XIII. Выступающие части.




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИГУР (ПО Р. СТОРА)

I. «Свобода от инструкции».

1. Множество деревьев (не связанных почвой- детское поведение; не

подчиняется инструкциям).

2. Два дерева - может символизировать «он и другие» (см. расположение

на странице и использованные фигуры).

3. Разное содержание. Дополнительные объекты на ри­сунке дерева -

воображение, эмоциональность.

4. Пейзаж вокруг дерева - чувствительность.

5. Поворачивание листа по горизонтали - независимый ум, признак ума,

рассудительность.

 

II. «Основание».

6. Одном чертой - фиксируется на одной цели, принима­ет какой-либо приказ,

указание.

7. Разные основания (разные линии особой формы) -на­вязывает себе свои правила, потребность в идеале.

7а. Несколько линии оснований до края листа - спонтан­ный контакт,

неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.

8. Подъем основания вправыйверхний угол - задор, эн­тузиазм, увлеченность.

9. Основание вниз -отсутствие рвения, подавленность, разбитость.

III. Корни

10. Корни меньше, чем ствол - хочет узнать, что от него скрыто.

11. Корни на высоте ствола- любопытство, вызывающее проблемы.

12. Корни больше, чем ствол - большое любопытство, вызывающее тоску.

13. Корни, нарисованные одной чертой - инфантильное поведение с желанием

узнать секрет.

14. Корни, нарисованные двумя чертами - способен раз­личать и распознавать

реальность.

IV. Симметрия

15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и

расположены напротив друг друга - силится казаться в согласии с

окружением.

16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но

расположены симметрично - напряженное усилие над агрессивностью.

17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со ство­лом угол в

расположении поочередно с обеих сторон - коле­бание в выборе

отношения к аффекту. Амбивалентность - источник внутреннего

конфликта.

18. Угольное чередование — подвижность, сопровождаю­щаяся блокировкой.

Моральные проблемы.

19. Прямолинейная симметрия листвы.

20.Угольная симметрия листвы.

21.Прямоугольное чередование листвы.

22.Угольное чередование листвы.

Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии воображения, никак не проявляемого внешне.

V. Крест.

23.Крест в корнях.

24.Крест в стволе.

25. Крест в листве.

Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и форма.

VI. Расположение на странице.

(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали).

26. Чисто левая позиция - привязанность к прошлому, к матери, к тому,

что связано с ее образом.

27. Левая позиция с тенденцией к центру - двойное же­лание

покровительства и независимости в этих рамках.

28. Центральная позиция с тенденцией плево.

29. Центральная позиция с тенденцией вправо - желание найти согласие,

равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При

доминировании наклона сле­ва направо - направленность к внешнему

миру, будущему.

30. Правая позиция - потребность опереться на автори­тет. Иногда - мать,

не обеспечивающая безопасности.

30а. Правая позиция с тенденцией к центру - поиск со­гласия с окружением.

31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) - компенсация депрессии

возбуждением. Нестабильность, поиск самообладания. Амбиции,

желание навязать себя другим.

32. Нижняя позиция (целиком в нижней половине) - впе­чатление

покинутости, депрессии, самообвинение, ненуж­ность.

33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.

34. Левая позиция, центральная и правая позиции, несколько деревьев –

может быть сомнение в поведении или богатство воображения в

соответствии с качеством линии и оригинальностью форм.

34а. Центр дерева- личный способ поиска равновесия.

VII. Форма листвы.

35. Маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола - нежная

эмоциональность, чувствительность.

36. Маленькие букетики без кругов - фрустрированная нежность.

37. Круги в листве - словесная активность, поиск обод­ряющих и прощающих

переживаний.

38. Падающие (или упавшие) листья - чувствует себя покинутым,

разочарован.

39. Опускающаяся листва - отчаяние, бессилие.

40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) - порыв, энтузиазм,

стремление к доминированию.

41. Листья во все стороны - ищет уверенности в разнообразных контактах.

Распыляется. Возбужден.

42. Открытая листва (незамкнутая) - чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.

42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) - ловкость,

более пли менее выделяющаяся в реше­нии проблем.

43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях - принятие, открытость

к другому.

43а. Листва, следующая форме страницы - немного стес­нен нормами своего

окружения, не подчиняется им.

44. Закрытая и открытая листва -умение получать и да­вать. Поиск

объективности.

45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая)—со­хранение

самообладания инфантильным способом.

46. Пустая закрытая листва (пустой круг) – не проявляемая агрессивность.

47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые) - инфантильные

суждения, которые проводят незначимую лич­ную точку зрения выше

общепринятой.

48. Однообразные детали - тенденция к повторению.

49. Разнообразные детали в листве - разнообразит свои знания. Память.

49а. Детали на стволе - помнит о мелочах в повседнев­ной жизни.

50. Множество серий деталей - тенденция к системати­ческой деятельности.

51. Явное дерево, подстриженное шапкой, - круглый про­туберанец,

нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны –

инфантильный поиск покровительства.

52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не

прочерчено), -потребность в поддержке.

52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой (круг па вершине ствола,

лучи вокруг), - нормально для детей 7 лет. Признаки отставания после 7 лет.

53. Ветви на одной линии - побег от неприятной реально­сти, приукрашивание ее

или трансформация.

54. Ветви из одной и двух линий в одном рисунке - по­иск точности. Нюансы

оценивания.

55. Ветви из двух линий - хорошее различение реальности.

55а. Обрезанная ветвь - аффективная травма.

56.Ромбы и ½ ромба из одной линии + крути в листве - неудовлетворенные

желания отрицаются,

61.

57. Ромбы и ½ ромба из одной линии - менее уязвимый, чем предыдущий

испытуемый, осознает свою неудовлетво­ренность.

58. Ромбы из одной и двух линий + круги - отдаст отчет в том, что разделяет

мечты и реальность, но требует компен­сации нежности.

59. Ромбы из одной и двух линии без кругов - больше зрелости, которая

помогает перенести фрустрацию.

60. Ромбы и ½ ромба из двух линий круги - испытуе­мый осознает борьбу,

разыгрывающуюся между двумя проти­воположными желаниями, и ищет

эмоциональной компенса­ции, чтобы заглушить свое беспокойство.

61.Ромбы и ½ромба из двух линий без кругов - умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе за­нятий и хочет

показаться уверенным в себе.

62. Листва в виде гирлянд (птичкой) - находится в обо­роне; остается

вежливым и не атакует в лоб.

63. Петлевидная листва — желание пользоваться своим обаянием для

победы.

64. Листва в форме кривой без множества разрывов внут­ри или по краям –

осторожный и сдержанный, настороже.

65. Нитевидная листва - ловкость в избегании того, что не нравится.

65а. Листва с прогрессирующим расширением - поиск прогресса через

улучшение.

65б. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные

контуром, повторяющиеся на всем дере­ве- общая, захватывающая

мысль беспокойства, тревоги.

65в. Листва, подобная вышивке - женское начало, обая­ние, любезность.

65г. Переделанная листва - хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы

избежать возможных упреков.

65д. Листва с цветами на дереве или вне его - мягкость, сентиментальность,

нежность.

65е. Утолщенные замкнутые ветви - внезапные гневные реакции, более или

менее предвидимые.

65ж. Пальма - желание путешествий.

65з. Плакучая ива - отсутствие смелости, мотивирован­ное и не

мотивированное событиями отчаяние.

66. Листва направлена вправо - желание прочной под­держки и поиск

позитивных контактов.

67. Листва, направленная влево, - возврат к прошлому и опыту детства.

68. Листва без четкого направлении - затрудненный вы­бор.

VIII. Штриховка

69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе или в корнях

- интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее

напряженное беспокойство.

70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограничен­ная - акцентуация

значения признака 69 + возможные гнев­ные реакции.

71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или

нет) - значительные проблемы с родите л ям и, вызывающее беспокойство,

проявляемое или нет. Ак­кумулируется злобность, тоска от покинутости.

72. Равномерная штриховка - значимость ощущений, впечатлений. Живет

вмечтах и воображаетдля самоутеше­ния.

73. Черное и белое - ригидное поведение. Возмущается в случае нападок ив то

же время старается во имя принципов ограничить себя.

74. Штриховка в виде петли - детскаязависимость, покорность, отчаяние.

75.Прямолинейная штриховка -желание предвидеть, любовь к планированию.

76.Нитевидная штриховка(похожа на замкнутую нить ) - страх

невозможности сдержать собственные агрес­сивные силы, беспокойство.

Может разразиться гневом.

77.Штриховка вмелких деталях - повторяющиеся мечты, которые позволяют

компенсировать, но не устранить грусть.

77а. Заштрихованные круги - неудовлетворенность аффективных

потребностей. Проблемы по поводу пищи.

IX. Ствол

78. Изолированная ветвь на стволе слева - желание быть похожим на мать или

поступать так же, как она.

79. Изолированная ветвь на стволе справа - желание быть похожим на

отца, сравняться с ним в силе.

80. Шрам на стволе- сознание пережитых провалов, которые оставили след.

81. Ствол, отделенный от листвы чертой, - чувствует вос­питательное

принуждение, отрицает или принимает его.

82. Ствол и форме конуса - оппозиция с целью доказать свою силу.

82а. Ствол вформе раздавленного свода - сильно чувст­вует внешнее

принуждение и «проваливается» в желание ему противиться, противостоять.

83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, - пас­сивность, мягкость,

принятие.

84. Ствол из одной линии - отказ видеть существующую реальность и

учитывать ее.

85. Ствол из одной линии, ветви из одной линии - видит реальность, но не

считает ее соответствующей своим желаниям, старается избежать ее в

мечтах или в игре.

86. Открытый ствол, соединенный с листвой, - развитый интеллект,

нормальноеразвитие.

87. Ствол, входящий в листву, - желание сохранить то, чтоимеешь, но,

возможно, беспокойство по поводу сек­суальности.

88. Ствол, висящий над почвой, - отсутствиеконтакта с миром.

88а. Листва, висящая над стволом, - повседневная и ин­теллектуальная жизнь

плохо связаны.

89. Ствол, отделенный от почвы чертой, - чувствует себя изолированно,

несчастным.

90. Ствол с наклоном влево - отступает в страхе от нападок

91. Ствол с наклоном вправо - ищет поддержку.

92. Ствол с разными наклонами - напряженноесомнение. Может внезапно

перейти от одного состояния к противоположному.

93. Ствол, поднимающийся вверх, - дух предприимчиво­сти.

94. Ствол, опускающийся вниз, - разочарование, грусть.

95. Ствол, расширенный внизу, - поиск прочной позиции в своей среде.

96. Ствол, суженный уоснования -чувство небезопасно­стив окружении,

которое не приносит желаемой поддержки.

96а. Ствол, «приваренный» коснованию, - изолируется и хочет укрепить свое

«Я» перед миром, который признается беспокойным.

X. Общая высота

(страница разделена на четыре части внаправлении высоты).

97. Высота 1-зависимость, уязвимость, недоверие к се­бе, по возможны мечты

о компенсирующем могуществе.

98. Высота 2 - зависимость и робость, менее заметные, чемпредыдущие.

99. Высота 3 - хорошая адаптация в среде.

100.Высота 4 - хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться.

100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте де­ревьев у одного

испытуемого) - амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или

пройти незамеченным.

 

XI. Высота листвы

(страница разделена на восемь частей в направлении высо­ты).

101. Листва 1 - йвысоты - отсутствиерефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.

102. Листва 2-й высоты - способность размышлять над своим опытом и

сдерживать свои реакции.

103. Листва 3-й высоты - хороший контроль ирефлексия.

104. Листва 4-й высоты - интериоризация, компенсаторные мечты.

105. Листва 5-й высоты - интенсивная интеллектуальнаяжизнь. Подчеркивает

значение 104.

106. Листва 6-й высоты - интеллектуальное напряжение

107. Листва 7-й высоты - высота листвы находится прямой связи с

интеллектуальным развитием и интересом духовным объектам. Если

листва занимает всю страницу почти всю, возможен уход в мечты. Тогда

нужно проследить ее связь со стволом иособенности рисунка

интерпретироватьв этом направлении.

108.Ствол больше листвы - живет настоящиммоментом: интересуется

конкретными вещами. Потребность вдвижении

109.Стволявно больше листвы, например, в 2 или 3 раза - сильно зависит от

окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством.

Возбудимость, импульсивность, которую трудно сдерживать.

110.Ствол равен высоте листвы - поиск равновесия. Хочетудовлетворять

требованиямсреды.

111.Листва больше ствола - рефлексия помогает в поискахавтономии и

самоконтроля. Способность сдерживать cвои реакции.

112.Листва явно больше ствола - высокий интеллектуальный уровень,

артистические интересы. Иногда также, вза­висимости от других

признаков, возможность ухода в вооб­ражаемый сказочный мир, который

может привести к бреду и психозу.

XII. Ширина листвы

(страница разделена на четыре части в направлении ширины).

113. Ширина 1-й листвы - сомнениев своем интеллекте, позиции напряженной,

судорожной защиты.

114.Ширина 2-й листвы — еще мало убежден в собствен­ной ценности. Ставит

под сомнение свой интеллект.

115.Ширина 3-й листвы - хорошийинтеллект, номожет трудно объясняться.

Дилеммы вконтактах.

116. Ширина 4-й листвы - любит говорить, привлекать внимание, быть

замеченным.

116.Листва первого дерева широкая, второго - узкая- проблема выбора.

Недоверчивость с одновременной потребностью зависеть от других.

Осознание конфликтов.

118.Листва первого дерева узкая, второго - широкая - упрямство и

противодействие. Прячет свою слабость за по­казной силой, оставаясь

внутренне напряженным и зажатым.

 

119.Острая листва (узкая вершима), заканчивающаяся перевернутым V –

защита от опасности, настоящей или подо­зреваемой, воспринимаемой как

атака на личность.

XIII. Выступающие части.

120.Листва, выступающая слева, -одновременно привя­занность иагрессивная

оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворенность по некоторым

причинам.

121.Листва, выступающая справа, - желание воздействовать на другого,

атака или защита. Избирательность в кон­тактах.

122.Выступающий в верх ствол - хочет компенсировать чувство

недостаточности желанием могущества.

123.Ствол, выступающий внизу страницы, - поиск без­ опасности для

устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки.

Потребность в нежности.

124.Маленькое дерево (½ клетки) и выступающий ввер­ху страницы ствол –

существует одновременно чувство «раз­давленности» и поиск внешней

компенсации.

XIV. Характер линии.

125.Расширяющиеся линии в листве - агрессивность, ко­торая проявляется

резким способом, но не в действиях, а в словах. (Другие признаки могут

помочь понять, есть ли по­давление или освобождение разрядки).

126.Расширяющиеся линии на стволе или на почве - возможно, говорит об

агрессивности, пережитой или назре­вающей.

127.Заостренные линии в листве - агрессивная критика и возможное чувство

вины (по направлению заострений).

128.Заостренные липни на стволе или на почве - разоча­рование в жизни.

Обвинение других, и себя.

129.Заостренная листва вправо и вверх.
129а. Заостренная влево листва.

130. Листва, заостренная вниз.

Все заострения нужно рассматривать как агрессивности проявляемую или скрытую, в зависимости от направления и формы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно.

I31. Жирные линии в стволе - «пропитывается» средой плохо ей сопротивляется.

132. Жирные линии в стволе и в листве — значимые впечатления препятствуют

деятельности.

133.Легкие линии ствола - страх самоутвердиться и действовать свободно.

134. Легкие линии в листве - чувствительность. Поддается влиянию.

135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол, -решительность,

деятельность.

136.Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол, - ловкость,

находчивость. Не задерживается на том, что печалит.

137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол. - замедленная активность

из-за беспокойства и чувства непреодолимости препятствий.

138. «Макаронные линии» - тенденция к скрытости с целью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.

139.Плохо выполненные исправления ствола - выявляет ошибки из-за

потребности быть наказанным. Различные амбивалентности.

Неблагоприятные суждения о себе

139а. Плохо выполненные исправления на листве или корнях - то же

значение, что и в 139. (Учитывается место, и где есть исправления, для

уточнения: прочувствовано это или - вскрыто).

140. Хорошо выполненные исправления на стволе — поиск улучшения.

Желание скрыть неблагоприятное с целые представить то, что имеет

ценность в глазах другого.

141. Изорванная линия, очерчивающая ствол, -реактивный страх реальной

травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на

своеобразный паралич (не спутать с отношением упрямства)

142. Разные линии, очерчивающие ствол, - вариативность состояний из-за

внутренних противоречий. Противостоят агрессивность и пассивность.

143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол, - активность и

самоутверждение.

144. Арки, дуги и своды в листве - скрытность, недоверчивость.

145. Прямые и четкие линии на стволе - решительность, активность.

146. Геометрические фигуры на стволе или листве - тенденция к

систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фигур на дереве.

XV. Разные признаки

147. Тень от дерева на земле - доказательство некото­рых тенденций,

которые можно увидеть в самом изображении тени.

148.Отсутствие ветвей - трудность в установлении контактов.

149.Круг в основании ствола - чувствует себя защищенным и в безопасности

только в узком, ограниченном кругу.


В данной интерпретации выбор между различными психологическими значениями признаков осуществляется в ходе сравнения различных рисунков, выполненных одним и тем же испытуемым; при этом само значение признаков в ходе анализа укрепляется, противопоставляется и уточняется. Рассмотрим пример: дерево нарисовано в центральной позиции, т. е. в центре страницы. Мы знаем, что эта позиция ча­сто встречается у испытуемых, имеющих систематические привычки. Если это дерево имеет высоту, можно предположить, что сформированные привычки имеют цель освободить. Испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на слабую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсировать ее с помощью успокаивающих привычек.

Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет

некой компенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы,—

вера в себя возможна для него в систематически повторяющихся поступках.

Если линии заострены, то у испытуемого может существовать тенденция к агрессивной критике, более или менее скрытая. Если они расширены, мы можем предположить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет, на что направлена агрессивность (включая самого испытуемого, если линии направлены вниз, т. е. на себя).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: