Язык и стиль изложения материала.




ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структура и объем курсовой работы

Курсовая работа имеет определенную структуру. В структуре курсовой работы выделяются следующие элементы:

введение;

основная часть (содержит, как правило, две гла­вы, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа),

заключение;

список литературы;

Объем курсовой работы — 25-30 страниц печатно­го текста. Примерное соотношение между отдельными частями работы следующее: введение — 1,5-2 страниц, заключение — 1,5-2 страниц, список использованной литературы — 2 страницы (20-30 наименований ли­тературных источников). Большую часть работы зани­мает основная часть. Рубрики одной ступени должны быть примерно равными по объему.

Существуют четкие нормы, по которым пишется раздел «Введение». Начинается этот раздел с обозначе­ния проблемы, которой посвящается работа, а также — раскрытию значимости и актуальности этой проблемы.

После обозначения проблемы — выделяются цель и задачи курсовой работы. Затем — обязательно указы­ваются: объект и предмет исследования, методы сбора и анализа материалов, литературные источники.

Обозначим некоторые важные моменты при напи­сании раздела «Введение».

Актуальность проблем ы обосновывается ее значи­мостью для современной теории и практики. О значи­мости проблемы должны свидетельствовать такие фак­ты, как существование несовпадающих подходов, не­достаточная изученность, необходимость решения кон­кретных практических задач.

Из формулировки обозначенной проблемы должна вытекать цель курсовой работы. Конкретные задачи формулируются в виде перечня исследовательских дей­ствий, как-то: «изучить», «установить», «исследовать», «выявить» и т. п. Решение указанных во введении за­дач должно найти отражение в содержании основной части работы.

Обязательными элементами введения являются объ­ект и предмет исследования. Их следует рассматривать как исходные категории научного познания, которые обеспе­чивают целенаправленность проводимого исследования.

Под объектом понимается процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и необходимость ее изучения. Предмет исследования представляет со­бой выделенную часть объекта. Предмет определяет тему курсовой работы и обязательно отражается в за­главии.

Методологической базой курсовой работы являют­ся общие и специальные научные методы, высту­пающие в качестве инструментов познания. Во введе­нии они просто обозначаются (перечисляются). На­пример: «Методы исследования, используемые в работе: диалектический метод, метод системного анализа, ме­тод научной абстракции и др.»

Заканчивается раздел «Введение» обычно указанием структуры работы и ссылкой на использованные лите­ратурные источники и материалы. Для описания струк­туры используются стандартные речевые конструкции типа: «Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения, изложенных на страницах машино­писного текста».

Основная часть

Написание основной части — самая трудная работа. Она пишется в соответствии с составленным ранее планом.

Содержанием первой главы обычно являются теоре­тические вопросы, написанные с использованием ли­тературных источников. Большое значение имеет пра­вильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общеприняты­ми, либо со ссылкой на автора. Большим достоинством работы является постановка в ней дискуссионных во­просов, анализ различных точек зрения, высказанных в литературе по рассматриваемой проблеме.

Вторая глава — аналитическая — как правило по­свящается анализу объекта исследования. Для более глубокого изучения отдельных вопросов могут быть проведены дополнительные исследования (анкетные обследования, опросы специалистов, а также включен­ное наблюдение и экспериментирование), При изуче­нии нормативных правовых актов желательно шире использовать методы системного анализа и сравни­тельного правоведения. Давая сравнительный анализ действующего российского законодательства и законо­дательства зарубежных стран, можно выявить положи­тельные тенденции и пробелы в тех или иных право­вых институтах и нормах. Ценным является анализ статистических данных.

Как уже отмечалось, каждая глава делится на пара­графы. В конце параграфов следует формулировать вы­ воды по существу изложенного материала. Обычно вы­воды начинаются оборотом «Таким образом,», затем формулируется содержание самих выводов. В конце главы дается резюме — краткое (тезисное, 5-7 предло­жений) изложение всего материала.

«Заключение»

В разделе курсовой работы «Заключение» дается крат­кое ретроспективное изложение цели и основного со­держания проделанной работы, а также делаются выво­ды и предложения, вытекающие из проведенного ис­следования, которые выносятся на защиту перед Го­сударственной аттестационной комиссией.

Выводы обычно включают в себя три-четыре по­зиции. При этом они делаются по всей работе, т. е. в них отражаются результаты эмпирического иссле­дования и теоретического анализа литературных ис­точников.

В заключении также желательно показать научную и практическую перспективу выполненной работы.

 

Язык и стиль изложения материала.

В ходе написания работы следует обратить внимание на язык изложения материала. В современных науч­ных работах стало неписаным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива с руководителем прида­ет больший объективизм изложению.

Однако частого употребления местоимения «мы» быть не должно, поэтому в работах можно использовать конструкции, исключающие употребление этого местоимения: не­определенно-личные предложения (например: «Внача­ле производился отбор фактов для анализа, а затем устанавливалось их влияние на показатель»), формы изложения от третьего лица (например: «Автор пола­гает»), предложения со страдательным залогом (на­пример: «Разработан комплексный подход к исследова­нию»).

В процессе написания работы следует поддержи­вать непрерывный контакт с научным руководите­лем. Неясные вопросы, направления решения от­дельных проблем должны обсуждаться в оперативном порядке. При этом нужно избегать двух крайностей: либо вообще пренебречь консультациями руководи­теля и предоставить ему готовую работу, либо пы­таться получить от руководителя в готовом виде раз­вернутый план работы, всю литературу к теме и содер­жание вопросов, не проявляя самостоятельного подхо­да. К встрече с научным руководителем следует гото­виться заранее для обсуждения конкретных возникших проблем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: