ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы научно-исследовательской работы»




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОЖЕЖИ ЛНР

ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫИ ИСКУССТВ ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО

 

Кафедра теории искусств и эстетики

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы научно-исследовательской работы


 


Направление подготовки

6.020102 Книговедение, библиотековедение и библиография

6.020105 Документоведение и информационная деятельность

6.020201 Театральное искусство

6.020202 Хореография

6.020203 Кино-, телеискусство

6.020204 Музыкальное искусство

6.020205 Изобразительное искусство

6.020207 Дизайн

6.020208 Декоративно-прикладное искусство

Факультет Культуры

Изобразительного искусства

Музыкального искусства

 

 



ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование показателей Область знаний, направление подготовки, учебно-квалификационный уровень Характеристика учебной дисциплины
дневная форма обучения заочная форма обучения
Количество кредитов–3 Область знаний 0203 Гуманитарные науки Нормативная (по выбору)
Отрасль знаний 0201 Культура, 0202 Искусство, 0203 Гуманитарные науки
Индивидуальное научно-исследовательское задание нет 6.020102 Книговедение, библиотековедение и библиография 6.020105 Документоведение и информационная деятельность 6.020201 Театральное искусство 6.020202 Хореография 6.020203 Кино-, телеискусство 6.020204 Музыкальное искусство 6.020205 Изобразительное искусство 6.020207 Дизайн 6.020208 Декоративно-прикладное искусство Год подготовки:
Общее количество часов - 108    
Семестр
3 - й 3 - й
Лекции
Недельных часов для дневной формы обучения: аудиторных – 2   Учебно-квалификационный уровень: бакалавр 34ч. 6 ч.
Практические, семинарские
нет нет
Лабораторные
нет нет
Самостоятельная работа
74ч. 102 ч.
Индивидуальные задания: нет
Вид контроля: дифференцированный зачет

 

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса заключается в том, чтобы дать общедоступное введение в проблематику методологии научного познания и тем самым существенно повысить методологическую культуру начинающегося исследователя. Наряду с изучением общих проблем науки предусмотрено диалоговое обсуждение методологических вопросов, что позволит овладеть навыками исследовательской работы и успешно применять методы, адекватные предмету познания.

Задачи курса:

–способствовать формированию научного мировоззрения;

− подготовить к восприятию новых научных фактов и гипотез;

− дать студентам основы знаний методологии и её уровней;

− способствовать усвоению слушателями знания истории науки как неотъемлемой части истории человечества;

− сформировать умение ориентироваться в методологических подходах и видеть их в контексте существующей научной парадигмы.

После изучения курса студенты должны знать:

· историю зарождения, становления и развития науки, научного познания, методологической стороны этого процесса;

· составляющую философских концепций науки;

· особенность науки как сферы познавательной деятельности;

· факторы, влияющие на процесс научного творчества;

· социологические концепции науки с точки зрения поиска ими инновационных оснований современной науки.

После изучения курса студенты должны уметь:

· применять и анализировать социально-гуманитарную терминологию с онтологической, гносеологической и аксиологической точек зрения;

· самостоятельно анализировать научную литературу;

· производить различные виды анализа основных философских школ и направлений развития науки;

· выявлять и комплексно обрабатывать информацию о философских концепциях науки;

· изучать, делать конкретный анализ и обобщать современные научные формы и процессы;

· применять теоретические и практические знания в различных областях науки для авторских научных исследований;

· осуществлять сбор научных материалов, подготовку обзоров, аннотаций, составлять рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований;

· интерпретировать различные типы текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

· участвовать в работе семинаров, научных конференций, выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

· писать научные статьи;

· готовить презентации;

распространять и представлять материалы собственных исследований устно, письменно и виртуально.


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Основы научно-исследовательской работы»

Лекция 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫНАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2ч.)

Наука как средство и метод познания, преобразования объективной действительности. Структура науки. Принципы научного знания. Функции науки.

Научная методология. Уровни научной методологии (гносеологический, мировоззренческий, научно-содержательный, логико-гносеологический, методический).

Теория как результат мыслительной деятельности. Этапы теоретической деятельности. Функции теории. Структура теории (ведущая идея, законы, понятия, научные факты, суждения, формализованные символы).

 

Лекция 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ НАУКИ (2ч)

Первые признаки, связанные с организацией исследований и воспроизводства субъекта научной деятельности в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай).

Первые описания закономерностей развития природы, общества и мышления в древнегреческой науке.

Вклад в развитие науки в эпоху Средних веков в области медицины, философии, математики, астрономии, физики, геологии, истории и др.

XVI-XVII вв. как период превращения науки в самостоятельный фактор духовной жизни. Ведущий метод исследования – эксперимент.

XIXв – возникновение научно-исследовательских лабораторий.

XX в – рост методологических исследований, что было обусловлено революционными изменениями в науке, технике, социальной и др. сферах жизни общества.

 

Лекция 3. ПОНЯТИЕ О НАУЧНОМ ЗНАНИИ (2 ч.)

Знание как результат познания. Цель познания. Относительное и абсолютное знание. Виды познания. Элементы чувственного познания. Структурные элементы рационального познания. Научная идея. Гипотеза. Закон. Парадокс. Закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего и закон достаточного основания.

Теория как форма научного познания. Структура теории (факт, категория, аксиома, постулат, принцип, понятие, суждение, положение, законы).

 

Лекция 4. Основные этапы научного исследования (2ч.)

Научное исследование как сложный процесс научно-познавательной деятельности. Требования к научному исследованию. Организация научного исследования.

Структура введения:

1. Актуальность исследования.

2. Объект и предмет исследования

3. Степень разработанности темы.

4. Цель и задачи исследования

5. Теоретико-методологические основы исследования

6. Научная новизна.

 

Лекция 5. МЕТОДЫНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4ч.)

Философские методы: диалектический, метафизический, герменевтический.

Общенаучные методы (свойственные всем наукам): теоретические (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, исторический, системный, формализация, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному), общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), эмпирические (наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование).

 

Лекция 6. ЭТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ (2 ч.)

Эстетические основания. Различия в результатах научной и художественной деятельности.

Этические основания методологии. Моральные ценности как регулятор отношений общества и личности. Структурные эталоны нравственной культуры. Корпоративная этика. Профессиональная этика.

Нормы научной этики.

 

Лекция 7. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ(2ч.)

Выбор темы научного исследования. Научная проблема. Научная тема. Научный вопрос. Научный руководитель.

Методика планирования научно-исследовательской работы.

Основные источники научной информации. Виды научных изданий. Виды учебных изданий. Справочно-информационные издания. Интернет-источники научной информации. Изучение источников научной информации.

 

Лекция 8. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ (2ч.)

Виды документов по конструктивной форме. Виды документов по знаковой природе информации. Виды документов по характеру текста и их периодичности. Виды документов по целевому назначению.

Анализ документов. Методы анализа документов.

 

Лекция 9. Поиск и Накопление научной информации. Электронные формы информационных ресурсов. (2ч.)

Систематизация как упорядочение и группировка собранного материала по содержанию с учетом последовательности его использования при подготовке письменной работы.

Каталог (генеральный, алфавитный, тематический, предметный, хронологический, архивный, библиографический, специальный)

Научно-справочный аппарат книги (основные элементы). Пояснительные элементы. Общие принципы ведения рабочих записей. Виды рабочих записей. УДК.

Информационный продукт. Базы данных. Информационные сети.

Обработка научной информации, ее фиксация и хранение.

Лекция 10. НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ (4ч.).

Структура научно-учебной работы. Рубрикация. Способы написания текста. Сокращения слов. Оформление таблиц. Графический способ изложения иллюстративного материала. Оформление библиографического аппарата. Требования к печатанию рукописи.

Лекция 11. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ, ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫСТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ (4ч).

Особенности подготовки рефератов и докладов.

Особенности подготовки и защиты курсовых работ.

Особенности подготовки и защиты дипломных работ.

Лекция 12. ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ (2 ч.).

Подготовка и повышение квалификации научно- педагогических и научных кадров. Аспирантура. Соискатели ученой степени кандидата наук, которые работают над диссертациями вне аспирантуры. Докторантура.

Лекция 13. Роль науки в современном обществе. Социальные функции науки (4ч.)

Развитие науки и техники.

Группы социальных функций науки (культурно-мировоззренческая, непосредственная производительная сила, социальная сила).

Наука и нравственность.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: