Какие еще профессии встречаются?




Александра Александровна, как начинался ваш творческий путь?

Я закончила училище им. В.И. Мухиной. А после распределения работала на фабрике. Время было застойное, сложное, и я делала иллюстрации в журнал «Нева». Опыт графики приучил меня к пятну, силуэту, линии. Можно сказать, что я всю жизнь занималась графикой, одно время я даже хотела перейти на графическое отделение с текстиля. Но тогда было такое время, что о переводе не могло быть и речи, поэтому я, когда работала на фабрике, 4 года посещала занятия в Академии художеств. Там я посмотрела весь «репертуар» графического отделения, то есть то, что они изучают, какую литературу читают. То есть я работала на фабрике, но три дня в неделю посвящала изучению графики. Можно сказать, что это было второе образование, самостоятельное.

Вы работаете в очень необычной технике текстильного коллажа. Что повлияло на ваш выбор?

Я работала на Ткацко-красильной фабрике им. Желябова с декоративными тканями, но мне хотелось какого-то творческого самовыражения, ощутить творческую энергию, так я и пришла к текстильному коллажу. Когда мы учились, у нас был гобелен, батик, фотохимпечать, аэрография. Что такое коллаж не знали, ведь тогда был железный занавес. Кто такой Малевич мы не слышали вообще, мое художественное воспитание прошло под знаком реалистического искусства. Помню, что в Русском музее открыли выставку современного искусства, там лежала книга Малевича «От кубизма к супрематизму». Мое становление как художника прошло вне этих тенденций, поэтому всегда сказывается реалистическая школа, вбитая так прочно и крепко. Я могу, конечно, сделать абстрактную композицию, но все же у меня больше тяготение к реалистическому направлению. Но уже в планах реализма идет формообразование более обостренное, не натурализм, а реализм плюс какие-то абстрагированные элементы.

Как шла работа по созданию первых коллажей?

Когда я делала свои первые коллажи, то даже не знала, с чего мне начать. Одно время я их клеила на громоздкие ДСП. Потом я уже поняла, что не надо клеить на клей, потому что если что-то в работе не нравится, то исправить уже не получится.

Еще мне было непонятно, как увидеть работу. Я раскладывала все детали на полу, затем брала стремянку, вставала на нее и сверху смотрела. Сейчас я использую монокуляр, потому что он дает расстояние. Когда делаешь работы, иногда в мелочах погрязаешь, и за мелочами не видно крупных форм. А когда смотришь в монокуляр, мелочи исчезают, видишь только конструктивную схему. И видишь, где надо ее подправить.

Теперь есть очень много материалов для творчества, литература. Раньше всего этого не было. Помню, брала клей ПВА, чуть-чуть ткань смазывала, она становилось ровнее, и тогда можно было кроить. Сложно было понять технологию, поэтому приходилось идти методом проб и ошибок, зато так накопился колоссальный опыт.

Вы помните свой самый первый коллаж?

Да, он был посвящен моему любимому времени года – зиме. Первый свой коллаж я сделала в 1977.

Как изменилось ваше художественное восприятие, когда Вы начали делать текстильные коллажи?

Я ведь начинала от графики, и привыкла к белой графической заставке, поэтому мне как-то к цвету было трудно подойти. Изначально ткани у меня тоже были довольно тонкие, монохромные. Потом уже к черно-белому добавился терракотовый, цвет входил постепенно. Я и сейчас, когда работаю, то делаю вначале рисунок, а потом я уже когда отработаю всю схему, тогда начинаю его насыщать цветом.

Расскажите немного о работах, представленных на выставке.

Вот, например, работа Охотовой Светланы «Кот, мышь и рыба». Эту идею мы взяли у Данилова. У него есть кот выполнен в зеленом колорите. Мы решили использовать другие цвета. Обычно мы всегда пользуемся локально окрашенной тканью, не используем цветочный ситец. Но в данном случае он очень хорошо подходил для общего фона работы. Далее мы расположили другую ткань так, чтобы светлое пятно на ней пришлось на грудку и мордочку кота. Немного иначе лампу сделали, мышку посадили. Получилась трансформация образа.

По представленным на выставке текстильным коллажам видно, что темы для своих работ авторы выбирали, вдохновляясь картинами Ван Гога, Малевича и других художников. Чем обусловлен выбор именно этих авторов?

Когда участники студии только начинают делать свои работы, то им надо от чего-то отталкиваться. Это примерно так же, как сегодня в педагогике модно маленьких детей воспитывать на самых высочайших произведениях искусства. Вот тогда у них будет точка отсчета. Мои взрослые воспитанницы тоже, как дети, потому что они начинают с нуля. Сейчас детей и взрослых везде окружает китч, который мы видимо по телевизору. Если выбирать вершинные произведения искусства, то это будет как противоядие. Недаром в музей детей с 2-3 лет водят, хоть они в таком возрасте и не все осознают, но зато увидят красивые картины в рамах, великолепные залы, само пространство, пол, заметят резную ручку двери, диванчики. Ощущение красоты форм, красоты цвета, - оно хоть и поневоле, но впитывается. Недаром дети, рожденные в новостройках и дети, живущие в центре города, - это будут люди с разной психологией.

Александра Александровна, вот Вы сейчас говорите, как детям прививать чувство прекрасного. Как мы знаем, Вы прививаете чувство прекрасного взрослым в Вашей студии. Расскажи немного об этом. Как Вы спасаете ваших учеников от этого китча, который их окружает?

Можно сказать, что они пришли в мою студию уже подготовленными для восприятия. Одна моя воспитанница - ведущий сотрудник Русского музея, вторая работала в Русском музее, а сейчас она эксперт по драгоценным металлам, но продолжает вести обзорные экскурсии. По их словам, у них изменилось цветовое восприятие, они стали лучше чувствовать цвет. Лена Кушнир – педагог дополнительного образования по народным игрушкам. Она ведет занятия росписи по дереву, борецкую, городецкую, а также занятия по изготовлению традиционных кукол. Все представленные на выставке игрушки – это ее работы.

 

Какие еще профессии встречаются?

Другая участница Света Горюнова – главный бухгалтер, она посещает занятия с самого основания студии, уже 5 лет. Причем она тяготеет к модерну, любит рубеж веков.

Это как цветочек посадишь в землю, холишь его и лелеешь, и он у тебя начинает распускаться, появляется тобой выращенная, яркая индивидуальность. Это дорогого стоит.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: