Сущность и структура государственного бюджета




Государственный бюджет – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий. нужд обороны и государственного управления.

 

Особенности государственного бюджета:

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирования;

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями и сферами общественной деятельности;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов.

 

Государственный бюджет имеет силу закона. С позиции законодательного установления финансовой базы государства рассматривается как его финансовый план.

 

Сущность госбюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.

 

Бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов и используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 

Бюджетная классификация является единой для бюджетов всех уровней.

 

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

 

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

 

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые доходы:

- налоги и сборы;

- государственная пошлина;

- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- платежи при пользовании природными ресурсами;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

- административные платежи и сборы;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба;

- поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- прочие неналоговые доходы;

 

2) безвозмездные поступления:

- безвозмездные поступления от нерезидентов;

- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

- безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

- безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

- прочие безвозмездные поступления.

 

Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами и постановлениями о бюджетах на соответствующий финансовый год.

 

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:

- функционирование Президента Российской Федерации;

- функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

- функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

- функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

- судебная система;

- обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

- обеспечение проведения выборов и референдумов;

- международные отношения и международное сотрудничество;

- государственный материальный резерв;

- фундаментальные исследования;

- резервные фонды;

- прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

- другие общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4) национальная экономика:

- общеэкономические вопросы;

- топливно-энергетический комплекс;

- исследование и использование космического пространства;

- воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- сельское хозяйство и рыболовство;

- водное хозяйство;

- лесное хозяйство;

- транспорт;

- дорожное хозяйство (дорожные фонды);

- связь и информатика;

- прикладные научные исследования в области национальной экономики;

- другие вопросы в области национальной экономики;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей среды;

7) образование;

8) культура, кинематография;

9) здравоохранение;

10) социальная политика:

- пенсионное обеспечение;

- социальное обслуживание населения;

- социальное обеспечение населения;

- охрана семьи и детства;

- прикладные научные исследования в области социальной политики;

11) физическая культура и спорт:

12) средства массовой информации:

- телевидение и радиовещание;

- периодическая печать и издательства;

- прикладные научные исследования в области средств массовой информации;

13) обслуживание государственного и муниципального долга:

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- иные дотации;

- прочие межбюджетные трансферты общего характера.

 

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами — профицит бюджета.

 

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

- государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;

- кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

- иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

- государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

- кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

- иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

 

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами классификации операций сектора государственного управления являются:

1) доходы;

2) расходы;

3) поступление нефинансовых активов;

4) выбытие нефинансовых активов;

5) поступление финансовых активов;

6) выбытие финансовых активов;

7) увеличение обязательств;

8) уменьшение обязательств.

 

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

– бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

– местные бюджеты, в том числе:

– бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;

– бюджеты городских и сельских поселений.

 

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный бюджет РФ.

 

Межбюджетные отношения – совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий и предметов ведения в бюджетной сфере, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных (представительных) и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

Межбюджетные трансферты, являясь частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять следующие функции:

- возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты;

- способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в том числе решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;

- служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала.

 

Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс », или «вертикальный финансовый разрыв ».

 

Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Таким образом, существует равенство расходных и доходных полномочий. Важным моментом для вертикального выравнивания является четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей.

 

Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней.

 

Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.

 

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

 

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субсидии юридическим лицам или бюджетам субъектов РФ предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат.

 

Субъекты Федерации и органы местного самоуправления привлекают целевые бюджетные ссуды. Они направляются на финансирование кассовых разрывов, возникающих в процессе исполнения бюджетов и связанных с сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов. Их предоставление ограничено сроком до шести месяцев. Это могут быть как возмездные, так и безвозмездные ссуды.

 

4 Финансово-бюджетная политика и бюджетный процесс

Финансово-бюджетная политика – совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финан­совых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

 

Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

 

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по моби­лизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюд­жетного процесса.

 

Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной поли­тики и управлению бюджетной системой представляет собой бюджетный процесс.

 

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).

В Российской Федерации бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

 

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

 

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

 

Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

 

Главный распорядитель бюджетных средств – орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости рас­пределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

 

Распорядитель бюджетных средств – орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сме­ты доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.

 

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) – организация, соз­данная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

 

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

 

Все перечисленные выше органы власти и учреждения явля­ются участниками бюджетного процесса.

 

Бюджетный процесс включает:

- сводное финансовое планирование и прогнозирование;

- составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

- исполнение бюджета в течение бюджетного года;

- анализ и контроль исполнения бюджета.

 

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ устанавливаются Правительством РФ с соблюдением требований, установленных БК РФ.

 

Внесение Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.

 

Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа проект закона о бюджете и проекты законов о бюджетах внебюджетных фондов в сроки, установленные Бюджетным Кодексом РФ.

 

Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.

 

В течение суток со дня внесения проекта бюджете Государственную Думу Совет Государственной Думы направляет его в Комитет по бюджету, для подготовки заключения о соответствии представленных документов требованиям.

Совет Государственной Думы на основании заключения Комитета принимает решение о том, что проект закона о бюджете принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку.

 

Проект закона о бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение, в Комитет по бюджету и по его предложению определяет профильные комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов, подразделов и государственных программ.

 

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 60 дней в трех чтениях.

 

В течение 10 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта закона о бюджете профильные комитеты готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения и предложения о принятии или об отклонении законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

На основании заключений Комитет по бюджету готовит сводное заключение по законопроекту и проект постановления Государственной Думы о принятии или об отклонении в первом чтении проекта и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

 

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о бюджете в первом чтении обсуждается:

- его концепция;

- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации;

- основные направления бюджетной политики Российской Федерации;

- основные направления налоговой политики Российской Федерации;

- основные направления таможенно-тарифной политики Российской Федерации.

 

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

 

В случае отклонения в первом чтении проекта Государственная Дума может:

- передать законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта;

- вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку;

- поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

 

Предметом рассмотрения проекта во втором чтении являются текстовые статьи проекта, а также приложения к нему, устанавливающие:

- перечень главных администраторов доходов;

- перечень главных администраторов источников финансирования дефицита;

- бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении) по разделам, подразделам, целевым статьям;

- основные показатели государственного оборонного заказа;

- распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;

- программу предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов;

- программу государственных внутренних заимствований;

- программу государственных внешних заимствований;

- программу государственных гарантий Российской Федерации;

- источники финансирования дефицита федерального бюджета.

 

Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету.

В течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по предмету второго чтения и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство Российской Федерации.

 

При рассмотрении проекта закона о бюджете третьем чтении утверждается приложение, содержащее ведомственную структуру расходов федерального бюджета в соответствии с распределением бюджетных ассигнований, утвержденным во втором чтении.

Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

 

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает закон о бюджете в течение 14 дней со дня представления.

При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

В случае отклонения закона Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в одном чтении.

 

В случае отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации.

 

В случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года:

- финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году;

- иные показатели, определяемые законом (решением) о бюджете, применяются в размерах (нормативах) и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год;

- порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы РФ сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.

 

Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, финансовый орган организует исполнение бюджета.

При этом финансовый орган не имеет права:

- доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам;

- предоставлять бюджетные кредиты;

- формировать резервные фонды.

 

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

 

Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

- принятие бюджетных обязательств;

- подтверждение денежных обязательств;

- санкционирование оплаты денежных обязательств;

- подтверждение исполнения денежных обязательств.

 

В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы будут кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

 

Любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы федерального казначейства не вправе.

 

5 Государственный кредит

Государственный кредит как экономическая категория выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) — с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения.

 

Государство как субъект экономических отношений выступает соответственно в роли заемщика, кредитора и гаранта.

 

Гарантам государство является тогда, когда берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

 

Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

 

Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит.

 

Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте.

 

Функции кредита:

 

- Распределительная;

- Контрольная;

- Регулирующая.

 

Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности.

 

Государственные и муниципальные заимствования – экономические отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, бюджетов других уровней, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных и муниципальных займов и кредитов с целью привлечения в свое распоряжение дополнительных финансовых ресурсов.

 

ГосударственныезаимствованияРоссийскойФедерации —государственныезаймы, осуществляемыепутемвыпускагосударственныхценныхбумаготимениРоссийскойФедерации, икредитыотдругихбюджетовбюджетнойсистемыРоссийскойФедерации, кредитныхорганизаций, иностранныхгосударств, включаяцелевыеиностранныекредиты (заимствования), международныхфинансовыхорганизаций, иныхсубъектовмеждународногоправа, иностранныхюридическихлиц, покоторымвозникаютдолговыеобязательстваРоссийскойФедерации. Онимогутбытьвнутреннимиивнешними (ст. 103, и. 1 БКРФ).

 

Право осуществления государственных заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.

 

Под государственными заимствованиями субъектов Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации (ст. 103, п. 6 БК РФ).

 

Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъектов Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации.

 

Муниципальные заимствования — муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями бюджетного законодательства в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства (ст. 103, п. 7).

 

Управление государственным и муниципальным долгом представляет собой совокупность мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления по использованию долговых отношений для формирования благоприятных макроэкономических условий развития страны и отдельных ее территорий.

Различают стратегическое и оперативное управление государственным и муниципальным долгом.

В управлении государственным и муниципальным долгом можно выделить шесть этапов управления, на каждом из которых решаются специфические задачи.

На первом этапе идет процесс обоснования предельных объемов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления гарантий, а также формируются программы внутренних и внешних заимствований.

На втором этапе формируется программа эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов.

На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннею и внешнего) долга.

Четвертый этап связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долга, то оно вступает в переговоры с кредиторами о пересмотре трафиков платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении секьюритизации и т.п.

Пятый этап предполагает исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных и муниципальных внутренних и внешних долгов.

Шестой этап – контроль за обоснованностью государственных и муниципальных заимствований, привлечением ресурсов на максимально выгодных для страны условиях и эффективностью использования заимствованных средств.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: