Ожившие книжки - в огонь???




Фоторепортаж с творческой встречи с детской писательницей.

К 3 декабря - Международному дню инвалидов

15 ноября 2018 года Библиотека Автограда стала увлекательной площадкой, на

которой юные читатели городских библиотек, школьники начальных и средних классов школы № 47, а также педагоги и библиотекари смогли встретиться с московской детской писательницей Татьяной Рик.

Известный в России педагог-филолог, человек удивительной судьбы и ограниченных возможностей здоровья, Татьяна Геннадьевна приехала в Тольятти по приглашению Валентина Тарасенко, руководителя студии творческого чтения «Юный журналист».

Всего Татьяна Рик опубликовала свыше трех десятков детских книг, в числе которых учебники по арифметике, выдержавшие множество переизданий. Сегодня она - один из самых известных российских авторов детской обучающей и художественной литературы.

- Мне хочется рассказать вам о своих книжках. О своей скайп-школе «Творческий огонь». О разных приемах, которые я использую в учебниках и на уроках. О том, как я работала с детьми с ограниченными возможностями здоровья, - так начала творческую встречу наша гостья.

На встрече в библиотеке талантливая писательница вдохновенно рассказывала о себе и своей работе, с юмором отвечала на бесконечные вопросы детей, загадывала математические загадки, задавала вопросы с подвохами и совершенно бесподобно читала смешные отрывки из своих произведений.

В ходе интерактивной беседы с педагогами и библиотекарями стало ясно, что Татьяна Рик - это новый российский бренд, веселый прорыв в самообразовании и настоящий переворот в подходе к детскому чтению и учебе, что ее нетривиальные советы по воспитанию и увлекательному детству бесценны, а мужество в борьбе с недугом заслуживает особого уважения.

 

Как все начиналось?

 

Родилась Татьяна 9 сентября 1967 года в Москве, в семье инженеров. Помимо обычной школы, посещала сначала ИЗО-студию при Доме пионеров, а затем художественную школу. В 1990 году окончила филологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. В институте посещала факультет общественных профессий и получила право преподавать рисование, этику и психологию семейных отношений.

Еще будучи студенткой, Татьяна подрабатывала ночной няней в интернате, была вожатой, вела кружок изобразительного искусства в различных пионерских лагерях («Юность», «Отважный», имени Володи Дубинина). После института работала учителем в школе № 125, позже преподавала русский язык и литературу в московских школах № 303 и № 790.

Уйдя из школы, устроилась литературным редактором в фирму «Стиплер», работала художником в газете «Начальная школа», стала главным редактором книжного издательства. Параллельно вела кружок журналистики в детско-юношеском центре «Исток».

С 2004 года Татьяна Геннадьевна работает в школе дистанционного образования ГБОУ ЦО «Технологии обучения» (i-школа), преподает русский язык и литературу через интернет.

 

Ожившие книжки - в огонь???

Когда Эдуард Успенский открыл издательство «Самовар» и занялся выпуском альтернативных, занимательных учебников по школьным предметам, Татьяна Рик показала ему свои наработки, рассказала о своем желании создать такой учебник по русскому языку, который бы дети читали как художественную книгу.

Авторская мечта сбылась и нашла свое воплощение в веселых книгах: «Здравствуйте, Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное», «Здравствуй, дядюшка Глагол»,«Привет, Причастие»,«Как живешь, Наречие?», «Как дела, Деепричастие?», «Чудеса в 5 «А»»

А в 2016 году учебные пособия Татьяны Рик оказались в центре общественного внимания после того, как администрация православной гимназии в Москве постановила отобрать их у учеников и сжечь (!).

Вот что рассказала Мария Дельнова, учитель русского языка и литературы православной московской школы, расположенной в усадьбе Свиблово:

- Учебники Татьяны Рик появились в лицее по моей инициативе и очень нравились детям - пока директор не назвал их «скверной». Я преподавала русский язык во втором классе этой школы. Дети сильно отстали от программы в первом классе, с ними нужно было усиленно заниматься. Я предложила родителям купить учебные пособия Татьяны Рик из серии «Веселые учебники по русскому языку». Написаны они интересно, легко. Мы использовали их в качестве дополнительного материала. Неожиданно меня вызвали в администрацию школы. Директор школы сказал, что «я принесла в школу скверну».

Администрацию школы возмутило, что в учебниках использованы образы фольклорных персонажей: русалок, леших и кикимор. Особенно сильное негодование вызвали слова «мертвец» и «труп», которыми в книге объясняли одно из правил русского языка.

Кстати, в библиотеке не прошло и минуты, как на вопрос писательницы, какое из трех слов - «труп», «покойник» и «мертвец» - неодушевленное, а какие два - одушевленные, ученик 5 класса незамедлительно дал правильный ответ и объяснил, почему он так думает. А директор московской православной школы решил, что авторские учебники Татьяны Рик надо отобрать у детей и сжечь.

Учительница пришла в ужас от такого варварства. Пыталась объяснить, что в авторских учебниках Татьяны Рик нет ничего антирелигиозного, что нельзя сжигать книги. Она предложила просто отдать их родителям, ведь учебники были куплены на их деньги, и администрация школы не имеет права уничтожать чужую собственность.

Бедную учительницу никто не стал слушать. Предупредили, что если родители не отдадут книги добровольно, класс расформируют. На родительском собрании родители пытались робко возражать: «Может быть, мы чего-то не понимаем, но плохого в тексте учебников и иллюстрациях не видим». Собрание шло два часа. Много обвинений было высказано и в адрес книги, а в адрес ее автора. Досталось и Марии Дельновой, «распространителю скверны». Родители защищались слабо: они привыкли слушаться батюшку.

В итоге, на собрании постановили -сдать книги администрации, а тем, кто не согласен, предложили забрать документы детей. Родители двух учеников так и поступили. Учебники собрали под предлогом обнаружения в них «сатанинского контекста, несовместимого с ценностями православной школы».

Мария Дельнова из школы уволилась. Мать одного из учеников написала Татьяне Рик письмо и подтвердила правдивость рассказа Дельновой, сказав, что готова, если потребуется, прийти в суд в качестве свидетеля. Потом сама Мария Дельнова приезжала к Татьяне Рик за учебниками для своего класса в новой школе и лично рассказала писательнице эту историю, произошедшую с ней еще в 2014 году.

Татьяна Рик возмутилась, написав пост в фейсбуке.

- Мои учебники написаны давно. Они рекомендованы Министерством образования в качестве дополнительного материала. На веселых учебниках выросло целое поколение, - объясняет свою позицию Татьяна Рик. - Трудные правила русского языка я объясняю с помощью игры, сказок, смешных картинок. Мной вложено много души и сердца в эти книги. Я - в шоке и чувствую себя так, как будто сожгли часть меня. Утешаю себя тем, что теперь я в достойной компании прекрасных писателей.

Мне непонятны претензии руководства православной школы к содержанию учебников. Русалки и кикиморы - персонажи из русских сказок. Мне и раньше говорили: ах, нельзя в детской книжке писать «труп». Давайте тогда уберем совсем это слово из русского языка! Я не хочу делать выводы об РПЦ в целом. Мои учебники покупали для своих детей разные священники. Уверена, среди православных людей много адекватных и разумных. Мне кажется, это некрасивая, но частная история, в которой не надо видеть тенденцию.

Это заявление в соцсетях вызвало большой общественный резонанс.

«Болезнь меня заставила сесть и писать книжки»

 

Заболела Татьяна Рик в 1989 году, в результате чего со временем (с 1995 года) оказалась в инвалидной кресле. Первоначальный диагноз - «рассеянный склероз» - со временем не подтвердился. Было поставлен другой - истончение спинного мозга в грудном отделе.

- Если бы всего этого не случилось, я бы, наверное, так и работала в школе и никогда бы не стала писателем, - признается Татьяна. - Болезнь меня заставила сесть и писать книжки, потому что до этого я жила, как попрыгунья стрекоза: «Фигаро здесь - Фигаро там». Появилась возможность сосредоточиться на главном. Не могу объяснить, но вот это ощущение того, что я теперь стану писателем, буду давать интервью - пришло сразу, я ни секунды не сомневалась в этом.

Татьяна понимала, что из беды надо извлечь хоть какую-нибудь пользу:

- Я никогда не задавала вопросов «за что?», я хотела знать - «зачем?» Сразу поняла, что это не наказание, не испытание, а шанс, посланный свыше.

Вопросом «за что?» мучилась мама Татьяны, Елена Михайловна.

- Мне кажется, мама так до конца и не приняла мою болезнь, - вспоминает Татьяна. - Это трудно - еще вчера была красивая девочка, бегала на каблуках, от кавалеров не было отбоя, и вдруг - калека, на которую показывают пальцем, шепчутся за спиной. Самому человеку принять про себя такое, пожалуй, проще. Мне было проще вдвойне - я уже видела впереди цель, понимала, как буду справляться, как буду жить. Родителям осознать эту правду о ребенке в разы труднее. Мама не хотела, чтобы я рассказывала о своей болезни в интервью. Мне кажется, что до самой своей смерти - ее не стало в 2002 году - не смирилась окончательно.

 

Жить или не жить?

 

Первые три года Таня провела в квартире. Возможностей выходить на улицу не было: ни коляски, ни пандуса в подъезде. Но не было и особого желания - страшно! Как люди посмотрят, что скажут? Инвалид в те годы казался марсианином.

Но когда-то нужно было решиться. Помогли друзья - вытащили на прогулку. Приятель сказал: «Чего ты боишься? Ты разве что-нибудь украла?»

Стало ясно, что можно и нужно - просто жить. Но Татьяне было важно, как на нее реагируют, а оборачивались все: проезжает троллейбус - и все в нем поворачивали на нее голову, как по команде. Это было тяжело.

Потом был санаторий. В нем девушка заново училась общению. Однажды произошел такой случай: какой-то старичок отказался сидеть рядом с ней в столовой, ему так тяжело было на нее смотреть, что он не мог есть. Татьяна расстроилась, конечно, но пережила. И еще увидела, что есть и другие люди, которым с ней хорошо и даже весело. И что на коляску смотрят только в самом начале, а потом уже смотрят просто на нее саму.

Впереди было много работы: добиться установки в подъезде пандуса, получить права и освоить тонкости ручного управления автомобилем, приобрести коляску с электроприводом, осмелеть настолько, чтобы начать путешествовать в одиночку, наладить быт, стать полностью независимой. На это ушли не дни и не месяцы - годы.

- Вопрос стоял так: или жить, или не жить. А уж если жить, то полноценно! – говорит Татьяна. - Когда растворяются мелкие трудности, появляется задача - наполнить свою жизнь радостью. Нужно самой делать свою жизнь, не ждать, что что-то самой собой случится или кто-то придет и сделает тебе подарок.

Стыдно ли писать с ошибками?

13 лет Татьяна Рик работала учителем русского языка и литературы в ГОУ ЦО «Технологии обучения». Дистанционно занималась с детьми с разными видами инвалидности - ДЦП, травма, астма, кожные нарушения, больное сердце, проблемы со зрением, со слухом, опухоли и т.д. Были и дети с ментальными и психическими нарушениями.

- Русский язык преподавать легко, когда хорошо знаешь свой предмет и умеешь понятно объяснить сложные вещи, - говорит Татьяна Геннадьевна.- Я стараюсь говорить с детьми на их языке - на языке приключений, сказок, игры, фантазии, ярких картинок, смешных придумок. Все это есть в моих веселых учебниках по русскому языку. Планирую со временем проводить для учителей вебинары. Для родителей уже проводила, вполне успешно.

Стыдно ли писать с ошибками? Я бы отменила слово «стыд» в данном случае. Русский язык - трудный. И нет практически людей, которые никогда в нем ошибок не делают. Даже я иногда ошибаюсь - в каких-то языковых тонкостях. Несмотря на то, что я хороший специалист и автор учебников. Но я же живая!

А если человеку грамотность не дается из-за того, что у него так мозг устроен, то тут тоже стыдиться нечего. Я же не стыжусь того, что не могу теперь ходить.

В настоящее время Татьяна Геннадьевна преподает дома - детям, которые живут в одном с ней городе или даже в других странах. С родителями она обсуждает запрос, потом выбирает траекторию общения и обучения в зависимости от интересов, возраста и уровня ребенка.

Татьяна учит детей писать тексты. С теми, кто уехал за границу, связи не теряет, развивает русский язык. Рассказывает об исторических событиях, об искусстве, о писателях: и о детских, и о классиках. О художниках. Особенно любит рассказывать про художников-иллюстраторов детских книг, некоторых знает лично.

В мире столько интересного! Ей хочется выразить собственный восторг от жизни и этой жаждой жизни заразить других. Главное тут - интерес. В этом, по ее мнению, ключики к детским сердцам.

 

«Я - целое яблоко!»

 

Когда вышли первые книги Татьяны, ей было 25 лет. Она продвигала себя сама, издательство за рекламу не платило, а журналисты говорили: «Мы не можем писать о книгах, потому что это будет реклама. Расскажите, как вы преодолеваете свою болезнь, и мы про книжки скажем». Татьяна отказывалась говорить об инвалидности.

К счастью, книги все сказали сами за себя. И инвалидность Татьяна тоже перестала скрывать. Она поняла, что не стыдиться - это важно. И не только для самой себя. Для людей - тоже. Сейчас она может говорить о своей болезни из места силы. Из понимания своей судьбы. Прожитой жизни.

