Лекция 3 Понятие о самостоятельном детском чтении (3 часа)




 

1. Из истории развития методики внеклассного чтения.

2. Цель и задачи внеклассного чтения.

3.Детские книги как учебный материал для внеклассного чтения. Чтение-рассматривание как основной метод работы с книгой.

1. Издавна подчеркивались две функции книги в жизни общества: образовательная (познавательная) и воспитательная. Книгопечатание дало возможность из поколения в поколение передавать достижения человеческой мысли, сохранять их, переносить знания из одной страны в другую, воздействовать на умы и души самых разных социальных слоев. В «дотелевизионную» эпоху на первый план выдвигалась образовательная функция книги. Становление личностных качеств индивида происходило в основном под влиянием окружающей среды, культурных традиций, сложившихся в обществе.

С середины 20 века приоритеты изменились. С появлением телевидения и компьютера огромный поток информации стал черпаться с экранов телевизора или дисплея. Однако телеэкран нивелирует личностные установки, навязывая каждому тот или иной взгляд на реальную действительность. Происходит размывание границ разных культур, из обыденной жизни исчезают традиции прошлых поколений.

В этих условиях воспитательная роль книги возрастает и становится ведущей. Именно из книги черпаются знания о культурных традициях, а также нравственные ориентиры, помогающие разобраться в лабиринтах добра и зла современного мира. Книга становится источником духовной жизни человека, побуждает к сопереживанию, учит принимать «другую» точку зрения. На современном этапе уже невозможно становление зрелой личности без такого личностного качества, как умение читать книгу.

Внеклассное чтение возникло как вспомогательная органи­зационная форма воспитания читателя. Впервые термин «внеклассное чтение» прозвучал в лекции В.П. Шереметьевского «Вопросы о семейном чтении вслух матерью и самостоятельном чтении» в 1886 г. Внеклассное чтение рассматривалось как дополнительное к классному чтению и прежде всего имело своей целью пробуждение учащихся к чтению вне урока.

С конца XIX в. за внеклассным чтением закрепились следующие цели: воспитание учащихся как читателей (а не только умеющих чи­тать!), привитие любви к чтению, уважения к книге, расширение кругозора детей, приобщение к миру литературы. Методические средства: чтение не столько вслух, сколько про себя, индиви­дуальные беседы (или групповые), обсуждение прочитанного, иллюстрирование, обобщённые суждения учащихся в классе о прочитанных книгах, литературные утренники и вечера, праз­дники книги, выставки книг, журналов, газет, выпуск газет, инсценирование прочитанного, живые картины, написание отзывов о прочитанных книгах, встречи с писателями и преподавателями литературы старших классов, посещение музеев, библиотек. Действительно, это внеурочная, то есть внеклассная работа. Пик расцвета такой работы - 1920-е годы, при всей сложности этого времени.

Как известно, в эти годы писатели, педагоги, психологи про­являли повышенный интерес к развитию детского творчества (К. И. Чуковский, Н. А. Рыбников, А. М. Лебедев, К. Б. Бархин, Е. Е. Соловьёва и многие другие).

В сущности, «внеклассное чтение» - это типично школьный термин, оно перерастает в обычное поведение образованного че­ловека, имеющего домашнюю библиотеку.

Казалось бы, это направление должно было бы стать наиболее свободным, индивидуально ориентированным: этому способство­вали в XX в. и успехи детской литературы (А. Гайдар, Б. Жит­ков, А. Барто, С. Михалков, С. Маршак, С. Баруздин, В. Берестов и др.), и обширная сеть детских библиотек, и общий уровень об­разованности населения.

Однако прослеживая тенденцию от 80-х гг. XIX в., нетруд­но заметить стремление ввести свободное чтение в рамки педа­гогического упорядочивания: возникает методика внеклассного чтения, в программы вводится соответствующий раздел, уроки внеклассного, то есть внеурочного(!) чтения, хрестоматии для внеклассного чтения, вводятся читательские умения, обязательных для всех.

Практика организации самостоятельного, в основном - свободного, по интересам, детского чтения потребовала уточ­нения его целей, организации, методики, связей с классным чтением, наконец, исследований специфики детского, по воз­растам, читательского интереса, связей урочных занятий с библиотекой (школьной; в XX в. - со специальными детскими библиотеками).

В 1958 г. внеклассное чтение было введено в программы, введён особый тип урока внеклассного чтения (или урока ру­ководства внеклассным чтением), проводимом один раз в неделю. Подчеркивалась руководящая роль учителя в организации внеклассного чтения, так как дети начальных классов еще не могли читать самостоятельно, и серьезное внимание уделялось гигиене чтения, правилам обращения с книгой и требованиям к чтению про себя.

К сожалению, оказалось, что даже в 60-е гг. XX в. школьные библиотеки были бедны, поэто­му была сделана попытка издания дополнительных хрестоматий по внеклассному чтению, которые себя не оправдали, ибо разру­шали саму идею внеклассного, самостоятельного чтения, выбора книги, привычку посещать библиотеку и пр.

В методике внеклассного чтения оставили след Н. Ф. Бунаков, В. П. Шереметьевский, Ц. П. Балталон, Г. Г. Тумим, Н. М. Со­колов (до 20-х гг. XX в.);

Цезарь Павлович Балталон (1855 – 1913) – основоположник метода воспитательного чтения, делал акцент на воспитательной функции литературы. Он считал недопустимым сокращение художественных произведений, предназначенных для чтения учащимися; возражал против «объяснительного чтения» хрестоматий; первый в истории методики чтения указал на необходимость предоставить детям художественное произведение в отдельных брошюрах-книгах.

Методисты 20-30-х годов 20 столетия продолжили традиции Ц.П. Балталона и прежде всего обращали внимание на воспитательный компонент читаемых произведений. Не отрицая важности и полезности хрестоматий по чтению, они высказывались за особое направление в обучении чтению – за обучение работе с книгой. П.О. Афанасьев в книге «Методика чтения и работа с книгой в начальной школе» (1932) наряду с разделами, касающимися предварительной беседы, словарной работы, работы над пониманием фразы и отдельной статьи, включил и раздел «Работа с книгой», в котором автор осветил методические проблемы выбора книг для внеклассного чтения, особый порядок работы с текстом при самостоятельном чтении книг, приемы руководства самостоятельным чтением детей, предложил рекомендации по использованию прочитанных книг и газет в школьной жизни. Привлекла внимание интересная рекомендация – учить детей прежде, чем выбрать книгу для чтения, просмотреть несколько книг, ориентируясь на их название, кто их автор, когда и где книга издана, а также на оглавление и отдельные места изложения.

Однако из публикаций 60-х годов исчезло рассмотрение книги как особого объекта учебной деятельности учащихся. В этот период система внеклассного чтения разрабатывалась с ориентацией на отдельное произведение, и центральной частью урока становился анализ текста, прочитанного учащимися дома по заданию учителя. Уроки внеклассного чтения расширяли круг читаемых произведений, но не прививали навыков работы с книгой.

Итак, к началу 70-х годов методическая наука в области внеклассного чтения носила декларативный характер: информировала учителя, чему он должен научить ребенка, но не отвечала на важный вопрос, как этому следует учить.

В 70-е эту линию возглавила Наталия Николаевна Светловская, автор книг «Внеклассное чтение» для всех начальных классов. Она основала новое направление в мето­дике - формирование читательских умений у детей, воспитание юного читателя, которое в последние десятилетия получило ши­рокое признание.

В результате специальной исследовательской работы, проведенной коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской, методическая наука обогатилась теорией читательской деятельности, проведенной в широком опытном обучении. Было доказано, что общение с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой необходимо целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения. Работа с детской книгой традиционно была обозначена термином «внеклассное чтение», однако, в отличие от привычного внеклассного чтения, работа с книгой в новой системе обучения начиналась в классе, на уроке, под руководством учителя, а обязательное чтение вне класса появлялось только тогда, когда читательские умения учащихся достигали минимального порогового уровня.

Таким образом, развитие методики внеклассного чтения прошло длительный этап. Менялись ее цели, задачи и содержание. Многие методисты пытались разработать свои программы, которые помогли бы в работе учителям начальных классов, но наиболее востребованной явилась методика, составленная коллективом авторов под руководством Н.Н. Светловской. Она является актуальной в наши дни и составляет основу современных уроков внеклассного чтения.

2. Цель внеклассного чтения – сформировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги.

Достижение этой цели зависит от решения нескольких взаимосвязанных задач:

а) систематически знакомить младших школьников с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и ее видами;

б) учить ориентироваться в книге и среди книг:

в) учить предугадывать примерное содержание детской книги еще до чтения;

г) учить различать книги по существенным признакам (тематика, автор, назначение и т. д.);

д) учить выбирать необходимую книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;

е) учить читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;

ж) использовать детскую литературу в воспитательных целях.

Перечисленные учебные задачи учитель решает вместе с учащимися в течение четырех лет на уроках внеклассного чтения и во внеурочное время.

Основное содержание внеклассного чтения составляет индивидуальная учебная деятельность учащихся, сначала с отдельными детскими книгами, отобранными учителем, потом в круге детского чтения, ограниченном объемом книг, и, наконец, - в доступном круге детских книг без ограничения.

В мир книг через книгу

Одна книга – группа из 4-5 книг – мир книг, ограниченный объемом произведений – мир книг, ограниченный только личными предпочтениями

В процессе этой деятельности у учащихся формируется читательская самостоятельность как свойство личности.

Читательская самостоятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у учащихся мотивов, побуждающих их обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих возможность реализовать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.

 

3. Ведущий метод обучения, который адекватен специфике изучаемых с учащимися объектов (книг) и доступен младшим школьникам, - это так называемый метод чтения-рассматривания – это наглядно-исследовательский способ организации читательской деятельности, открывающий перед учащимися кратчайший путь в содержание каждой конкретной книги через отражение и осознание диалектического единства текста и нетекстовой информации, в которых закодированы мысли и чувства автора литературного произведения.

Его основой является изначальная аксиома деятельности любого квалифицированного читателя: книгу читают и смотрят.

Наиболее благоприятные условия обучения методу чтения-рассматривания создаются в первом полугодии первого класса, когда дети еще не овладели основами техники чтения и не пользуются механическим схватыванием слов. Если обучение грамоте и усвоение метода чтения-рассматривания происходит одновременно, то во втором полугодии первого класса использование этого метода превращается у ребенка в устойчивую потребность.

Метод чтения-рассматривания активизирует необходимый словарный запас и представления, развивает воображение, задает необходимую направленность и сосредоточенность мыслям.

В результате рассматривания учащийся самостоятельно выделяет ведущие внешние показатели содержания любой книги, соотносит их друг с другом и делает общий вывод о тематике и характере помещенных в книге произведений. В результате чтения происходит перепроверка собственного вывода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: