В соответствии с содержанием специализации следует ознакомиться с требованиями ГОСТов по оформлению чертежей, необходимо научиться читать и оформлять чертежи по специализации.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности выполнения чертежей и схем по специализации?
V. ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Контрольная работа включает листы №__________
Первая контрольная работа выполняется на основании знаний, полученных при изучении тем: 1.2; 1.5, вторая — 5.2; 5.3; 5.4.
По первой контрольной работе студент должен выполнить 5 листов, по второй — 1 лист.
Вариант контрольной работы определяется по последней цифре шифра — номера личного дела студента. При окончании номера на «О» выполняется вариант № 10, при последней цифре «1» — вариант № 1 и т.д.
В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение. Контрольную работу следует выслать сложенной до формата А4 (297x210) и обязательно в полном комплекте.
После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя и повторить недостаточно усвоенный материал. Если контрольная работа не зачтена, то студент выполняет ее повторно.
Указать, какие темы включаются в первую и вторую контрольные работы, сколько листов должен выполнить студент по каждой работе.
Контрольная работа № 1
Лист 1 (формат A3)
Цель работы — научиться правильно писать чертежным шрифтом. Содержание работы: выполнить титульный лист (рис. 1-1) согласно ГОСТ 2.304—81.
Лист 2 (формат А4)
Цель работы — изучить правила деления окружности на равные части, методы построения сопряжений, основные правила нанесения размеров на чертежах; приобрести навыки работы с чертежными инструментами и оформления чертежа (рис. 1-2; рис. 1-3).
Содержание работы: выполнить контур детали применительно к своему варианту (рис. 1-4).
Методические указания
Деление окружности на равные части приведено на рис. 1-2. Задачу эту решают с помощью циркуля и угольников. Другой способ — это способ хорд. Длину хорды, которую откладывают на заданной окружности, определяют умножением ее на коэффициент к. Значения этого коэффициента приведены здесь для числа делений 10.
Число делений 3 4 5 6
к 0,866 0,707 0,588 0,500
Число делений 7 8 9 10
к 0,434 0,383 0,342 0,309
Построение сопряжений сводится к трем моментам: определение центра сопряжения; нахождение точек сопряжения; построение дуги сопряжения заданного радиуса. Для построения сопряжения должен быть известен один из элементов: радиус или точка сопряжения, два других элемента определяются графически. В практике чаще всего встречается первый случай: задан радиус сопряжения.
Лист 3 (формат А4)
Цель работы — изучить проецирование геометрических тел в проекциях.
Содержание работы и методические указания по ее выполнению
Согласно заданию на листе 1-3 требуется:
1. Начертить горизонтальную, фронтальную и профильную проекции геометрического тела и следы секущей плоскости. Размеры основания тела d, его высота h и угол а наклона секущей плоскости к оси тела приведены в табл. 1.
2. Построить проекции линий пересечения поверхности геометрического тела с проецирующей плоскостью, положение в пространстве которой указано в условии задачи.
3. Способом совмещения или перемены плоскостей проекций определить действительную величину фигуры сечения.
4. Построить развертку поверхности заданного тела. Сплошной основной линией обвести развертку той части поверхности геометрического тела, которая находится под секущей плоскостью, если секущая плоскость фронтально проецирующая, или за ней, если секущая плоскость горизонтально проецирующая.
5. Изобразить заданное тело и полученную линию сечения в прямоугольной изометрической или диметрической проекции.
Пример компоновки, выполнения и оформления листа 1-3 приведен на рис. 1-5. На листе чертежным шрифтом размера 5 напишите условия задачи. На чертеже нужно сохранить все линии построения, обведя их тонкой сплошной линией. Сплошной основной линией нужно обвести контуры той части геометрического тела, которая расположена ниже секущей плоскости или за ней. На всех чертежах и ортогональных проекциях, и на аксонометрическом изображении тела, и на развертке его поверхности нужно обозначить полученные в результате построений точки как принадлежащие искомой линии сечения, так и вспомогательные.
Лист 4 (формат A3)
Цель работы — научиться строить недостающую проекцию модели по двум заданным, проставить размеры на чертежах.
Содержание работы
Построить третье изображение детали по двум данным, дать разрезы, построить натуральный вид наклонного сечения, а также наглядное изображение детали в аксонометрической проекции. Пример выполнения работы дан на рис. 1-6, 1-7, индивидуальные задания — на рис. 1-8.
Методические указания
Выполняя задание, провести тонко линии видимого и невидимого контуров, построить третье изображение, построить разрезы и выполнить штриховку в разрезах. После этого следует построить натуральный вид наклонного сечения заданной фронтально проецирующей плоскостью («косое» сечение). Выполнить наглядное изображение детали в аксонометрической проекции.
Лист 5 (формат А4)
Цель работы — научиться строить изображения соединения деталей болтов. Содержание работы: начертить болтовое соединение.
Работа выполняется на листе формата А4 карандашом. Пример выполнения и компоновки листа приведен на рис. 1-9. В табл. 2 в зависимости от варианта задания
указан диаметр болта d. Соединяемые резьбовыми изделиями детали изображены на рис. 1-9. Размер L — толщина соединяемых болтом элементов подбирается в зависимости от номера варианта, используя значения, приведенные в табл. 2, и формулы — на рис. 1-9.
Методические указания
Приступая к выполнению листа 1-5 необходимо ознакомиться со стандартами на крепежные изделия — болты, гайки, шпильки, соединительные части для трубопроводов и т.п. Соединение деталей болтом и шпилькой требуется начертить в двух проекциях (фронтальный разрез и вид сверху) по размерам, показанным на рис. 1-9.
Эти размеры вычисляются в зависимости от заданного диаметра болта d и толщины L. Так, например, длину болта следует принять равной L+l,5d, округлив полученное значение до величины, кратной 5 мм при длине l < 80 мм и кратной 10 мм, при длине
l > 80 мм.
Например, если заданы L — 50 мм и d = 16 мм, то / = 50 + 1,5 • 16 = 74 мм. Принимаем / = 75 мм.
Все другие размеры болта, гайки и шайбы, показанные на рис. 1-9, принимаются в зависимости от заданного значения диаметра болта на основе следующих соотношений: d} = 0,85 d; d2 = d+ 2 мм; D= 2d; H= 0,8d; h = 0,7 'd; Dm = 2,2d; S- 0,1 5 d; /0 = 2d + 6 mm; /j = l,25d.
Лист 1-5 рекомендуется выполнять в такой последовательности: сначала тонкими линиями начертить соединяемые болтом элементы, затем по указанным выше размерам изобразить болт. При этом обратите внимание на строгое соответствие заданным размерам d и d{ наружных и внутренних контуров резьбы как на стержне, так и в отверстии. На чертежах резьбовых соединений следует показать только те размеры, которые показаны на рис. 1-9.
Масштаб чертежей следует принять самостоятельно в соответствии с ГОСТ 2.302—68* с таким расчетом, чтобы эти чертежи разместились на листе формата А4 и лист был равномерно заполнен.
Приложение 3
Министерство образования Нижегородской области
ГБПОУ «Перевозский строительный колледж»
АЛЬБОМ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ
Шифр
Студента группы Заочного отделения Ф.И.О.
Перевоз