Она давно не чувствует себя девочкой, которую нужно жалеть. Ей нечего стесняться, нечего бояться, она может себя уважать. За 25 лет болезни Татьяна Рик стала писателем. В 2002 году родила сына, вырастила его одна, научилась быть веселой. Сегодня она легко может поддержать других.

- Когда я была молоденькой, я чувствовала себя очень одинокой, - рассказывает писательница, - Мне тогда казалось, что раз у меня нет пары, я какая-то неполная, ущербная, неполноценная. Прошло время, замуж я так почему-то и не вышла. Сына родила в гражданском браке. Родить ребенка - это было осознанное решение, хотя мне было очень страшно. Диагноз у меня тогда был плохой. Я боялась, что меня полностью парализует. Но мне так хотелось, чтобы он был! С гражданским мужем мы прожили вместе три года. Когда сыну было полтора, он от нас ушел.

Почему у меня не получилось создать семью, мне до сих пор непонятно. Поклонников и друзей было много. В юности казалось, что семья непременно принесет сплошное счастье, но мои иллюзии разбились о реальность. В 40 лет я поняла, что мое счастье не зависит от того, есть рядом мужчина или нет. Оно зависит только от меня самой. Это называется самодостаточность. Чтобы быть счастливой, не нужно судорожно искать половинку. Я - целое яблоко.

Это не значит, что мне никто не нужен. Создать хорошие отношения - это прекрасно. Но если пока не вышло, это не конец света. Мое счастье и моя радость - только во мне самой. Это просто мой выбор.

«Спасибо, мама!»

Но близкий человек у Татьяны есть - сын Виталий. Не так давно молодому человеку исполнилось 17 лет.

- С сыном мне всегда было непросто, - откровенничает Татьяна. - Он слишком протестный, всегда все наперекор! И меня это просто изматывает. Конечно, я помню многое из своего детства и отрочества, понимаю, какие бури бушуют внутри подростка.

Я думала, что я буду лучшая мать на свете. Оказалось - совсем не так. Надо просто перетерпеть их гормональный бум. Я всю жизнь с детьми работаю и знаю, что часто наши вложения в детей имеют отложенный во времени результат.

Я отчетливо понимаю, что он - не я. Он отдельный человек, со своими интересами, взглядами, стремлениями. И он выберет свой путь, а не такой, какой я бы придумала для него. Мой голос - совещательный. Когда сыну исполнилось 15, я сказала, что передаю ему ответственность за его время, жизнь и здоровье. И он сказал: «Спасибо, мама!»

Однажды в Фейсбуке Татьяна написала:

«Что бы я сказала себе, семнадцатилетней? Эта девочка верит в счастливую любовь, в прекрасную семью. В то, что будет понятная и радостная жизнь.

Я не могу сказать ей, что она НИКОГДА не выйдет замуж, что все ее любови рассыплются в прах. Что она проживет эту жизнь в инвалидной коляске. И что ей часто будет больно: и ноги будут болеть, и душа. Сказать ей эту правду - слишком жестоко.

Страшно идти в такую жизнь. Лучше не знать заранее. Лучше не знать. Жизнь будет совсем не такой, как думаешь. Но в ней тоже будет много счастья.

Потому что это только от нас зависит - быть счастливым или нет. Это выбор. И она справится. Потому что с ней ангелы. И много терпения. И любовь к жизни».

 

«И не коляска это вовсе! Это трон!»

 

Вот поэтому, несмотря на тяжёлую болезнь, Татьяна ведёт активный образ жизни: много путешествует по России и за границей, занимается дайвингом, танцами на колясках, водит машину, а однажды даже летала на парашюте.

В декабре 1995 года побывала в Ватикане, на аудиенции с Папой Римским, Иоанном Павлом вторым и получила его благословение.

Пять лет Татьяна Геннадьевна выполняла обязанности члена Общественного совета по делам родителей с инвалидностью, воспитывающих несовершеннолетних детей, была председателем Совета в Юго-Западном округе Москвы, членом городского совета.

В 2012 году она участвовала в конкурсе красоты женщин на инвалидных колясках «Миссис Независимость». В итоге, получила корону и звание «Миссис зрительских симпатий», а также сертификат на обучение в МИТРО (Московском Институте Телевидения и Радиовещания Останкино на отделении теле - и радиоведущих.

В 2014 году Татьяна Рик стала участницей Четвёртого Международного фестиваля СМИ «Интеграция» с циклом публикаций под общим названием «И не коляска это вовсе! Это трон!». Цикл был удостоен первого приза в номинации «Интернет-публикация».

В этом же году автобиографические повести писательницы «Чур, Володька - мой жених», «Красавица Настя и Гаврош» и «Рикки-Тикки-Таня» заняли третье место на Всероссийском конкурсе («Книгуру) на лучшее произведение для детей и подростков.

В 2015 году Татьяна проявила себя в качестве...модели. Она участвовала в образовательном проекте «Безграниц кутюр», который проводила организация «Без границ» и Высшая Британская школа дизайна. Идея проекта была простой - моделировать одежду с особенностями, удобную людям с инвалидностью.

- Однажды один мой знакомый назвал меня «русским Ником Вуйчичем, - рассказывает Татьяна. - Я посмеялась, конечно. Я все же с руками-ногами, просто на коляске, Нику намного тяжелее. А потом я стала об этом думать. Он- молодец, ездит по всему миру, выступает, и люди, даже те, кому трудно и больно, глядя на него, понимают, что есть кто-то, кому хуже. И мне часто люди пишут, что я поддерживаю их своей судьбой, книжками и рисунками. Я даже подумала, не написать ли книгу о своей жизни. Такую… мотивирующую.

Браво, Татьяна Геннадьевна! Будем ждать.

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Рик Т.Г. Азбука/ Художники С. и Н. Годиенко.- М.: «Олма-пресс», 2006.

2. Рик Т.Г. Грибы и улитка Уля: для чтения взрослыми детям /Татьяна Рик/ Рисунки автора. - Москва: «Мир книги», 2009. -32 с. (Серия «Детская вселенная»). - Тираж: 5000 экз..

3. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное/Рисунки автора. - М.: «Априори-Пресс», 2006.

4. Рик Т.Г. Задачник для Зюмзюмки: учебник по арифметике/Рисунки автора - М.: «Априори-Пресс», 2007..

5. Рик Т.Г. Здесь живут части речи!: Пособие для доп. образования: Для мл. и средн. шк. возраста / Рис. авт. - М.: РИО «Самовар»: ООО «Шалаш»,1997.-. (Серия «Весёлые учебники»). - 87 с.

6. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол/Рисунки автора. - М.: «Вако», 2011.

7. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное/Рисунки автора.- М.: «Астрель», 1999.

8. Рик Т.Г. Золотые желуди. /Рисунки автора. - М.: «Скрипторий» 2000, 2005. - 64 с. - Тираж: 10 000 экз.

9. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс/Рисунки автора.- М.: «Вако», 2010.

10. Рик Т.Г. Как дела, Деепричастие? /Рисунки автора.- М.: «Априори-Пресс», 2007.

11. Рик Т.Г. Как живешь, Наречие? /Рисунки автора.- М.: «Вако», 2011.

12. Рик Т.Г. Крыса Земфира - мутант/Рисунки автора. - М.: «Априори-Пресс», 2006. - 136 с. -Тираж: 3000 экз.

13. Рик Т.Г. Летающий Ботинок/Рисунки автора. - М.: «Дрофа», 2001. - 80 с. - (Серия «Сказки нашего двора»). - Тираж: 10 000 экз.

14. Рик Т.Г. Привет, Причастие/Рисунки автора.- М.: «Вако», 2013.

15. Рик Т.Г. Сказки и пьесы для семьи и детского сад/Рисунки автора. - М.: «Линка-Пресс», 2008.

16. Рик Т. Г. Сказочный задачник: Для дошк. возраста /Татьяна Рик. /Рисунки автора. - М.: «РОСМЭН: РОСМЭН-Издат», 2002. - 51 с.: - (Серия «Учимся быстро и весело»). - Тираж: 10000 экз.

17. Рик Т. Г. Устный счёт в страшилках и смешилках /Рисунки автора - М.: «Вако», 2013..

18. Рик Т.Г. Чудеса в 5 «А». Русский язык в играх/Рисунки автора.- М.: «Априори-Пресс», 2008.

 

P. S. https://vk.com/album-46420619_258401790 - вот в этом фотоальбоме - «Татьяна Рик и ее ключи к детским сердцам» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные 15.11.18. на творческой встрече в Библиотеке Автограда с московской детской писательницей. Всего их - 66.

 

https://vk.com/album-46420619_258397026 - вот в этом фотоальбоме - «Э кскурсия по Библиотеке Автограда» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные 15.11.18. в ходе экскурсии по библиотеке (холл, зал отраслевой литературы, зал художественной литературы).

- Посещение выставки изделий декоративно-прикладного искусства «Мотив. Узор. Традиция», на которой представлены работы студентов в технике «батик», «гобелен», «роспись», «резьба»
- Посещение выставки картин тольяттинской художницы Марии Пьяновой.

Всего их - 61.

 

15.11.18. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте https://vk.com/library_foliant

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: