Исполнение решений международного коммерческого арбитража





Решения международного коммерческого арбитража исполняются как в добровольном, так и в принудительном порядке. Какой-либо обобщаю­щей информации об уровне исполняемости решений международного коммерческого арбитража получить невозможно ввиду отсутствия статис­тических наблюдений и в силу конфиденциального характера самой арбитражной практики. Можно лишь предположить, что все же подавля­ющее большинство решений исполняется сторонами добровольно, по­скольку сама сущность института третейского разрешения экономических споров, в том числе международных, покоится на принципе доброволь­ности: добровольность передачи спора на рассмотрение арбитража обу­словливает в принципе добровольность исполнения его решений.
Однако возможность неисполнения решений международного коммер­ческого арбитража добровольным путем не исключается. Факты уклонения от добровольного исполнения, естественно, имеют место. Об этом можно судить по поступающим в государственные суды обраще­ниям коммерческих организаций с ходатайствами о принудительном ис­полнении решений третейских судов. Причины неисполнения арбитраж­ных решений добровольным путем сводятся либо к несогласию с решением арбитража, либо к стремлению так или иначе уйти от имущественной ответственности, несмотря на решение третейского суда.
Поскольку обе причины исключить из объективной действительности невозможно, постольку мировое сообщество было вынуждено обратиться к разработке такого порядка принудительного исполнения решений меж­дународного коммерческого арбитража, который мог бы быть воспринят различными государствами и стал бы хорошо известен участникам междуна­родных экономических отношений. В этих целях была подготовлена между­народная Конвенция о признании и приведении в исполнение иностран­ных арбитражных решений. Она была принята рядом государств 10 июня 1958 г. в Нью-Йорке, отсюда ее сокращенное название, применяемое в спе­циальной литературе, — Нью-Йоркская конвенция 1958 г.
По данным, опубликованным в специальной юридической литерату­ре (Ежегоднике коммерческого арбитража и т. п.), участниками Нью-Йор­кской конвенции по состоянию на 1 июля 2003 г. является 131 государ­ство1. Число участников Нью-Йоркской конвенции 1958 г., значительно превышающее число участников других международных конвенций, регулирующих различные аспекты внешних экономических отношений, сви­детельствует о большом международном авторитете и важном практиче­ском значении Нью-Йоркской конвенции. Хотя положения Нью-Йорк­ской конвенции предоставляют любому участнику право в любое время выйти из состава ее участников (денонсировать конвенцию), пока еще не было ни одного случая денонсации конвенции каким-либо из ее участ­ников.
Российская Федерация является участником Нью-Йоркской конвенции как правопреемник Союза ССР, который подписал конвенцию 29 декабря 1958 г. и ратифицировал ее 24 августа 1960 г.1
Нью-Йоркская конвенция распространяется по общему правилу на та­кие процессуальные отношения, которые возникают в случаях, когда заин­тересованная сторона ходатайствует в судебном учреждении данного госу­дарства (государства исполнения) о принудительном исполнении решения арбитража, вынесенного на территории другого государства (государства арбитража). Она может применяться также к арбитражным решениям, которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где ис­прашивается их признание и приведение в исполнение. Под действие Нью-Йоркской конвенции подпадают, например, решения арбитража, вынесен­ные на выездных заседаниях третейского суда, состоявшихся на территории другого государства; решения, выносимые на территории одного государ­ства арбитражем, действующим в качестве филиала постоянного третейского суда, созданного на территории другого государства.
Действие Нью-Йоркской конвенции не ограничивается только государ­ствами-участниками («договаривающиеся государства»). Она может при­меняться в отношении не только решений тех арбитражей, которые уч­реждены и действуют на территории государств - ее участников, но и решений, выносимых на территории любого другого государства, если только государство-участник при присоединении к конвенции не исклю­чило возможности такого ее применения.
Сущность Нью-Йоркской конвенции заключается в том, что она обя­зывает государства-участники признавать арбитражные решения как обя­зательные и приводить их в исполнение в соответствии с действующи­ми в данном государстве процессуальными нормами национального законодательства. Это означает, что государства — участники Нью-Йорк­ской конвенции не вправе вводить у себя какой-либо специальный пра­вовой режим для признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений. И порядок судебного рассмотрения вопросов, возникающих в связи с признанием иностранных арбитражных решений, и механизм их принудительного исполнения должны быть общими в том смысле, что они подчиняются тем процессуальным нормам, которые су­ществуют и применяются в государстве-участнике как правовые инсти­туты, имманентно присущие его правовой системе.
Таким образом, может быть сделан вывод о том, что Нью-Йоркская конвенция закрепляет принцип национального процессуального законо­дательства и национального законодательства об исполнительном произ­водстве для процедуры признания и приведения в исполнение иностран­ных арбитражных решений.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: