Публичный порядок в сфере международной инвестиционной деятельности




Международное сообщество, хотя, с точки зрения уровня развития эко­номики, и не является однородным, все же в целом понимает необходи­мость унификации правового регулирования инвестиционных процессов. С этой целью и формируются международно-правовые механизмы, име­ющие задачу согласования различных интересов. При помощи этих ме­ханизмов упорядочиваются волеизъявления, с одной стороны, инвесто­ров, а с другой — принимающих государств (государств-реципиентов) в процессе инвестирования. Данный процесс имеет непростой характер, по­скольку ему противостоит стремление государств, опираясь на собствен­ный суверенитет, обеспечить наиболее благоприятный режим собствен­ным интересам; с другой стороны, экономическая мощь инвесторов в некоторых случаях выступает явной угрозой интересам суверенных госу­дарств, стимулирующих инвестирование в собственную экономику. Об­щая тенденция инвестиционных процессов в мире заключается в том, что принимающие государства (государства-реципиенты), будучи развиваю­щимися или странами с переходной экономикой, противостоят мощным иностранным инвесторам, которые хотя и стимулируют экономику при­нимающих государств, но гипотетически, в силу своей мощи, таят угрозу экономическому суверенитету этих государств. Баланс разнонаправлен­ных интересов и формирует правовую основу инвестиционных процес­сов, а также международный публичный порядок в этой области между­народных экономических отношений.
Таким образом, международный правопорядок в сфере инвестирования построен на принципе самоограничения государств, которые принимают правовые акты как международного, так и внутреннего характера.
В том случае, если соглашение об инвестициях заключается между го­сударствами, то оно имеет нормативно-правовое значение, поскольку оп­ределяет условия, при которых конкретные инвесторы могут вкладывать свои средства в деятельность на территории другого государства. Подоб­ного рода соглашения, как правило, предусматривают обязанность сторон обеспечивать равноправный режим деятельности инвесторов, юридиче­ские механизмы защиты прав лиц, осуществляющих капиталовложения, условия, позволяющие избегать двойного налогообложения инвесторов, га­рантии защиты собственности инвесторов и пр. Межгосударственные ин­вестиционные соглашения определяют режим капиталовложений, осуще­ствляемых инвесторами. В настоящее время наиболее распространены следующие модели инвестиционных режимов — режим недискриминации, на­циональный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференци­альный режим.
Режим недискриминации иностранных инвесторов суть проявление более широкого института международного права — принципа недиск­риминации. Существо режима недискриминации в области торгово-эко­номических отношений в том, что соответствующая правовая система фиксирует, что не должна допускаться дискриминация иностранных инвесторов по причине принадлежности данного государства к той или иной общественно-политической системе или на основании иного от­личительного признака1.
Особенностью национального режима иностранных инвестиций явля­ется то обстоятельство, что лица, осуществляющие инвестиции на тер­ритории другого государства, обладают такими же правами, как и соб­ственные субъекты этого государства. Установление национального режима для иностранных инвесторов не является препятствием к тому, чтобы государство устанавливало определенные ограничения для иност­ранцев в целях обеспечения экономического суверенитета, националь­ной безопасности, общественного порядка, а также реализации права государственной монополии на ряд видов деятельности. Все ограниче­ния для иностранных инвесторов должны быть определены законодатель­но, с тем чтобы заинтересованное лицо знало о правовом режиме инвес­тирования в той или иной сфере.
Суть режим наибольшего благоприятствования иностранных инвести­ций в том, что иностранные инвесторы при осуществлении деятельности на территории другого государства получают такие же права, как и все остальные иностранные инвесторы. Режим наибольшего благоприятство­вания стал основой для регулирования взаимоотношений между государ­ствами - членами Всемирной торговой организации, что нашло свое нор­мативное закрепление в Генеральном соглашении по тарифам и торговле.
Преференциальный режим устанавливается с целью предоставления определенным категориям иностранных инвесторов определенных льгот и преимуществ (преференций) в той или иной области инвестирования. К примеру, тарифные преференции установлены для стран Содружества Независимых Государств, участвующих в Договоре о таможенном союзе и едином экономическом пространстве (Москва, 26 февраля 1999 г.) и в Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества (Ас­тана, 10 октября 2000 г.). В некоторых случаях установление преферен­циального режима означает преимущественное положение иностранных инвесторов в сравнении с правовым статусом «внутренних» инвесторов, что отражает особую заинтересованность государства в привлечении ино­странных инвестиций. Однако указанный режим сравнительно редко встречается в регулировании международного инвестирования.
Литература:

1. Международное коммерческое право. Под ред. В.Ф. Попондопуло. М, 1013.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: