ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА




Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

ЭТАПЫФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

СОДЕРЖАНИЕ ДОБУКВЕННОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ БУКВЕННОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

Важнейшими принципами обучения письму по системе Д.Б. Эльконина являются:

§ Формирование лингвистических знаний и умений учащихся, начиная с добуквенного периода;

§ Осознанность обучения;

§ Ориентированность при обучении не на букву, а на звук, фонемный анализ.

Общую структуру обучения грамоте по системе Д.Б.Эльконина можно разделить на два периода: первый – предактивный (добуквенный), включает 30 занятий, и второй – активный (буквенный), включает 90-100 занятий.

Основная цель добуквенного периода – подготовка к формированию графического навыка и к овладению звуковым анализом слова. В течение этого периода ребёнок:

§ Учится правильно сидеть, держать ручку и тетрадь;

§ Осваивает необходимые для дальнейшего обучения графические действия;

§ Выполняет простейшие графические элементы.

Цель буквенного периода – формирование графического навыка и письма – технического навыка правильного написания букв и их сочетаний, параллельно с которым идёт усвоение норм графики и орфографии.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

История отечественной методики обучения письму прошла путь от словевного до буквенного письма. Письмо, которому учат в нашей школе, - это русское курсивное письмо.

Этапы развития письма: рисунок → рисунок-символ → знак-символ (буква).

Многие дети, которым трудно научиться писать, «не любят» рисовать. При этом речь идёт не о рисовании творчестве, когда ребёнок фантазирует, а о рисовании определённых фигур, о срисовывании. В таких случаях схематическое изображение оказывается сложным, а иногда и невыполнимым заданием. Эти трудности связаны с развитием зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координаций.

Обучение письму и овладение письмом ценны как элемент овладения письменной речью, как способ передачи собственной мысли.

Чисто механическое письмо не имеет большого смысла: это техника записи мысли.

Психолог А.Р.Лурия провёл исследования, позволившие понять природу возникновения письма, его эволюции у ребёнка. Оказалось, что дети 3-4 лет ещё не умеют «записывать» фразы, но в 4-5 лет они «записывают» фразы рисунком, имеющим смысл, обозначающим то, что нужно запомнить.

Что и как рисуют дети?

В 1-1,5 года малыш зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает движения, он пытается изобразить что-то определённое, получая радость от самого процесса, и способен «рисовать» с большим увлечением.

В 2-3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Это позволяет детям выполнять довольно сложные движения, но движения спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами.

С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.

В 3-4,5 года ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. Рисунки разнообразны по сюжетам. Дети не только рисуют, но и пытаются подписывать свои рисунки.

В 5 лет хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи. Ребёнок способен ограничивать длину штрихов, которые становятся более ровными и чёткими. Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы – завершёнными.

В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.

Большое значение имеет:

§ Чем рисует ребёнок,

§ Насколько правильно выполняются графические движения.

ЭТАПЫФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Русское письмо – звукобуквенное. Основной единицей обучения является формирование графического навыка письма.

Графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.

Письмо включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.

На начальном этапе обучения письму дети должны:

§ Усвоить понятие о буквах – графических знаках;

§ Научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильные движения руки, правильную позу, траекторию движений и т.д.

§ Правильно дифференцировать звуки;

§ Безошибочно узнавать и соотносить звуки с буквами, так как параллельно с графическим происходит формирование орфографического навыка.

Готовность к обучению письму включает сформированность:

§ Устной речи, фонетико-фонематического восприятия;

§ Зрительного, зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;

§ Моторных функций и сложнокоординированных графических движений;

§ Интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

В формировании графического навыка выделяются три основных этапа:

I. Аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания работы.

II. Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие.

III. Автоматизация – образование графического навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Характерной чертой графического навыка на этапе автоматизации являются быстрота, плавность, лёгкость и связность.

Объективной закономерностью начального этапа обучения является раздельное написание каждого графического элемента.

Необходимость осмысливать и осознавать действие определяет временную структуру движения при письме.

Временная структура – это соотношение времени отдельного движения и пауз между движениями.

Способность различать элементы букв, соотношение частей, понимание того, как располагаются эти элементы на строке, как их необходимо расположить, - первый шаг в обучении письму.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется движение при написании основных элементов.

Чтобы процесс освоения самого движения тоже был осознанным, необходимо обратить внимание на оценку качества самого движения, возможность определить «правильно - неправильно». В определении «правильно – неправильно» основное значение имеет зрение, зрительный контроль.

Основная задача учителя на первых этапах формирования навыка определить не только конечную цель действия, но и путь его осуществления.

Необходимо научит видеть строку, её середину, анализировать и уметь определять расстояние, мысленно выделять для каждой буквы её «клеточку» и располагать в ней букву. Величина строки должна быть удобной для выполнения круговых и поворотных движений. При объяснении способа выполнения буквы необходимо особо выделить точку начала движения.

Важнейшим элементом обучения письму является звукобуквенный анализ, который осуществляется тоже осознанно.

Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения определяются тем, насколько успешно прошёл первый этап.

Формирование навыка завершается к 10-11 годам, когда почерк становится стабильным, а увеличение скорости письма не приводит к его искажению.

СОДЕРЖАНИЕ ДОБУКВЕННОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

Работа делится на 10 шагов. Каждый шаг содержит систему заданий и действий, которые должен освоить ребёнок.

Правила, которые необходимо соблюдать при работе детьми на этом этапе обучения:

§ При выполнении графических заданий важны не быстрота и количество сделанного, а правильность и тщательность следования инструкции.

§ Перед каждым заданием объясните ребёнку его цель: что будем делать, для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите;

§ Убедитесь, что ребёнок понял инструкции;

§ Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через ступеньки;

§ Не переходите к последующим заданиям, если не освоены предыдущие;

§ Не забывайте, что дети 6 лет лучше усваивают учебный материал в игре, но не используйте тактику соревнований;

§ Продолжительность выполнения графических заданий не должна быть больше 3-5 мин;

§ При выполнении любых графических заданий учите ребёнка расслабляться после каждого движения и только затем делать следующее движение;

§ Если у ребёнка возникают трудности, если ребёнок напряжённо держит ручку, очень нервничает, выполнять сложные графические движения ещё рано. Не настаивайте, не подчёркивайте неловкость, неумение ребёнка.

Перед тем как ребёнок начнёт писать, он должен уметь:

§ Соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

§ Правильно держать карандаш;

§ Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический почерк.

Гигиенические правила, которые должен ребёнок выполнять при письме:

§ Парта, стол и стул должны соответствовать его росту;

§ Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же – на расстоянии 7-10 см от линии края стола;

§ Туловище следует держать прямо. Не сгибая не вперёд. Ни в стороны, не опуская плечи;

§ Грудь не должна касаться стола;

§ Ноги согнуты под прямым углом в бёдрах и коленях, стопа стоит на полу;

§ Голова должна быть слегка наклонена вперёд, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30см от тетради. Попросите ребёнка сесть прямо, пусть он положит руки на стол и вытянет пальцы. У кончиков пальцев должна лежать тетрадь при письме и книга при чтении;

§ Локти пишущего ребёнка немного выступают за край стола и находятся на расстоянии около 10 см от туловища;

§ Крышка стола во время письма должна быть наклонной.

Первый шаг добуквенного периода обучения – учимся правильно сидеть.

Правильная поза при письме:

§ Сидеть прямо;

§ Опираться спиной на спинку стула;

§ Не опираться грудью на стол;

§ Ноги держать прямо, стопы – на полу;

§ Туловище, голову, плечи держать ровно;

§ Обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола;

§ Свет при работе падает слева у правши и справа – у левши.

Второй шаг – учимся правильно держать тетрадь и ручку.

Если ребёнок работает правой рукой, попросите его положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть наклонить её вправо, чтобы нижний левый край тетради находился на середине груди.

Если вы учите леворукого ребёнка, то следует объяснить ему, что тетрадь должна быть сдвинута к левой руке и наклонена вправо.

При письме правой рукой ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, при этом ручка не должна падать. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Расстояние от конца стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. цвет пасты – тёмно-синий, тёмно-фиолетовый.

Оптимальная длина ручки – 15 см.

При письме левой рукой действуют те же правила, но ручка берётся чуть выше, практически без прогибания указательного пальца.

Третий шаг – учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

Сначала учим ребёнка ставить точки, затем – стрелочки, указывающие направления движения руки. Самое главное – зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании – линии должны быть разными (длина штриха выбирается самостоятельно). Необходимо, чтобы движение начиналось в нужной точке и ребёнок научился различать, понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях.

На этом этапе работы осваиваются свободные движения руки, тренируется умение координировать движения пальцев кисти, а также понимание и ощущение нужного направления движения.

Закрепляется понимание того, где на листе бумаги верх, низ, справа, слева, сбоку, что значит «вести руку направо, влево, вверх, вниз». Трудными для понимания детей оказываются закругления.

Четвёртый шаг – учимся рисовать параллельные линии: прямые и наклонные.

Умение видеть параллельность линий, рисовать и писать их параллельными, понимание того, как это сделать, - очень важный этап подготовки к письму.

Почему? Параллельность всех штрихов придаёт письму чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения.

Объясните и покажите, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз , горизонтальные линии – слева направо .

Многовариантные упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение.

Нарушение параллельности нужно показывать наглядно:

§ Параллельные (не пересекаются)

§ Непараллельные (пересекаются)

При выполнении упражнений необходимо чётко определить задачи работы: не просто «заштрихуй», а «заштрихуй, используя штрихи определённого наклона, линии на разном расстоянии» и т.д.

Пятый шаг – учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые.

При выполнении полуовалов следует обратить внимание на положение руки, на правильность опоры кисти. Рисование полуовалов – важный компонент подготовки к письму. Незавершённость фигуры, необходимость соотнести её высоту и ширину, ориентировка в пространстве – всё представляет сложность для ребёнка. Выполнение этих элементов будет способствовать определению ширины элементов и букв, а также отработке сложнокоординированных поворотных движений в разных направлениях.

Шестой шаг – учимся рисовать круги и овалы.

При выполнении овалов и кругов следует обратить внимание на их различие. При письме букв пишутся именно овалы. Главное зафиксировать внимание детей на том, что при рисовании этих элементов точка начала движения является и точкой его окончания.

На этом этапе эффективны и вполне выполнимы вот такие графические задания: раскрути спираль, закрути спираль.

Седьмой шаг – учимся рисовать зигзаги.

Эти задания позволяют научить ребёнка свободно передвигать руку по строке. Лучше, если графические элементы будут крупными. Это могут быть волны, облака, дорожки с горками. Сначала можно попробовать «проехать» по «широкой дорожке», а потом «по узкой».

Восьмой шаг учимся писать элементы печатных букв.

Эта работа начинается со знакомства детей с алфавитом, понятием шрифта, с анализа разных вариантов письма печатных букв. Всё это позволяет выделить основные элементы, из которых конструируются буквы. Конструировать буквы можно из разных деталей: счётных палочек, спичек, шнурка и т.д.

Важными компонентами этого шага являются:

§ Понятие о рабочей строке, в которой пишется буква, её нижней и верхней границе, срединной линии.

§ Фиксация внимания детей на высоте и ширине букв.

Необходимо привлечь внимание детей к точке начала и точке окончания движения, зафиксировать принцип параллельности всех прямых линий. В ходе работы дети осознают, что графические движения – это элементы букв.

Девятый шаг – учимся писать печатные буквы.

Задание «Допиши печатные буквы» способствует:

§ Закреплению зрительного образа буквы;

§ Совершенствованию системы двигательных координаций, позволяющей писать детали печатных букв чётко, правильно и без выраженного напряжения;

§ Улучшению зрительно-моторной координации.

Точка начала движения и стрелочки помогают детям сформировать правильную траекторию движений при письме.

Десятый шаг – учимся писать элементы письменных строчных букв и письменных заглавных букв.

Шаг строится на основе:

§ Осознанного выполнения графических движений;

§ Совершенствования зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций;

§ Способности к анализу и синтезу;

§ Произвольной регуляции внимания;

На начальном этапе каждый элемент букв при курсивном письме выполняется как отдельное действие, за которым обязательно следует пауза. В русском курсивном письме этих элементов немного:

§ Прямая черта: «/»;

§ Черта с закруглением внизу вправо

§ Черта с закруглением вверху и внизу

§ Овал

§ Правый и левый полуовалы

§ Точки и петли

§ Начальный элемент букв Л, М, Я

§ Элементы, выходящие за строку вверх:

§ Элементы, выходящие за строку вниз:

Необходимым компонентом этого шага является объяснение движения руки при выполнении элементов букв. Инструкция должна быть простой, однозначной, пошаговой, с чёткими ориентирами точки начала и точки окончания движения. Авторы предлагают такую схему объяснения:

§ Словесная инструкция;

§ Словесная инструкция + показ действия;

§ Повторение инструкции ребёнком;

§ Самостоятельное замедленное выполнение действия ребёнком под собственную инструкцию;

§ Анализ качества выполнения буквенного элемента при фиксации внимания на правильных образцах.

Целесообразно выделять только правильные образцы.

Обучение элементам письменных букв начинается с анализа букв, выделения общих элементов, нахождения сходства и различия в соотношении элементов.

Задания «Выдели элементы букв».

§ Заглавные буквы пишутся в большой строке, строчные в рабочей малой строке.

§ Точкой обозначается начало движения, стрелочкой – направление движения.

§ Наклон при письме достигается наклонным положением тетради.

§ Специальной тренировки и объяснения требуют слова «закругляем, закругляем влево, вправо, чуть-чуть не доводя».

§ Обязательно отметьте и зафиксируйте внимание на точке окончания движения при письме каждого элемента.

В процессе изучения элементов букв ребёнок должен освоить основные правила красивого и чёткого письма:

§ Все графические элементы должны быть одинаковой высоты и ширины;

§ Элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строку должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх или вниз;

§ Расстояние между элементами букв и буквами в слове должно быть одинаковым;

§ Все линии при письме должны быть параллельными;

§ Прямые линии при письме должны быть ровными.

Выделим основные требования к письму в подготовительный период – то, чему нужно научиться ребёнку:

1. Правильно сидеть;

2. Правильно держать ручку;

3. Выучить буквы;

4. Чётко дифференцировать строку, уметь писать буквы в строке;

5. Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв, элементы которых выходят за пределы строки;

6. Уметь выполнять основные элементы букв:

§ вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые;

§ овалы;

§ линии с закруглением внизу, вверху;

§ хорошо различать и писать вертикальные элементы;

§ выполнять связные ритмические движения;

§ копировать сочетания извилистых линий, например, скопировать простейшие иероглифы;

§ копировать простейшую фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;

§ различать буквы, написанные курсивным письмом.

СОДЕРЖАНИЕ БУКВЕННОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ

Второй активный период обучения – обучение курсивному письму.

Его цель – научить детей одновариантному, стабильному письму строчных и прописных букв.

Курсивное письмо – это связные ритмические тонкокоординированные движения. Можно выделить два основных вида движений. Черта с закруглением внизу вправо лежит в основе начертания следующих букв:

На первый взгляд овалы – это иной вид движения, но при выполнении овалов видно их сходство с написанием линий. Есть буквы, включающие овал как основу – или как элементы -

В русском алфавите есть группа букв, в которых нарушена естественная траектория движений при написании овалов – в; есть зеркальные полуовалы – х, ф, э, ж; есть буквы, не имеющие аналогов, - з.

Сначала дети учатся писать все буквы, обозначающие гласные звуки, причём буквы вводятся парами (а – я, о – ё, у – ю, ы – и, э – е). На эту работу отводится 14-16 уроков. Дети закрепляют знания о мягких и твёрдых согласных, которые получили на этапе звукового (добуквенного) анализа.

Чтобы не разрывать целостный образ каждой буквы, элементы выделяются пунктиром. Стрелочки указывают направление движения.Звуковые схемы в прописи позволяют провести двойное сравнение печатных и письменных букв.

После изучения букв, обозначающих гласные звуки, вводятся буквы, обозначающие согласные звуки. Изучение новой буквы начинается с поэлементного анализа и способа выполнения строчной буквы, её сочетаний, даже каждый её элемент пишутся отдельно.

Перед написанием слов необходимо проанализировать способы связи букв в слове.

Задание «Вставь пропущенную букву»,«Напиши слова письменными буквами»

Задания «Составь и напиши слова» позволяют конструировать, собирать слова, составлять их, используя различные сочетания букв, слогов, буквосочетаний. Эти задания дают возможность:

§ закрепить осознанность восприятия целого слова, его чтения и написания;

§ закрепить правила о буквосочетаниях;

§ сделать процесс письма более творческим, интересным, а отработку техники письма компонентом, направленным на формирование письменной речи.

Скорость письма не может быть критерием успешности освоения навыка на начальном этапе обучения (в букварном периоде).

Анализ временной структуры движений при письме леворуких детей свидетельствует о более продолжительной паузе между отдельными движениями при выполнении элементов и букв, что затрудняет звукобуквенный анализ, замедляет процесс выполнения письменных заданий.

По окончании буквенного периода можно провести конкурс «Мастер-каллиграф». Итогом работы может быть сочинение на тему «Как я научился писать».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: