ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структура и объем курсовой работы
Курсовая работа имеет определенную структуру. В структуре курсовой работы выделяются следующие элементы:
введение;
основная часть (содержит, как правило, две главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа),
заключение;
список литературы;
Объем курсовой работы — 25-30 страниц печатного текста. Примерное соотношение между отдельными частями работы следующее: введение — 1,5-2 страниц, заключение — 1,5-2 страниц, список использованной литературы — 2 страницы (20-30 наименований литературных источников). Большую часть работы занимает основная часть. Рубрики одной ступени должны быть примерно равными по объему.
Существуют четкие нормы, по которым пишется раздел «Введение». Начинается этот раздел с обозначения проблемы, которой посвящается работа, а также — раскрытию значимости и актуальности этой проблемы.
После обозначения проблемы — выделяются цель и задачи курсовой работы. Затем — обязательно указываются: объект и предмет исследования, методы сбора и анализа материалов, литературные источники.
Обозначим некоторые важные моменты при написании раздела «Введение».
Актуальность проблем ы обосновывается ее значимостью для современной теории и практики. О значимости проблемы должны свидетельствовать такие факты, как существование несовпадающих подходов, недостаточная изученность, необходимость решения конкретных практических задач.
Из формулировки обозначенной проблемы должна вытекать цель курсовой работы. Конкретные задачи формулируются в виде перечня исследовательских действий, как-то: «изучить», «установить», «исследовать», «выявить» и т. п. Решение указанных во введении задач должно найти отражение в содержании основной части работы.
Обязательными элементами введения являются объект и предмет исследования. Их следует рассматривать как исходные категории научного познания, которые обеспечивают целенаправленность проводимого исследования.
Под объектом понимается процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и необходимость ее изучения. Предмет исследования представляет собой выделенную часть объекта. Предмет определяет тему курсовой работы и обязательно отражается в заглавии.
Методологической базой курсовой работы являются общие и специальные научные методы, выступающие в качестве инструментов познания. Во введении они просто обозначаются (перечисляются). Например: «Методы исследования, используемые в работе: диалектический метод, метод системного анализа, метод научной абстракции и др.»
Заканчивается раздел «Введение» обычно указанием структуры работы и ссылкой на использованные литературные источники и материалы. Для описания структуры используются стандартные речевые конструкции типа: «Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения, изложенных на страницах машинописного текста».
Основная часть
Написание основной части — самая трудная работа. Она пишется в соответствии с составленным ранее планом.
Содержанием первой главы обычно являются теоретические вопросы, написанные с использованием литературных источников. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми, либо со ссылкой на автора. Большим достоинством работы является постановка в ней дискуссионных вопросов, анализ различных точек зрения, высказанных в литературе по рассматриваемой проблеме.
Вторая глава — аналитическая — как правило посвящается анализу объекта исследования. Для более глубокого изучения отдельных вопросов могут быть проведены дополнительные исследования (анкетные обследования, опросы специалистов, а также включенное наблюдение и экспериментирование), При изучении нормативных правовых актов желательно шире использовать методы системного анализа и сравнительного правоведения. Давая сравнительный анализ действующего российского законодательства и законодательства зарубежных стран, можно выявить положительные тенденции и пробелы в тех или иных правовых институтах и нормах. Ценным является анализ статистических данных.
Как уже отмечалось, каждая глава делится на параграфы. В конце параграфов следует формулировать вы воды по существу изложенного материала. Обычно выводы начинаются оборотом «Таким образом,», затем формулируется содержание самих выводов. В конце главы дается резюме — краткое (тезисное, 5-7 предложений) изложение всего материала.
«Заключение»
В разделе курсовой работы «Заключение» дается краткое ретроспективное изложение цели и основного содержания проделанной работы, а также делаются выводы и предложения, вытекающие из проведенного исследования, которые выносятся на защиту перед Государственной аттестационной комиссией.
Выводы обычно включают в себя три-четыре позиции. При этом они делаются по всей работе, т. е. в них отражаются результаты эмпирического исследования и теоретического анализа литературных источников.
В заключении также желательно показать научную и практическую перспективу выполненной работы.
Язык и стиль изложения материала.
В ходе написания работы следует обратить внимание на язык изложения материала. В современных научных работах стало неписаным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива с руководителем придает больший объективизм изложению.
Однако частого употребления местоимения «мы» быть не должно, поэтому в работах можно использовать конструкции, исключающие употребление этого местоимения: неопределенно-личные предложения (например: «Вначале производился отбор фактов для анализа, а затем устанавливалось их влияние на показатель»), формы изложения от третьего лица (например: «Автор полагает»), предложения со страдательным залогом (например: «Разработан комплексный подход к исследованию»).
В процессе написания работы следует поддерживать непрерывный контакт с научным руководителем. Неясные вопросы, направления решения отдельных проблем должны обсуждаться в оперативном порядке. При этом нужно избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями руководителя и предоставить ему готовую работу, либо пытаться получить от руководителя в готовом виде развернутый план работы, всю литературу к теме и содержание вопросов, не проявляя самостоятельного подхода. К встрече с научным руководителем следует готовиться заранее для обсуждения конкретных возникших проблем.