Маркетинг идей
Деятельность по внедрению в общественное сознание, созданию, поддержанию и развитию спроса на определенные представления о каких-либо социальных явлениях, проекты, программы и предложения с целью повлиять на общественное мнение в целом и конкретных потребителей в желательном для заказчика направлении.
В определенном, наиболее широком смысле, любой вид маркетинга является маркетингом идей - идей удовлетворения потребностей определенных целевых групп потребителей, идей по разрешению их проблем. Например, реклама зубной пасты связана с продвижением идеи чистки зубов, санитарии пищеварительного тракта и т.п.
Более конкретно, в категорию объектов маркетинга, именуемую как «идеи», могут входить:
«Умопостигаемые прообразы вещей» (Платон). Продвижение их может происходить, в частности, через маркетинг образовательных услуг и продуктов;
«Понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте» (Кант).
Существует, в частности, маркетинг, связанный с продвижением в массы населения общесоциальных идей, таких, как борьба с алкоголизмом и табакокурением, наркоманией, защита окружающей среды, благотворительность, социальные нормы и традиции, потребности и их иерархия, различные религиозные установки и ценности и др. Такой маркетинг также может быть назван общественным;
Мысли, представления, включая рекомендации, экспертные оценки, предлагаемые консультантами-экспертами. Маркетинг объектов такого рода близок маркетингу консультационных услуг;
Намерения, в т.ч. политического, общественного характера. Их продвижение может реализовываться в русле политического маркетинга;
Планы (в т.ч. исследований и разработок), проекты, сценарии развития, технологии, ноу-хау, программы и др.
Идеи тесно связаны с интеллектуальными услугами. Они предельно нематериальны и в наибольшей степени испытывают потребность в «материализации» задолго до момента принятия решения о покупке. Маркетинг идей сильно зависим от развитости правового обеспечения авторских приоритетов. Его резервы и масштабы потребных работ в России еще очень велики. Современный маркетинг, работая с идеями, стремится, с одной стороны, по возможности с наибольшей полнотой представить идею бесплатно (чтобы сформировать спрос, не оставить идею «котом в мешке»), с другой - предложить ее на рынке по реальной рыночной, часто достаточно высокой цене (поскольку для непрофессионала цена идеи часто выступает единственным индикатором ее качества).
Маркетинг идей тесно взаимодействует с маркетингом инноваций и маркетингом интеллектуального капитала, обостренно связан с теорией жизненного цикла товара и темпами его морального старения. Наиболее яркие образцы М. И. можно встретить в области высоких технологий.
Фантазия продавца
Периодически замечаю, что некоторые продавцы небрендированных товаров и услуг предпринимают определенные действия, чтобы выделится из толпы конкурентов. Это замечательно. Только делается не всегда правильно. Особенно показательно это происходит в сфере продажи компьютеров.
Многие продавцы дают определённым конфигурациям компьютеров названия, чтобы можно было отличить один от другого и от конкурентов без названий. Только названия даются без учета потребителей.
Для создания названий ориентируются на покупателя с такими же потребностями, как и у продавца. Но ведь покупатели РАЗНЫЕ! И иной раз сильно отличающиеся от продавцов! Но ведь продающим это без разницы. Красиво звучит и нравится продавцу - значит в дело.
А теперь представьте, приходит в компьютерный магазин домохозяйка или музыкант или профессор университета и тут им предлагают компьютеры с названием: "Снайпер", "Чемпион" и "Голд". И как тут сделать выбор? Может быть, им стоило предложить иные компьютеры? Например домохозяйке - "Без проблем", музыканту - "Студия звукозаписи" а профессору - "200% Надежности"?
В других сферах бизнеса наблюдается тоже самое, только иной раз не так выраженное.
Прием «Аврал»
Расскажите потенциальным клиентам, что из-за чрезмерного наплыва желающих купить ваше оборудование кассиры, специалисты по заключению договоров, грузчики и т. д. не справились с первой волной. Оборудование зависло, грузчики работали до утра, но так и не смогли отгрузить все заказы, а у заключавших договора кончились чернила в ручках.
Но пусть клиенты и партнеры не волнуются. Вы установили новое оборудование, наняли еще сотрудников и сняли дополнительные складские помещения. Так что теперь вы полностью готовы к многократному увеличению числа клиентов. У вас все для этого есть. Как товары, так и люди. И вы сможете обработать все поступающие заказы.
Дополнительный момент. Вы можете продлить действие акции, обосновав это тем, что все желающие не имели возможности оформить заказ из-за возникших проблем.
Примеры:
Наш сервер из-за наплыва покупателей завис на 3 часа. Пришлось срочно арендовать еще два сервера.
У нас выстроились очереди в десятки людей. Поэтому мы кинули на оформление заказов все, кого только можно. Это помогло.
Вчера было слишком много заказов. И если вы не смогли дозвониться - мы приносим свои извинения.
идея общественный сознание спрос
Гибкая система продаж
Проверено на себе, а я хоть и доцент, но не совсем тупой, что при покупке товара более или менее сложного покупателю не вполне ясны его преимущества. Продавцы консультанты с их слэнгом создают у покупателя чувство полной собственной неполноценности, если не идиотизма. Как преодолеть этот барьер и увеличить продажи...
Упаковка шоколада
Если вы купите любую плитку шоколада, то обнаружите, что на её лицевой поверхности нанесён какой-либо рисунок, будь-то логотип фирмы производителя, или весёлый мультяшный персонаж, который ассоциируется с брендом этой фирмы.
Но почему, когда мы открываем шоколадку, то пред нашим взором предстаёт не лицевая, а безликая тыльная сторона плитки? Для меня это загадка. Я, конечно, понимаю, что это может быть связано с техническими моментами упаковки шоколада, но ведь было бы намного лучше, если бы при снятии обёртки вы бы видели более привлекательную для глаз лицевую сторону плитки шоколада. Ведь в большинстве случаев, я съедаю шоколадку, так и не перевернув её. А, следовательно, и затраты производителя на нанесение рисунка идут «мимо кассы».
Разделите на разовые порции
Эта идея достаточно старая и поэтому многие начинают о ней забывать. Существует большая группа товаров, которые расходуются по частям. Еда, бумага, бензин, цемент, краски и многое другое. Товары, которых можно использовать больше или меньше в зависимости от ситуации.
И если вопрос с большими потребностями достаточно часто решается если не большой фасовкой, то несколькими средними, то с малыми потребностями ситуация более плачевна.
Малых и маленьких фасовок/упаковок часто не существует и даже розничные продавцы об этом не задумываются. Приведу несколько примеров.
Захотел купить шампунь для бесконтактной мойки машины. Без проблем во фляге 20 литров. Которой.......