Задание 20. Вставьте пропущенные слова




Наука — специфическая сфера ________________(А) человека и общества, направленная на выработку и систематизацию ___________(Б) о мире. Наука охватывает как познавательную деятельность, так и её результаты — систему знаний, которая лежит в основе определённой картины мира. Науку можно рассматривать и как _______________(В), который выполняет общественно значимые функции. _______________(Г) функция науки состоит в обеспечении развития и распространения ценностей культуры и влияет на формирование личности. Производительная функция определяется включением науки в процесс _________________(Д). _______________ (Е) функция связана с участием науки в общественном управлении.

1) социальный институт 3) общество 5) объективные знания 7) материальное производство 9) компьютер
2) информационный 4) духовная деятельность 6) культурно-мировоззренческая 8) социальная  

Часть 2

Производство знаний — процесс бесконечный. Вряд ли ког­да-либо наступят времена, когда мы получим ключ ко всем тай­нам, разрешение одних загадок будет неизменно ставить перед учеными все новые и новые. Но существует ли «чистое знание», стоящее вне добра и зла?

На протяжении всей истории становления и развития на­уки одни ее достижения используются во вред, другие — на пользу человеку. Общеизвестна история создания и примене­ния ядерного, химического, биологического оружия, ставшего причиной гибели миллионов. Таков пример аморального ис­пользования научного знания. Но другие открытия ученых по­могают спасать жизни — так, использование методов генной инженерии в сельском хозяйстве позволило частично решить продовольственную проблему, чего невозможно было достичь обычными путями. Медицина также переходит на принципи­ально новый уровень.

Однако новые открытия ставят и новые проблемы, в том числе и морально-этического свойства. На заре атомной физи­ки человеку казалось, что он может выступать в роли наблю­дателя, который стоит вне исследуемой им и подвергающейся его воздействию Природы. Вскоре, когда стало ясно, что ра­диоактивное излучение смертельно опасно, пришло понима­ние, что человек не может отойти от природы на почтительное расстояние и отстраненно лицезреть происходящее, оставаясь вне зоны досягаемости. Но, осознав в той или иной мере свою неотделимость от природы, он все же думает, что может защи­титься от нежелательных последствий своих манипуляций. Од­нако генная инженерия, например, т.е. прямое и ничем не контролируемое вмешательство в эволюцию живой материи, такой возможности, пусть даже косвенной, человеку не остав­ляет. Сегодня никто не может даже приблизительно оценить те последствия, которые повлечет за собой размножение искусст­венно созданной живой материи. Таким образом, наука при­обрела качественно новое, до сих пор неизвестное моральное измерение.

Вмешательство в эволюцию живого — не единственное не­известное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не ме­нее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину ми­ра, — речь идет об информатизации..>

Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несом­ненно, отразилось на жизни общества, однако не следует ду­мать, что информационная революция приведет к скорой смене цивилизационного развития... Дело в том, что в ближайшие 50—70 лет основным источником получения необходимой энер­гии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресур­сы — нефть, газ и уголь<...> Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырье и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.

Задание 21. Понимание текста. Почему, по мнению автора, производство знаний — бес­конечный процесс? Какую проблему, связанную с производ­ством знаний в современном мире, поставил автор?

Задание 22. Понимание текста. Какие два «неизвестных в сложном уравнении будущего цивилизации» выделил автор? Найдите в тексте характеристику каждого «неизвестного», объясняющую подобную оценку.

Задание 23. Конкретизация материала текста. Какой прогноз развития человечества в XXI в. дает ав­тор? С обострением каких глобальных проблем связан этот прогноз? Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите две глобаль­ные проблемы и объясните их связь с прогнозируемыми авто­ром процессами.

Задание 24. Аргументация суждений. Предположите, какие принципы могут стать основой «морального измерения науки». Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, ука­жите три принципа.

 

Развитие современной науки показывает также всё с большей глубиной диалек­тический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаи­мосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалекти­ческое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика — взаимосвязь между волной и частицей, между ве­ществом и полем, биология — взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материаль­ным единством и диалектическим характером мира.

Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определённой функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мыш­ления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличает­ся от случайности, пространство — от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от дру­га. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаим­но обосновывают друг друга и находятся в определённой функциональной взаимо­зависимости, которую и необходимо вскрыть. (...)

Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (...) Та­кие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социоло­гии. (...)

Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать ма­шины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человече­ский мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содей­ствовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путём обнаруже­ния и исключения ошибочных результатов. (...)

Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука — это не го­товая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы­являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определённый этап развития, который подни­мет науку на новую, качественно более высокую ступень.

Задание 21. Понимание текста. Какой процесс происходит в современной науке? Чем он обусловлен?

Задание 22. Понимание текста. Как автор характеризует метафизический и диалектический способы мышления?

Задание 23. Конкретизация материала текста. Какой пример, свидетельствующий об объединении наук, приводит автор? С опо­рой на знания курса, сообщения СМИ и социальный опыт приведите два собствен­ных примера сближения наук.

Задание 24. Аргументация суждений. Автор пишет о создании машин для обработки информации, которые помогут соз­данию единого научного языка, координированию информации из различных от­раслей науки. О переходе к какому типу общества свидетельствует данный факт? Укажите любые три специфические характеристики общества данного типа.

 

Взаимосвязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии. На первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В ХIХ веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К. Марксом и определённый им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками-практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство<…> Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства – опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники)<…>

Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии. И, наконец, определённый минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.

Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире – гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную силу общества – человека-труженика.

Задание 21. Понимание текста. Как автор характеризует роль науки в производстве на первых этапах истории? Какие события автор считает переломными на первом и втором этапах развития отношений науки и производства?

Задание 22. Аргументация суждений. Приведите любые четыре характеристики современного этапа развития взаимодействия науки и производства из предложенных в тексте.

Задание 23. Конкретизация материала текста. Назовите, опираясь на знание обществоведческого курса, любые три функции современной науки, о которых в данном фрагменте не сказано.

Задание 24. Понимание текста. Используя заключительную часть текста, приведите три примера роли конкретных гуманитарных (или социальных) наук как непосредственной производительной силы.

 

Закон РФ «Об образовании» (извлечение)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: