ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИГУР (ПО Р. СТОРА)
I. «Свобода от инструкции».
1. Множество деревьев (не связанных почвой- детское поведение; не
подчиняется инструкциям).
2. Два дерева - может символизировать «он и другие» (см. расположение
на странице и использованные фигуры).
3. Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева -
воображение, эмоциональность.
4. Пейзаж вокруг дерева - чувствительность.
5. Поворачивание листа по горизонтали - независимый ум, признак ума,
рассудительность.
II. «Основание».
6. Одном чертой - фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ,
указание.
7. Разные основания (разные линии особой формы) -навязывает себе свои правила, потребность в идеале.
7а. Несколько линии оснований до края листа - спонтанный контакт,
неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.
8. Подъем основания вправыйверхний угол - задор, энтузиазм, увлеченность.
9. Основание вниз -отсутствие рвения, подавленность, разбитость.
III. Корни
10. Корни меньше, чем ствол - хочет узнать, что от него скрыто.
11. Корни на высоте ствола- любопытство, вызывающее проблемы.
12. Корни больше, чем ствол - большое любопытство, вызывающее тоску.
13. Корни, нарисованные одной чертой - инфантильное поведение с желанием
узнать секрет.
14. Корни, нарисованные двумя чертами - способен различать и распознавать
реальность.
IV. Симметрия
15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и
расположены напротив друг друга - силится казаться в согласии с
окружением.
16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но
расположены симметрично - напряженное усилие над агрессивностью.
17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в
расположении поочередно с обеих сторон - колебание в выборе
отношения к аффекту. Амбивалентность - источник внутреннего
конфликта.
18. Угольное чередование — подвижность, сопровождающаяся блокировкой.
Моральные проблемы.
19. Прямолинейная симметрия листвы.
20.Угольная симметрия листвы.
21.Прямоугольное чередование листвы.
22.Угольное чередование листвы.
Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии воображения, никак не проявляемого внешне.
V. Крест.
23.Крест в корнях.
24.Крест в стволе.
25. Крест в листве.
Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и форма.
VI. Расположение на странице.
(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали).
26. Чисто левая позиция - привязанность к прошлому, к матери, к тому,
что связано с ее образом.
27. Левая позиция с тенденцией к центру - двойное желание
покровительства и независимости в этих рамках.
28. Центральная позиция с тенденцией плево.
29. Центральная позиция с тенденцией вправо - желание найти согласие,
равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При
доминировании наклона слева направо - направленность к внешнему
миру, будущему.
30. Правая позиция - потребность опереться на авторитет. Иногда - мать,
не обеспечивающая безопасности.
30а. Правая позиция с тенденцией к центру - поиск согласия с окружением.
31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) - компенсация депрессии
возбуждением. Нестабильность, поиск самообладания. Амбиции,
желание навязать себя другим.
32. Нижняя позиция (целиком в нижней половине) - впечатление
покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность.
33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.
34. Левая позиция, центральная и правая позиции, несколько деревьев –
может быть сомнение в поведении или богатство воображения в
соответствии с качеством линии и оригинальностью форм.
34а. Центр дерева- личный способ поиска равновесия.
VII. Форма листвы.
35. Маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола - нежная
эмоциональность, чувствительность.
36. Маленькие букетики без кругов - фрустрированная нежность.
37. Круги в листве - словесная активность, поиск ободряющих и прощающих
переживаний.
38. Падающие (или упавшие) листья - чувствует себя покинутым,
разочарован.
39. Опускающаяся листва - отчаяние, бессилие.
40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) - порыв, энтузиазм,
стремление к доминированию.
41. Листья во все стороны - ищет уверенности в разнообразных контактах.
Распыляется. Возбужден.
42. Открытая листва (незамкнутая) - чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.
42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) - ловкость,
более пли менее выделяющаяся в решении проблем.
43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях - принятие, открытость
к другому.
43а. Листва, следующая форме страницы - немного стеснен нормами своего
окружения, не подчиняется им.
44. Закрытая и открытая листва -умение получать и давать. Поиск
объективности.
45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая)—сохранение
самообладания инфантильным способом.
46. Пустая закрытая листва (пустой круг) – не проявляемая агрессивность.
47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые) - инфантильные
суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше
общепринятой.
48. Однообразные детали - тенденция к повторению.
49. Разнообразные детали в листве - разнообразит свои знания. Память.
49а. Детали на стволе - помнит о мелочах в повседневной жизни.
50. Множество серий деталей - тенденция к систематической деятельности.
51. Явное дерево, подстриженное шапкой, - круглый протуберанец,
нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны –
инфантильный поиск покровительства.
52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не
прочерчено), -потребность в поддержке.
52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой (круг па вершине ствола,
лучи вокруг), - нормально для детей 7 лет. Признаки отставания после 7 лет.
53. Ветви на одной линии - побег от неприятной реальности, приукрашивание ее
или трансформация.
54. Ветви из одной и двух линий в одном рисунке - поиск точности. Нюансы
оценивания.
55. Ветви из двух линий - хорошее различение реальности.
55а. Обрезанная ветвь - аффективная травма.
56.Ромбы и ½ ромба из одной линии + крути в листве - неудовлетворенные
желания отрицаются,
61. |
57. Ромбы и ½ ромба из одной линии - менее уязвимый, чем предыдущий
испытуемый, осознает свою неудовлетворенность.
58. Ромбы из одной и двух линий + круги - отдаст отчет в том, что разделяет
мечты и реальность, но требует компенсации нежности.
59. Ромбы из одной и двух линии без кругов - больше зрелости, которая
помогает перенести фрустрацию.
60. Ромбы и ½ ромба из двух линий круги - испытуемый осознает борьбу,
разыгрывающуюся между двумя противоположными желаниями, и ищет
эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство.
61.Ромбы и ½ромба из двух линий без кругов - умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет
показаться уверенным в себе.
62. Листва в виде гирлянд (птичкой) - находится в обороне; остается
вежливым и не атакует в лоб.
63. Петлевидная листва — желание пользоваться своим обаянием для
победы.
64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям –
осторожный и сдержанный, настороже.
65. Нитевидная листва - ловкость в избегании того, что не нравится.
65а. Листва с прогрессирующим расширением - поиск прогресса через
улучшение.
65б. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные
контуром, повторяющиеся на всем дереве- общая, захватывающая
мысль беспокойства, тревоги.
65в. Листва, подобная вышивке - женское начало, обаяние, любезность.
65г. Переделанная листва - хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы
избежать возможных упреков.
65д. Листва с цветами на дереве или вне его - мягкость, сентиментальность,
нежность.
65е. Утолщенные замкнутые ветви - внезапные гневные реакции, более или
менее предвидимые.
65ж. Пальма - желание путешествий.
65з. Плакучая ива - отсутствие смелости, мотивированное и не
мотивированное событиями отчаяние.
66. Листва направлена вправо - желание прочной поддержки и поиск
позитивных контактов.
67. Листва, направленная влево, - возврат к прошлому и опыту детства.
68. Листва без четкого направлении - затрудненный выбор.
VIII. Штриховка
69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе или в корнях
- интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее
напряженное беспокойство.
70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная - акцентуация
значения признака 69 + возможные гневные реакции.
71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или
нет) - значительные проблемы с родите л ям и, вызывающее беспокойство,
проявляемое или нет. Аккумулируется злобность, тоска от покинутости.
72. Равномерная штриховка - значимость ощущений, впечатлений. Живет
вмечтах и воображаетдля самоутешения.
73. Черное и белое - ригидное поведение. Возмущается в случае нападок ив то
же время старается во имя принципов ограничить себя.
74. Штриховка в виде петли - детскаязависимость, покорность, отчаяние.
75.Прямолинейная штриховка -желание предвидеть, любовь к планированию.
76.Нитевидная штриховка(похожа на замкнутую нить ) - страх
невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство.
Может разразиться гневом.
77.Штриховка вмелких деталях - повторяющиеся мечты, которые позволяют
компенсировать, но не устранить грусть.
77а. Заштрихованные круги - неудовлетворенность аффективных
потребностей. Проблемы по поводу пищи.
IX. Ствол
78. Изолированная ветвь на стволе слева - желание быть похожим на мать или
поступать так же, как она.
79. Изолированная ветвь на стволе справа - желание быть похожим на
отца, сравняться с ним в силе.
80. Шрам на стволе- сознание пережитых провалов, которые оставили след.
81. Ствол, отделенный от листвы чертой, - чувствует воспитательное
принуждение, отрицает или принимает его.
82. Ствол и форме конуса - оппозиция с целью доказать свою силу.
82а. Ствол вформе раздавленного свода - сильно чувствует внешнее
принуждение и «проваливается» в желание ему противиться, противостоять.
83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, - пассивность, мягкость,
принятие.
84. Ствол из одной линии - отказ видеть существующую реальность и
учитывать ее.
85. Ствол из одной линии, ветви из одной линии - видит реальность, но не
считает ее соответствующей своим желаниям, старается избежать ее в
мечтах или в игре.
86. Открытый ствол, соединенный с листвой, - развитый интеллект,
нормальноеразвитие.
87. Ствол, входящий в листву, - желание сохранить то, чтоимеешь, но,
возможно, беспокойство по поводу сексуальности.
88. Ствол, висящий над почвой, - отсутствиеконтакта с миром.
88а. Листва, висящая над стволом, - повседневная и интеллектуальная жизнь
плохо связаны.
89. Ствол, отделенный от почвы чертой, - чувствует себя изолированно,
несчастным.
90. Ствол с наклоном влево - отступает в страхе от нападок
91. Ствол с наклоном вправо - ищет поддержку.
92. Ствол с разными наклонами - напряженноесомнение. Может внезапно
перейти от одного состояния к противоположному.
93. Ствол, поднимающийся вверх, - дух предприимчивости.
94. Ствол, опускающийся вниз, - разочарование, грусть.
95. Ствол, расширенный внизу, - поиск прочной позиции в своей среде.
96. Ствол, суженный уоснования -чувство небезопасностив окружении,
которое не приносит желаемой поддержки.
96а. Ствол, «приваренный» коснованию, - изолируется и хочет укрепить свое
«Я» перед миром, который признается беспокойным.
X. Общая высота
(страница разделена на четыре части внаправлении высоты).
97. Высота 1-зависимость, уязвимость, недоверие к себе, по возможны мечты
о компенсирующем могуществе.
98. Высота 2 - зависимость и робость, менее заметные, чемпредыдущие.
99. Высота 3 - хорошая адаптация в среде.
100.Высота 4 - хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться.
100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев у одного
испытуемого) - амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или
пройти незамеченным.
XI. Высота листвы
(страница разделена на восемь частей в направлении высоты).
101. Листва 1 - йвысоты - отсутствиерефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.
102. Листва 2-й высоты - способность размышлять над своим опытом и
сдерживать свои реакции.
103. Листва 3-й высоты - хороший контроль ирефлексия.
104. Листва 4-й высоты - интериоризация, компенсаторные мечты.
105. Листва 5-й высоты - интенсивная интеллектуальнаяжизнь. Подчеркивает
значение 104.
106. Листва 6-й высоты - интеллектуальное напряжение
107. Листва 7-й высоты - высота листвы находится прямой связи с
интеллектуальным развитием и интересом духовным объектам. Если
листва занимает всю страницу почти всю, возможен уход в мечты. Тогда
нужно проследить ее связь со стволом иособенности рисунка
интерпретироватьв этом направлении.
108.Ствол больше листвы - живет настоящиммоментом: интересуется
конкретными вещами. Потребность вдвижении
109.Стволявно больше листвы, например, в 2 или 3 раза - сильно зависит от
окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством.
Возбудимость, импульсивность, которую трудно сдерживать.
110.Ствол равен высоте листвы - поиск равновесия. Хочетудовлетворять
требованиямсреды.
111.Листва больше ствола - рефлексия помогает в поискахавтономии и
самоконтроля. Способность сдерживать cвои реакции.
112.Листва явно больше ствола - высокий интеллектуальный уровень,
артистические интересы. Иногда также, взависимости от других
признаков, возможность ухода в воображаемый сказочный мир, который
может привести к бреду и психозу.
XII. Ширина листвы
(страница разделена на четыре части в направлении ширины).
113. Ширина 1-й листвы - сомнениев своем интеллекте, позиции напряженной,
судорожной защиты.
114.Ширина 2-й листвы — еще мало убежден в собственной ценности. Ставит
под сомнение свой интеллект.
115.Ширина 3-й листвы - хорошийинтеллект, номожет трудно объясняться.
Дилеммы вконтактах.
116. Ширина 4-й листвы - любит говорить, привлекать внимание, быть
замеченным.
116.Листва первого дерева широкая, второго - узкая- проблема выбора.
Недоверчивость с одновременной потребностью зависеть от других.
Осознание конфликтов.
118.Листва первого дерева узкая, второго - широкая - упрямство и
противодействие. Прячет свою слабость за показной силой, оставаясь
внутренне напряженным и зажатым.
119.Острая листва (узкая вершима), заканчивающаяся перевернутым V –
защита от опасности, настоящей или подозреваемой, воспринимаемой как
атака на личность.
XIII. Выступающие части.
120.Листва, выступающая слева, -одновременно привязанность иагрессивная
оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворенность по некоторым
причинам.
121.Листва, выступающая справа, - желание воздействовать на другого,
атака или защита. Избирательность в контактах.
122.Выступающий в верх ствол - хочет компенсировать чувство
недостаточности желанием могущества.
123.Ствол, выступающий внизу страницы, - поиск без опасности для
устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки.
Потребность в нежности.
124.Маленькое дерево (½ клетки) и выступающий вверху страницы ствол –
существует одновременно чувство «раздавленности» и поиск внешней
компенсации.
XIV. Характер линии.
125.Расширяющиеся линии в листве - агрессивность, которая проявляется
резким способом, но не в действиях, а в словах. (Другие признаки могут
помочь понять, есть ли подавление или освобождение разрядки).
126.Расширяющиеся линии на стволе или на почве - возможно, говорит об
агрессивности, пережитой или назревающей.
127.Заостренные линии в листве - агрессивная критика и возможное чувство
вины (по направлению заострений).
128.Заостренные липни на стволе или на почве - разочарование в жизни.
Обвинение других, и себя.
129.Заостренная листва вправо и вверх.
129а. Заостренная влево листва.
130. Листва, заостренная вниз.
Все заострения нужно рассматривать как агрессивности проявляемую или скрытую, в зависимости от направления и формы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно.
I31. Жирные линии в стволе - «пропитывается» средой плохо ей сопротивляется.
132. Жирные линии в стволе и в листве — значимые впечатления препятствуют
деятельности.
133.Легкие линии ствола - страх самоутвердиться и действовать свободно.
134. Легкие линии в листве - чувствительность. Поддается влиянию.
135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол, -решительность,
деятельность.
136.Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол, - ловкость,
находчивость. Не задерживается на том, что печалит.
137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол. - замедленная активность
из-за беспокойства и чувства непреодолимости препятствий.
138. «Макаронные линии» - тенденция к скрытости с целью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.
139.Плохо выполненные исправления ствола - выявляет ошибки из-за
потребности быть наказанным. Различные амбивалентности.
Неблагоприятные суждения о себе
139а. Плохо выполненные исправления на листве или корнях - то же
значение, что и в 139. (Учитывается место, и где есть исправления, для
уточнения: прочувствовано это или - вскрыто).
140. Хорошо выполненные исправления на стволе — поиск улучшения.
Желание скрыть неблагоприятное с целые представить то, что имеет
ценность в глазах другого.
141. Изорванная линия, очерчивающая ствол, -реактивный страх реальной
травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на
своеобразный паралич (не спутать с отношением упрямства)
142. Разные линии, очерчивающие ствол, - вариативность состояний из-за
внутренних противоречий. Противостоят агрессивность и пассивность.
143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол, - активность и
самоутверждение.
144. Арки, дуги и своды в листве - скрытность, недоверчивость.
145. Прямые и четкие линии на стволе - решительность, активность.
146. Геометрические фигуры на стволе или листве - тенденция к
систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фигур на дереве.
XV. Разные признаки
147. Тень от дерева на земле - доказательство некоторых тенденций,
которые можно увидеть в самом изображении тени.
148.Отсутствие ветвей - трудность в установлении контактов.
149.Круг в основании ствола - чувствует себя защищенным и в безопасности
только в узком, ограниченном кругу.
В данной интерпретации выбор между различными психологическими значениями признаков осуществляется в ходе сравнения различных рисунков, выполненных одним и тем же испытуемым; при этом само значение признаков в ходе анализа укрепляется, противопоставляется и уточняется. Рассмотрим пример: дерево нарисовано в центральной позиции, т. е. в центре страницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуемых, имеющих систематические привычки. Если это дерево имеет высоту, можно предположить, что сформированные привычки имеют цель освободить. Испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на слабую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсировать ее с помощью успокаивающих привычек.
Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет
некой компенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы,—
вера в себя возможна для него в систематически повторяющихся поступках.
Если линии заострены, то у испытуемого может существовать тенденция к агрессивной критике, более или менее скрытая. Если они расширены, мы можем предположить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет, на что направлена агрессивность (включая самого испытуемого, если линии направлены вниз, т. е. на себя).