Неисполнение государством обязанности обеспечивать реальное действие конституционных прав и свобод индивидов причиняет вред непосредственно этим правам и свободам, а не конкретизирующим их отраслевым правам и свободам индивидов. Так, недостаточное финансирование образовательной сферы снижает уровень общедоступности профессионального образования, значительная часть студентов вынуждена получать высшее образование, оплачивая полностью расходы на свое обучение. Сокращение бюджетного финансирования медицинских учреждений в России влечет за собой недоступность медицинской помощи для малообеспеченных слоев населения, гарантированной Конституцией Российской Федерации.
Неукоснительное соблюдение экологических прав человека является основным критерием эффективной деятельности органов государственной власти. Для защиты законных прав и интересов физических лиц, требуется скорейшее принятие в жизнь Экологического Кодекса, отвечающего общественным потребностям, который бы в полной мере реализовывал конституционные права граждан на благоприятную среду. Важнейшую роль при этом играет четкое закрепление и распределение между федеральными, региональными и органами местного самоуправления функций и полномочий, в практическом осуществлении и реализации экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В условиях глобального экологического кризиса актуальная проблема современного общества – обеспечить безопасные и комфортные условия жизнедеятельности человека. Потребительское отношение общества и человека к природе, урбанизация и неуклонный рост городов, нарастающее усиление антропогенного воздействия на природную среду привели в настоящее время к обострению экологической ситуации, в результате чего истощаются запасы природных ресурсов планеты, загрязняется природная среда обитания диких животных, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, что в конечном итоге - ведет к деградации как физического так и духовного облика человека, обостряя экономическую и политическую борьбу за природные ресурсы, что неминуемо ведет к конфликтной ситуации в целом.
Каждый человек нуждается в благоприятной окружающей среде и ее состояние должно соответствовать потребностям человека, но на практике наблюдается не просто рост экологических правонарушений и преступлений, но и парадоксальная латентность указанных деяний. Все это влияет на состояние общественной безопасности государства, а в ряде регионов РФ выступает фактором политической дестабилизации (акции по закрытию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, пикеты в защиту Химкинского леса и др.)
Экологические преступления причиняют вред не только экономике государства, но и подрывают биологические основы существования человека как вида. Только силами природоохранных, надзорных и контролирующих органов власти минимизировать экологический вред проблематично. В современных условиях необходим – жесткий государственный подход к проблеме загрязнения окружающей природной среды. Согласованные действия всех государственных правоохранительных органов, кардинальное расширение прав общественных экологических организаций в охране и восстановлении естественной среды обитания человека – путь выхода из экологического кризиса. Государство обязано предоставлять поддержку активным группам небезразличных граждан, которые пытаются защищать природу той местности, где они проживают. Анализ руководителя научно института «Проблем укрепления законности и правопорядка» при Генеральной прокуратуре РФ указывает, что «в России сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании экологического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государственного контроля и управления. При росте числа правонарушений и злоупотреблений просматривается линия на затухание судебно-правового реагирования»[16].
В настоящее время Правительство РФ, принимая стратегические шаги в области охраны окружающей среды, в рамках экономических и экологических решений, нарушает основной принцип Конституции РФ статья 72 «Вопросы природопользования находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов». Речь идет о Распоряжения Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-ф «Об отмене границ водоохранной зоны озера Байкал», когда федеральный центр проигнорировал проведение общественных слушаний в субъектах РФ, относящихся к Байкальской природной территории, императивно решив вопросы хозяйственной деятельности тысяч граждан проживающих на берегах озера Байкал.
В современных условиях необходимо усиление роли прокурорского надзора в сфере природопользования, создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами, активное участие природоохранных прокуратур в законотворческой деятельности. Закрепление в Конституции РФ основных экологических прав и свобод человека и гражданина, включая признание и реализация данных прав в повседневной жизни, является неотъемлемым атрибутом правового государства.
Величина вреда, полученного в результате неблагоприятной экологической обстановки определяется с учетом степени утраты трудоспособности потерпевшего гражданина, необходимые расходы на лечение, восстановление здоровья, упущенные профессиональные возможности потерпевшего, а также затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии и других неблагоприятных факторов. Следует учитывать потери, связанные с причинением морального вреда, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией»[17].
Возмещение вреда гражданину осуществляется при его обращении за помощью в учреждения здравоохранения, либо по решению врачебно-трудовой экспертной комиссии и обеспечивается за счет средств социального и медицинского страхования. Для защиты своего права на возмещение ущерба, причиненного здоровью гражданина экологическим правонарушением, заявитель вынужден доказывать свои требования, представляя дополнительный факты причинения вреда здоровью, наличия причинной связи между повреждением здоровья и загрязнением окружающей природной среды, а также причинной связи между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью нарушителя природоохранного законодательства. По существу реальным инструментом защиты нарушенных прав граждан на возмещение вреда здоровью граждан, причиненного экологическим правонарушением, является медико-социальная экспертиза. Потерпевший или его законный представитель имеет право на приглашение любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы. Однако на практике - доказать причинно-следственную связь в указанной сфере - очень трудно и проблематично»[18]. Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения реабилитации. Гражданин обязан обосновывать размеры экологического вреда и сумму компенсации. Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому субъекту судебную защиту его прав и свобод. В соответствии со ст. 12 «Закона об охране окружающей природной среды»: «Граждане имеют право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека». Право гражданина на гражданский иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но, в конечном счете, и всего общества, содействуя тем самым обеспечению режима законности и правопорядка.
Законодательство предоставляет потерпевшей стороне – возможность выбора органа, который может обеспечить защиту нарушенного экологического права. Гражданин может направить обращение вышестоящему государственному органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу или непосредственно в суд и суд не вправе отказать обратившемуся в приеме жалобы на том основании, что она предварительно не рассматривалась в административном порядке. Статья 48 Конституции РФ гарантирует гражданам право на получение квалифицированной юридической помощи. Однако в настоящее время затруднительно участникам экологических правоотношений получить действительно квалифицированную, профессиональную юридическую помощь в вопросах защиты экологических прав. Проблемы состояния окружающей среды и в целом правовая охрана окружающей среды - слаборазвитая область в России, поскольку в практической деятельности ей уделяется второстепенное значение. В сложившихся условиях позитивную роль в получении квалифицированной юридической помощи могли бы оказывать юридические клиники Ассоциации юристов России (АЮР), осуществляющие свою деятельность на безвозмездной основе.
Судебная практика в сфере защиты экологических прав граждан незначительна, особый интерес представляет опыт Европейского Союза, где вопросы охраны окружающей среды являются главенствующими, консолидируя граждан, общественные организации и государство в целом. В зарубежных государствах одной из основных и наиболее распространенных форм защиты экологических прав граждан является право каждого Человека предъявлять гражданский иск о несоблюдении требований экологического законодательства. «С учетом пробелов действующего в данной сфере законодательства, обилия в названных законах бланкетных норм, особенностей экологического вреда, причиняемого здоровью человека (масштабности, невосполнимости, латентности), целесообразно принятие специального Федерального закона «О возмещении вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды», концепция и структура которого предложена М.И. Васильевой.
«Проблемы обеспечения, соблюдения и защиты экологических прав граждан в РФ в практическом плане сейчас далеки от решения. Механизм защиты экологических прав граждан в России находится на начальной стадии формирования. Гражданам РФ важно и необходимо знать, что наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, он имеет право на возмещение потерь, связанных с моральными травмами, или морального вреда»[19].
Для разрешения этих взаимосвязанных проблем необходимо развивать: системы современного экологического законодательства, гражданские инициативы в области охраны окружающей среды, отказавшись от финансирования природоохранных мероприятий по остаточному принципу.
В целом можно сделать вывод о том, что осознана важность природоохранных и природоресурсных проблем с учетом их нарастания, длительности и долговременности. Решение данных проблем во многом определяется политикой государства, пути развития и порядок реализации которой обусловливают направления деятельности уполномоченных государственных органов. Поэтому Конституция Российской Федеацрии, как правило, содержат трехзвенное определение экологической деятельности в отношении взаимодействия государства, общества и природы, включающее охрану окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, грамотное, эффективное и рациональное природопользование.
Однако юридическое закрепление природоохранных и природоресурсных требований не всегда обусловливает их исполнение. Многое зависит от уровня социально-экономического развития государства, проводимой государством политики и идеологии, создания соответствующей системы государственных органов в структуре эффективно действующего механизма государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.
Каждый вид юридической ответственности предопределен предметом и методом соответствующего отраслевого регулирования общественных отношений; в этом смысле конституционная ответственность - не исключение. Другое дело, насколько особыми являются общественные отношения, охватываемые конституционным правом (основы конституционного строя России, взаимосвязь между личностью и государством, федеративные отношения и территориальное устройство государства, основы государственной политики во всех социальных сферах) и, соответственно, предмет и метод их регулирования.
Конституционная ответственность - понятие не только юридическое; если рассматривать ее в позитивном аспекте, то есть как ответственность перед обществом и его индивидами за добросовестное исполнение возложенных обязанностей. Такая ответственность (в отличие от негативной - за уже совершенное общественно порицаемое деяние) неразрывно связана с чувством «морально-правового долга, гражданской позиции, развитого правосознания».
В Конституции России предусмотрена система правовых гарантий экологических прав человека и гражданина. В частности, устраиваются правовые процедуры, в рамках которых может реализовываться охрана таких прав:
- судебная защита прав и свобод;
- право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц;
- право на получение квалифицированной юридической помощи;
- право на компенсирование государством вреда, нанесенного незаконными
действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными
лицами;
- право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все существующие внутригосударственные средства правовой защиты. Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно анализировать положение п. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и условий, организовывающих опасность для жизни и здоровья людей.
Наиболее эффективными механизмами защиты экологических прав граждан являются: возмещение убытков, причиненных жизни, здоровью, имуществу гражданина негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц; компенсация морального вреда; обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.