Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых




Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый.

Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.

Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.

Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.

Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.

Многие заискивают у знатных, и всякий - друг человеку, делающему подарки.

Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.

Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.

Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.

Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.

Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам.

Гнев царя - как рев льва, а благоволение его - как роса на траву.

Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба.

Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа.

Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.

>16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.

Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.

Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.

Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.

Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.

Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.

Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный.

Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.

Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.

Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых

Толкование Лопухина А.П.:

Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю (Втор.30:15), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст.17,Пс 40:2; Мф 10:42; 35:40).

Вторым по важности - после милостыни и благотворения - делом долга для человека служит воспитание детей, о чем нередко говорит Премудрый и в других местах (13:25; 23:13). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст.18) - подобным же образом делает это и апостол (Еф 6:4); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20).

Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни - Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис23:19), которым Он управляет всем (ср.Притч 16:1).

Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения - чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение.

Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели - страхе Божием и его спасительности для человека (притч.14:27: Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти).

Ст.24 имеет также в виду обычай востока - не употреблять вилок и ножей при принятии пищи.

Заключительные стихи (25-29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).

 

«Остатки из толкования Св. Иоанна Златоуста на Притчи Соломона»:

…Милуяй нища взаим дает Богови (ст. 17).

Хотя получишь не тотчас, не опасайся; насколько откладывает, настолько увеличит прибыль. (Давай) сообразно с даром Его: если будет (у тебя) много, (давай) много; а если — мало; то — мало; а многое и малое не определяется мерой даваемого. Или — взаим дает Богови, так как Бог усвояет Себе даваемое тому. По даянию же его, то есть, по расположению дающего не с печалью или по необходимости, потому что (принимает) не даваемое, а расположение. Злоумен муж много отщетится (ст. 19). Понесет ущерб в чувстве и знании; а если передаст злобу другим, потеряет (данный от Бога естественный разум, впавши в безумие..

Слушай, сыне, отца твоего наказание, да мудр будеши в последняя твоя (ст. 20): Отцем называет здесь Бога, под наказанием же разумеет жизнь по заповедям Его и познание. Словами: в последняя твоя означает не время, а чистоту, (достигаемую) добродетельною деятельностью. Плод мужеви милостыня (ст. 22). Действительную добродетель одну иметь лучше, чем ложное знание. Водворится на местех (23), то есть, обходя всюду, получит такое место. Скрываяй в недрех руце свои неправедно (ст. 24), то есть, похищая и воруя, будет безуспешен. Но и живущий неправильно в душе своей беззаконно скрывает руки, потому что действительные добродетели имеют значение рук, которыми подносится к нашим устам небесный хлеб. Поэтому ленивый не может (положить) и начала и иметь успеха.

Аще же обличавши мужа разумна (ст. 25). Обличает кто-либо разумного, или порицая, или представляя доказательства слов. Ниже ко устом своим принесет я ( ст. 24).

Безчествуяй отца, приимет поношение (ст. 26). Нечистые помыслы рождаются в душе того, кто не соблюдает заповедей Отца всех, а отстраняет себя от них. Выручаяй отрока несмыслена досаждает оправданию (ст. 28). Поруку называя оправданием, или (разумеет) самое человеколюбие, или говорит в том смысле, что наносит оскорбление самому закону. Уста же нечестивых пожрут суды, ток как сами произносят себе приговор, не имея оправдания в своих грехах. Пожирают суды и говорящие, что нет суда.

 

*( данный текст взят из книги «Остатки из толкования Св. Иоанна Златоуста на Притчи Соломона». Это толкование отличается от других толкований св. Иоанна Златоуста на ветхозаветные книги. От последних оно отличается тем, что в нем не делается ссылок на еврейский текст и на другие древние, кроме 70-ти толковников, греческие переводы, хотя значительные разности между тем другими встречаются в книге Притчей. Вместе с тем, это толкование не отличается обычною в толкованиях святителя ясностью и определенностью; вместо этого, в нем выступает по местам значительное колебание толкователя в понимании слов библейского текста, — см. VIII,2; IX,1; X,3,6; XI,7; XII,5; XIII,8 и др. На основании этих особенностей, принадлежность этого толкования в настоящем его составе св. Иоанну Златоусту представляется сомнительною)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: