С 2011 года в начале июля в нашем городе ежегодно проходит международный конкурс пианистов-любителей «Фортепианные мосты».




 

Состязания такого рода нынче весьма востребованы и популярны во многих странах мира, но в России на сегодняшний день это, пожалуй, уникальное явление. К участию в этом конкурсе допускаются исполнители не моложе 17 лет и без дальнейших возрастных ограничений. Особенно отраден и трогателен тот факт, что в фестивальные дни на престижных городских площадках выступают врачи, юристы, экономисты, программисты, охранники, стюардессы, журналисты, священники, менеджеры, парикмахеры, предприниматели, пенсионеры, домохозяйки — люди, которых на самых различных ступенях мастерства объединяет любовь к музыкальному исполнительскому творчеству.

Я впервые вплотную познакомился с конкурсом «Фортепианные мосты» в 2012 году, когда был приглашен участвовать в работе жюри. Прочитав перед прослушиваниями программы участников, я был немало удивлен, обнаружив среди прочего такие сочинения, как Вариации Брамса на тему Паганини (обе тетради!) и поздние сонаты Скрябина — прямо скажем, не типичный любительский репертуар. Но еще большее удивление, почти переросшее в потрясение, ожидало меня во время исполнения вышеназванных произведений. Испанский пианист Абель Санчес-Агилера исполнил обе тетради Вариаций Брамса на уровне, достойном самых высоких образцов (например, Артуро Бенедетти-Микеланджели). Самое поразительное, что технические трудности в этом исполнении остались далеко позади и невозможно было оторваться от музыкальной драматургии, заложенной в этом произведении.

Когда же после Вариаций следующий исполнитель порадовал интерпретацией крайне редко звучащей даже среди профессионалов Седьмой сонаты Скрябина, мой коллега, председатель жюри Г. Корчмар, воодушевленный таким уровнем конкурса, отреагировал на это радикальной фразой: «По-моему, не мы должны судить таких, а они — нас».

По иронии судьбы Вариации Брамса на тему Паганини встретились и на последнем конкурсе, о котором идет речь в настоящих заметках. Но на этот раз симпатичная итальянская пенсионерка обрушила на слушателей поток звуков, напоминавших сход грязевой лавины, политой педальным ливнем, в котором смутно угадывались фрагменты фактуры и обрывки знакомых паганиниевских мотивов. «Исполнение», которое нельзя обсуждать, а можно только перетерпеть, напомнило о другом полюсе, характерном для специфики любительской игры.

На этот раз победителем конкурса стал исполнитель из Армении — Арам Аветян, сыгравший свою программу на высочайшем пианистическом и художественном уровне. Особенно впечатлило яркое и мощное исполнение Шестой рапсодии Листа. К тому же этот пианист снискал приз зрительских симпатий. А у жюри возникло единодушное впечатление, что мы присутствуем на Конкурсе имени П. И. Чайковского.

Были и другие приятные открытия. Особенно хочется отметить самого молодого участника конкурса Игоря Рощупкина, поэтично и вдохновенно исполнившего Первую сонату Шумана. Игорь Рощупкин — студент Хорового училища им. М. И. Глинки, где его педагог — М. М. Назарова (дочка выдающейся петербургской камерной пианистки Н. А. Арзумановой). Официально — рояль для него как предмет находится в рамках так называемого «общего курса», но, конечно, Игорь уже сейчас играет как настоящий профессионал. Как знать, может, в недалеком будущем мы услышим нового Аркадия Володося?

Особо хотелось бы осветить выступление американского пианиста Ийсака Кэна, исполнившего сложную и разнообразную программу из сочинений Баха, Листа и Метнера. Привлекло тонкое проникновение в изысканный и достаточно рафинированный мир метнеровской музыки («Трагическая соната»). И все бы хорошо, если бы в начале разработки исполнитель не позволил себе нанести удар по клавиатуре, который заставил вздрогнуть членов жюри и который далеко вышел не только за границы метнеровского стиля, но и за пределы классической фортепианной музыки в целом. Тем не менее жюри пропустило исполнителя на второй тур. Во время исполнения этой же сонаты (по условиям конкурса можно повторять произведения, сыгранные на первом туре) перед разработкой мы в жюри внутренне напряглись, приготовившись к удару, и он последовал, резанув слух и вызвав недоумение. На обсуждении один из членов жюри (интересный и талантливый музыкант из США Энтони Бонамичи) обьяснил, что такова, по-видимому, концепция исполнителя, символизирующая катастрофический момент в развитии музыки. Как тут не вспомнить известную мысль Моцарта о том, что «музыка, даже в самых чудовищных обстоятельствах, никогда не должна оскорблять наш слух. Нет, она всегда должна оставаться музыкой...» Надо ли говорить, что Метнер в этом смысле является одним из самых «моцартовских» композиторов, исповедующих высочайший эстетизм по отношению к звучанию? Но жюри простило исполнителю единственный неверный и грубый «ход» в прекрасно разыгранной музыкальной «партии». И присудило ему первую премию.

Надо сказать, что Ийсака Кэн соместно с Лю Ивонн выступил на конкурсе в жанре фортепианного ансамбля, весьма солидно и технично исполнив Вариации Сен-Санса на тему Бетховена. И, вообще, участники ансамблевой номинации продемонстрировали деликатное отношение к звучанию и стилистическую чуткость. Запомнилось выступление Анастасии Беркос и Надежды Пугачёвой, сыгравших в числе прочего три пьесы Равеля из сюиты «Моя Матушка-гусыня». Прозрачное акварельное звучание с едва уловимыми полунюансами, прекрасно передавало волшебный, сказочный мир этого сочинения и напомнило известную запись этой музыки, осуществленную Михаилом Плетнёвым и Мартой Аргерих. Занятно, что во время общения после конкурса выяснилось, что исполнительницы как раз слушали эту запись и ориентировались на нее!

Конкурс «Фортепианные мосты» характерен тем, что в нем по сравнению с профессиональными состязаниями, снижен спортивный элемент. И принцип «главное — не победа, а участие» торжествует здесь без всякой иронии. Отсюда сравнительно большое число премий (для участников, ровно и стабильно исполнивших свою программу) и еще большее количество специальных призов: «За успешное исполнение отдельных сочинений», «За убедительную передачу стиля» того или иного композитора и даже «За преданность конкурсу и движению пианистов-любителей» (для участников, неоднократно выступавших на конкурсе).

За годы своего существования конкурс превратился в значимое культурное явление Санкт-Петербурга, имеющее резонанс далеко за его пределами и привлекающее участников из многих стран мира. Стараниями его организатора Натальи Добровольской под эгидой конкурса проводятся бесплатные концерты пианистов-любителей на различных площадках Санкт-Петербурга и Москвы.

После безвременного ухода из жизни главного «мотора» проекта Натальи Добровольской конкурс, носящий теперь ее имя, взяли под опеку преданные этому благородному делу три молодые женщины — Надежда Честнова, Екатерина Коротеева и Людмила Лазарева. Благодаря их усилиям и самоотверженности успешно прошел IX международный конкурс «Фортепианные мосты».

Сергей УРЫВАЕВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: