Они имели корыстолюбие, т.-е. устроили свое священство на деньгах, и больше всего они имели корыстолюбия в головах своих.




БЕСЕДЫСТАРООБРЯДЦЕВ

 

Л.Ф.Пичугина,

представителя беспоповцев поморского брачного согласия,

и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина,

представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию,

7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.

Издание Совета Поморских соборов и Союза Старообрядческих начетчиков.

 

 

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ.

 

Настоящия беседы, происходившия 7—10 мая сего 1909 года в Москве, в большом зале Политехническаго музея, печатаются по стенографическим записям, сделанным во время бесед. Записи проверены и скреплены подписями, собеседников: Л. Ф. Пичугина, Ф. Е. Мельникова и Д. С. Варакина. На беседах 7-го и 9-го мая председательствовал представитель старообрядцев Белокриницкой иерархии М. И. Бриллиантов, молитвы перед этими беседами и по окончании их исполнял хор второй московской общины старообрядцев-поморцев, приемлющих брак. На беседах же 8-го и 10-го мая председательствовал представитель безпоповцев брачнаго согласия, И. И. Зыков, молитвы на этих беседах исполнял хор храмов Рогожскаго кладбища. Условия бесед были заранее выработаны собеседниками. Обе стороны пользовались совершенно равными правами. Было установлено, что каждыи собеседник должен говорить речь не более 30-ти минут, таких речей на каждаго собеседника приходилось по четыре, пятая речь собеседника, начинающаго беседу, должна быть не более 20-ти минут, последняя речь заканчивающаго собеседника не должна превышать 10-ть минут. Условия эти выполнялись точно.

Настоящий стенографический отчет о беседах печатается по взаимному соглашению собеседников и на средства обеих сторон: совета поморских соборов и союза отарообрядческих начетчиков.

 

Секретарь собора поморцев и совета московской общины старообрядцев-поморцев, приемлющих брак

Н. Ануфриев.

Товарищ председателя союза старообрядческих начетчиков

Ф. Мельников.

 

 

СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРВОЕ

 

О БЕЛОКРИНИЦКОЙ ИЕРАРХИИ

 

7-го мая 1909 г.

Председательствует М. И. Бриллиантов.

 

Председатель. — Позвольте объявить собранию, что перед началом беседы, которая принадлежит поморцам, хор исполнит молитву. (Поется молитва).

Позвольте доложить собранию, что всех бесед назначено 4. Пер­вая беседа будет о старообрядческой Белокриницкой иерархии сегодня, завтра будет беседа о перекрещивании поморцами еретиков, крещеных во Святую Троицу, в три погружения, 9-го будет беседа о пророках и об антихристе и затем. 10-го будет беседа: пребудет ли в Церкви Христовой до второго Христова пришествия жертвоприноше­ние и священство. На сегодняшней беседе выступят два докладчика: со стороны приемлющих священство Ф. Е. Мельников и со стороны старообрядцев-поморцев брачного согласия Л. Ф. Пичугин. Каждая речь собеседников будет продолжаться по 30 минут, как это установлено сторонами по взаимному соглашению. Поэтому наша по­корнейшая просьба к публике — во время речей собеседников вести себя как можно скромнее, чтобы собеседники могли свободно объ­ясняться, чтобы публика все их слова точно слышала и уже потом произнесла свой внутренний приговор, вынесла свое заключение. Также позвольте от лица всех здесь присутствующих обратиться и к вам, господа собеседники, чтобы в настоящую историческую минуту беседа велась вами, не как врагами, а как братьями, потому что мы все — братья-старообрядцы. Мы желали бы, чтобы эта беседа была покрыта любовью, чтобы каждый член относился к своему противнику, как к брату. Пусть это будет спор домашний. Пусть все выслушают собеседников и убедятся, на чьей стороне находится истина.

 

Л. Ф. Пичугин. Сто восемьдесят лет старообрядческая Церковь, именуемая поповской, а в настоящее время Белокриницкой, не имела своего рукоположения, т.-е. почти два полных века. Следовательно, не имела она и той связи с Церковью Христовой и священством, которая дана на Сионской горнице Исусом Христом. Мы, старообрядцы, име­нуемые безпоповцы, приемлющие законный брак, не отвергаем их священство, как бы не нужное, и хотели бы с ним соединиться, если бы оно было законное, но мы находим, что священство это произошло не от рукоположения древней Церкви, а произошло от церкви еретиков. Здесь, мои дорогие слушатели, я должен взять Божественное писание, которое каждого христианина предостерегает, дабы он, в последнее время, находясь во исповедании веры Христо­вой, не мог заблуждаться или в священстве, или в других каких-либо вопросах веры. Вот "Книга о Вере", где говорится о последнем времени, в котором, к несчастью нашему, мы живем.

"Аще убо мудрый, то от вещивину познавает, якоже се: от овощия доброе, или злое древо познано бывает. Всяко же, аще не всякому дается от вещи, познати злую причину, точию самому мудрому, яко да не погрешит кто в том, вину от неяже в дело произыде, в кратце предложити ми надлежит" (гл. 23, л. 203, об.).

Всякий человек постигает предмет по факту, но не всякий способен разгадать пророческое писание и указать истинный путь.

"Аще и известно, яко злыя птицы, просто рещи, зло есть яйцо, не всяк же его познает от скорлупы, но от того, еже под скорлупою" (л. 204).

Ибо познать суть тайны дано не всякому.

"Зде Христовы словеса, православныи читателю, истинно исполнилися, иже в божественном евангелии описаны суть" (л. 215).

Божественное писание говорит здесь, что Христовы словеса истин­но "исполнились", а не "исполнятся". Какие же словеса, дорогие слуша­тели, исполнились? Следующие:

"Тогда соблазнятся мнози и друг друга предадят, и возненавидят друг друга, и мнози лжепророцы востанут, и прельстят многия" (Матф. зач. 98).

Что это за соблазн? А соблазн произошел у нас в 1666 году и в последующем, 1667-м. Мы все, русские, составляли одну православную Церковь, одного имели Бога-Отца, одну Матерь св. Церковь. Но, как говорит и история, с 1666 г. мы поделились на различные толки и согласия. Так вот об этом Божественное писание и говорит:

"Тогда соблазнятся мнози".

Старообрядцы, не желая погибнуть, пошли своим путем. Часть осталась без священства, а часть посомневалась остаться без свя­щенства и пошла отыскивать его. "И возненавидят друг друга", что и было на деле. Явились лжепророки именуемые, которые толкуют священное писание ложно. "Претерпевый до конца, той спасен будет". Я прочитал слова Спасителя, теперь возникает вопрос: Кто же из двух сторон терпит нужду: поповцы или мы, безпоповцы?

Писание говорит: разве вы не видите, что в данное время уже явились лжепастыри и лжепророки.

"Или не поведают быти зде и онде Христа?" (л. 215).

Христос един, а заменяющие Христа, — это есть епископы. Разве вы не слышите, что и там и тут — проповедуют Христа, то-есть священство.

"Или не являют его в драгих чертозех, и в светлых одеждах, во множестве богатств, и во временных наслаждениях, в надписании истинной церкви?"

Дорогие чертоги, это — украшенные золотом церкви, светлые одежды, это — парчевые ризы. Множество богатств, это богатые церкви и временное наслаждение... Полагаю, эти слова всякий поймет. Каждая церковь старается установить, что только она одна православна. Но, дорогие слушатели, Церковь одна. Христос основал Церковь едину. А в данное время создалось много церквей и много священства. Следовательно, и в вопросе о священстве, можно войти в полнейшее заблуждение, если только не обращать внимания на Божественное писание, как на основание.

"Или не приидоша на расхищение и на разгнание малаго христова стада душепагубныя волки, во одеждах овчих, сиречь, яко и правовернии хранящии чины".

Это сказано о епископах и пресвитерах—еретиках, под именем Христа обольщающих людей...

"Тем же духовенства величаются чином, тоже умышляют с беззаконноживущими отступление".

Нужно поднять завесу с современного священства, и тогда всякий узнает, что эта церковь не Христова. Спаситель сказал:

"Тогда сущии во Иудеи да бежат на горы".

"Иудея", в переносном смысле; означает "исповедание". "Го­ры" — пророческие писания, а потому и советуется: во время соблазнов верующие люди да прибегают к писанию, а не к лицам. Ибо, кроме Божественного писания, познать прелесть невозможно. Почему всякий правоверующий, когда увидит отступление, может итти только к тому пути, который проповедовали пророки, апостолы и все Боже­ственное учение.

"На сие евангельское место, Златоуст святый толкование творит сими словесы. Иже суть во христианстве, да прибегают к писанию. Ибо от того времене, егда ереси церковь возмущати начаша, ни единаго иного истиннаго христианскаго прибежища, иже правость веры хотят познати; кроме Божественнаго писания имети не могут. Прежде бо мнози образи быша, к познанию истинныя христовы церкве, и поганских синагог, сиречь соборищ. А ныне ни каковым иным образом познати можем, кая бяше истинная церковь, разве точию от писания".

Смертный человек всегда ошибается, но если будет обращать серьезное внимание на Божественное писание, то не ошибется. Было прежде много образов к познанию веры, были знамения и чудеса и много чудотворцев. В наше время уже их больше нет, нет и познания истинной Христовой Церкви, кроме писания, так как, что положено в Христовой Церкви, то все имеют и еретики и никоим иным образом мы познать не можем, какая Церковь истинно Христова, как чрез писание.

"И сие чесо деля; Понеже вся вещи, иже суть свойственне, и истинно христовы, и еретицы имут в раздрании, подобныя имут церкви. Такожде святаго писания, подобныя епископы, и иныя в духовном чину клирики, подобное крещение, подобныя святости (на поле: безкровныя жертвы), и ины вещи вси наипаче же самого Христа. Хотя же познати кто кая бы бяше истинная Христова церковь" (л. 216).

У еретиков имеются епископы, священники и прочие клирики; имеется также подобное крещение, не развратное беззаконное крещение, а подобное истинной Церкви крещение. Имеют и подобные же безкровные жертвы.

"Откуду познати ю имать в таковем подобенства мешании; разве точию от писаний".

Кто бы был в состоянии разобрать и проверить, кто истинный епископ и кто еретик? Подняв эту завесу лицемерия, только и можно познать примером святого писания, какое это священство, Христово или еретическое.

"Прежде бо Христова церковь познаваема бяше, егда сообщение всех, или многих христиан бяше святое, иже у нечестивых не обреталося".

Первенствующая Церковь познавалась по тому общению, которое было в сей Церкви. Тогда и познавали, что это Христова Церковь, а кто в этом общении не был, то тот был и не Христов. Но такого единения тогда у нечистых не обреталося...

"А ныне таковыми же яко еретицы и нечестивии, или и гор­шими быша христиане, зане у них большее обретается воздержание, аще и вразорвании, нежели у христиан. Кто же хощет познати кая бяше христова церковь, от куду ю познати имамы, не ежели от святаго писания. Ведая вся сия Господь, яко таковое будет в последния дни смятение, повелевает, яко иже суть христиане хотящии в правду во христианстей вере утвердитися, ни к чесому же иному дабежат, точию к писанию, аще бо на ино что взирати будут, соблазнятся и погибнут, не разумеюще кая бы была истинная христова церковь".

Последними словами говорится, если кто будет на Церковь смотреть по наружности, как-то на благолепие, священство и жертвы, а не на догматы и веру, тот соблазнится и погибнет.

Как я вам объяснил, дорогие слушатели, смятение случилось по вере при патриархе Никоне в 1666 г., это было предусмотрено писанием. "Книга о Вере", гл. 30, лист 271.

"А по исполнении лет числа, тысящи шести сот шестидесяти шести, не непотребно и нам от сих вин опасение имети да не некое бы что зло пострадати, по преждереченных, исполнения писания свидетельств (ниже), аще кто достигнет тех времен, на брань с самым дияволом".

Дорогие слушатели, я сделал это вступление, чтобы выяснить вам, что пришло такое время, когда священство совершенно пало в ереси. Белокриницкое священство, о котором идет беседа, появилось только в 1846 году, так как я сначала сказал, что у поповцев своего священства не было 180 лет. Наши предки, которые стояли за старую веру, за старые обычаи и предания Церкви, все отреклись от священства, посвящаемаго от патриарха Никона, и церкви, в которой служили по указанию патриарха Никона, и тех священников, которые произошли от того же патриарха. Вот слова царя Алексея Михайло­вича, его приветствие собору 1666 г. Он говорит:

"Яже услывше мы и прочетше, абие бого-наставлением познахом диаволе быти семя, сицевая хулы содержащее: яко нынешняя церковь несть Церковь, тайны божественныя не тайны, крещение не крещение, архиереи не архиереи, писания лестна, учение неправедное, и вся скверна и не благочестна". (Соборн. Деян. 1666 г., стр. 11).

Так говорили наши общие предки, державшиеся староверия и старых обычаев, когда еще не было деления на поповцев и безпоповцев и других подразделений на различные толки. Таково было мнение о еретической церкви первых предков, дорогие слушатели, державшихся за староверие. Таким образом, священство моих почтеннейших собеседников не имеет под собой почвы, той свя­щенной связи, того рукоположения, которое дано Спасителем Христом непосредственно святым апостолам, ибо рукоположение с 1666 года прекратилось, так как вера древнего священства изсякла. В древней церкви, церкви иудействующей, также на целых 70 лет прекращалось жертвоприношение и церкви в Иеросалиме не существовало. Бог предварительно послал пророка Иеремию сказать евреям, что церковь будет разрушена и самое жертвоприношение, но только это наказание от Бога будет продолжаться не более 70 лет; пройдут 70 лет и Бог возстановит и церковь и жертвоприношение тем же путем, как Он дал их в пустыне Синайской. Тогда Бог дал ветхозавет­ной церкви небесный огонь для всесожжения жертвоприношений, чтобы этот огонь на олтаре поддерживался от начала и до конца дней, доколе будет существовать церковь иудейская. Огонь ветхозаветной церкви, несомненно прообраз благодатного огня, сшедшего на свв. апостолов Святого Духа, в виде огненных язык, как об этом по­вествуется в деяниях свв. апостол, гл. 2. Таким действием Дух Святой дал апостолам хиротонию, — как бы рукоположение. Там огонь был сокрыт на 70 лет, а здесь, у поповцев, огонь был сокрыт на 180 лет. Там огонь снова нашли, и именно тот, который был сокрыт пророком Иеремиею. А пусть мой собеседник скажет, в каких лицах епископов был сокрыт и у них огонь хиротонии? В лице епископа Павла Коломенского, или в лице других иерархов? или они взяли чужой огонь. Это сравнение я подтверждаю Священным писанием, 2-я книга Маккавейская, гл. I-я:

"Ибо егда в Персиду ведяхуся отцы наши, тогда жерцы боя­щиися Бога, взяша от огня олтарнаго и тайно скрыша в дол кладезя, чин имеюща безводный. И в нем заключиша, яко же всем неведомо быти место".

Богу было благоугодно послать пророка, чтобы он взял с алтаря тот священный огонь, который Он дал в пустыне Синая, и отнес в сокровенное место, где он должен лежать 70 лет.

"Егда же проминуша лета многа и угодися Богу, да послется Неемия от царя персидска, внуцы жерцов съкрывших посла к взысканию огня".

И когда потребовался огонь для олтаря, Бог послал искать тот огонь, который сокрыл, который дал, а не чужой.

"И тако поведаша нам не обретоша огня, но воду тучну".

Где была положена стихия огня, там эта огненная стихия превратилась в другую стихию — влагу, но тот же огонь.

"И повеле им черпати и принести себе, и жертвы иже направле беша повеле жерцем Неемия покропити водою дрова и полежащая. Якоже бысть и время прежде егда солнце восия первие на облаце сущи, и возжеся огнь велик, яко дивитися всем".

Таким образом, из прочтенного писания видно, что ветхо­заветная церковь, хотя и была в плену, хотя и не имела олтаря, хотя и не имела жертвоприношения, но у ней огонь был сокрыт на 70 лет. По возвращении из плена, когда построили храм и олтарь, когда понадобился им огонь для сожжения жертвоприношений, они не пошли в языческое капище за огнем, но отыскали тот огонь, который зарыт был руками жрецов. А что этот огонь соответствует благодатной степени огня Святого Духа — хиротонии, я подтверждаю словами писания. "Деяние свв. Апостолов", толкование, зач. 2, лист 11 оборот.

Сущее: "И явишася им разделени языцы яко огнени. Седе же на едином когождо их и исполнишася вси Духа Свята". Толкование Севериана епископа: Почто же паки на главу сниде Святый Дух; понеже апостолы рукоположение прияша, еже быти всей вселенной учителие".

Как видите, это рукоположение Святого Духа. Дух Святой сошел на апостолов в день 50-й и на каждом отдельно был огненный язык. Что это означало? По толкованию Севериана святого. "Притом же, сошедший на апостолов огнь не палит, а освещает и просвещает". А что это означает — освещение и просвещение, из­вольте прослушать.

"Прияша бо от Спаса Исуса Христа рукоположение еже быти апостолы, не точию во июдеи, но и во всей вселенней".

Почему огненный язык не пришел в уста апостольские, а на главу?

"Почто убо языки воустех своих не прияша, но на главы? подобно яко не в языце, сиречь, соестественный орган дается Дух Святый, да не мнят яко своими боки или своими усты глаголют, якоже неимяху, но благодатию Святаго Духа".

Пусть не думают апостолы, что они от собственной своей воли и от собственной своей силы говорили иными языки. А говорили они от той Божественной силы, которую им дал Дух Святой наверх главы, где почиет ум.

"Дух же Святый сошед, рукоположи апостолы всей вселен­ней и аще не быша прияли Духа Святаго благодати, не бысть по­дано им апостольство всего мира (ниже). Начало убо от Спаса прияша апостолы, конец, сиречь, совершение пришествием Святаго Духа".

Я уже сказал, что ветхозаветный огонь, данный в Синайской пустыне, в переносном смысле в новоблагодатной вере означает хиротонию. Сравнение получилось достаточно ясное, ветхозаветная цер­ковь лишалась огня на 70 л., а Церковь моих собеседников, лиша­лась огня-рукоположения на 180 лет. Если у вас не было рукоположения, то ваша церковь была вдова. Пребывая вдовой, с кем она порождала духовных чинов? Со Христом или с чуждым Ему лицом? Если со Христом, то вы должны будете показать нам преем­ственную хиротонию; если же хиротонии у вас не было, то священники ваши и все епископы рождались не от построенного Христом порядка, обычая и Церкви, а от духовного любодеяния с еретиками. Не забы­вайте того, что ветхозаветная церковь при возстановлении олтаря и жертв отыскала тот же огонь, который Бог ей дал в пустыне Синайской. Теперь скажите мне, наконец, почтеннейший мой собеседник: откуда вы взяли митрополита Амвросия, от Христовой Цер­кви, или от церкви антихриста? Вопрос поставлен ясно, я предоставляю слово вам.

 

Председатель. — Братья, обязанность председателя следить за порядком и точным ходом беседы. Поэтому я покорнейше прошу от имени всех здесь присутствующих наших собеседников, чтобы они читаемое от своего собственного объяснения отделяли бы, как можно точнее и яснее, чтобы публика понимала, что читается из книги и что объясняется собственными словами. Какие меры примут для этого гг. собеседники, это — их дело; но желательно было бы, чтобы объясняемое ими отделялось от прочитанного в книгах.

 

Ф. Е. Мельников. Вопрос о старообрядческой иерархии, так называемой Белокриницкой, в последнее время приобретает особое зна­чение. Старообрядцы, получив религиозную свободу, стали соби­раться, и очень часто, на свои всероссийские соборы и съезды. На этих съездах и соборах выразилось сильное желание старообрядцев объединиться в одно целое, — в одну Церковь. Старообрядцы сознают, что старообрядчество может развиваться и укрепляться только при внутреннем своем согласии, при внутреннем единстве. Но для того, чтобы всем старообрядцам объединиться в одну семью, необходимо иметь центр, около которого сгруппировались бы все старообрядческие разветвления. Необходимо иметь руководящее начало, которое в себе объединило бы все старообрядческие разно­гласия. По нашему сознанию, по сознанию людей, приемлющих священ­ство, таким центром может быть только старообрядческая иерархия. Только она в себе может возсоединить все старообрядческие разветвления, и тогда совершится великое святое дело — единство во Христе.

Последние года старообрядческая история полна примирительными актами; но это примирение идет только в той среде, которую обнимает Белокриницкая иерархия. И здесь почти закончилось это при­мирение. Мне думается, что наступает момент, когда и далекие от нашей иерархии разветвления, те старообрядческие безпоповские со­гласия, которые по своему внутреннему устройству и по своей обста­новке, сложившейся исторически, кажутся как бы далекими от нас, войдут с нами в полное единство. Веря этому, мы с большою радостью, с огромнейшим счастьем приняли предложение безпоповцев, съехавшихся сюда, в Москву, на собор, — провести с ними несколько собеседований. Они нам писали: "Наше общество находит необходимым изследовать путем бесед с вами те канонические вопросы, которые разделяют наши церкви. Для сего просим вас избрать из среды своей тех, которым подобает вверить это дело оправдания вашего, и да изследуют они вместе с избранными от нашего собора мирно и кротко все подлежащее вопрошению и отделяю­щее вас от нашего общения, да с помощью Господа Бога нашего явится истина всем ищущим ее, дабы немощные и несведущие души не погибли в незаконном разделении". Мы, с своей стороны, приняв это предложение, сочли за счастье раскрыть наши основания перед всем собором съехавшихся сюда, в Москву, поморцев. Пусть они увидят: кто виновен в существующем у старообрядчества разделении. Нашу радость подкрепило еще то обстоятельство, что сюда, на собор поморцев, съехались лучшие начетнические силы безпоповцев. Перед вами должны раскрыться в полной красоте и силе все основания безпоповства, и все, что ими будет сказано сегодня и вообще на всех наших беседах, назначенных здесь, в Москве, это будет все, что возможно сказать против нашей иерархии. Мы, с своей стороны, предложили-было назначить до 20 бесед, но потом оказалось, что наши собеседники могут провести только 4 беседы. Мы с радостью взялись и за это. Сегодня наши собеседники должны будут указать, что же разделяет их от нашей иерархии.

Мы выслушали первую речь Л. Ф. Пичугина. Все ее построение заключается в том, что старообрядчество, лишившись в 1666 году епископов, — священства, как выражается Пичугин, не могло уже иметь священной иерархии, что с того времени должно быть только одно безпоповство. А поповство уже не может никоим образом "возстановить" в себе иерархию, потому что у него нет рукополагателей, все они уклонились в ересь. Вот основная мысль моего собеседника. Вот коренное обвинение старообрядческой иерархии. Ста­вится вопрос: откуда же у нас взялась иерархия, откуда взялись архиереи, когда 180 лет в среде старообрядцев не было рукополагателей?

В своем вступительном слове мой собеседник прочел 215—216 лист книги "О Вере". Начну с этих листов и я свои возражения, свои объяснения. Здесь, действительно, говорится, что познавать Церковь возможно никоим образом, как только по писанию.

"Иже суть во христианстве, да прибегают к писанию. Ибо от того времене, егда ереси Церковь возмущати начаша, ни единого иного истиннаго христианскаго прибежища, иже правость веры хотят познати; кроме божественнаго писания имети не могут. Прежде многи образи быша, к познанию истинныя Христовы Церкве, и поганских синагог, сиречь соборищ. А ныне ни каковым иным образом познати можем, кая бяше истинная Церковь, разве точию от писания. И сие чесо деля; понеже вся вещи, иже суть свойственне, и истинно Христовы, и еретицы имут в раздрании, подобныя имут церкви. Такожде святаго писания, подобныя епископы, и иныя в духовном чину клирики, подобное крещение, подобныя святости, и ины вещи вси наипаче же самого Христа" (Кн. "О Вере", гл. 23, лист 215 об. и 216).

Мне думается, что это самое место, которое прочел как бы против нас мой собеседник, и говорит в защиту нашей старо­обрядческой иерархии. Здесь с особой решительностью, с особой ясностью сказано, что еретики имеют в раздрании "и с т и н н о - Х р и с т о в ы в е щ и". Откуда же эти вещи к ним перешли? Дальше же говорится, что эти вещи взяты ими от Церкви Христовой и потому, что они взяты от Церкви Христовой, что они имеют преемственную связь с Церковью, они и считаются действительно вещами истинно-Христовыми. Спрашивается: если эти вещи, эти лица (епископы), "кли­рики", как здесь сказано, возвращаются снова в православную Цер­ковь, то возможно ли их принимать, как действительных епископов, священников, или считать просто мирянами? И вообще, — возможно ли, чтобы заблуждающиеся епископы могли возвратиться вновь в право­славную Церковь?

На этот вопрос дает ответ св. Иоанн Златоуст. В письмах к Олимпиаде он говорит: "Господь у нас не опережается затруд­нительностью обстоятельств, даже е с л и в с е в п а д а е т в с о с т о я н и е к р а й н е й г и б е л и, — так как Ему возможно поднять упавших, вывести на дорогу заблудших, исправить подпавших соблазну, исполненных безчисленных грехов освободить от них и сделать праведными, оживотворить лишенных жизни, разрушенное до основания сделать очень блестящим, очень великолепным, и обветшавшее, устаревшее обновить. Ведь если Он делает, что рождается то, чего не было, и тому, что нигде и никак не было замечаемо, — не являлось, охотно дарит бытие, то г о р а з д о с к о р е е О н п р и в е д е т в п о р я д о к — и с п р а в и т с у щ е с т в у ю щ е е и п р о и с ш е д ш е е" ("Письма к Олимпиаде", стр. 15).

В Церкви всегда живет Христос и, по нашей вере, Он настолько всесилен, всемогущ, что может и тех, кто впал в заблуждение, как утверждает Златоуст, снова возвратить к Церкви, тех, которые упали, поднять снова. Если бы оказалось, что Церковь даже разрушена вся до основания, то Господь имеет возможность и обветшавшее сделать блестящим, устаревшее сделать как бы обновленным. Вот взгляд Златоуста, это мнение святых отцов, и это — наша точка зрения. Мы говорим, что если уклонились все епископы, то от этого Христос не стал безсилен. Он может возвратить этих епископов, иерархов, и снова все пойдет своим порядком.

Но, говорят, ведь были же случаи в древней ветхозаветной Церкви, что святой огонь на 70 лет как бы потух, и пришлось обращаться израильтянам не к внешней церкви, к языческой, для того, чтобы возгорался этот огонь, но в себе внутри этот огонь возжечь; пусть этот огонь будет из воды, из грязи, но все таки он из своего нутра. О святом огне очень ясно говорится у святого Амвросия Медиоланского.

"Сей огнь есть подлинно огнь священный, сходивший на жертвоприношения в прообразование будущаго отпущения грехов. Сей убо огнь сокрывается, во время же свободности открывается, и хотя переменяется в вид воды, однако сохраняет свойство огня, и пожигает жертву. Не удивляйся, егда читаеши, яко Бог рече: Аз есмь Бог потребляя и инде: Мене оставиша источника воды живы. С а м т а к о ж д е Господь Исус яко огнь воспламенял сердца слушателей, прохлаждал, яко источник водный: как сам во Евангелии своем глаголет, яко пришел, да ниспослет огнь на землю, и жаждущим да подаст питие воды живыя". (Кн. "О должностях", стр. 153).

Если мы верим, что Христос жив в нас, что Он царствует среди нас, то мы должны веровать, что и огонь небесный, — благодатный дар Божий в нас не погас. И что стоит только обра­титься еретику в православие, в Церковь святую, у него тотчас же возжигается огонь, и он становится таким же правоспособным на совершение таинств, каким является православной Церкви иерарх.

От того что еретики уклоняются в заблуждение, благодать Св. Духа нисколько не теряет своего значения и силы. В "Благовестном Евангелии", в толковании на евангелиста Матфея (на л. 46), говорится, что благодать Св. Духа подобна солнцу. Как солнце, — всегда светит и если бы даже все зажмурились, все стали слепыми, солнце не потеряет своего света, так и благодать Св. Духа всегда горит. Она только может нам казаться или тусклой или как будто не проявляющей своей силы; но она всегда живет и существует и от наших сердечных порывов зависит, чтобы она возгоралась в нашей душе. Преподобный Макарий, сравнивая благодать Св. Духа с огнем и водой, говорит:

"Аще и едина есть, но многоразличными образы, якоже хощет, к пользе человека строить. Овогда бо сильнейший возжигает в нем огнь: овогда слабейший, и свет временем яснее сияет, временем же стисняет себе, и некую темность наводит, а все сие бывает по Божию строению, с в е т и л ь н и к у о д н а к о н е п р е с т а ю щ е г о р е т и. Егда же чистейший испускает свет, тогда аки от обильнейшаго испития вина любви Божия возвеселившися и человек составляет праздник" (Слова св. Макария египетск., слово 6, стр. 161 и 162).

Вот основание, по которому мы можем с решительностью ска­зать, что в старообрядчестве дар Св. Духа — благодать никогда не погасала.

Что же касается иерархических чинов, под которыми нужно разуметь истинное преемство духовных лиц, их полномочие и власть, то Церковь православная всегда учила, что если иерархи впадут в ересь, а потом снова возвратятся обратно, то в этом случае их не должно снова рукополагать, они остаются в том же чине; им только недоставало спасительного действия. Блаженный Августин говорит: "Кто отделяется от Церкви, — тот теряет плоды союза с нею и лишается благодати; р а в н о, к т о р о д и л с я и в о с п и т а л с я в н е е д и н е н и я с Ц е р к о в ь ю, тот хотя бы и запечатлен был таинствами, но не получает от них благодатной силы и освящения. Но если тот и другой возвращаются в Церковь, то над ними не должно повторять неповторяемых таинств, потому что им недоставало не самых таинств, а только их спасительного действия. Для совершения таинства нужно одно, чтобы оно совершено было за­конно, а вера и любовь нужны для того, чтобы оно имело спасительное действие на приемлющаго" ("Жизнь и твор. блаж. Августина", стр. 90, изд. 1907 г.). Думаю, из этого свидетельства ясно, что когда возвращается в Церковь иерарх от еретиков, то он получает через свою веру, через любовь ко Христу благодать Св. Духа, а чин, — св. таинство рукоположения остается неповторяемым, потому что Церковь всегда считала его действительным.

"Нельзя, — говорит тот же блаж. Августин (читаю в книге проф. Соколова), — указать никакой причины, почему тот, кто не может утратить самаго крещения, в состоянии потерять власть пре­подавать его. То и другое есть таинство, и то и другое сообщается человеку некоторым посвящением: то, когда он крещается, а это, когда он рукополагается, а потому н и т о, н и д р у г о е, в к а ф о л и ч е с к о й Ц е р к в и п о в т о р я т ь н е п о з в о л и т е л ь н о. Ибо, если когда приходящие оттуда, даже предстоятели, по исправлении заблуждения раскола, ради блага мира принимаются и признано бывает нужным, чтобы они исполняли те же обязанности, какия исполняли и прежде, то о н и н е р у к о п о л а г а ю т с я с н о в а; н о к а к к р е щ е н и е в н и х, т а к и р у к о п о л о ж е н и е п р е б ы в а ю т ц е л ы м и, поелику погрешность была в отпадении, которое исправлено миром единения, а не в таинствах, которыя, где бы ни были, остаются теми же" ("Иерархия англиканской епископальной церкви", проф. В. Соколов, стр. 302 и 303).

Наши предки, о которых говорил мой собеседник, к нашему счастью и радости, держались именно тех взглядов, которые пропо­ведовались свв. отцами. Я не буду ссылаться на такие сомнительные источники, на которые, к сожалению, сослался мой собеседник. Он ссылался на собор 1666 года, на акт, которым старались веру старообрядческую раздуть во что бы то ни стало, — на позорный акт, в котором излагаются всякие хулы, всякие ругательства на старообрядцев. Я сошлюсь на подлинные письма наших предков. В "Разсуждении на поучение" протопоп Аввакум писал:

"И о попах судихом: аще и старой рукоположенец блудит, не подобает от него ничтоже приимати. Аще ли новик ревнитель крепкой, по нужде принять его, будет в службу потреб мирских, но токмо ему не комкать... Чаю, егда новик оплачет себя стонавше, призовет духовной действо и в комкании, проклявше еретическое действо". ("Внутр. вопр. в расколе", Смирнов, стр. 138).

Это значит, что он должен совершать все в старообрядческой Церкви, — все те таинства, которые он имеет право совершать по своей власти, как священник. Проф. Смирнов приведя это место, говорит: "Здесь, очевидно, речь о тех новаго ставления попах, которые присоединялись к расколу: "кой проклинает никонову ересь, да за Христа умереть тщится, того дух не Богопротивен". Ученики Аввакума, видимо не удовлетворились общим ответом Аввакума о новопоставленном попе, перешедшем в раскол. Поэтому Аввакум решил тот же самый вопрос в частности, — применительно к вопросу о крещении" (стр. 139).

Как принимал Аввакум крещение, так принимал он и рукоположение от господствующей в России церкви.

Что наши предки, — общие с безпоповскими предками, которые и до сих пор имеют огромное значение и большой авторитет для всех безпоповцев, — держались того же мнения, которого держались и святые отцы и наш протопоп Аввакум и друг., — об этом гово­рит письмо Андрея Денисовича к Леонтию Федосееву, — письмо, известное и безпоповцам. Андрей Денисович в письме этом писал поповцам: "Мы с вами согласны принять от иноверческой церкви епископа, и пусть он у нас рукополагает, но при таких условиях, чтобы было рукоположение совершено по старопечатным служебникам, чтобы и рукополагатель и получающие рукополо­жение знаменовались двуперстно". И вот, если это совершится, тогда мы: "аще и всежелателъно вседушными залоги усердствуем, но общесоветными преполезными совещании и всехристианскими молитвовозслании полезных и спасительных у Господа Бога просим" ("Из истории раскола первой половины XVIII-го века", проф. Смирнова, стр. 16—18).

Надежда на возвращение епископов от еретиков, эта жажда священства, была общею всех наших предков, и поповцев и безпоповцев, и лучший представитель старообрядчества, Андрей Дени­сович, здесь ясно выразил свои убеждения. Он стоял за то, чтобы принять рукоположенного в грекороссийской церкви епископа и примк­нуть к тому рукоположению, как к законному священству. Отсюда, думаю, должно быть понятно всем, что старообрядчество, именуемое Белокриницким, оправдывается и исторически и канонически. Оно произошло от древле-православной Церкви.

Во время иконоборческой ереси, когда епископы православные уклонились в раскол и ересь, поднялся вопрос: возможно ли нам принимать от них священство, — возможно ли то рукоположение, которое совершено было в еретической церкви, по присоединении его к нашей Церкви, "возстановить"? Святой Феодор Студит писал: "Разве нет никого, кто был бы не рукоположен ими или рукоположенными от них, тогда как рукоположение преемственно передава­лось до Тарасия? Сколь многие от востока и запада и моря, приходили в промежутке того времени и в с т у п а л и в о б щ е н и е с н а ш е ю Ц е р к о в ь ю в с в я щ е н н о м з в а н и и? И сколь многие тогда были р у к о п о л а г а е м ы и рукополагали без денег, хотя и были е р е т и к а м и? Все это знать можно одному Богу, а не человеку утверждать, и по этой причине считать всех низложенными. Мы — люди, и по­тому, как люди, будем смотреть на дела, увещаваю вас; ибо человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце" (Твор. св. Феодора Студита, ч. I-я, стр. 312).

Безпоповцы говорят, что если уклонились все, то все они низложены. Святой Феодор Студит говорит, что это неправда, потому что хотя все перепутались (



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: