Вопросы 1-15 – 1 балл.
Вопросы 16-25 – 2 балла.
Вопрос 26-30 – 3 балла.
Интерпретация результатов
Исходя из того, что максимально за тест можно набрать 50 баллов, данные обработки следует интерпретировать следующим образом:
0-25 баллов – оценка «2» (неудовлетворительно);
26-34 балла – оценка «3» (удовлетворительно);
35-42 балла – оценка «4» (хорошо);
43-50 баллов – оценка «5» (отлично).
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена
Экзамен проходит в устной форме, в билет включается три вопроса: 1 – теория источниковедения; 2 -источники X-XVIII вв.
Ответ студента оценивается по 5-балльной системе.
Оценка «отлично»
· Отличные знания в области источниковедения; умение применять их в практической деятельности.
· Свободное владение и грамотное применение лексики и специальной терминологии.
· Умение вычленять основные проблемы изучаемых дисциплин, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.
· Знания и умения по основным проблемам изучаемых дисциплин:
· Знание комплекса источников, использование, анализ всех доступных видов.
· Знание и умение создавать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.
К оценка «хорошо»
· Хорошие знания в области источниковедения; умение применять их в практической деятельности.
· Свободное владение и грамотное применение лексики и специальной терминологии.
· Знание основных проблем изучаемых дисциплин, представление об их взаимосвязи в целостной системе знаний.
· Знание новых методологических подходов, представление о современном состоянии источниковедения.
· Знание новейшей и фундаментальной литературы, историографических подходов.
· Знание комплекса источников, владение методами их обработки.
· Знание и умение создавать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.
Оценка «удовлетворительно»
· Удовлетворительные знания в области источниковедения; в недостаточной степени умение применять их в практической деятельности.
· Удовлетворительное владение и применение лексики и специальной терминологии, недостаточное представление о методологических подходах.
· Применение устаревших методологических подходов, некритический подход к накопленному историческому опыту.
· Недостаточное знание новейшей и фундаментальной литературы.
· Недостаточное знание комплекса источников, использованы не все виды доступных источников.
· Удовлетворительные знания и недостаточно развитые умения создавать модели для описания и прогнозирования различных явлений.
Оценка «неудовлетворительно»
· Неполные и несистематизированные знания в источниковедения; неумение применять, их в практической деятельности.
· Неудовлетворительное владение и применение лексики и специальной терминологии.
· Неумение вычленять основные проблемы изучаемых дисциплин, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.
· Знания и умения по основным проблемам изучаемых дисциплин:
· Применение устаревших методологических подходов, некритический подход к накопленному историческому опыту.
· Незнание комплекса источников, неумение осуществлять самостоятельный анализ источников.
· Неудовлетворительные знания и недостаточно развитые умения создавать модели для описания и прогнозирования различных явлений.
Вопросы к экзамену
1. Исторический источник: понятие, сущность, классификация.
2. Источниковедение: предмет, задачи,
3. История развития источниковедения в России.
4. Количественные методы изучения источников.
5. Подделки исторических источников, методы выявления и информационная ценность.
6. Датировка источников: характеристика временной информации и приемы датировки.
7. Структура информации в историческом источнике. Понятие исторической критики.
8. Этапы и методы источниковедческого анализа нарративных источников.
9. Эвристика исторических источников.
10. Атрибуция исторических источников, приемы атрибуции.
11. Общая характеристика и классификация письменных источников.
12. Летописи, видовые признаки, социальные функции. Особенности отражения исторической действительности в летописях.
13. Летописание Киевской Руси. Повесть временных лет как один из ранних летописных сводов.
14. Спорные вопросы изучения «Повести временных лет» в отечественной историографии.
15. Летописание периода феодальной раздробленности. Новгородское, Галицко-Волынское, Киевское летописание, летописание Северо-Восточной Руси.
16. Летописание Русского централизованного государства. Центры летописания второй половины ХV в. – начала ХVI в.
17. “Позднее летописание”. Появление новых разновидностей исторических сочинений. Типология сочинений позднего летописания.
18. Русские хронографы: время их зарождения; состав, источники и редакции.
19. Публицистические произведения XV–XVI вв.
20. Публицистические произведения XVII в.
21. Публицистические произведения XVIII в.
22. Агиографическая литература: общая характеристика, эволюция и информационная ценность.
23. Акты: общая характеристика, классификация и приемы изучения. Особенности отражения действительности в актовых источниках.
24. Методы исследования актов. Формулярный анализ как общевидовой метод изучения актов.
25. Частные акты: основные разновидности и информационная ценность.
26. Акты Киевской Руси и периода феодальной раздробленности.
27. Жалованные грамоты: общая характеристика, классификация, социальные функции.
28. Внутриполитические договоры как специфические акты периода феодальной раздробленности.
29. Акты Русского централизованного государства. Новые группы частных актов займа, ссуды, подряда, отчуждения крестьян.
30. Публично-правовые акты: общая характеристика, классификация, социальные функции.
31. Законодательные источники: общая характеристика, классификация и приемы изучения.
32. Основные законодательные памятники ХI-ХII вв. Русская Правда: ее списки, редакции. Проблема состава редакций, времени и места их появления..
33. Законодательство периода феодальной раздробленности. Псковская и Новгородская судные грамоты. Двинская и Белозерская уставные грамоты. Общее и особенное в содержании и форме законодательных источников этого периода.
34. Законодательство Русского централизованного государства. Судебники ХV – начала ХVII вв.: их назначение, условия возникновения, источники.
35. Указные и уставные книги: время их появления, функции, состав. Соотношение законодательных актов указной (уставной) книги с приказным делопроизводством.
36. Соборное уложение 1649 г. Причины и условия создания.
37. Законодательство периода абсолютной монархии: общая характеристика, классификация
38. Делопроизводственная документация государственных учреждений XV–XVII вв.: формы и разновидности. Принципы и методы анализа делопроизводственной документации.
39. Общее делопроизводство Русского централизованного государства. Внешние формы и состав документов общего делопроизводства центральных и местных учреждений.
40. Делопроизводственная документация государственных учреждений в XVIII в.
41. Экономико-географические и статистические материалы XVIII в. и методы их исследования
42. Демографический учет: ревизский учет населения, материалы административно-полицейского и церковного учетов населения.
43. «Экономические примечания» к Генеральному межеванию.
44. Частное делопроизводство: монастырское, поместно-вотчинное делопроизводство.
45. Литературные и публицистические сочинения: общая характеристика, классификация
46. Древнерусская литература как исторический источник. Способы отражения действительности в памятниках литературы.
47. Периодическая печать: время и условия зарождения, принципы систематизации, жанровые особенности. Особенности отражения действительности в периодической печати и методы изучения
48. Массовые источники: понятие и общая характеристика.
49. Материалы личного происхождения: общая характеристика и классификация.
50. Мемуаристика: социальные функции, этапы становления, разновидности.
51. Частная переписка: общая характеристика, эволюция.
52. Личные дневники: общая характеристика, особенности эволюции и информационная ценность.