Положение ног и движения ими




При определении движений ногами в основных и промежу­точных плоскостях указывается название ноги и направление выполняемого движения. Движения ног в лицевой плоскости (рис. 20): а) правую в сторону на носок; б) правую в сторону-кни-зу; в) правую в сторону; г) правую в сторону-кверху.

Движения в боковой плоскости (рис. 21); а) левую на носок; б) левую вперед-книзу; в) левую вперед; г) левую вперед-кверху; д) левую назад на носок; е) левую назад-книзу; ж) левую назад.

 

Разноименные движения обозначаются так (рис. 22): а) пра­вую влево; б) правую влево-книзу.


При выставлении ноги на носок в том или ином направлении указывается нога, которой делают движение, направление дви­жения и словосочетание «на носок». Например, правую на но­сок в сторону. Здесь опускаются слова «нога» и «выставить». В отдельных случаях, если не совсем понятно, чем производит­ся движение (рукой или ногой), следует это указать.

Для обозначения сгибания ног в коленном суставе применя­ется термин «согнуть» и указывается нога. Например, согнуть правую, стопа находится у голени опорной ноги. Если же дви­жение выполняется с отведением ноги, то после слова «согнуть» указывается направление движения ногой. В этом случае нога сгибается до прямого угла или несколько выше, но голень долж­на быть параллельна опорной ноге.

В боковой плоскости (рис. 23): а) согнуть правую; б) согнуть правую вперед; в) согнуть правую назад.

В лицевой плоскости (рис. 24); а) согнуть правую в сторону; б) согнуть правую назад, колено в сторону.

Кроме названных терминов, при выполнении движений ру­ками и ногами применяется термин «мах», которым обознача­ется резкое движение в каком-либо направлении с полной ам­плитудой.

Чаще всего ОРУ выполняются из различных стоек, наиболее распространенными из которых являются:

основная стойка (сокращенно о. с.) — положение соответству­ет строевой стойке (рис. 25, а), но положение рук в ней может быть различным (о. с, руки на пояс или о. с, руки за голову). Этим она и отличается от строевой;

узкая стойка ноги врозь — стойка, в которой ноги расставле­ны врозь вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь (рис. 25, б);

стойка ноги врозь — в этой стойке ступни расположены так же, как и в о. с., но ноги расставлены на ширину плеч (рис. 25, в). О положении рук, если они не внизу, должны быть дополнитель­ные указания;


широкая стойка ноги врозь — стойка, в которой ноги широ­ко разведены в стороны (рис. 25, г);

стойка скрестно — одна нога находится перед другой скрест­но и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10-15 см (рис. 25, д);

стойка ноги врозь правой — стойка, в которой правая нога находится на шаг впереди левой (рис. 25, е). Данная стойка мо­жет быть широкой и узкой, о чем следует указывать.


При выполнении позиций необходимо стремиться к предель­ной выворотности ног, колени должны быть вытянуты, ягодич­ные мышцы напряжены, тяжесть тела равномерно распределе­на на обе ступни, туловище подтянуто, с правильной осанкой.

К разновидностям стоек, которые могут быть также исполь­зованы при выполнении ОРУ, можно отнести следующие:

стойка на правом (левом) колене — при обычном способе вы­полнения одну ногу поднимают и, сгибая, отводят назад. Одно­временно с этим сгибают другую ногу, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впере­ди) были перпендикулярны полу (рис. 27, а);

стойка на коленях — стойка, в которой колени, голени и нос­ки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты (рис. 27, б)

стойка на лопатках — выполняется с опорой лопатками и за­тылком (рис. 27, в). Обычно руки упираются в поясницу;

стойка на голове — выполняется с опорой головой и руками (рис. 27, г);

стойка на руках — выполняется на прямых руках, тело вер­тикально (рис. 27, д).


 


При выполнении хореографических упражнений, кроме ука­занных выше стоек, могут использоваться различные позиции ног:

первая позиция — пятки вместе, носки развернуты в сторо­ны (рис. 26, а);

вторая позиция — ноги врозь на расстоянии ступни одна от другой, носки развернуты в стороны (рис. 26, б);

третья позиция — пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в стороны (рис. 26, в);

четвертая позиция — одна нога впереди другой на расстоя­нии ступни, пятка одной ноги находится против носка другой (рис. 26, г);

пятая позиция — ступни плотно сомкнуты носками в сторо­ны, пятка одной ноги прижата к носку другой (рис. 26, д).


Приседы

Присед — положение занимающегося, в котором ноги согну­ты (опора на носки), руки в любом положении (рис. 28, а).

Полуприсед — приседание, выполняемое на половину ампли­туды (рис. 28, б); часто применяется с полунаклоном и называ­ется «старт пловца» (рис. 28, д).

Круглый присед (полуприсед) — приседание на носках, коле­ни вместе, туловище согнуто вперед, руки вперед, голова опу­щена (рис. 28, в).


Присед наклонно — присед, при выполнении которого бедра, туловище и голова на одной прямой линии. Положение рук, ес­ли они не вдоль тела, указывается дополнительно. Например, руки вперед (рис. 28, г).

Присед на правой (левой) — приседание, выполняемое на од­ной ноге, другая поднята вперед, руки вперед (рис. 28, е)

Выпады

Выпад выполняется выставлением ноги в любом направле­нии с одновременным сгибанием ее.

Выпад правой (левой) — выставление ноги вперед с одновре­менным сгибанием ее так, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу (рис. 29, а).

Выпад назад — выставление ноги назад (рис. 29, б).

Выпад с наклоном — соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например, выпад вправо с накло­ном (рис. 29, в).

Глубокий выпад — выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указываются дополнительно. Напри­мер, глубокий выпад правой, руки в стороны-назад (рис. 29, г).


Наклоны

Наклон — термин для определения сгибания тела в тазобед­ренных суставах вперед, назад или в стороны с полной ампли­тудой движения. При выполнении вперед указание о направле­нии можно опускать. Например, наклон (рис. 30, а).

Наклон прогнувшись выполняется обычно вперед, руки в сто­роны, голова приподнята (рис. 30, б).

Наклон с захватом — наклон вперед, при котором руки за­хватывают голеностопные суставы (30, в).

Седы и положения лежа

Сед — положение занимающегося сидя на полу или на снаря­де с прямыми ногами, руки касаются опоры или находятся в ка­ком-либо положении (рис. 31, а).

Сед углом — положение сидя с поднятыми вперед ногами, об­разующими с туловищем прямой угол (примерно), голова пря­мо (рис. 31, б).

Сед согнувшись — сед, при котором ноги подняты до верти­кального положения (рис. 31, в).

Сед с захватом — то же, но туловище и голова наклонены к ногам, а ноги захватом за голеностопные суставы подтягивают­ся к туловищу, голова опущена (рис. 31, г).

Сед на пятках — сед на обеих пятках, туловище вертикально, руки обычно на поясе (рис. 31, д).

Сед на пятках с наклоном — аналогичный сед, но туловище наклонено вперед до касания поднятыми вверх руками пола (рис. 31, е).

Разновидности положения лежа:

на спине — ноги сомкнуты, прямые, руки вдоль тела. Иное положение рук указывается дополнительно;

на животе — согнутые руки касаются пола, сомкнутые пря­мые ноги лежат свободно;


 
 


прогнувшись— тело максимально прогнуто, руки вверх- на­ружу, ноги и голова приподняты.

Упоры (смешанные)

Упор присев — присед, колени вместе, руки опираются око­ло носков снаружи, голова прямо (рис. 32, а). При выполнении на одной ноге указывается нога, на которой выполняется присе­дание, а также положение свободной ноги. Например, упор при­сев на правой, левая сзади на носке (рис. 32, б).

Упор стоя на коленях — опора руками и коленями, носки вы­тянуты (рис. 32, в). Если опора производится на одном колене, то указывается, на каком и дополнительно указывается поло­жение свободной ноги. Например, упор на левом колене, пра­вую назад (рис. 32, г).

Упор лежа — занимающийся обращен передней стороной те­ла к опоре. Термин «спереди» принято опускать (рис. 33, а).

Упор лежа сзади — учащийся обращен к опоре спиной (рис. 33, б).

Упор лежа боком — тело обращено боком при опоре на одну руку, другая рука обычно у тела (рис. 33, в).

Упор лежа на бедрах — упор, при котором тело максимально прогнуто, бедра касаются опоры или лежат на ней (рис. 34, а).


Упор лежа сзади на предплечьях — аналогичный упору лежа сзади, но руки упираются предплечьями (рис. 34, б).

Равновесия

Равновесие — положение, в котором учащийся стоит на од­ной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 35, а).

Боковое равновесие — исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину (рис. 35, б). Заднее равновесие — исполнитель обращен спиной к опоре, руки в сто­роны (рис. 35, в).

Шпагат — сед с предельно разведенными ногами (в стороны), туловище вертикально, руки в стороны (рис. 36, а).

6 Методика преподавания -tc-i

гимнастики в школе I 01


Шпагат правой (левой) — указывается нога, находящаяся спереди (рис. 36, б).

Полушпагат — сед на пятке согнутой вперед ноги, другая сза­ди, туловище вертикально, руки в стороны (рис. 36, в).

Мосты

Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение за­нимающегося спиной к опорной плоскости с опорой руками и ногами (рис. 37, а).

Мост на предплечьях — с опорой предплечьями (рис. 37, б). Мост может также выполняться с опорой на одну ногу, на одну руку или на одну ногу и одну руку, одноименные или разно-именные.

Упражнения с предметами

Многие ОРУ в школе проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. Мышечные ощуще­ния сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе от­дельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданным образцом. Использование предметов создает ощуще­ние сопротивления. При этом физические усилия становятся от­четливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают


дифференцировать мышечные ощущения (гантели, набивные мячи и др.).

Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в уп­ражнениях с предметами происходит значительно эффектив­нее. Все упражнения с предметами в той или иной степени тре­буют работы пальцев рук. Совершенствование координации движений пальцев важно и для интеллектуального развития де­тей. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ни­ми, организованно и быстро брать и класть их на место. Терми­нологические основы названий упражнений с предметами ана­логичны терминологии упражнений без предметов. Некоторую специфику имеют упражнения с гимнастическими палками. Поэтому ниже приводятся основные положения для упражне­ний с ними.

Положения с палкой определяются в зависимости от ее распо­ложения по отношению к телу занимающегося. Различают сим­метричные и несимметричные положения.

Симметричные положения с палкой

В симметричных положениях палка удерживается за концы обеими руками, которые могут быть прямыми или согнутыми.

Палку вниз — палка удерживается опущенными руками за концы и касается спереди бедер (рис. 38, а).

Палку вверх — палка удерживается за концы поднятыми вверх руками (рис. 38, б).

Палку вперед — палка удерживается прямыми руками за концы на уровне груди (рис. 38, в).

Палку на грудь — палка удерживается за концы согнутыми руками и касается груди (рис. 38, г).

Палку перед собой — перевернутая палка находится между предплечьями (рис. 38, д).

Палку на голову, за голову — палка удерживается за концы согнутыми руками и серединой касается головы сверху (рис. 38, е), а во втором случае — сзади шеи.

Палку на лопатки — палка удерживается за концы согнуты­ми руками и касается лопаток (рис. 38, ж).

Палку назад — палка удерживается за концы руками, отве­денными назад до отказа.

Палку вниз-сзади — палка удерживается за концы и касает­ся бедер сзади (рис. 38, з).

Палку за спину (на поясницу) — палка удерживается согну­тыми руками за концы и касается поясницы.

6*


Несимметричные положения с палкой

Палку к плечу — палка удерживается у плеча большим и ука­зательным пальцами, остальные поддерживают ее снизу (рис. 39, а). Это основное положение с гимнастической палкой во вре­мя передвижения.

С палкой «вольно» — положение занимающегося соответст­вует стойке «вольно» в разомкнутом строю без предмета. Левый конец палки при этом касается пола около левого носка, левую руку на пояс (рис. 39, б).

Палку вправо (влево) — палка удерживается правой (левой) рукой за один конец, составляя с нею прямую линию (рис. 39, в).в

Палку вправо (влево)-книзу (кверху) — палка поднята или опущена на 45° от положения «палку вправо (влево)».

Палку к плечу вперед (вправо, кверху, вправо-кверху и др.) — левая рука удерживает палку у правого плеча, а правая в указанном направлении (рис. 39, г, д).

Палку к бедру кверху (вправо, вперед) — палка удерживает­ся у правого (левого) бедра разноименной рукой, а одноименной рукой в указанном направлении (рис. 39, е).

Палку на голову вправо (за голову, на грудь, и т. п.) — палка удерживается левой рукой за конец и касается головы, а пра­вой — в указанном направлении (рис. 39, ж).


Несимметричные положения могут быть такими, в которых палка и рука, удерживающая ее, не составляют прямой линии, например: правую руку в сторону, палку вверх (рис. 40, а); пра­вую руку вверх-наружу, палку влево (рис. 40, б) или вправо (рис. 40, в).

Палка мо,: от удерживаться обеими руками за один конец, на­пример: руки вверх, палку вправо (рис. 41, а) или руки вверх, палку назад (рис. 41, б). Могут быть и иные положения палки:

Палку наклонно вправо (влево) — палка удерживается двумя руками за концы: правая рука в сторону, левая вверх (рис. 42, а).


 




Палку наклонно вперед, правой сверху (рис. 42, б).

Палку на грудь, правым концом кверху — а правая направ­ляет ее вверх (рис. 42, в).

Палку на грудь, левым концом вправо-кверху (рис. 42, г).

Для удержания палки используются известные способы хва­тов: сверху, снизу, разный хват, обратный хват, узкий хват. При беге палку держат за середину в левой руке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: