Основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ




Бюджетное устройство Российской Федерации – организационно-правовое построение бюджетной системы Российской Федерации, позволяющее выделить в её составе структурные подразделения (уровни бюджетной системы, виды бюджетов) и определить формы взаимосвязей между ними.

 

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, которая включает три важных характеристики:

1) структуру бюджетной системы;

2) организационные принципы построения бюджетной системы;

3) взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе.

 

Тип бюджетного устройства определяется типом государственного устройства. В унитарныхгосударствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным бюджетом и местными бюджетами. При этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет.

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: федеральный бюджет (бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штаты, земли, провинции и т.п.); местные бюджеты.

В условиях федерации местные бюджеты не включаются в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не включаются в федеральный бюджет.

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

1) единства бюджетной системы РФ;

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6) сбалансированности бюджета;

7) эффективности и экономности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) гласности;

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств.

 

Взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе,в федеративных государствах проявляется через систему бюджетного федерализма.

 

Бюджетный федерализм – система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.

 

Принципы федерализма реализуются в региональной политике Российской Федерации.

Основные цели региональной политики в Российской Федерации:

- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма, создание единого экономического пространства;

- обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов;

- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

- становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

 

Важнейшим направлением совершенствования финансовых и налоговых отношений между Российской Федерацией и её субъектами, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления является последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Федерации и муниципальных образований, составляющее основу бюджетного федерализма. В этих целях за субъектами Федерации должны быть закреплены постоянные и достаточные финансовые (прежде всего, налоговые) источники доходов доя самостоятельного формирования бюджетов.

 

Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетной и налоговой сфере необходимо обеспечить:

1) бездефицитность бюджетов большинства субъектов Федерации путем оптимизации налоговой системы;

2) законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления по проведению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

3) возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта Федерации;

4) развитие межбюджетных отношений на основе учета финансового потенциала регионов, а также расчетных принципов и методов формирования бюджетов, согласованных между' Российской Федерацией и ее субъектами;

5) право в пределах автономных финансовых ресурсов самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

6) контроль целевого расходования средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

 

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

 

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

 

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы России, обладают рядом особенностей, в частности, они:

1. Запланированы органами власти и управления и имеют строго целевую направленность.

2. Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет.

3. Формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц.

4. Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу: как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными.

5. Денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

6. Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

7. Из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

 

Целесообразность создания внебюджетных фондов обусловлена следующими факторами:

- Использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов – исполнительными органами. Следовательно, во втором случае существует реальная возможность расходования средств внебюджетных фондов в более оперативном режиме.

- Внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов, в том числе в части строгого соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это также повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку.

- Возможный дефицит бюджета требует изыскания дополнительных ресурсов финансирования и перегруппировки средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и населения на покрытие определенных видов расходов.

- Многообразие форм собственности и хозяйствования в обществе диктует необходимость применения, наряду с бюджетными, иных методов перераспределения денежных средств.

 

В настоящее время в РФ действуют следующие основные государственные внебюджетные социальные и экономические фонды:

1) социальные – Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

2) экономические – фонды научных исследований и экспериментальных разработок (НИЭР), фонды технологического развития и др.

 

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

1. Социальное обеспечение по возрасту.

2. Социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении.

3. Социальное обеспечение в случае безработицы.

4. Охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

 

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации;

2. Фонд социального страхования Российской Федерации;

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

4. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования субъектов РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: