Правовые гарантии экологических прав как привенции конституционного правонарушения




Сформированная система гарантированных государством экологических прав и свобод человека и гражданина надлежаще структурирует правовой режим в сфере экологии. Их центром является институт, которые регулирует неотъемлемое право человека на необходимую благоприятную среду обитания, а иные экологические правовые нормы имплементированы в следующие механизмы реализации этого права:

а) обращение лиц в муниципальные и государственные органы власти с предложениями, жалобами и требованиями в сфере охраны природы (например, о предоставлении необходимой и достоверной информации в сфере экологии). Отметим также, что в данную группу необходимо поместить и право на гарантированный доступ к правосудию, которое означает возможность подачи заявлений в суд с требованиями о возмещении вреда природе либо жизни или здоровью человека;

б) учреждение общественных (некоммерческих) экологических объединений граждан;

в) участие граждан в принятии решений, которые могут затрагивать экологические обязанности и права человека;

г) участие граждан в митингах, референдумах, шествиях и пикетах по вопросам охраны природы[9].

Механизмы правового регулирования экологических отношений должны включать следующие правовые нормы, реализующие указанную совокупность экологических прав и свобод:

«нормы, регулирующие хозяйственную деятельность, трудовые и служебные отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной деятельности, обеспечивающие реализацию экологизированных хозяйственно-правовых предписаний;

«нормы, регулирующие охрану окружающей среды и использование природных ресурсов;

«нормы, необходимые в тех случаях, когда субъекты не хотят вступать в правоотношения или не выполняют возложенные на них обязанности.

Экологический правовой порядок основывается на регулируемых правом экологических отношениях и представляет собой систему закрепленных законодательством юридических способов реализации установок государственной экологической политики в сфере регулирования экологических отношений, где предметом регулирования выступают отношения как собственности на ресурсы природы, так и их использования, а также взаимоотношения по охране природы от истощения, загрязнения и разрушения, а также отношения по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Основой экологического правового порядка является совокупность конституционных прав и свобод, определяющих использование и охрану природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации, владение природными ресурсами, не наносящее вред окружающей среде, поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, обеспечение права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Действующим законодательством регламентируются различные способы защиты вышеназванных прав, к которым относятся: защита прав в судебном порядке (обжалование в суде решений и действий (а также бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц); возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (а также бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами; обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод в сфере экологии, при условии исчерпания всех внутригосударственных средств защиты.

Из названных методов защиты экологических прав наиболее часто применяемым и эффективным является процедура защиты прав в судебном порядке. При этом практически всегда защита связана с возмещением вреда, причиненного здоровью и (или) имуществу граждан. В соответствии с нормами Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 79 такой вред, «…причиненный негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме»[10].

Пленум Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» дает аналогичное разъяснение касаемо возмещения вреда, при этом в постановлении дается уточнение, что «размер причиненного вреда подлежит оценке судом, который устанавливает размер утраченного потерпевшим заработка, определяет понесенные расходы, которые вызваны повреждением здоровья, включая расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств …»[11] и т.д. Таким образом, речь идет о возмещении убытков и в данном случае целесообразно применять ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ)[12], а именно рассматривать убытки как: «расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)». Законодателем при этом установлена возможность уменьшения такого рода возмещения с учетом материального положения правонарушителя, однако данная норма не распространяется в случае умышленности действий, согласно п. 3 ст. 1083 ГК РФ[13].

Важным для возможности возмещения вреда в полном размере согласно ст. 1064 ГК РФ является наличие состава правонарушения, а именно выполнение всех четырех составляющих:

а) наступление вреда (подразумевает наличие ущерба, выражаемого в уменьшении имущества потерпевшего, а также в умалении какого-либо нематериального блага (жизнь, здоровье человека и т.п.));

б) противоправность поведения причинителя вреда (в данном случае к противоправности относится любое нарушение чужого субъективного права, причинившее вред);

в) причинную связь (наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и действиями причинителя вреда);

г) вину лица, причинившего вред, за исключением случаев, предусмотренных в законе.

П. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 г. Москва «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»[14] указывает на необходимость разграничения экологических правонарушений и естественных событий, а также исключения при противоправных случаях тех, что были совершены в состоянии крайней необходимости.

Другим способом защиты экологических прав в Российской Федерации является компенсация морального вреда. Возможность применения такого рода института разъясняется тем же Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». В п. 44 указано, что суд при рассмотрении дела должен установить следующие обстоятельства: факт причинения вреда потерпевшему; действия (бездействия) нанесения морального вреда; степень вины лица, причинившего вред; описание того в чем выразились страдания (нравственные или физические) пострадавшего; иные обстоятельства, имеющие значения в рамках рассмотрения вопроса моральной компенсации. Нормами ст. 208 ГК РФ сроки исковой давности на иски о компенсации морального вреда не устанавливаются.

Анализируя правоприменительную практику можно сделать вывод, что также распространенным способом защиты прав граждан в сфере экологии является обжалование в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. В судебной практике наиболее частым примером является обращение прокурора в защиту неопределенного круга лиц (что возможно на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ[15]). К примеру обращения, связанные с ликвидацией несанкционированных свалок бытовых отходов в отношении органов местного самоуправления. Такие требования, как правило удовлетворяются в судебном процессе, т.к. несанкционированные свалки негативно влияют на окружающую среду и, соответственно нарушают конституционные права граждан.

Подводя итоги можно сделать вывод, что наиболее эффективными механизмами защиты экологических прав граждан являются: возмещение убытков, причиненных жизни, здоровью, имуществу гражданина негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц; компенсация морального вреда; обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: