Методика профессионального образования
Темы курсовых работ.
1. Методика планирования и проведения инновационных уроков профессионального обучения.
2. Контроль знаний и умений в системе профессионального образования.
3. Содержание и методика оценки качества подготовки специалиста.
4. Организация и методика профессионального обучения (на примере…).
5. Профессиональное дополнительное образование.
6. Современное состояние системы профессионального образования Московской области.
7. Профессиональное дополнительное образование.
8. Проектирование образовательной среды выпускников факультета технологии и предпринимательства.
9. Профессиональное самоопределение и непрерывное образование.
10. Анализ уровня образования студентов (…..) и его динамика.
Вопросы к экзамену.
1. Методика профессионального обучения как научная область педагогических знаний.
2. Основные понятия методики профессионального обучения и методическая терминология.
3. Сущность методической деятельности педагога профессиональной школы.
4. Этапы развития методического знания в профессиональном обучении и их особенности.
5. Профессиональное обучение в Древней Руси._
6. Профессиональное обучение в первой половине XVIII в.
7. Профессиональное обучение в I половине XVIII в – 60-е XIX в.
8. Профессиональное обучение 60-е годы – конец 90-х годов XIX в.
9. Профессиональное обучение в 90-е годы XIX.
10.Профессиональное обучение в конец 30-х годов XX в.
11.Уровни и формы осуществления методической деятельности.
12.Средства обучения в деятельности педагога профессиональной школы.
13.Наглядные средства технического знания.
14.Искусственные средства структурирования учебной информации.
15.Место традиционным и инновационным средствам и методам в будущей профессиональной деятельности педагога.
16.Структура трудового процесса. Системы производственного обучения.
17.Формирование содержания технических предметов.
18.Состав предметно-познавательных действий в методике профессионального обучения.
19.Выбор методов обучения. Подбор учебного материала.
20.Сущность методического анализа. Структура методического анализа учебного материала.
21.Структурно-логический анализ в профессиональном обучении.
22.Диалоговый метод. Исследовательский метод.
23.Роль демонстрационного эксперимента в формировании технических понятий.
24.Методические требования к проведению демонстрационного эксперимента по техническим дисциплинам.
25.Методика инструктажа в производственном обучении. Тренировочный метод.
26.Методы формирования технических умений.
27.Проблема методов производственного обучения. Метод показа трудовых действий.
28.Функции методических задач. Методы устной проверки знаний и умений. 29.Письменная проверка профессиональных знаний и умений.
30.Критерии оценки знаний, навыков, умений.
31.Тесты как вид контроля технических знаний. Виды тестов.
32.Правила разработки тестовых заданий.
33.Построение алгоритма лабораторного занятия в профессиональном обучении.
34.Виды лабораторных работ. Проблема проведения занятий производственного обучения.
35.Технология проведения лабораторного занятия.
36.Структура содержания учебного материала в учебных программах по предмету начального профессионального образования.
37.Основные классификации технических понятий.
38.Принципы отбора содержания учебных предметов в профессиональном обучении.
39.Функции методических задач. Методы устной проверки знаний и умений.
40.Критерии оценки знаний, навыков, умений.
Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых работ
Подготовка курсовых работ по дисциплине «Методика профессионального образования» направлена на развитие и закрепление у студентов навыков глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по проблематике этой дисциплины. А также на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические выводы, делать обобщения и давать практические рекомендации.
Цель курсовой работы – научить студентов творчески применять полученные теоретические знания и выработать у них навыки самостоятельного проведения научных исследований. Курсовая работа по дисциплине «Методика профессионального образования» является самостоятельной учебно-исследовательской работой студента и должна отразить приобретенные им знания, приобретенные в результате изучения дисциплины. При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой, анализировать различные источники, делать обоснованные выводы.
Работа над избранной темой требует от студента знания основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации и изложения личной позиции по данной проблеме, прилежания и профессионализма.
Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:
а) выбор темы и изучение литературы;
б) разработка рабочего плана;
в) сбор, анализ и обобщение материалов по избранной теме;
г) формулирование основных выводов и рекомендаций;
д) оформление курсовой работы;
е) представление работы на защиту.
Курсовая работа оценивается дифференцированной отметкой по четырехбалльной шкале с учетом:
- степень разработки темы;
- полнота охвата и анализа различных научных подходов к рассмотрению исследуемой проблемы;
- полнота использования научной литературы по выбранной теме работы;
- исследовательский подход к написанию курсовой работы;
- правильность и обоснованность выводов;
- практическая значимость;
- стиль изложения;
- аккуратность и правильное оформление курсовой работы;
- интересный иллюстративный материал.
Оценка «отлично» (выражение в баллах БРС 81-100) выставляется при выполнении курсовой работы в полном объеме; работа отличается глубиной проработки всех разделов содержательной части, оформлена с соблюдением установленных правил; студент свободно владеет теоретическим материалом, безошибочно применяет его при решении задач, сформулированных в задании; на все вопросы дает правильные и обоснованные ответы, убедительно защищает свою точку зрения.
Оценка «хорошо» (выражение в баллах БРС 61-80) выставляется при выполнении курсовой работы в полном объеме; работа отличается глубиной проработки всех разделов содержательной части, оформлена с соблюдением установленных правил; студент твердо владеет теоретическим материалом, может применять его самостоятельно или по указанию преподавателя; на большинство вопросов даны правильные ответы, защищает свою точку зрения достаточно обосновано.
Оценка «удовлетворительно» (выражение в баллах БРС 41-60) выставляется при выполнении курсовой работы в основном правильно, но без достаточно глубокой проработки некоторых разделов; студент усвоил только основные разделы теоретического материала и по указанию преподавателя (без инициативы и самостоятельности) применяет его практически; на вопросы отвечает неуверенно или допускает ошибки, неуверенно защищает свою точку зрения.
Оценка «неудовлетворительно» (выражение в баллах БРС 21-40) выставляется, когда студент не может защитить свои решения, допускает грубые фактические ошибки при ответах на поставленные вопросы или вовсе не отвечает на них.