Задание: изготовить анималистическую скульптуру (статуэтка, высота не более 15 см), народную или авторскую игрушку (на выбор студента) изготовление модели (пластилин) или самой работы (глина).
Цели и задачи: Подглазурная роспись оксидами или чистыми красящими веществами с последовательным покрытием глазури дает глине то качество, которое намечает конечный завершенный внешний вид и обеспечивает изделию из керамики плотность. Нанесение глазури и последовательный обжиг – конечная фаза изготовления гончарного изделия и самый ответственный момент в творчестве гончара. Ошибки, допущенные во время этих процессов, уже невозможно исправить.
На основе утвержденного композиционного решения студенты выполняют в материале анималистическую статуэтку. Выбор тематики задания свободен – домашние и дикие животные, птицы, рыбы и тому подобное.
Выполняя задание студенты должны почувствовать технологические особенности керамического материала.
Требования к выполнению работы:
Работа должна быть выполненная в материале. Студент находит характерные черты модели, типичные движения и на этой основе создает образ животного.
Работа ведется поэтапно:
1. Изготовления модели или самой работы (если это модель, то выполняют из пластилина. Если сама работа, то гончарная глина, майолика, шамотная масса и др.)..
2. Сушка и обработка.
3. Обжиг №1
4. Подглазурная роспись керамическими красками, солями, эмалями, поливами.
5. Обжиг №2
Подглазурная роспись. При подглазурной технике росписи декор наносят на неглазурованную поверхность керамического изделия, после чего его глазуруют, а затем подвергать политому обжигу. В этом случае специальный декоративный обжиг не проводится (за исключением дополнительной росписи золотом).
|
Существует несколько способов ведения подглазурной живописи. Наиболее распространенный из них – живопись по черепку (этот вид живописи наиболее характерен для фаянса) является подглазурной росписью, в которой краски наносятся на подсушенное изделие. Роспись по сырому материалу чаще делают водяными растворами солей тяжелых металлов. Соли-растворы наносятся на необожженную поверхность изделия (сухого материала) с помощью кисти. На вид соли почти бесцветные, потому для облегчения в работе к ним добавляют немного анилиновых или других красителей (чернило, акварельные краски), которые во время обжига должны иметь способность выгорать, а цвет соли, напротив, проявляться. После нанесения декора на сухой материал его обжигают на утиль, а затем глазуруют и обжигают еще раз.
В результате обжига солей выходят очень нежные оттенки, которые дают рисунки слегка расплывчатые. Для солей характерные: голубой, сероватый, розовый, бледно коричневый, светло-зеленый оттенки.
Такой вид росписи применяют главным образом в соединении с надглазурной росписью, он дополняется росписью золотом.
Соли-растворы возможно также наносить на утильное (неглазурованное обожженное) изделие, которое после покрытия глазурями подвергается политому обжигу. Но при этом художественный эффект выходит менее интересный, потому что живописный рисунок просматривается более жестко сквозь глазурь, исчезает нежность тона. Роспись солями более распространена на фаянсе, чем на фарфоре.
|
Стоит учесть, что декор, нанесенный солями по сырой глазури, дает более яркую, сочную роспись. Это можно объяснить тем обстоятельством, что изделия, декорированные таким способом, не проходят многократный процесс обжига, и выгорание красок исключено.
На фарфоровых изделиях подглазурную живопись применяют реже, чем надглазурную из-за высокой температуры политого обжига, что могут выдержать не все краски.
В сравнении с надглазурной подглазурная живопись долговечнее, потому что сохраняется под слоем стекловидной глазури. Контур рисунка образуется более мягкого звучания, слегка расплывчатый. Подглазурную живопись можно вести как по предварительно подготовленном карандашном контуре рисунка, так и сразу кистью.
Рекомендуемая литература:
1. Акунова, Л.Ф. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий / Л.Ф. Акунова, С.С. Приблуда. – М., Высшая школа, 1979.
2. Балкевич, В.А. Технология керамики / В.А. Балкевич. – М.: Стройиздат, 1984.
3. Магомед Буганбаев. Гончарное ремесло. Керамика / Магомед Буганбаев. – Ростов н/Дон, Феникс, 2000.
4. Долорос Рос. Керамика (техника, приемы, изделия) / Долорос Рос. – М.: АСТ - Пресс книга, 2003.
5. Шорохов, Е.В. Основы композиции / Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1979.