Проведение инвентаризации имущества и обязательств является важным условием обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации.
Порядок и сроки проведения инвентаризации организация устанавливает самостоятельно и закрепляет в учетной политике. Проведение инвентаризации обязательно в случаях, установленных в п.2 ст.12 Федерального закона "О бухгалтерском учете":
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Инвентаризация имущества и обязательств проводится в обязательном порядке и в полном объеме перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (но не ранее 1 октября отчетного года), кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
Установлены также иные сроки проведения инвентаризации (п. 27 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"):
для основных средств - один раз в три года;
для библиотечных фондов - один раз в пять лет;
в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Порядок проведения инвентаризации и отражения в учете ее результатов регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 N 49 (далее - Методические указания).
Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88 (ред. от 03.05.2000 N 36) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации о проведении инвентаризации (ф.ИНВ-22) утверждается состав инвентаризационной комиссии, перечень инвентаризируемого имущества, даты начала и окончания инвентаризации. Приказ регистрируется в журнале контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (ф.N ИНВ-23). Инвентаризационная комиссия формируется из представителя администрации организации, работника бухгалтерии или службы внутреннего аудита, других специалистов (инженеров, экономистов, технологов).
До начала работы комиссия проверяет наличие оформленных на момент инвентаризации последних отчетов о движении материальных ценностей и денежных средств или соответствующих приходных и расходных документов.
Материально ответственные лица подтверждают (дают расписку) полноту представления инвентаризационной комиссии всех приходных и расходных документов на имущество и достоверность указанных в них сведений.
Содержание расписки включается в заголовочную часть инвентаризационной описи.
Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к отчету (или реестрам), на основании которых в бухгалтерии определяются учетные остатки имущества к началу инвентаризации.
Учетные и фактические остатки имущества, а также выявленные при инвентаризации количественные и суммовые расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации типовой формы, которые заполняются не менее чем в двух экземплярах. Установлены следующие унифицированные формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации:
Наименование документа | Номер формы |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей | ИНВ -3 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных | ИНВ-4 |
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение | ИНВ-5 |
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути | ИНВ -6 |
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них | ИНВ-8 |
Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях | ИНВ-8а |
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них | ИНВ-9 |
Акты обмеров, технические расчеты, ведомости отвесов, оформленные в соответствии с принятым организацией порядком, прилагаются к инвентаризационным описям и актам инвентаризации, которые оформляются в соответствии с требованиями Методических указаний, подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, обязательно присутствующими при проверке, и сдаются в бухгалтерию организации для отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.
В бухгалтерии фактические данные, полученные в процессе инвентаризации, сверяются с показателями бухгалтерского учета, и в случае выявления расхождений суммы отклонений заносятся в сличительные ведомости типовых форм N ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств" и N ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей". В конце отчетного года результаты всех проведенных инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф.N ИНВ-26).
По окончании инвентаризации в соответствии с распоряжением руководителя организации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации, результаты которых оформляются актом (ф.N ИНВ-24). Акты о контрольной проверке регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации ф.N ИНВ-25.
В результате инвентаризации могут быть выявлены излишки (т.е. превышение фактических данных над учетными) или недостачи (т.е. превышение учетных показателей над фактическими) имущества.
В соответствии с п.2 ст.12 Закона о бухгалтерском учете выявленные при инвентаризации излишки имущества приходуются, и их сумма зачисляется на финансовые результаты организации.
Имущество, оказавшееся в излишке по результатам инвентаризации, принимается к учету и отражается в составе внереализационных доходов, а его стоимость облагается налогом на прибыль (п.77 приказа Минфина России от 28.06.2000 N 60н "О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации").
В бухгалтерском учете оприходование излишков активов по рыночным ценам отражается следующей записью:
Д-т сч.01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", 50 "Касса",
К-т сч.91 "Прочие доходы и расходы", субсч.1 "Прочие доходы".
Выявленная недостача материальных и иных ценностей отражается по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции с кредитом счетов учета этих ценностей. По недостающему или полностью испорченному имуществу по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" отражается его фактическая себестоимость. Недостача товаров отражается по учетным ценам (покупным или продажным - в зависимости от принятого в учетной политике метода учета товаров):
Д-т сч.94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
К-т сч.10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", 50 "Касса".
Сумма недостачи основных средств, выявленная в процессе инвентаризации, учитывается по их остаточной стоимости (первоначальная стоимость за минусом суммы начисленной амортизации). В бухгалтерском учете составляется следующая корреспонденция счетов:
Д-т сч.94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
К-т сч.01 "Основные средства".
По частично испорченным материальным ценностям по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" приводится сумма определившихся потерь.