Закон Твой у меня в сердце (Пс.39:9)




В процессе установления отношений и принятия решений нам и нужна внутренняя Тора. Это не одни нормы и правила, хотя, конечно, иногда начать с них бывает проще. Детей, например, порой приучают следовать определённым нормам и правилам достаточно жёстко, понимая, что лучше так, чем никак. На определённом этапе своего становления человек зачастую действительно может воспринять лишь жёсткую внешнюю дисциплину (18. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. 19. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его). Иногда, как видно, и взрослые бывают немногим понятливее детей (19. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его, 29. Готовы для кощунствующих суды, и побои — на тело глупых. (Притчи 19:29)), но в нормальном случае взрослому человеку достаточно совета и наставления (20. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым; в еврейском тексте речь идёт именно о совете и о наставлении, а не об обличении, как в Синодальном переводе).

Целью же как дисциплины, так и наставления является выстраивание своей жизни соответственно внутренней Торе. И тут важно перейти от Торы как юридического или морального кодекса, от заповедей как чего-то такого, что регулирует нашу жизнь извне, хотя бы мы и сами заставляли себя их соблюдать, к заповеди как внутреннему императиву, духовному и нравственному.

Этого не сделать без страха Божия, без осознания того Божьего присутствия, которое всегда с нами, того дыхания жизни, которое всегда в нашем сердце. За этим дыханием и скрыта Божья воля, которая, если мы позволим Божьему присутствию войти в нашу душу, откроется нам как непосредственно нами переживаемая реальность нашего внутреннего мира. Мы тогда ощутим Божью волю именно как волю Личности, отличной от нас, а не как нормы и правила, обычно её нам заменяющие. И в каждой ситуации, когда нам надо с кем-то общаться, что-то выбирать или что-то решать, Божья воля будет подсказывать нам правильное решение, правильный выбор, правильное поведение с конкретным человеком в конкретной ситуации. Соответствие или несоответствие Божьей воле той или иной ситуации или поведения того или иного человека станет для нас чем-то очевидным, чем-то таким, что вытекает из нашего внутреннего опыта.

Но мы должны желать исполнить эту волю Божию, как сказано в псалме: " 9. я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. (Псалтирь 39:9)" Тогда заповеди станут уже не нормами и правилами, а теми духовными опорами, на которых держится наша жизнь, теми створами, которые направляют её поток. Это и есть путь праведности, как понимает его Библия.

(https://bible.predanie.ru/groups/info/i/249755)

Вопросы для обсуждения на выбор:

  • На какие места из отрывка вы обратили внимание? Каковы основные мысли этого отрывка?

· Как соотносятся слова из притч со знакомыми вам словами из Евангелия на эти темы?

· Как вы понимаете духовную жизнь?

· Как соотнести слова «Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет» со словами Христа: «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…»

· Что означает хранящий заповедь и нерадящий о путях своях? Как нужно относиться к будущему, «своих путях»?

 

Притча про Рай и Ад

Однажды добрый человек беседовал с Богом и спросил его: "Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад. Бог подвел его к двум дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь. Там был большой круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, который пахла очень вкусно. Добрый человек почувствовал, что у него слюнки потекли.
Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными. Все они выглядели умирающими от голода. У всех их были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными к их рукам. Они могли достать чашу, наполенную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам.

Добрый человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: "Ты увидел Ад".

Бог и добрый человек затем направились ко второй двери. Бог отворил ее.

Сцена, которую увидел добрый человек, была идентичной предыдущей. Тут был такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаща, которая заставляла его рот наполняться слюной. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

Добрый человек изумился: "Как это возможно? Я не понимаю!".

"Всё просто", - улыбнулся Бог, - "Они научились кормить друг друга"

 


 

«Остатки из толкования Св. Иоанна Златоуста на Притчи Соломона»:

…Милуяй нища взаим дает Богови (ст. 17).

Хотя получишь не тотчас, не опасайся; насколько откладывает, настолько увеличит прибыль. (Давай) сообразно с даром Его: если будет (у тебя) много, (давай) много; а если — мало; то — мало; а многое и малое не определяется мерой даваемого. Или — взаим дает Богови, так как Бог усвояет Себе даваемое тому. По даянию же его, то есть, по расположению дающего не с печалью или по необходимости, потому что (принимает) не даваемое, а расположение. Злоумен муж много отщетится (ст. 19). Понесет ущерб в чувстве и знании; а если передаст злобу другим, потеряет (данный от Бога естественный разум, впавши в безумие..

Слушай, сыне, отца твоего наказание, да мудр будеши в последняя твоя (ст. 20): Отцем называет здесь Бога, под наказанием же разумеет жизнь по заповедям Его и познание. Словами: в последняя твоя означает не время, а чистоту, (достигаемую) добродетельною деятельностью. Плод мужеви милостыня (ст. 22). Действительную добродетель одну иметь лучше, чем ложное знание. Водворится на местех (23), то есть, обходя всюду, получит такое место. Скрываяй в недрех руце свои неправедно (ст. 24), то есть, похищая и воруя, будет безуспешен. Но и живущий неправильно в душе своей беззаконно скрывает руки, потому что действительные добродетели имеют значение рук, которыми подносится к нашим устам небесный хлеб. Поэтому ленивый не может (положить) и начала и иметь успеха.

Аще же обличавши мужа разумна (ст. 25). Обличает кто-либо разумного, или порицая, или представляя доказательства слов. Ниже ко устом своим принесет я ( ст. 24).

Безчествуяй отца, приимет поношение (ст. 26). Нечистые помыслы рождаются в душе того, кто не соблюдает заповедей Отца всех, а отстраняет себя от них. Выручаяй отрока несмыслена досаждает оправданию (ст. 28). Поруку называя оправданием, или (разумеет) самое человеколюбие, или говорит в том смысле, что наносит оскорбление самому закону. Уста же нечестивых пожрут суды, ток как сами произносят себе приговор, не имея оправдания в своих грехах. Пожирают суды и говорящие, что нет суда.

 

*( данный текст взят из книги «Остатки из толкования Св. Иоанна Златоуста на Притчи Соломона». Это толкование отличается от других толкований св. Иоанна Златоуста на ветхозаветные книги. От последних оно отличается тем, что в нем не делается ссылок на еврейский текст и на другие древние, кроме 70-ти толковников, греческие переводы, хотя значительные разности между тем другими встречаются в книге Притчей. Вместе с тем, это толкование не отличается обычною в толкованиях святителя ясностью и определенностью; вместо этого, в нем выступает по местам значительное колебание толкователя в понимании слов библейского текста, — см. VIII,2; IX,1; X,3,6; XI,7; XII,5; XIII,8 и др. На основании этих особенностей, принадлежность этого толкования в настоящем его составе св. Иоанну Златоусту представляется сомнительною)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: