Подготовка к эссе и критике.




КАК ГОТОВИТЬСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ?

(План подготовки за один год)

 

Внимание! Данная статья содержит в себе материал, который способен вывернуть

тебе мозг незнакомыми названиями и терминами. Если ты готов воспринимать всё

то новое, что я тебе сейчас скажу, читай дальше.

 

Здравствуй, дам тебе несколько советов по подготовке, если ты все-таки решился(лась) участвовать в олимпиаде по обществознанию и намерен(а) выиграть:

 

Стоит хорошенько понять, что подготовка к олимпиаде по обществознанию сильно отличается от подготовки к ЕГЭ. Если для ЕГЭ (или ОГЭ) главное - это зазубрить, то для олимпиады - осмыслить, поэтому ко всем материалам нужно подходить вдумчиво, а не пожирать учебники один за одним. Работа будет результативной, если в итоге ты выученную теорию или экономический закон сможешь самостоятельно применить к окружающей действительности.

Предупреждаю, придется много читать и писать. Готовиться к олимпиаде - это очень даже не легко, но зато интересно;). Готовься последовательно, не спеши, у тебя впереди ещё как минимум год. И еще, иди на олимпиаду, если тебе обществознание ИНТЕРЕСНО, без желания здесь ничего не выйдет. Вот тебе четыре этапа:

 

1) Подготовка базы:

 

Для разгона стоит посмотреть сборник Баранова (да-да, того самого, что к ЕГЭ готовит: большинство школьных учителей его любят, а вот на членов жури олимпиады он действует так же, как солнечный свет на вампиров - они от него аж воспламеняются, так он им не по душе, хотя на мой взгляд, замечательная книжка: там неплохо даны экономика и право). Как выглядит книжка можно посмотреть тут: https://my-shop.ru/shop/books/527541.html?partner=01648

Также неплохо было бы посмотреть иллюстрированную Конституцию: https://www.labirint.ru/books/375765/. Не относись к ней несерьезно, она - очень хороший помощник при изучении основ российского права, плюс по ней искать статьи очень удобно. Вообще при подготовке я не брезговала различными источниками знаний: все шло в ход, от "Критики чистого разума" Канта до статей из Лукмора. Престиж или "уважаемость" источника не играли для меня никакой роли, главное - смысл, который несет материал.

Посмотри еще Краткий философский словарь, когда ты будешь в дальнейшем знакомиться с основами социологии, философии и психоанализа, он тебе пригодится: там есть толкования основных специальных терминов (можно сказать – это почти глоссарий), а также кратко описаны взгляды многих философов-классиков - в общем, незаменимая вещь:

https://www.km-book.ru/km/books.php?cur=full&id=33000107096

 

 

Подготовка к первому туру олимпиады - изучение основ наук.

 

Дальше школьные учебники тебе уже не помогут. Теперь тебе предстоит непростая задача - уяснить аксиомы, научные подходы и методы решения основных типов задач в таких науках, как: логика, философия, экономика, право, социология, политология, культурология, плюс выучить кучу мыслителей типа Платона, Аристотеля, Августина, Спинозы, Лейбница, Декарта, Вебера и т. д. - в общем, "классиков обществознания", это обязательная программа олимпиады, от нее никуда не денешься. На этом этапе, я думаю, живой и говорящий преподаватель тебе нужнее всего, потому что, если ты это все будешь изучать самостоятельно, есть большой риск не пройти нужного. Есть вариант - поехать в летнюю олимпиадную школу по обществознанию в Белоруссии, там тебя за три недели вполне подготовят к первому туру, вот: School-olymp.ru, может быть, ты сам(а) найдешь другую возможность подготовиться, главное, чтобы в итоге ты не боялся(лась) олимпиадных заданий и выбрал(а) для себя наиболее интересующую дисциплину: по ней ты будешь готовиться писать эссе и критику, это может быть - социология, философия, политология. Также можно выбрать экономику или право, но эти науки мало представлены в темах для эссе и критики, так что можно попасть в ситуацию, когда тебе попросту будет не по чему писать (по крайней мере, подобная трагедия была у ребят в этом году на критике на заключительном этапе). Короче, твоя задача: влиться в не-школьное обществознание и найти там свое место.

Подготовка к эссе и критике.

 

Оригинальны, грамотные эссе и критика - залог победы. При плохом первом туре, но хорошей критике и эссе люди становились победителями, так что вот тебе мой совет: оттачивай навыки письма, умение мыслить и приводить убедительные аргументы, учись спорить и находить нестандартный угол зрения на привычные проблемы, и тогда ты преуспеешь. Первый тур - лотерея, ты не знаешь, что там тебе попадется и не стоит на него заранее возлагать большие надежды, второй и третий - чистое творчество. Что надо делать:

 

А) Найди человека, который мог бы грамотно оценивать твои работы и давай ему на проверку чего-нибудь каждую неделю. Здесь тебе действительно надо будет настроиться на то, что ты будешь ОЧЕНЬ МНОГО писать, но есть момент, которые надо учитывать. Не пиши банально (типа «тоталитаризм - плохо, демократия – хорошо»), у многих есть эта слабость: сначала прочитают пару вузовских учебников вроде Мельвиля или Сорвина (или вообще Боголюбова, но до этого мало кто докатывается) и потом их в сочинениях тупо пересказывают. Это плохой путь: жюри это быстро вычисляют и нещадно карает. Тебе нужно будет вырабатывать собственные концепции, а не пересказывать чужие - тут без вариантов. На этом этапе тебе важно создать свой план эссе и критики, если не выйдет, пишите, я постараюсь подсказать алгоритм:). Лучшие проверяльщики - это члены жюри или бывшие олимпиадники. Можно обратиться к Желнову и Иконниковой или по электронной почте попросить проверять твои эссе ребят из ЦПМ (это Центр Педагогического мастерства в Москве), вот через этот адрес kalutsishina@gmail.com можно с ними связаться.

 

Б) Начинай учить таких мыслителей, чьи концепции оригинальны, но мало известны. Это поможет тебе отойти от общепринятых точек зрения и прописных истин. Что до меня, я читала отрывки работ философов и социологов (от баянистого Дюркгейма до Леви-Стросса, которого знают либо профессора, либо реально упоротые), делала по ним конспекты, а потом точно знала, кого приводить в качестве аргументов на эссе и критике. Очень много времени тратила на осознание прочитанного. Если весь труд читать некогда или лень, напиши, я скину тебе самые важные отрывки)).

Мой профиль - философская социология (это когда надо рассуждать о глубинных причинах того, что происходит в об-ве), так что пишу тебе, кого нестандартного надо посмотреть для ФИЛОСОФИИ и СОЦИОЛОГИИ, если выберешь другое направление, мыслители будут другими. В общем, гляди:

Могу сказать, что все очень поверхностно знают немецких философов (Кант, Гегель, Шопенгауэр).

Из постструктуралистов у меня в конспектах есть Фуко, Маркузе, Адорно и Хоркхаймер + структуралист Леви-Строс(с).

Неплохо было бы глянуть и психоаналитиков: Фрейд, Юнг, Фромм, Адлер и Лакан.

Социологи: важны всем известные Вебер и Дюркгейм + очень помогают функциональные структуралисты (это Парсонс и Мертон), Сорокин - тоже ничего. Стоит глянуть и Гоффмана (он интересный).

Естественно, китайцы, их не знает НИКТО, кроме жюри;). Глянь Чжуан Чжоу (или Чжуан Цзы), Моцзы, Шан Яна и Конфуция (не коряво переведенный цитатник, а либо китайский текст, либо хотя бы статьи О нем).

 

В) Тебе надо будет в эссе приводить литературные аргументы, есть несколько бесподобных фильмов и книг, зная которые, это тебе будет сделать проще простого. Вот то, что тебе пригодится (не смотри на этот список с мыслью "блин, как же много", это РЕАЛЬНО интересно).

Книги-антиутопии:

"1984" Оруэлл - просто шедевр, сделано под впечатлением «Мы» Замятита

"Мы" Замятин - математическая антиутопии.

"О дивный новый мир" Хаксли - про об-во массового потребления.

"Заводной апельсин" Берджесс - про преступление и наказание (не прокачанный Достоевский:D, а нечто совсем другое).

"Цветы для Элджернона" Киз - о том, каково это - быть умным.

"Котлован" Платонов - оценишь сам(а), но книга

нестандартная. Трагедия про гробы для коммунистов.

Неплохая пара: «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери и «Кысь» Толстая – о том, к чему ведет любовь к книгам (от Толстой ждать слишком многого не стоит)

Еще есть много-много хороших книг, интересуйся, смотри, читай и находи свои единственные и неповторимые литературные аргументы + не забудь и о школьной программе: стигматизация - "Отверженные", подавление индивидуума об-вом - "Гроза", антропоморфизация Бога - "Мастер и Маргарита, и т. д.

Фильмы:

"Матрица" - сборник мировой философии.

"Остров", "Эквилибриум", "Не отпускай меня", "Шоу Трумана", "Особое мнение", "Джонни

мнемоник", "Гаррисон Берженон" - фильмы-антиутопии.

"Реквием" - о маргиналах, грустный.

"99 франков" - о ложных потребностях (иллюстрация к Адорно, Хокрхаймеру и к

Маркузе).

"Шоу мистера Фримана " - по большей части гоблинский перевод Маркузе, но есть несколько уникальных серий типа:

"Игроки" - так и не смогла определить, по кому это сделано.

"Зачем ты пришел" - по Достоевскому "Братья Карамазовы" + критика элитаризма (типа "моя философия для избранных" - это Ницше и Платон), есть немного от Веблена.

"Монолог о свободе " - Маркузе в чистом виде, о "свободе в абсурде" - философия Камю.

"Про еду " - альтернатива к теории Мальтуса:D.

Посмотри, они коротенькие. Много времени не займет).

"Киногид извращенца: идеология " - фильм-труд Славоя Жижека. Весь фильм – это разбор фильмов с точки зрения их скрытого содержания. Например, в фильме "Титаник" есть подтекст об угнетении бедных, в "Звуках музыки" рассказывается о Большом Другом и так далее, в общем, закачаешься + он приводит реально много философов и психоаналитиков. У меня конспект его фильма занял 8 страниц А4. Видимо, сначала он хотел написать полноценный толстенный труд, но потом раздумал и снял ЭТО. В общем, фильм очень полезный.

 

 

Систематизация знаний.

 

Один из самых важных этапов, но о нем я тебе писать подробно не буду, т. к. пока тебе нечего систематизировать. Фишка в том, чтобы все науки, которые изучает обществознание, ты знал(а) хорошо и умел(а) бы в них ориентироваться. Порешивай после сборов в Белоруссии или же после иной подготовки к первому туру задачки по экономике и праву, почитывай Гидденса в тех разделах, которые ты по социологии не очень помнишь, (но не увлекайся): https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/

Поучи таблицы по политологии в учебнике Мельвиля, там еще много можно поделать, ближе к декабрю сориентируешься.

 

 

Выполняй все последовательно: так первый этап, изучение школьного курса, можно начинать прямо сейчас: учи Баранова и Конституцию, полистывай Краткий философский словарь (посмотри в приложении, там все основные философы в хронологическом порядке расположены, галочкой отмечены те, кого над знать), смотри для души фильмы, читай книжки - приятно проводи время (только не старайся все впихнуть в один день, у тебя на усвоение художественного материала весь год). Потом летом, где-то в июле езжай на сборы или усиленно начинай сам(а) учить основы наук. К концу лета ты уже должен(на) бегло решать задачки первого тура. Потом по приезде все повторяем, осенью, в октябре где-то, начинаем готовиться ко второму и третьему туру. Читаем труды и параллельно с этим пишем эссе и критику. Потом к декабрю начинаем глобальную затирку пробелов - учим все то, что не выучили на сборах.

 

Участвуй не только во Всероссийской олимпиаде, но и в любых других олимпиадах по обществознанию (типа Высшая проба, Ломоносовская по обществознанию и философии, Покори Воробьевы горы). Это, во-первых, придаст тебе уверенности: ты поймешь, что олимпиада - это не страшно, это интересно. Во-вторых, это хорошая практика, можно узнать много нового. В-третьих, это гарантирует тебе льготы в любом случае, а значит, уменьшит твой страх не пройти на Всеросс.

 

Главное тут, уметь думать и любить учиться, а в остальном все проще простого! Не бойся, не суетись, не стремись быть во всем похожей не других олимпиадников, и у тебя все получится! Если будут какие-то вопросы, если не будешь знать, что делать или просто возникнет ощущение, что ты НИКОГДА не осилишь обществознание, пиши - я помогу

(мой адрес anna-kushnar@yandex.com). Ещё если возникнут какие-то специфические вопросы по философам - также спрашивай.

Успехов тебе!

 

Кушнарь А. А.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: