Рекомендации
По проведению в Пензенской области
В весенние каникулы 2021 года «Недели Мастерства»
Большинство известных сегодня русских народных промыслов имеют большую историю, зародились несколько веков назад. Но с течением времени интерес общества к народным промыслам не падает, а растет. Подавляющее большинство из них не только продолжает жить, но и развивается и эффективно взаимодействует с современной культурой и искусством.
Традиционная культура Пензенской области включает в себя гончарное ремесло с. Абашево Спасского района, Бессоновского района и с. Соколки Сердобского района; стекольный промысел Никольского района; лозоплетение с. Засечное Пензенского района и Шемышейского района; ковроткачество Сосновоборского района; художественную ковку металла г. Кузнецка; пуховязание с. Оленевка Пензенского района; резьбу по дереву Камешкирского, Неверкинского, Каменского и Шемышейского районов; пропильную резьбу Городищенского района; валяльный промысел с. Чемодановка Бессоновского района; Полхов-Майданскую роспись Нижнеломовского района и т.д.
В целях реализации приоритетных направлений сохранения и развития духовных традиций региона, культурного просвещения детей и молодежи, заложенных в Стратегии социально-экономического развития Пензенской области, в весенние каникулы целесообразно во всех муниципальных образованиях провести «Неделю мастерства», посвящённую изучению, сохранению и позиционированию народных промыслов и ремесел, традиционных для Пензенской области.
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся посредством ознакомления и приобщения их к культурному достоянию российского народа, Пензенской области, к народным художественным промыслам.
Задачи:
- приобщение детей к уникальному российскому культурному наследию путем изучения и освоения традиционных народных ремесел;
- создание условий для активизации деятельности по развитию народных ремесел в системе культуры и дополнительного образования;
- создание условий для повышения заинтересованности подрастающего поколения в познании этнических культурных традиций и народного творчества;
- содействие повышению привлекательности профессий, связанных с народными ремеслами и промыслами.
Показателями результативности деятельности по популяризации народных ремесел в системе дополнительного образования детей станут:
- знание учащимися народных ремесел, их региональных особенностей;
- осознание учащимися своей этнической принадлежности, ее эмоционально - положительное принятие;
- устойчивый познавательный интерес к традиционной народной культуре, уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- субъектное участие в деятельности по изучению, сохранению и возрождению народных ремесел;
- готовность к изучению, сохранению своеобразия традиционной народной культуры региона;
- сформированность культуры межэтнического общения, уважение к культурным традициям, образу жизни представителей народов России.
Для каждой организованной группы учащихся в образовательной организации необходимо сформировать «маршрутный лист» по изучению народных промыслов и ремесел Пензенской области в соответствии с предлагаемым алгоритмом:
I. Проведение информационно-просветительских мероприятий с обучающимися, направленных на формирование знаний об истории развития традиционных ремёсел и промыслов Пензенской области, наглядных представлений о народных промыслах Пензенского края.
Виды промыслов и ремесел, рекомендуемых для ознакомления: гончарное ремесло, стекольный промысел, лозоплетение, ковроткачество, художественная ковка металла, резьба по дереву, валяльный промысел, художественная роспись и другие.
Задачи: получение учащимися знаний о традициях, обычаях, фольклоре, народных промыслах и ремеслах России и Пензенской области, знакомство с традиционными ремеслами и промыслами Пензенской области (муниципалитета, города, села).
Места проведения информационно-просветительских мероприятий:
- общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования детей;
- учреждения культуры;
- музейные учреждения Пензенской области: Пензенский государственный краеведческий музей, Пензенский областной Дом народного творчества, Музей народного творчества, Шемышейский районный краеведческий музей резьбы по дереву, историко-краеведческий музей с. Русский Камешкир, Музей народного творчества Спасского района, Музей стекла и хрусталя г.Никольска и другие.
Основные формы работы: беседа, лекция, круглый стол, презентация, салон, вечер декоративно-прикладного искусства с участием мастеров, работников музеев, историков, педагогов дополнительного образования, экскурсии в музеи, просмотр фильмов с последующим обсуждением, онлайн мероприятия.
Для подготовки материалов можно использовать следующие ресурсы:
- документальный фильм «Народные промыслы и ремесла Пензенского края» https://nkhp.ru/news/post/459/https://www.youtube.com/watch?v=SkggV_T4BMA
- сайт Пензенского областного Дома народного творчества https://podnt.ru/about
- сайт Пензенского государственного краеведческого музея https://km-penza.ru/
- сайт музея народного творчества https://www.museum.ru/M1906
- сайт Шемышейского районного краеведческого музея резьбы по дереву https://welcome2penza.ru/guide/muzei-/muzei-/rayony-/190/
- сайт музея народного творчества Спасского района Пензенской области https://vk.com/id492290919
- сайт музея стекла и хрусталя https://penza.gallery/o-muzee/filialy/nikolskij-muzej.html
- виртуальный русский музей https://rusmuseumvrm.ru/collections/folk_art/index.php?show=asc&p=0&page=3&ps=20
- Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого https://penza.gallery/virtualnyj-tur-360.html
- Музей В.Г. Белинского https://eti-media.ru/belinskiy/
- Кинешемский музей валенок (пример технологии валяния) https://youtu.be/Nn1jHy-6PgQ
- другие.
II. Проведение мероприятий, направленных на вовлечение детей в творческую деятельность, формирование начальных навыков изготовления декоративных изделий.
Задачи: формирование интереса к изучению и популяризации ремесел и промыслов Пензенской области (муниципалитета, города, села); обучение учащихся основам народных промыслов и ремесел и привлечению их к активной самостоятельной и коллективной творческой деятельности в сфере народного художественного искусства; получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к народным традициям и обрядам.
Места проведения творческих мероприятий:
- общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования детей;
- учреждения культуры;
- музейные учреждения Пензенской области: Пензенский государственный краеведческий музей, Пензенский областной Дом народного творчества, Музей народного творчества, Шемышейский районный краеведческий музей резьбы по дереву, историко-краеведческий музей с. Русский Камешкир, Музей народного творчества Спасского района, Музей стекла и хрусталя г.Никольска и другие.
Основные формы работы: творческая мастерская, мастер-класс, презентация, салон, вечер декоративно-прикладного искусства, онлайн мероприятия, сюжетно-ролевые игры, народные праздники, детские образовательные путешествия, экспедиции и виртуальные экскурсии и другие.
Мероприятия в рамках данного направления «Недели мастерства» могут мыть организованы в формате:
1) очное силами самих педагогов (формат проведения, место, время, содержание определяется самостоятельно);
2) очное с привлечением специалистов, мастеров народных промыслов (место, время и содержание согласуется со второй стороной). Возможно привлечение родителей, педагогов-прикладников, музейных работников и т.д.;
3) очное с применением дистанционных форм (мастер-классы, размещенные в сети «Интернет» и организацией работы по декоративно-прикладному творчеству с учащимися).
Мастер-классы можно изучить по ссылкам:
Мастер-класс по изготовлению абашевской игрушки
https://www.penza-press.ru/lenta-novostey/140328/abashevskaya-igrushka-istoriya-obrazy-i-master-klass-po-lepke-iz-gliny
https://vk.com/video-112414713_456239826
https://youtu.be/JQEYtjfF_JM
https://www.youtube.com/watch?v=nZRbZ48a2gY
Мастер-класс по городецкой росписи
https://vk.com/wall-112414713_3813
Сайт с мастер-классами по народным ремёслам https://www.livemaster.ru/masterclasses/rospis/narodno-prikladnoe-iskusstvo-video
https://vk.com/videos-30647511
https://nkhp.ru/events/videouroki/
4). Дистанционное участие в мастер-классах пензенских педагогов-прикладников системы дополнительного образования (педагоги дополнительного образования г.Пензы и Пензенской области предлагают дистанционное участие в мастер-классах). График проведения и ссылки:
23 марта в 11.00 – «Ажурная лоза» - Заварзина Татьяна Анатольевна, Дом детского творчества с. Малая Сердоба, мастер-класс по заготовке бумажной лозы (для работы необходимо иметь: 10 экземпляров большой газеты, деревянные шпажки диаметром не более 3 мм., клей пва, ножницы, линейка.)
ссылка:https://zoom.us/j/95281601591?pwd=bklUZzNaa0NGTVZIdzNIV2tVYVNVUT09
Идентификатор конференции: 952 8160 1591
Код доступа: y1wvps
23 марта 12.00 - «Ажурная лоза» - Ткачев Сергей Петрович Центр детского творчества Шемышейского района – мастер-класс по изготовлению плетеной корзины (для работы необходимо иметь бумажную лозу, заготовленную на мастер-классе Т. А. Заварзиной)
ссылка:https://us05web.zoom.us/j/82849401205?pwd=NW5QMkNxMFc2MTZaS3ArVFJQMmR5QT09
Идентификатор: 828 4940 1205
Код доступа: kF3pTk
24 марта в 11.00 – «Расписные зори» - Михотина Галина Михайловна, Детская школа искусств г. Пензы им. Ю. Е. Яничкина - мастер-класс по рисованию русской матрешки (для работы необходимо иметь: бумагу, акварельные краски или гуашь или цветные карандаши)
ссылка:https://us02web.zoom.us/j/86505742895?pwd=bFlUalRlVzNCempDMU1rNkphbnJZZz09
Идентификатор конференции: 865 0574 2895
Код доступа: 226071
25 марта в 11.00 - «Как весел ты, гончарный круг» - Мурашкина Татьяна Алексеевна, Центр детского творчества Нижнеломовского района, мастер-класс по изготовлению абашевской игрушки (гончарная глина - 1 пластина (в магазине для умелых рук), стек, вода, губка для мытья посуды, кисти
ссылка:https://us04web.zoom.us/j/79760823790?pwd=NC9oU0ZnWkw0TEQzR2w3N2QvVFBwQT09
Идентификатор конференции: 797 6082 3790
Код доступа: 6vQrpa
26 марта в 11.00 – «Бережем традиции» - Семова Юлия Валерьевна, Центр развития творчества детей и юношества Каменского района, мастер-класс по изготовлению обережных сувениров (для работы необходимо иметь: 2 лоскута белой 20х20 ткани, лоскуты любой цветной ткани, ножницы, нитки х/б красные, шерстяная пряжа белого, коричневого, желтого, черного цвета, любая тесьма с рисунком, красная атласная лента, комок ваты или ватный диск) ссылка:https://us05web.zoom.us/j/88235274339?pwd=TjhOb1pPYUEwY3FjU0tuWkY0dmt0dz09
Идентификатор конференции: 882 3527 4339
Код доступа: 5XEk9b
27 марта в 11.00 – «Яркий Городец» - Польдяева Наталья Сергеевна, Детская школа искусств г. Пензы им. Ю. Е. Яничкина мастер класс по росписи разделочной доски (Для работы необходимо иметь заготовку разделочной доски, кисти №1, 2, 3, гуашь, вода, карандаш для разметки, ластик, салфетка или ветошь)
ссылка:https://us02web.zoom.us/j/82208690109?pwd=bys5TCtvYjh3SDg0eFAycWxDOXViQT09
Идентификатор конференции: 822 0869 0109
Код доступа: 485059
III. Проектная деятельность: разработка обучающимися информационных мини-проектов, направленных на информирование населения о народных промыслах и традиционных ремёслах Пензенского края, творческих проектов, связанных с проведением выставочных мероприятий, театрализованных представлений, праздников, фестивалей
Задачи: обобщение изученного материала, создание предпосылок для дальнейшего изучения народных промыслов и ремесел, тиражирование позитивного образа изучения культуры и быта народов Пензенской области и увлечения народными промыслами и ремеслами.
Места проведения итоговых мероприятий:
- общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования детей.
Основные формы работы: организация работы с обучающимися по изготовлению информационных буклетов, оформлению тематических страниц в социальных сетях, тематических флеш-мобов в социальных сетях, оформление альбомов, выставка творческих работ, написание эссе «Народные ремесла моей малой родины» и т.д.
Для подготовки материалов можно использовать следующие интернет-ресурсы по проектной деятельности обучающихся:
https://workproekt.ru/
https://school-projects.ru/
https://urok.1sept.ru/articles/624317
В этой части «Недели мастерства» важно подвести итоги и сформировать позитивное отношение учащихся к сохранению и возрождению народных ремесел, а также распространение и тиражирование информации о традициях и мастерах Сурского края, сформировать интерес учащихся к дальнейшему сохранению народных традиций малой родины.