Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти за нарушение экологических прав




Неисполнение государством обязанности обеспечивать реальное действие конституци­онных прав и свобод индивидов причиняет вред непосредственно этим правам и свобо­дам, а не конкретизирующим их отраслевым правам и свободам индивидов. Так, недоста­точное финансирование образовательной сфе­ры снижает уровень общедоступности про­фессионального образования, значительная часть студентов вынуждена получать высшее образование, оплачивая полностью расходы на свое обучение. Сокращение бюджетного финансирования медицинских учреждений в России влечет за собой недоступность меди­цинской помощи для малообеспеченных сло­ев населения, гарантированной Конституцией Российской Федерации.

Неукоснительное соблюдение экологических прав человека является основным критерием эффективной деятельности органов государственной власти. Для защиты за­конных прав и интересов физических лиц, требуется скорейшее принятие в жизнь Эколо­гического Кодекса, отвечающего общественным потребностям, который бы в полной мере реализовывал конституционные права граждан на благоприятную среду. Важнейшую роль при этом играет четкое закрепление и распределение между федеральными, региональ­ными и органами местного самоуправления функций и полномочий, в практическом осу­ществлении и реализации экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду.

В условиях глобального экологического кризиса актуальная проблема современно­го общества – обеспечить безопасные и комфортные условия жизнедеятельности челове­ка. Потребительское отношение общества и человека к природе, урбанизация и неуклон­ный рост городов, нарастающее усиление антропогенного воздействия на природную сре­ду привели в настоящее время к обострению экологической ситуации, в результате чего истощаются запасы природных ресурсов планеты, загрязняется природная среда обитания диких животных, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, что в конечном итоге - ведет к деградации как физического так и духовного облика человека, обостряя экономическую и политическую борьбу за природ­ные ресурсы, что неминуемо ведет к конфликтной ситуации в целом.

Каждый человек нуждается в благоприятной окружающей среде и ее состояние должно соответствовать потребностям человека, но на практике наблюдается не просто рост экологических правонарушений и преступлений, но и парадоксальная латентность указанных деяний. Все это влияет на состояние общественной безопасности государства, а в ряде регионов РФ выступает фактором политической дестабилизации (акции по закры­тию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, пикеты в защиту Химкинского леса и др.)

Экологические преступления причиняют вред не только экономике государства, но и подрывают биологические основы существования человека как вида. Только силами природоохранных, надзорных и контролирующих органов власти минимизировать эколо­гический вред проблематично. В современных условиях необходим – жесткий государст­венный подход к проблеме загрязнения окружающей природной среды. Согласованные действия всех государственных правоохранительных органов, кардинальное расширение прав общественных экологических организаций в охране и восстановлении естественной среды обитания человека – путь выхода из экологического кризиса. Государство обязано предоставлять поддержку активным группам небезразличных граждан, которые пытаются защищать природу той местности, где они проживают. Анализ руководителя научно ин­ститута «Проблем укрепления законности и правопорядка» при Генеральной прокуратуре РФ указывает, что «в России сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании экологического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государственного кон­троля и управления. При росте числа правонарушений и злоупотреблений просматривает­ся линия на затухание судебно-правового реагирования»[16].

В настоящее время Правительство РФ, принимая стратегические шаги в области охраны окружающей среды, в рамках экономических и экологических решений, нарушает основной принцип Конституции РФ статья 72 «Вопросы природопользования находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов». Речь идет о Распоряжения Правительст­ва РФ от 05.03.2015 № 368-ф «Об отмене границ водоохранной зоны озера Бай­кал», когда федеральный центр проигнорировал проведение общественных слушаний в субъектах РФ, относящихся к Байкальской природной территории, императивно решив вопросы хозяйственной деятельности тысяч граждан проживающих на берегах озера Бай­кал.

В современных условиях необходимо усиление роли прокурорского надзора в сфе­ре природопользования, создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодей­ствия их с территориальными прокуратурами, активное участие природоохранных проку­ратур в законотворческой деятельности. Закрепление в Конституции РФ основных эколо­гических прав и свобод человека и гражданина, включая признание и реализация данных прав в повседневной жизни, является неотъемлемым атрибутом правового государства.

Величина вреда, полученного в результате неблагоприятной экологической обста­новки определяется с учетом степени утраты трудоспособности потерпевшего граждани­на, необходимые расходы на лечение, восстановление здоровья, упущенные профессио­нальные возможности потерпевшего, а также затраты, связанные с необходимостью изме­нения места жительства и образа жизни, профессии и других неблагоприятных факторов. Следует учитывать потери, связанные с причинением морального вреда, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией»[17].

Возмещение вреда гражданину осуществляется при его обращении за помощью в учреждения здравоохранения, либо по решению врачебно-трудовой экспертной комиссии и обеспечивается за счет средств социального и медицинского страхования. Для защиты своего права на возмещение ущерба, причиненного здоровью гражданина экологическим правонарушением, заявитель вынужден доказывать свои требования, представляя допол­нительный факты причинения вреда здоровью, наличия причинной связи между повреж­дением здоровья и загрязнением окружающей природной среды, а также причинной связи между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью нарушителя приро­доохранного законодательства. По существу реальным инструментом защиты нарушен­ных прав граждан на возмещение вреда здоровью граждан, причиненного экологическим правонарушением, является медико-социальная экспертиза. Потерпевший или его законный представитель имеет право на приглашение любого специалиста с его согласия для уча­стия в проведении медико-социальной экспертизы. Однако на практике - доказать при­чинно-следственную связь в указанной сфере - очень трудно и проблематично»[18]. Ме­дико-социальная экспертиза устанавливает причину и степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения реабилитации. Гражданин обязан обосновывать размеры экологического вреда и сумму компенсации. Статья 46 Конститу­ции РФ гарантирует каждому субъекту судебную защиту его прав и свобод. В соответст­вии со ст. 12 «Закона об охране окружающей природной среды»: «Граждане имеют право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объ­ектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здо­ровье человека». Право гражданина на гражданский иск в качестве универсального юри­дического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но, в конеч­ном счете, и всего общества, содействуя тем самым обеспечению режима законности и правопорядка.

Законодательство предоставляет потерпевшей стороне – возможность выбора орга­на, который может обеспечить защиту нарушенного экологического права. Гражданин может направить обращение вышестоящему государственному органу местного само­управления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу или непо­средственно в суд и суд не вправе отказать обратившемуся в приеме жалобы на том осно­вании, что она предварительно не рассматривалась в административном порядке. Статья 48 Конституции РФ гарантирует гражданам право на получение квалифицированной юридической помощи. Однако в настоящее время затруднительно участникам экологиче­ских правоотношений получить действительно квалифицированную, профессиональную юридическую помощь в вопросах защиты экологических прав. Проблемы состояния ок­ружающей среды и в целом правовая охрана окружающей среды - слаборазвитая область в России, поскольку в практической деятельности ей уделяется второстепенное значение. В сложившихся условиях позитивную роль в получении квалифицированной юридиче­ской помощи могли бы оказывать юридические клиники Ассоциации юристов России (АЮР), осуществляющие свою деятельность на безвозмездной основе.

Судебная практика в сфере защиты экологических прав граждан незначительна, особый интерес представляет опыт Европейского Союза, где вопросы охраны окружаю­щей среды являются главенствующими, консолидируя граждан, общественные организа­ции и государство в целом. В зарубежных государствах одной из основных и наиболее распространенных форм защиты экологических прав граждан является право каждого Че­ловека предъявлять гражданский иск о несоблюдении требований экологического законо­дательства. «С учетом пробелов действующего в данной сфере законодательства, обилия в названных законах бланкетных норм, особенностей экологического вреда, причиняемого здоровью человека (масштабности, невосполнимости, латентности), целесообразно приня­тие специального Федерального закона «О возмещении вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды», концепция и структура ко­торого предложена М.И. Васильевой.

«Проблемы обеспечения, соблюдения и защиты экологических прав граждан в РФ в практическом плане сейчас далеки от решения. Механизм защиты экологических прав граждан в России находится на начальной стадии формирования. Гражданам РФ важно и необходимо знать, что наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, он имеет право на возмещение потерь, связанных с мо­ральными травмами, или морального вреда»[19].

Для разрешения этих взаимосвязанных проблем необходимо развивать: системы современного экологического законодательства, гражданские инициативы в области ох­раны окружающей среды, отказавшись от финансирования природоохранных мероприя­тий по остаточному принципу.

В целом можно сделать вывод о том, что осознана важность природоохранных и природоресурсных проблем с учетом их нарастания, длительности и долговременности. Решение данных проблем во многом определяется полити­кой государства, пути развития и порядок реализации которой обусловливают направления деятельности уполномоченных государственных органов. Поэтому Конституция Российской Федеацрии, как правило, содержат трехзвенное определение экологической деятельности в отношении взаимодействия государства, общества и при­роды, включающее охрану окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, грамотное, эффек­тивное и рациональное природопользование.

Однако юридическое закрепление природоохранных и природоресурсных требований не всегда обу­словливает их исполнение. Многое зависит от уровня социально-экономического развития государства, про­водимой государством политики и идеологии, создания соответствующей системы государственных органов в структуре эффективно действующего механизма государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.


Заключение

 

Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.

Каждый вид юридической ответственности предопределен предметом и методом соответствующего отраслевого регулирования общественных отношений; в этом смысле конституционная ответственность - не исключение. Другое дело, насколько особыми являются общественные отношения, охватываемые конституционным правом (основы конституционного строя России, взаимосвязь между личностью и государством, федеративные отношения и территориальное устройство государства, основы государственной политики во всех социальных сферах) и, соответственно, предмет и метод их регулирования.

Конституционная ответственность - понятие не только юридическое; если рассматривать ее в позитивном аспекте, то есть как ответственность перед обществом и его индивидами за добросовестное исполнение возложенных обязанностей. Такая ответственность (в отличие от негативной - за уже совершенное общественно порицаемое деяние) неразрывно связана с чувством «морально-правового долга, гражданской позиции, развитого правосознания».

В Конституции России предусмотрена система правовых гарантий экологических прав человека и гражданина. В частности, устраиваются правовые процедуры, в рамках которых может реализовываться охрана таких прав:

- судебная защита прав и свобод;

- право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц;

- право на получение квалифицированной юридической помощи;

- право на компенсирование государством вреда, нанесенного незаконными
действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными
лицами;

- право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все существующие внутригосударственные средства правовой защиты. Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно анализировать положение п. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и условий, организовывающих опасность для жизни и здоровья людей.

Наиболее эффективными механизмами защиты экологических прав граждан являются: возмещение убытков, причиненных жизни, здоровью, имуществу гражданина негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц; компенсация морального вреда; обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: