Программа «Экономика, учет и анализ».




Программа «Экономика предприятия и отраслевых рынков».

Магистр должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

Научно-исследовательская деятельность:

- разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;

- разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;

- подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

- сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;

- организация и проведения научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;

- разработка теоретических и эконометрических моделей используемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;

Аналитическая деятельность:

- разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;

- поиск, анализ и оценка источников информации для проведения экономических расчетов;

- проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности;

- анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

- прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;

Педагогическая деятельность:

- преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;

- разработка учебно-методических материалов.

Программа «Экономика, учет и анализ».

Магистр должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

Научно-исследовательская деятельность:

- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследованиями, выявить перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

- способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);

- способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

- способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4);

Проектно-экономическая деятельность:

- способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5);

- способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);

- способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);

Аналитическая деятельность:

- способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);

- способности анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);

- способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10);

Организационно-управленческая деятельность:

- способность руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти (ПК-11);

- способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12).

В соответствии с профильной направленностью ОПОП по программам подготовки магистров необходимо определить требования к подготовке студентов-магистрантов на научно-исследовательской части программы:

- владение современной проблематикой данной отрасли знаний;

- знание истории развития конкретной научно проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении;

- наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой студентом-магистрантом;

- умение практически осуществлять научные исследования в области предпринимательства, связанной с магистерской диссертацией;

- умение работать с конкретными программными продуктами и конкретными ресурсами Интернета и т.п.

 

1.3. Формы научно-исследовательской работы в семестре.

 

Научно-исследовательская работа в семестре может осуществляться в следующих формах:

· выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным планом научно-исследовательской работы;

· участие в кафедральных и межкафедральных семинарах, теоретических семинарах (по тематике исследования), в научной работе кафедры;

· выступление на конференциях молодых ученых, проводимых в университете, в других вузах, а также участие в других научных конференциях;

· подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей;

· подготовка и защита реферата по направлению проводимых научных исследований;

· участие в научно-исследовательских проектах, выполняемых на кафедре в рамках бюджетных и внебюджетных научно-исследовательских программ.

В течение первого года обучения (1-го семестра) студентами-магистрантами выбираются темы ВКР (магистерские диссертации), согласно приложения 1,2.

В приложении 1 предложена примерная тематика выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) по программе подготовки магистров «Экономика предприятий и отраслевых рынков»; а в приложении 2 тематика ВКР (магистерских диссертаций) по программе подготовки магистров «Экономика, учет и анализ». Выбор темы оформляется документально. После утверждения темы ВКР (диссертации) составляется план, график работы над ней с указанием основных мероприятий и сроков их реализации; постановка целей и задач диссертационного исследования; определение объекта и предмета исследования; обоснование актуальности выбранной темы и характеристика современного состояния изучаемо проблемы; характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать, подбор и изучение основных литературных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования.

Результатом научно-исследовательской работы в 1-2 семестрах является подготовленный магистром реферат или опубликованная статья.

Результатом научно-исследовательской работы в 3-м семестре является обзор литературы по теме ВКР (диссертационного исследования), который основывается на актуальных публикациях и содержит анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования, оценку их применимости в рамках ВКР (диссертационного исследования). Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи.

 

1.4. Текущий контроль научно-исследовательской работы в семестре.

 

Согласно учебного плана, на научно-исследовательскую работу отводится, при подготовке магистров, 522 часа (14,53 ед.), в том числе, в 1-м семестре – 216ч.(63 ед.), во 2-м -144ч.(43ед.), в 3-м – 162ч.(4,53 ед.).

В каждом семестре (1-3) проводится текущий контроль знаний в виде зачета. Для того, чтобы получить зачет, необходимо опубликовать статью или чтение доклада, или написать реферат по теме выбранной ВКР (магистерской диссертации), или активно участвовать в научных семинарах на кафедре.

Результаты научно-исследовательской работы по итогам учебного года должны быть оформлены в виде отчета и представлены научному руководителю для визирования. Отчет о научно-исследовательской работе представляется на выпускающую кафедру в конце каждого учебного года.

По результатам выполнения утвержденного плана научно-исследовательской работы магистранта 1-го года обучения в течение учебного года, магистранту выставляется итоговая оценка(«зачтено» / «не зачтено»); по результатам выполнения утвержденного плана научно-исследовательской работы магистранта 2-го года обучения и предзащиты магистерской диссертации кафедра принимает решение о допуске его к защите диссертации.

Студенты-магистранты, не предоставившие в срок отчета о научно-исследовательской работе и не получившие зачета, не прошедшие предзащиту диссертации, к защите ВКР (магистерской диссертации) не допускаются.

 

1.5. Научно-исследовательские семинары.

 

Одной из форм организации такой деятельности в магистратуре являются научно-исследовательские семинары (далее – НИС).

Цель НИС – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы, которые они смогут использовать при реализации индивидуальных и коллективных научно-исследовательских проектов, в том числе при подготовке магистерской диссертации (ВКР).

Основные задачи научно-исследовательского семинара:

1) методическая задача – обучение студентов основам академической работы, освоение ими методики организации и проведения исследований, требований к написанию и оформлению научных работ различных форматов, формирование эмпирической и информационной базы исследования, выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов;

2) организационная задача – обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов; апробация результатов исследовательской деятельности; подготовка результатов исследовательской деятельности к публикации.

НИС нацелен на то, чтобы научно-исследовательская работа стала не только центральным элементом учебного процесса в магистратуре, но и позволила бы студентам после завершения обучения в магистратуре самостоятельно проводить необходимые исследования в области экономики.

Участие в работе НИС является обязательным для всех студентов, обучающихся по магистерской программе. Особенности организации НИС, проводимого в рамках конкретной магистерской программы, обусловлены как обстоятельствами, общими для большинства магистерских программ, так и спецификой организации обучения студентов в рамках данной магистерской программы.

НИС дополняет обучающую часть учебной программы, представленную учебными дисциплинами, в рамках которых обучение организуется в традиционном лекционно-семинарском формате. Он придает большую гибкость образовательному процессу, делает его интерактивным, обеспечивая возможность преподавателям и студентам эффективно вести профессиональный диалог по актуальным проблемам. НИС ориентирован на успешную подготовку и защиту ВКР (магистерской диссертации).

Формы работы на семинаре:

а) профориентационные семинары, мастер-классы и гостевые лекции преподавателей кафедры и приглашенных ученых и специалистов-практиков, в ходе которых студенты выбирают темы исследований и формируют общие планы магистерских диссертаций с учетом их актуальности, научной новизны, практического значения, перспектив дальнейшей академической карьеры и (или) интересов трудоустройства по окончании обучения в магистратуре;

б) институционные визиты – учебные визиты студентов, знакомящие их с деятельностью финансовых, налоговых и таможенных органов, международных и российских юридических, аудиторских фирм и т.д.;

в) проектные семинары, на которых разрабатываются программы по подготовке диссертационных исследований (ВКР).

Особое внимание уделяется формированию плана исследования и увязки тематики исследования с тематикой и местом прохождения научно-исследовательской практики. Наряду с проектными семинарами, в работу НИС могут интегрироваться открытые заседания кафедры с присутствием студентов магистратуры, на которых обсуждаются темы и планы кандидатских диссертаций аспирантов кафедры. На таких открытых заседаниях кафедры по предложению руководителя магистерской программы могут обсуждаться темы и планы ВКР (диссертационных работ) студентов магистратуры с применением метода brainstorming, предполагающего участие в «мозговом штурме» преподавателей, аспирантов и студентов магистратуры;

г) академические семинары – занятия по организации и проведению исследований, подготовке и написанию академических работ, методики исследования и формированию его эмпирической базы, изучению информационно-библиографических ресурсов экономической науки;

д) «библиотечные дни» - посещение студентами научных библиотек, в ходе которых сопровождающий студентов преподаватель знакомит их с библиотечными каталогами и особенностями поиска литературы по теме исследования;

е) тренинги по работе с электронными ресурсами;

ж) «редакторские семинары» - занятия, на которых студенты участвуют в обсуждении научного редактирования исследовательских работ, изучают правила и технику оформления научного аппарата.

Для организации различных форм занятий в рамках НИС руководителем магистерской программы назначаются преподаватели-координаторы, отвечающие за проведение соответствующих занятий, организационно-техническую подготовку институционных визитов, мастер-классов, гостевых лекций и т.д.

При организации профориентационных семинаров, проводимых в рамках НИС, предусматривается диверсификация форм работы студента и преподавателя и использование таких форм, как модераторские семинары, лекция «вдвоем» (когда материал проблемного содержания дается в диалоге, общении двух специалистов по принципу «теоретик – практик», «сторонник подхода (теории) – противник»), семинар – дискуссия, семинар – пресс-конференция и т.д.

В рамках «академических» и «редакторских» семинаров заслушиваются и обсуждаются результаты исследовательской работы студентов при подготовке их к выступлениям с докладами на конференции. Перед студентами ставится задача довести результаты своего исследования до публикации.

В первый год обучения семинар начинается с профориентационных лекций, проводимых преимущественно преподавателями кафедры, которые делятся опытом своей собственной исследовательской и проектной работы, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских проектов и с частью полученных результатов. Акцент делается, таким образом, на демонстрации образцов исследовательской, аналитической деятельности. Эта форма призвана помочь студентам выбрать тему магистерской диссертации и сформировать первоначальный план этой работы.

В ходе 2 этапа проводится публичное обсуждение программы исследования, актуальности на специальных проектных семинарах.

В ходе второго года обучения проходит цикл профориентационных лекций и мастер-классов. На семинар приглашаются практики. Основной задачей работы студента в течение третьего этапа является сбор и первичная обработка эмпирических данных. В это время преподавателям кафедры проводятся занятия по организации и проведению исследований. Здесь также анализируются существующие базы данных, которые могут использоваться при написании магистерских диссертаций. Целесообразно обсуждение вопросов разработки и апробирования исследовательского инструментария.

На заключительном 4 этапе студенты пишут первоначальный текст магистерской диссертации, который проходит процедуру предзащиты. Семинар работает в режиме презентаций и консультирования, призванном помочь автору доработать этот первоначальный текст.

Во всех обсуждениях, помимо преподавателей и докладчиков, активное участие должны принимать все студенты.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: