ПАМЯТКА НАБЛЮДАТЕЛЯ
Выборы депутатов
I. ПОДГОТОВКА К ГОЛОСОВАНИЮ (С 730 до 800):
1. Быть на участке в 7:30 (доступ наблюдателям в помещение для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования). При себе иметь: паспорт, документы о направлении на участок, папку наблюдателя, письменные принадлежности;
2. Предъявить в комиссию направление (документы о назначении) и паспорт;
3. Проверить отсутствие агитационных материалов в помещении и на расстоянии 50 м. от входа в помещение;
4. Познакомиться с Председателем, Заместителем, Секретарем избирательной комиссии, а так же с членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, назначенным от Партии (если есть);
5. Проверить готовность помещения для голосования (с разрешения Председателя комиссии):
- кабины и урны для голосования (в т.ч. переносные), места выдачи бюллетеней, увеличенные формы протоколов находятся в поле зрения;
- кабины для голосования закрываются шторкой, есть ручки (карандаши запрещены!);
- есть информационный стенд (с данными о кандидатах, образцами заполнения бюллетеней);
6. Проконтролировать открытие избирательного участка:
- непосредственно перед наступлением времени для голосования присутствующим предъявляются пустые урны для голосования (стационарные и переносные), при них опечатываются (если урны уже опечатаны – требуйте их вскрытия);
- переносные урны ставятся в обозримое всем, но недоступное место (на шкаф, на подоконник и пр.);
- председатель участковой комиссии перед началом голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, сообщает о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт. После совершения указанных действий, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования;
- членам комиссии с правом решающего голоса выдаются прошитые и заверенные печатью списки избирателей и под роспись бюллетени (в течение дня вынос списков из помещения запрещен!).
II. КОНТРОЛЬ ГОЛОСОВАНИЯ НА УЧАСТКЕ (с 800 до 2000):
1.На каждом бюллетене в правом верхнем углу есть печать комиссии, подписи 2х членов комиссии;
2.Избиратели голосуют только лично (голосование за других, в т.ч. по их паспорту запрещено);
3.Бюллетень выдается только по паспорту или документу заменяющему паспорт гражданина (например, временное удостоверение на период замены паспорта);
4.Каждый избиратель получает два бюллетеня (в регионах может отличаться количество бюллетеней, в зависимости от избирательных компаний):
1) для голосования по муниципальному избирательному округу;
2) для голосования по одномандатному избирательному округу.;
5.Избиратель лично расписывается в списке избирателей за получение бюллетеня;
6. Избиратель в кабине должен быть один!;
7.Избиратель обращается за помощью в заполнении бюллетеня (если сам не может) только к другим избирателям, уведомив об этом комиссию (членам комиссии, наблюдателям, кандидатам, доверенным лицам, уполномоченным представителям оказывать такую помощь запрещено). Данные о лице, оказавшим помощь вносятся в список избирателей;
8.Избиратель получает новый бюллетень взамен испорченного (если совершил ошибку). В списке избирателей делается отметка; избиратель расписывается за новый бюллетень; испорченный бюллетень погашается (отрезается левый нижний угол), о чем комиссия составляет акт;
9.Избиратель опускает бюллетень в урну для голосования;
10. При голосовании запрещена агитация, подкуп и подвоз избирателей силами кандидатов или партий.
III. КОНТРОЛЬ ГОЛОСОВАНИЯ «НА ДОМУ» (с 830 до 2000):
1. Вне помещения для голосования «на дому» голосуют только избиратели, которые подали в комиссию до 14.00 10 сентября 2017г. лично или через третьих лиц устное или письменное обращение (заявление). Все обращения фиксируются в реестре;
2. Председатель комиссии объявляет о голосовании «на дому» за 30 минут до выезда (выхода);
3. С урной выезжают не менее 2х членов комиссии с решающим голосом + не менее 2 человек (наблюдателей, членов комиссии с совещательным голосом от разных кандидатов/партий). Если наблюдателей не менее 2х, то член комиссии с решающим голосом может быть один;
4. Выезжающие берут с собой переносную урну, бюллетени, бланки заявлений и реестр либо заверенную отдельную, закрытую выписку из реестра (вписывать в нее новые фамилии нельзя!);
5. Каждый избиратель голосует лично по паспорту, за получение бюллетеня расписывается на заявлении (голосование лиц, не включенных в выписку, в т. ч. за лиц, не оказавшихся дома, запрещено!);
6. Избиратель вправе обратиться за помощью в заполнении бюллетеня к другим избирателям (членам семьи, соседям). Если бюллетень испорчен, избиратель вправе попросить новый бюллетень взамен испорченного. Отметка об указанных действиях вносится в заявление, испорченный бюллетень погашается;
7. По возвращении на участок в список избирателей вносятся отметки «Голосовал вне помещения для голосования». Данные о голосовании по каждой урне фиксируется актом.
IV КОНТРОЛЬ ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ (с 2000 непрерывно до подписания и сдачи протоколов)
1. Всем присутствующим обеспечивается полный обзор, подсчет ведут только члены комиссии с решающим голосом. Иным лицам (наблюдателям, членам комиссии с совещательным голосом, кандидатам и др. трогать бюллетени руками запрещено!);
2. Кроме Председателя (Заместителя) и Секретаря, никто не пользуется письменными принадлежностями;
3. Результаты оглашаются и последовательно вносятсяв увеличенные формы протоколов.
4. В 2000 голосование оканчивается.Находящиеся в зале избиратели заканчивают голосование. Подсчет голосов избирателей начинается незамедлительно, то есть без перерыва;
5. Подсчитываются и погашаются неиспользованные бюллетени.Отрезается левый нижний угол. Сумма погашенных бюллетеней (неиспользованные+испорченные избирателями) вносится в строку 7 увеличенной формы протокола. После этого председатель оглашает и вносит в строку 2 увеличенной формы протокола количество бюллетеней, полученных избирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной избирательной комиссии, в указанное число не входят);
6. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
а) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
г) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей).
7. Закрываются списки избирателей. Данные считаются по каждому листу, суммарное значение вносится на последнюю страницу списка избирателей;
8. Списки убираются в сейф(иное место), куда доступ запрещен всем до проверки контрольных соотношений в протоколах;
9. Оглашается число избирателей, проголосовавших по каждой переносной урне; проверяется неповрежденность опечатывания, поочередно вскрываются переносные урны. Если число бюллетеней в урне больше заявлений избирателей, то все бюллетени в урне признаются недействительными: составляется акт; на бюллетенях ставится отметка + печать. Бюллетени упаковываются отдельно. Такие бюллетени смешивать с иными бюллетенями запрещено;
10. Вскрываются стационарные урны, после проверки печатей (пломб);
11. Бюллетени сортируются по пачкам. Отметки в каждом бюллетене оглашаются и демонстрируются.
(Одновременное оглашение 2х и более бюллетеней запрещено!):
а) бюллетени неустановленной формы– изготовленные неофициально, без печати, без 2х подписей, без специального знака (марки). При подсчете не учитываются, упаковываются отдельно;
б) недействительные бюллетени – вообще без отметок, или количество отметок больше установленного числа. Подсчитываются отдельно. При сомнениях, действительность бюллетеня определяется голосованием комиссии (что фиксируется отметкой на обороте бюллетеня);
в) бюллетени за кандидатов, по голосам, поданным за каждого из кандидатов;
12. Подсчет бюллетеней. Считаются пачки по очереди, отдельно по каждому кандидату, в порядке указанном выше, путем перекладывания бюллетеней по одному, чтобы все видели отметку. (Одновременно считать разные пачки запрещено!!!);
13. Проверка соотношения контрольных данных по строкам протокола;
14. Упаковка бюллетеней (по пачкам). Пачки опечатываются, после чего убираются в мешки или коробки, которые также опечатываются;
15. Проведение итогового заседания, на котором:
- рассматриваются все поступившие жалобы и по каждой принимается решение;
- подписываются протоколы всеми присутствующими членами комиссии с решающим голосом
(подписание за отсутствующих запрещено!);
- протокол должен быть заполнен ручкой (не карандашом!!!), без исправлений, цифрами и прописью (например, «0014» «Четырнадцать»).
16. Выдача копий протоколов всем присутствующим при подсчете. Выдача фиксируется в реестре. Копия изготавливается на ксероксе или путем переписывания в бланк («слово в слово», не допуская сокращений, пропусков и ошибок). На первой странице копии протокола в верхнем левом углу в графе «Экземпляр № ___» проставляется номер экземпляра – «№ 1» и делается надпись «копия». После наименования избирательной комиссии необходимо указать номер и точный адрес данной участковой избирательной комиссии – наименование субъекта РФ, район, город, поселок, село, улица, дом.
17. Копия должна быть заверена («Верно» или «Копия верна», дата, время заверения, должность, фамилия и инициалы заверяющего, роспись, печать комиссии). Копию могут заверить только Председатель, Заместитель или Секретарь комиссии.
18. Направление первых экземпляров протоколов в территориальную избирательную комиссию.
V. Возможные нарушения во время голосования:
- перед наступлением времени голосования присутствующим не предъявлены к осмотру пустые переносные и стационарные ящики для голосования;
- ящики не опломбированы или опломбированы ненадлежащим образом;
- переносных ящиков более чем определено решением УИК;
- переносные ящики хранятся вне поля зрения наблюдателей;
- список избирателей или его отдельные книги не прошиты;
- не ведется реестр заявок на голосование вне помещения для голосования;
- количество проголосовавших вне помещения УИК не соответствует количеству заявлений;
- на выездное голосование берут наблюдателя и члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса только от одной партии, одного кандидата;
- количество фактически проголосовавших (по данным наблюдателей) не соответствует количеству выданных бюллетеней (по данным избиркома);
- в помещении для голосования, рядом с ним и на подходе к нему (ближе 50 метров от входа) размещены агитационные материалы; в информационном стенде избиркома (где содержатся краткие данные, о каждом зарегистрированном кандидате по одномандатному избирательному округу) информация о ком-либо отсутствует, выделена, зачеркнута, распределена неравномерно и т.п.;
- в день голосования ведется агитация;
- осуществляется подкуп избирателей;
- не вывешена увеличенная форма протокола, в которую должны заноситься данные по мере их установления;
- избирателю выдаются бюллетени за родственников, супругов, сослуживцев, за лиц, о которых известно, что они не придут голосовать: инвалиды, пожилые, находящиеся в отъезде, и т.д.;
- избиратель выносит из помещения для голосования незаполненный бюллетень (этот факт дает основания полагать, что эти действия направлены на совершение нарушения);
- осуществляется скупка незаполненных бюллетеней;
- в кабинах для тайного голосования лежат карандаши;
- во время заполнения избирательных бюллетеней в кабину для голосования входят иные лица (не допускается в том числе и присутствие в кабине членов УИК под предлогом помощи избирателю, проверки наличия канцелярских принадлежностей и т.п.);
- избирательные бюллетени выдаются по ненадлежащим документам: водительские, пенсионные, служебные и иные удостоверения и т.д.;
- за избирателя расписываются и помогают заполнять бюллетень лица, не имеющие на это права (члены комиссии, наблюдатели, кандидаты, доверенные лица, уполномоченные представители);
- избиратель вбрасывает в ящик более одного бюллетеня;
- предпринимаются действия, направленные на обеспечение доставки избирателей на избирательный участок, лицами, работающими в поддержку кого-либо из кандидатов.
Нарушения, связанные с порядком подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией:
- члены УИК объявили перерыв перед началом подсчета голосов;
- при подсчете голосов присутствуют посторонние лица;
- нарушение целостности пломб на ящиках для голосования;
- использование незарегистрированных и не опечатанных ящиков для голосования;
- несоответствие числа бюллетеней, полученных по акту, их реальному количеству (общее количество бюллетеней, извлеченных из всех ящиков на участке больше чем число бюллетеней, выданных избирателям);
- использование поддельных избирательных бюллетеней или бюллетеней неустановленного образца;
- кража или подмена избирательных бюллетеней;
- перекладывание избирательных бюллетеней из одной стопки в другую после их сортировки;
- доступ к избирательным бюллетеням лиц, кроме членов комиссии с правом решающего голоса;
- кража, уничтожение или подмена избирательных бюллетеней во время их перемещения с места голосования к месту подсчета голосов (подсчет должен происходить в помещении для голосования);
- умышленная порча бюллетеней, превращение их в недействительные;
- неправильное оглашение или фиксирование содержания избирательного бюллетеня;
- фальсификация подсчета в пользу одного из кандидатов;
- сообщение ложных сведений о результатах голосования;
- подписание членами избирательной комиссии незаполненных протоколов;
- нарушение порядка хранения документов строгой отчетности;
- представление наблюдателям и СМИ искаженной информации о выборах.
Обо всех серьезных нарушениях необходимо немедленно составлять Акт (в 2-х экз.), ставить в известность членов избирательной комиссии и настаивать на том, чтобы они также подписали Акты «о нарушении», один экземпляр необходимо оставить в избирательной комиссии второй представить в свой избирательный штаб.
В случае если нарушение не устраняется, необходимо составить Заявление с требованием пресечь нарушение и устранить его последствия. Один экземпляр Заявления вместе с приложенным к нему Актом «о нарушении» подаются в избирательную комиссию, второй с отметкой о принятии необходимо представить в свой избирательный штаб.
Информацию о каждом нарушении необходимо незамедлительно сообщать в свой избирательный штаб.