Организация внеурочной деятельности




Методические рекомендации

Об особенностях преподавания математики в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2017/2018 учебном году

Преподавание математики в основной и старшей школе в 2017/2018 учебном году определяется следующими нормативными документами:

Федеральные документы

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».

1.3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».

1.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

1.5. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

1.6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).

1.7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

1.8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

1.9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

1.10. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 № 2506-р о концепции развития математического образования в российской федерации.

1.11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 апреля 2014 года №265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 № 2506-р».

Региональные документы

1.12. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

1.13. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».

1.14. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

1.15. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.05.2017 №01-14/1839 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017/2018 учебный год».

1.16. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».

1.17. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».

 

Особенности преподавания предмета в 7 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Организация внеурочной деятельности

В 2017/2018 учебном году в 7-х классах общеобразовательных организаций Российской Федерации и Республики Крым осуществится переход с федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС) на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО).

Согласно ФГОС ООО предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика».

Примерный учебный (образовательный) план на изучение предмета «Математика» на базовом уровне в 7-х классах отводит 5 учебных часов в неделю в течение всего года обучения. В 7 классе предмет «Математика» изучается двумя отдельными курсами: «Алгебра» и «Геометрия».

В результате изучения «Математики» в 7-м классе обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.

Содержание курса «Алгебра» в 7 классе (3 часа в неделю на базовом уровне изучения) включает в себя разделы: выражения, тождества, уравнения, функции, степень с натуральным показателем, многочлены, формулы сокращенного умножения, системы линейных уравнений. В целях подготовки к ОГЭ целесообразно включить раздел «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» в объеме не менее четырех часов: статистические характеристики; сбор и группировка статистических данных; наглядное представление статистической информации (представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков). Учебное время может быть увеличено до 4 часов в неделю за счет вариативной части Базисного плана.

Содержание курса «Геометрия» в 7 классе (2 часа в неделю на базовом уровне изучения) включает в себя разделы: начальные геометрические сведения, треугольники, параллельные прямые, соотношения между сторонами и углами треугольника. Учебное время может быть увеличено до 3 часов в неделю за счет вариативной части Базисного плана.

Учебное время на изучение предмета («Алгебра» и «Геометрия») в 7 классах может быть увеличено до 6 (7) часов в неделю за счёт вариативной части. Такой вариант рабочего учебного плана предназначен для классов, нацеленных на повышенный уровень математической подготовки учащихся и дальнейшее создание классов с углубленным изучением математики, физики и информатики. В этом случае в основное программное содержание включаются дополнительные вопросы, способствующие развитию математического кругозора и математических способностей, освоению более продвинутого математического аппарата.

С целью развития геометрической интуиции и конструктивного мышления учащимся в 7-х классов целесообразно предложить пропедевтический курс геометрии «Наглядная стереометрия». Методические рекомендации по изучению курса и сборник рабочих программ опубликованы на сайте: https://www.prosv.ru.

Также в соответствии с требованиями ФГОС ООО предусматривается значительное увеличение активных форм работы на уроке, направленных на вовлечение обучающихся в математическую деятельность.

В рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации можно разрабатывать и предлагать учащимся курсы внеурочной деятельности по применению математики в повседневной жизни, при изучении других предметов, для обеспечения понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретения практических навыков, умения проводить рассуждения и доказательства.

Следует отметить, что формы внеурочной деятельности могут быть различными. Для учащихся 7 классов такими формами могут быть участие в сетевых сообществах, научно-практические конференции, занятия в школьных научных обществах, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, и другие формы, отличные от урочной.

Для учащихся, испытывающих сложности в обучении математике, следует предусмотреть кратковременные адаптивные курсы по сложным темам (разделам). Например, «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби», «Обыкновенные и десятичные дроби», «Формулы сокращенного умножения» и т.д.

Порядок разработки Программ курсов внеурочной деятельности, внесение изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

При планировании и организации внеурочной работы необходимо уделить особое внимание подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по математике.

Подбор материала для кружковых занятий и для олимпиад, подготовка к проведению этих мероприятий являются одной из форм активной работы учителя по повышению своей научно-методической квалификации.

 

Особенности преподавания предмета в 8-11 классах в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования.

Организация внеурочной деятельности

В 8-9-х классах предмет «Математика» изучается двумя отдельными курсами: «Алгебра» и «Геометрия».

Предмет «Алгебра» включает некоторые вопросы арифметики, развивающие числовую линию 5 – 6 классов, собственно алгебраический материал, элементарные функции, а также элементы вероятностно-статистической линии. В рамках учебного предмета «Геометрия» традиционно изучается евклидова геометрия, геометрические преобразования.

Программа углубленного изучения «Математики» предполагает углубленное изучение предмета в основной и старшей школе.

Таблица №1. Вариант распределения часов учебного плана для образовательных учреждений с углубленным изучением математики в основной школе.

Предметная область Учебный предмет Классы Количество часов в неделю
  8 класс 9 класс
1-йвариант учебного плана (5-ти дневная учебная неделя) 2-йвариант учебного плана (6-ти дневная учебная неделя) 1-йвариант учебного плана (5-ти дневная учебная неделя) 2-йвариант учебного плана (6-ти дневная учебная неделя)
Математика и информатика Алгебра 4 (3+1) 4 (3+1) 4 (3+1) 4 (3+1)
Геометрия   3 (2+1)   3 (2+1)

При шестидневной рабочей неделе количество часов может быть увеличено до 9 часов в неделю из расчета: 5 часов – «Алгебра», 4 часа – «Геометрия».

В рамках предпрофильной подготовки в 8-9-х классах целесообразно вводить элективные курсы (курсы по выбору). Их назначение – показать учащимся возможности использования математики в профессиональной деятельности, познакомить их с кругом знаний, необходимых в избираемой профессиональной области. Главная цель элективных курсов в предпрофильном обучении – не научить, а заинтересовать. Наиболее отвечают этому назначению межпредметные ориентационные курсы прикладного характера.

Углубленное изучение математики в основной школе предполагает формирование в дальнейшем профильных классов или продолжение углубленного изучения математики на основе универсального профиля в старшей школе.

Для подготовки учащихся 8-9 классов к ОГЭ можно проводить модульный курс "Я сдам ОГЭ!", созданный Федеральной комиссией разработчиков контрольно-измерительных материалов ОГЭ (https://ege.prosv.ru/subject/15.html).

Изучение «Математики» в 10-11-х классахв Республике Крымосуществляется двумя раздельными курсами: «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия».

Таблица №2. Вариант распределения часов учебного плана для образовательных учреждений в старшей школе.

Направление обучения Учебный предмет Количество часов в неделю
10 класс 11 класс
Филологический (4 часа в неделю) Алгебра и начала математического анализа 2,5 2,5
Геометрия 1,5 1,5
Универсальный (базовый) (5 часов в неделю) Алгебра и начала математического анализа    
Геометрия    
Технический профиль (6 часов в неделю) Алгебра и начала математического анализа    
Геометрия    
Физико-математический профиль (7 часов в неделю) Алгебра и начала анализа    
Геометрия    
Углубленное изучение математики на основе универсального профиля Алгебра и начала анализа    
Геометрия    

Федеральный компонент государственного стандарта на профильном уровне предусматривает расширение и углубление программы по сравнению с базовым уровнем. Примерная программа рассчитана на 420 учебных часов, в которой также предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 50 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Так, например, в профильных классах предусматривается изучение комплексных чисел, деление многочленов, повторение курса планиметрии, расширенного по сравнению с основной школой, и т.п.

При профильном обучении элективные курсы по математике позволяют поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку к Государственной итоговой аттестации (далее – ГИА); дополнять математическое содержание до курса углубленного изучения математики; удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Для подготовки учащихся 10-11 классов к ГИА целесообразно проводить элективные курсы «Я сдам ЕГЭ! Математика. Базовый уровень» или «Я сдам ЕГЭ! Математика. Профильный уровень» (https://ege.prosv.ru/subject/11.html).

При выборе углубленного уровня на основе универсального профиля при 6-дневной рабочей неделе на изучение «Математики» может отводится до 9 учебных часов из расчета: 5 часов – «Алгебра и начала математического анализа» и 4 часа – «Геометрия» или 6 часов – «Алгебра и начала математического анализа» и 3 часа – «Геометрия».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: