Какие типы рабов в нём упоминаются? Поищите в судебнике статьи, позволяющие определить стоимость частновладельческого раба, и попытайтесь ответить: много или мало частновладельческих рабов эксплуатировалось в хозяйствах общинников.

Вопрос о положении трудового населения в государственном секторе экономики целесообразно изучать в следующей последовательности: сначала разобраться со статусом воинов – редумов и баирумов. Почему, как особое сословие они не были связаны с материальным производством? Что определяло статус воинов? Почему отношения между редумами и баирумами, между ними и государством представляли интерес для законодателя? Почему в известных случаях государство устраняется от выкупа воина, попавшего в плен, предоставляя это право селению, в котором тот проживал, или семье? Выясните располагала или нет данная социальная группа частной собственностью. После этого проанализируйте статьи о положении трудового населения на этих землях. Кто такие мушкенумы и каков их социальный статус? Выясните социальное происхождение и социальную природу лиц данного сословия, занятого производительным трудом на землях государственного сектора экономики. Являлось ли население, упоминаемое под терминами «мушкенум», «раб мушкенума» плательщиками доходов или их эксплуатация имела другой характер. Почему статьи законов лишают серебра человека, который покупает земельный участок у мушкенума? В чём заключались основные различия между «человеком» и мушкенум?

Вопрос о рабстве на новом уровне осмысления следует изучать как с учётом уже накопленных наблюдений, так и на фоне основных форм зависимости. Подберите материал об источниках рабства, о положении рабов в государственном секторе и в общине, обществе и семье, формах рабства. Имеются ли в источнике упоминания о формах социального протеста рабов? Выяснив экономические и юридические основы статуса основных категорий населения Месопотамии времени Хаммурапи, составьте схему социальной иерархии сословно-классового общества Вавилонии.

Т Е М А 4

Экономика территориального царства хеттов.

П л а н

1. Хеттские законы как исторический источник и его значение для изучения общества и государственности Древней Малой Азии П тыс.до н.э.

2. Скотоводство и его отрасли.

3. Роль земледелия, его характер и особенности.

4. Садоводство и виноградарство как отрасли сельскохозяйственного производства хеттов: зона распространения, удельный вес, продукция, место.

5. Ремесленное производство хеттов: разделение труда, отрасли, специализация, место в структуре экономики.

6. Торговля: основные товары, степень организации, статус и функции купцов.

7. Структура экономики хеттского царства как отражение естественно-географических и исторических условий формирования общества и государственности в Древней Малой Азии.

 

Литература

Айхенвальд А.Ю., Баюн Л.С., Иванов В.В. Материалы к реконструкции культурно-исторического процесса в Древней Малой Азии // Эпиграфические памятники Древней Малой Азии и античного Северного и Западного Причерноморья как исторический и лингвистический источник. М., 1985.

Ардзинба В.Г. Хеттский строительный ритуал // ВДИ. 1982. № 1. С. 109-119.

Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.

Герни О.Р. Хетты. М., 1987.

Гиоргадзе Г.Г. Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства. Тбилиси, 1973.

Гиоргадзе Г.Г. Производство и применение железа в Центральной Анатолии по данным хеттских клинописных текстов // Древний Восток: этнокультурные связи. М., 1988.

Довгяло Г.И. К истории возникновения государства (на материале хеттских клинописных текстов). Минск, 1968.

Довгяло Г.И. Становление идеологии раннеклассового общества (на материале хеттских клинописных текстов). Минск, 1980.

Древняя Анатолия. Сб.статей / Под ред. Б.Б.Пиотровского, В.Виванова и В.Г.Ардзинба. М., 1985.

Замаровский В. Тайны хеттов. М., 1968.

История Древнего Востока Ч.2 Передняя Азия. Египет/ Ю. Я. Перепелкин, И. М. Дьяконов, Н. Б. Янковская, В. Г. Ардзинба М., 1988.

Ламберт-Карловски К. Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992.

Массон В.М. Возникновение ранних цивилизаций. М., 1990.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

Мелларт Дж. Торговля и торговые пути между Северной Сирией и Анатолией (4000-1500 гг. до н.э.) // Древняя Эбла (Раскопки в Сирии) / Составление и введение. П. Маттиэ. Общ. ред. и заключ. статья И.М.Дьяконова. М., 1985.

Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М., 1983.

Менабде Э.А. Хеттское общество. Экономика, собственность, семья и наследование. Тбилиси, 1965.

Хеттские законы (https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hett.htm)

Янковская Н.Б. Клинописные тексты из Кюль-тепе в собраниях СССР: письма и документы торгового объединения в Малой Азии Х1Х в. до н.э. М., 1968.

Методические указания

Хеттское общество и государственность представляли собой иной, чем в Месопотамии вид континентальной цивилизации Древнего Востока. Поэтому, обращаясь к рассмотрению темы нужно составить представление о времени появления законов в хеттском обществе, выяснить степень самостоятельности и заимствований правовых норм. Сравните судебник Хаммурапи и хеттские законы: что общего и что нового содержится в судебнике хеттов? Какие стороны истории хеттского общества (и почему?) нашли в нем отражение?

Анализ экономики хеттского общества начните с выявления количественного соотношения данных о различных отраслях хозяйственной деятельности населения. Обращаясь к изучению вопроса о скотоводстве у хеттов, обратите внимание на структуру их стада. Какие породы скота занимали преобладающее, какие – вспомогательное положение? Подумайте, как объяснить чрезвычайную детализацию правовых норм относительно возраста выращиваемых животных? Попытайтесь дать ответ на вопрос о специализации и продуктивности скотоводческого хозяйства, степени его товарности.

Переходя к вопросу о земледелии необходимо учесть специфику природно-климатических условий и ландшафта Малой Азии в сравнении с Месопотамией. После этого на основании внимательного прочтения текста законов систематизируйте полученные наблюдения относительно его структуры и выращиваемых культур. Затем, опираясь на опыт и навыки, приобретенные при анализе аналогичного вопроса в законах Хаммурапи, и, следуя уже известным вам указаниям, проработайте вопросы, касающиеся важнейших сельскохозяйственных орудий труда, сооружений и технологий, выращиваемых культур и рентабельности Особое значение имеет анализ вопроса о месте садоводства и виноградарства как специфических отраслях земледельческого хозяйства. Установите частоту и количество упоминаний о них в источнике, выделите основные культуры в них выращиваемые и подумайте, основную или вспомогательную роль они играли в хозяйственной жизни хеттов?

Ремесло и торгово-денежные отношения у хеттов можно анализировать по той же схеме, какая предлагалась для изучения законов Хаммурапи. Подумайте, о каком уровне развития разделения труда, уровне и специализации отдельных ремесел свидетельствуют законы? Можно ли на основании этих данных судить о товарности ремесленного производства? В этой связи проанализируйте информацию хеттских законов относительно организации торговли, основных товаров, статуса и функций торговцев. Какие «денежные» единицы употребляли хетты? Что еще кроме серебра у них служило мерилом стоимости и средством платежа? Это позволит не только понять особенности торговли и купеческого капитала в хеттском обществе, но и сослужит добрую службу для уяснения структуры экономики хеттского царства в целом.

Т Е М А 5

Социальная структура общества хеттов.

П л а н

1. Состав господствующего класса по данным «Завещания»

Хаттусилиса I и документу Телепина.

2. Свободные общинники и их статус в Хеттских законах.

3. Воины и ремесленники и их место в обществе.

4. Положение различных категорий зависимого населения.

5. Рабы и формы их эксплуатации у хеттов.

6. Особенности сословно-классовой структуры хеттского общества.

Литература

Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.

Гиоргадзе Г.Г. Наследование царской власти в древнехеттском государстве (до Телепину). Тбилиси, 1970.

Гиоргадзе Г.Г. Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства. Тбилиси, 1973.

Дьяконов И.М. Проблемы собственности. О структуре общества Ближнего Востока до середины П тыс. до н.э. // ВДИ. 1968.

Дьяконов И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // ВДИ. 1973. № 4.

Дьяконов И.М. Основные черты древних обществ Востока // Проблемы докапиталистических обществ Востока. М., 1971.

Менабде Э.А. Хеттское общество. Экономика, собственность, семья и наследование. Тбилиси, 1965.

Писаревский Н.П., Иванов Ю.А. История до европейской эры. Становление цивилизации, государства и права на Древнем Востоке. Воронеж, 2000.

Попов В.П. О статусе рабов в хеттском государстве // ВДИ. 1969. № 3.

Струве В.В. О «гуманности» хеттских законов // ВДИ. 1947. № 4.

Методические указания

В самом начале знакомства с текстом источников необходимо выявить в них основные названия социальных групп хеттского общества. Затем, обратившись к документу Телепина и Завещанию Хаттусилиса, следует охарактеризовать положение и статус его господствующей «элиты». Обратите внимание на соотношение терминов «подданные» и «сановники», «сыны города Хаттусасы», значение обращенной к их носителям формулы «хлеб ешьте и воду пейте». Подумайте, только ли члены собрания, в котором выступает царь, являются её представителями? Какое отношение к ней имеют члены царского рода и горожане, а также воины?

Обращаясь к определению положения свободного населения, необходимо иметь в виду, что социальный статус в древних обществах Востока определялся не только имущественным положением подданного, но и его местом в сословном делении общества, восходящего своими истоками в первобытно-общинную древность. Что касается хеттских законов, то в них вы обнаружите и третий принцип – юридический. Последний представлен в статьях законов, регулирующих два вида повинностей, выполняемых по отношению к царю и государству в целом населением страны. В этой связи разберитесь, в чем заключается основное различие между повинностью саххан и повинностью луцци? Какой социальный детерменатив скрыт за несением натуральной повинности (саххан) и непосредственным выполнением работ на полях государственного сектора (луцци)? Обратите внимание на то, почему его действие (см. ст. 47а) распространяется не на какое-либо конкретное лицо или категорию лиц, а имеет общий характер. Подумайте, какое объяснение можно дать этому противоречию? Можно ли определить разные формы несения повинности как сосуществование рабовладения с формами зависимости крепостнического типа?

При изучении следующего вопроса большую пользу принесет сравнение статуса категорий лиц, обозначающихся в источнике терминами «человек» и «мушкенуту». При дальнейшем рассмотрении сопоставьте их статус со статусом ремесленников и воинов. Задумайтесь, играли ли роль в социальной стратификации хеттского общества профессия, этническое происхождение и территория проживания (разумеется, с учетом типа хозяйства и экономического сектора)?

Основываясь на принципах свободы и зависимости, проходящих красной нитью через все хеттское законодательство, проанализируйте статьи, свидетельствующие о формах рабства в хеттском обществе. Выясните господствующие формы рабства и эксплуатации рабского труда. Подумайте, из каких источников комплектовался контингент рабов, много или мало их эксплуатировалось в хеттских хозяйствах, в чём заключалось различие между рабами частновладельческими и государственными? Являлись ли законы хеттов гуманными по отношению к рабам? О каких формах эксплуатации рабов и их статусе свидетельствуют статьи 93-99 хеттских законов.

Подводя итоги, попытайтесь дать единую, продуманную, аргументированную и обобщающую характеристику сословно-классовой структуры общества хеттов и исторической обусловленности его специфики.

Т Е М А 6

Царская власть у хеттов и проблема их государственности.

П л а н

1. Место проблемы возникновения государства в теориях социальной pеволюции и становления цивилизации человеческого общества.

2.Социальная эволюция общества хеттов и характер социально-политической организации хеттского общества в отражении письменных источников (документ Телепина, Завещание Хаттусилиса, хеттские законы).

3. Представления о Власти и царственности по данным «Завещания» Хаттусилиса 1.

6. Царская власть и её администрация: статус, функции, иерархия.

5. Хеттское царство: государственность или альтернативная ее форма социально-политической организации общества.

Литература

Альтернативные пути к ранней государственности / Отв. ред. Н.Н. Крадин, В.А. Лынша. Владивосток, 1995.

Альтернативные пути к цивилизации / Под ред. Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева, В.А. Лынши. М., 2000.

Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.

Бондаренко Д.М. «Гомологические ряды» социальной эволюции и альтернативы государству в мировой истории (постановка проблемы) // Альтернативные пути к цивилизации /Под ред. Н.Н. Крадина и др. М., 2000.

Гиоргадзе Г.Г. Хеттское царство // История Древнего Мира. Ранняя древность/ Под ред. И.М.Дьяконова. М., 1989.

Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. М., 1989.

Довгяло Г.И. К истории возникновения государства (На материалах хеттских клинописных текстов). Минск, 1968.

Довгяло Г.И. Становление идеологии раннеклассового общества (На материалах хеттских клинописных текстов). Минск, 1980.

Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1993.

Дьяконов И.М. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла. Общие черты первого периода истории древнего мира и проблема путей развития // История древнего мира. Ранняя древность / Под ред. И.М.Дьяконова. М., 1989.

Кривушин Л.Т. Проблема государства и общества в домарксистской мысли. Л., 1978.

Ланда Р.Г. Восток: цивилизация, формация, социум // ВИ.1995. №

Спенсер Ч. Политическая экономия становления первичного государства // Альтернативный пути к цивилизации. / Под. Ред. Н.Н.Крадина и др. М., 2000.

Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993.

Хаас Дж. Пути к государственности // Альтернативные пути к ранней государственности / Отв.ред. Н.Н.Крадин и др. Владивосток, 1995.

 

Методические указания

Прежде чем обратиться к рассмотрению вопросов наличия или отсутствия государственности у хеттов, необходимо познакомиться со специальными работами, посвященными проблеме возникновения государства в контексте теорий социальной революции и становления древних цивилизаций.

Переходя к изучению второго вопроса, вспомните, что специфика социального развития общества и государственности у хеттов заключалась в том, что в его экономике, политических институтах и культуре сохранялось множество явлений первобытного прошлого, которые сосуществовали и во многом влияли на конкретные формы социально-политической организации. Эта черта наиболее ярко представлена в статье 47а хеттских законов, где говорится о практике дарения царем хлеба и земли – ритуал, который, обнаруживая свою идентичность обосновывал и сопровождал практику «кормлений», на чем собственно и базировалась, наполняясь новым содержанием по мере общественного развития, система регулирования социальных связей и сама социальная структура хеттского общества. В этой связи, обратитесь к знакомству с т.н. «царскими ритуалами» по книге В.Г. Ардзинба и проследите, кто из подданных принимал участие в празднествах при участии царя.

В разработке следующего вопроса наиболее информативными источниками являются два документа – «Завещание Хаттусилиса 1» и «Законодательство» Телепина. Анализируя их содержание попытайтесь определить сначала, какие структурные подразделения и институты власти в них перечислены. Выясните, что такое «собрание» (панкус) как социальный институт? Каковы его политические функции и происхождение? Что означает формула «мои высшие сановники», «воины», «сыны города Хаттусаса»? Означают ли данные об утверждении наследника, назначении наказаний за различные провинности, суде над высшими должностными лицами из царского рода, а также над самим царём в случае его покушения на жизнь ближайших родственников об ограниченности самой власти царя? В каком соотношении с «панкусом» находилось «судебное собрание» (тулия) и кто в него входил? Свидетельствует ли наличие двух институтов о внедрении принципа разделения властей? В пользу чего свидетельствует практика престолонаследования и ее изменение при Хаттусилисе I? Почему потребовалось возрождение «панкуса» при Телепине и что предопределило исключительно обрядовые функции такого рода «собрания» в эпоху Новохеттского царства?

После этого обратитесь к анализу текста с точки зрения выяснения вопроса о том, как хеттам времени документов Хаттусилиса 1 и Телепина представлялась государственность. Что она из себя представляла как территориальное образование? Эволюция каких типов ее отражена в источниках? Разобравшись в этих вопросах, обратитесь к анализу внутреннего устройства и системы управления. Какую роль выполняли «царские мавзолеи» и в чем состоял статус хеттского города? Почему в числе высших слоев администрации отдельных областей упоминаются многочисленные царские дети обоего пола? Какими причинами объясняются политические смуты, династическая борьба и мятежи у хеттов?

Носила ли (и почему) система управления у хеттов деспотически-централизованный характер или связанная с системой кормлений она представляла собой механизм, основу которого составляло выполнение или невыполнение повинностей? Являлось ли или не являлось царство хеттов государством? Попытайтесь ответить на этот вопрос путём выяснения степени антагонизма, разделявшего хеттское общество. Также подумайте: какие признаки государства подходят к хеттскому царству, а какие нет? В заключение дайте характеристику социального строя и государственности у хеттов

ТЕМА 7.

Экономика и социальный строй Египта эпохи Древнего и Среднего царства.

План

1. Древний Египет как модель социально-экономического развития общества Древнего Востока.

2. Характеристика источников

3. Понятие собственности в Египте Древнего царства. Отношения собственности и владения.

4. Земледелие, его тип и структура.

5. Место скотоводства в хозяйственной жизни египтян Древнего царства.

6. Ремесло, обмен и торговля.

7.Положение коренного населения Египта и формы его эксплуатаци<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: