Переход в иное накопление




Возможность выбрать накопительную пенсию закрылась с наступлением нового года. Но история с пенсионными накоплениями 31 декабря прошлого года не закончилась: "молчуны" по-прежнему могут начать инвестировать свои накопления — хоть сейчас, хоть позднее. Правда, только те средства, которые скопились до 2014 года

— Мы вошли в два масштабных проекта по созданию и ведению федерального регистра инвалидов и единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Задачи у них похожие: интеграция информации от всех участников, оказывающих госуслуги инвалидам, в первом случае до учета все видов мер социального обеспечения граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Такая интеграция становится возможной благодаря развитию собственных информационных систем различных ведомств, системы межведомственного электронного взаимодействия. Сегодня необходимо особенно тщательно вести учет расходов, иметь базу для комплексного анализа. Вторая задача реестра инвалидов и ЕГИССО — это создать модель «одного окна» для информирования гражданина о всех его льготах и возможностях по получению мер социальной поддержки со стороны государства. У каждого гражданина будет свой виртуальный личный кабинет, через который он сможет обращаться за той или иной федеральной или региональной услугой. В свою очередь все ведомства будут поставщиками информации в системы и одновременно ее потребителями.

— Когда будет запущен регистр инвалидов и почему Пенсионному фонду его поручили делать?

— В 2017 году регистр заработает и будет как минимум обладать информацией федеральных ведомств, а сейчас идет работа по выстраиванию его архитектуры и разработке форматов наполнения системы информацией. Когда готовилось решение об операторе системы, было принято, что Минтруд осуществляет координацию работ по ее созданию, ведению и использованию, Минкомсвязь обеспечивает инфраструктурой и помогает строить межведомственное электронное взаимодействие, а мы являемся оператором регистра инвалидов. ПФР платит большинству инвалидов пенсии (за исключением «военных» пенсионеров) и всем — ежемесячную денежную выплату, соцдоплаты к пенсиям. В итоге у нас в той или иной степени есть информация по более чем 11,5 млн инвалидов по 14 из 18 основных показателей реестра, то есть у нас уже есть база, а значит мы являемся менее затратным ведомством для создания регистра и сделаем его без привлечения дополнительных средств. Но список показателей реестра не закрыт, будет расширяться. Федеральный реестр будет государственной информационной системой, в которой будет вся актуальная информация по каждому инвалиду — о соцвыплатах, пенсии, степени утраты трудоспособности гражданина, реализации плана реабилитации, получение медицинских, образовательных услуг, региональных мер соцподдержки и так далее. То есть станет возможным видеть жизненный путь каждого инвалида, степень его социальной адаптации и интеграции через полученное им сначала общее образование, потом специальное и трудоустройство, если таковое будет. Потребность государства в такой интегрированной информации по инвалиду еще и лежит в плоскости требований ратифицированной Россией Конвенции о правах инвалидов.

Вся информация в реестре юридически значимая, то есть она будет учитываться другими ведомствами, и инвалиду не надо будет представлять одни и те же документы во все инстанции — в органы соцзащиты, Пенсионный фонд, ФСС… У инвалида будет личный кабинет в интернете, через который он будет видеть, на какие виды услуг у него есть право, и будет дистанционно в различные ведомства подавать заявления на получение мер соцподдержки. Все это даст экономию времени и средств и самого гражданина и организаций, оказывающих услуги инвалидам.

Кроме того, сам реестр нам интересен и потому, что он станет важной часть другого еще более крупного нашего проекта…

— Вы говорите про ЕГИССО? Какие функции будут у этой системы?

— Она позволит иметь информацию обо всех видах государственной поддержки всего населения РФ в одном месте и в разрезе каждого гражданина, на ее основе более качественно анализировать, планировать расходы. В целом эффект от внедрения ЕГИССО сложится из четырех факторов: повысится качество планирования затрат за счет исключения дублирующих мер соцзащиты, снизятся затраты на СМЭВ, органы власти снизят затраты на свою деятельность и избавятся от избыточных функций и система станет прозрачной для людей и госорганов, но главное — это будет инструмент для перехода на адресное оказание мер соцподдержки по принципу нуждаемости.

— А как сейчас собирается информация по соцсфере?

— Социальная система сейчас децентрализована и имеет несколько уровней. Совокупные социальные расходы почти 4 трлн в год без учета пенсий. На федеральном уровне есть свои федеральные льготники, выплачиваются пенсии, пособия, далее часть пособий выплачиваются на уровне субъекта, кроме того, представляются различные льготы. А большое количество льгот, предоставляемых на муниципальном уровне. Например, все транспортные льготы, жилищные, какие-то коммунальные льготы и т. д. У каждого ведомства своя система учета. Когда мы начали изучать этот вопрос, мы поняли, что у нас более 100 видов различных мер социальной поддержки по десяткам и сотням категорий граждан осуществляется и на федеральном уровне, и на уровне субъекта. Зачастую под разным названием оказываются одни и те же виды социальной поддержки, а они оплачиваются из бюджетов разных уровней. Каждый уровень и каждое ведомство ведет свой учет по получателям и объемам, но целостной картины по расходам на конкретного гражданина ни у кого пока нет. Отсюда вытекает проблема перехода на адресное оказание мер соцподдержки, а перейти к адресному оказанию помощи по нуждаемости — это текущая задача государства. Плюс надо снижать административные затраты на оказание госуслуг, упрощать межведомственное взаимодействие, убирать дублирование расходов и функций. Всю соцсферу надо максимально унифицировать и сделать прозрачной.

Поэтому первым ощутимым эффектом ЕГИССО будет стандартизация и унификация всех этих видов соцподдержки. В рамках этой системы будет впервые создан единый классификатор видов социальной поддержки и категорий лиц, которым она оказывается.

— А если, например, у вас есть уникальный регион, который дает какие-то там специфические льготы своим жителям, и больше нигде они в стране не существуют, что будет происходить с этими льготами при проведении классификации? Их просто внесут в общий большой список, или их могут как-то пытаться переформировать, чтобы они соответствовали уже существующим типам льгот?

— Безусловно, есть компетенции субъектов и муниципалитетов вводить те или иных льготы и их финансировать. ЕГИССО — информационную систему для граждан и всех ветвей власти. На ее основе можно будет принимать управленческие решения. Как вы говорите, уникальная льгота, расходы по ней и круг получателей просто буду внесены в базу данных в нужный раздел классификатора.

— Когда вы планируете запустить систему и что будет сделано уже в этом году?

— Проект большой с огромным количеством участников — от ФОИВов до муниципалитетов. Поэтому работа разбита на этапы. Система должна будет заработать в полном объеме в 2019 году. В этом году делается единый классификатор мер социальной защиты и техническое проектирование плюс запускаем три пилотных региона для тестирования прототипа системы — Калугу, Башкирию и Алтайский край. В 2017 году подключим все внебюджетные фонды и часть федеральных органов власти — ФСС, ФОМС и нас, в 2018 году — все федеральные органы власти и субъекты России.

— Сколько будет стоить этот проект и ожидаете ли вы от него в итоге какой-то экономии бюджетных средств, может быть, предотвращения случаев мошенничества?

— Для проектирования системы мы используем технологическую базу Минсвязи. Кроме того, мы не будем строить каких-то новых центров обработки данных, поэтому стоимость всего проекта с учетом его масштаба будет небольшой, но это не допрасходы, а средства из нашей статьи на информатизацию. При этом эффект от ее внедрения должен составить около 300 млрд руб. в год, а это примерно 7–8% расходов на соцподдержку бюджетов всех уровней.

— За счет чего это произойдет?

— Когда будет запушена система, все субъекты власти, региональные и федеральные, смогут видеть реальную комплексную картину предоставления соцуслуг. Кто что оказывает, каким категориям, где происходит дублирование мер поддержки между федеральным и региональным уровнями, например. А кому, наоборот, уже не нужна поддержка, а она все еще оказывается. Ну, например, гражданин, имеющий льготный статус, может получать определенные виды соцподдержки одновременно в двух регионах — по прописке и по месту пребывания, или гражданин не живет в регионе, а бюджетом льгота оплачивается. Пока же обмен такой информацией довольно сложен, затратен и не всегда быстр. Сегодня идут двухсторонние миллионные трансакции между ведомствами, а из системы смогут информацию брать все, не тревожа соседнее ведомство.

— Что эта информационная система даст россиянам?

— Возможность открыть личный кабинет в интернете и получить всю информацию из одного ресурса обо всех полагающихся мерах соцподдержки со всех уровней бюджета. Ведь у нас сейчас в отношении соцуслуг действует заявительный принцип, и поэтому, если человек не знает о том, что ему полагается, он не подает об этом заявление. С другой стороны человек меняет место жительства, меняет работу, у него изменяются обстоятельства, статус, категория, и необходимо сделать так, чтобы при изменениях не надо было бы заново «бегать» по всем инстанциям.

Дроздов Антон Викторович

Личное дело

Родился 4 октября 1964 года в Москве. В 1986 году окончил Московский финансовый институт по специальности "экономист".

С 1986 года трудился экономистом в структурах Министерства финансов СССР, в 1992-м возглавил отдел управления валютно-финансового регулирования Минфина РФ. В 1993-1994 годах — заместитель председателя правления, начальник валютно-экономического управления Рострабанка. В 1994 году вернулся на госслужбу, став заместителем начальника Главного управления федерального казначейства Минфина. С 1999-го — начальник департамента финансов аппарата правительства, с 2003-го — заместитель главы аппарата правительства. В апреле 2004 года возглавил департамент экономики и финансов аппарата правительства. 17 июля 2008 года назначен председателем правления Пенсионного фонда РФ.

Заслуженный экономист России. Награжден орденом Почета. Женат, есть дочь и сын.

Пенсионный фонд России

Досье

Создан 22 декабря 1990 года указом Верховного совета РСФСР в качестве самостоятельного учреждения "для государственного управления финансами пенсионного обеспечения". В системе персонифицированного учета фонда в настоящий момент зарегистрировано более 145 млн индивидуальных лицевых счетов граждан. Бюджет фонда, утверждаемый Госдумой, формируется за счет страховых взносов работодателей, доходов от инвестирования временно свободных средств, добровольных взносов физических лиц и организаций, а также из средств федерального бюджета. Государство выступает гарантом деятельности Пенсионного фонда; в случае нехватки собственных средств, получаемых от страховых взносов, дефицит ПФР может покрываться из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В системе ПФР трудится более 130 тыс. специалистов. В 2016 году доходы фонда запланированы в размере 7,53 трлн руб., расходы — 7,7 трлн руб.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: