Картинки: чай, очки, мяч, часы, кирпичи, скворечники, ключ, часы, бабочка, грач, качели, ручка.




Организационный момент.

Напоминание правил поведения на логопедическом занятии.

Д.и. «Четвертый лишний»
Я произнесу цепочку слов, а вы запомните и повторите их. Назовите лишний предмет.
Хлеб, конфеты, чайник, масло.
Пчёла, ромашка, василек, тюльпан.
Т арелка, сковорода, кастрюля, чеснок.
Шляпа, панама, тапочки, кепка.
Проверим вашу память. Вспомните, какие слова вы выделяли как лишние.


Постановка темы и задач занятия.
Кто догадался, какой звук будет сегодня на занятии главным?

 

Работа с индивидуальными зеркалами.

А) артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы правильно, четко произнести звук, надо подготовить артикуляционный аппарат. Упражнения для губ – «Улыбка», «Хоботок», «Бублик». Упражнения для языка – «Качели», «Автомат», «Часики тикают «ть-ть-ть»

б) уточнение артикуляции звука, характеристика звука.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции? Заполнение таблицы символами.


Губы – округлены и слегка выдвинуты вперед.

Зубы – сближены.
Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба.
Ощутим, голосовые связки работают или нет? Не работают, разомкнуты.
Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком.


Дать характеристику звука.
Звук Ч – согласный (есть преграда), глухой (голосовые связки не работают), всегда мягкий.

Физминутка. Встаньте из-за парт, согните руки в локтях произнося звук ч-ч-ч, паровозиком выходим к доске.

«Девочки и мальчики …» выполнять движения по тексту.

Развитие фонематического восприятия. Работа в парах (напомнить правила работы в парах).
Тренируем ушки. Пользуясь звуковой линейкой, определите место звука [Ч] в словах. Магнитиком какого цвета будем обозначать звук?

Слова:туча,ученик,столик, кричит,бабочка,соловей, чемпион, учить, чум.
ЧУМ - переносное жилище народов Севера России. Конический остов из шестов покрывался оленьими шкурами или корой (рисунок).
Оценивание работы в парах.


Соотнесение звука с буквой
Какой буквой на письме мы обозначаем звук [Ч]?
На что похожа буква Ч? Письменная заглавная буква Ч похожа на заглавную букву У. Чем отличается? Наклонная линия у буквы Ч внизу с закруглением вправо, а у буквы У – влево (образцы письменных букв русского языка, буквы выложенные из черной чечевицы).
А верхняя часть строчной буквы ч похожа на чайку (рисунок, буква выполненная из трубочек из-под сока).

Пальчиковая гимнастика с массажными мячами.
Запишите заглавную букву Ч столько раз, сколько звуков в слове ЧУМ.
Запишите строчную букву ч столько раз, сколько слогов в слове ЧЕЧЕВИЦА.

 

Чтение слогов. (Бабочка и цветные цветочки с гласными – гимнастика для глаз)

ЧАЧОЧУ
ЧИ ЧЕ ЧЁ

 

Слоговой анализ.

Я диктую слова, а вы записывайте только 1 слоги.
ЧУДО, ЧАСЫ.
А сейчас – только 2 слоги.
ТУЧА, ХОЧУ.
Прочитаем. Какие слоги записали? Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно записать слоги. Вспомним, правило написания звукосочетаний ЧА и ЧУ. (ЧА пиши с гласной А, ЧУ пиши с гласной У).

 

Работа на уровне слова
Выделение звука [Ч] в словах по картинкам (предметные картинки и слоговые схемы на доске). Определить количество слогов в слове и поместить картинку под соответствующую схему.

Картинки: чай, очки, мяч, часы, кирпичи, скворечники, ключ, часы, бабочка, грач, качели, ручка.

На доске картинки дверного ключа, скрипичного ключа и родника.
Ключ – специальный инструмент, необходимый для того, чтобы открыть какой – либо замок.
А что изображено на второй картинке?
Это необычный ключ. Он называется скрипичный и открывает нотную строку.
И этот родник тоже называется ключом.
Много разных есть ключей: ключ - родник среди камней.
Ключ скрипичный, завитой и обычный ключ дверной.
Вот сколько значений имеет слово ключ. Слова, которые имеют несколько значений, называются многозначными.


Игра с перекидывание мяча. «Наоборот».
Напоминаю правила игры. Возвращая мне мяч, назовите слово противоположное по смыслу.

День – НОЧЬ,
Утро – ВЕЧЕР,
Говорить – МОЛЧАТЬ,
Включать – ВЫКЛЮЧАТЬ,
Белый – ЧЕРНЫЙ,
Грязный – ЧИСТЫЙ,
Заканчивать – НАЧИНАТЬ.

 

Работа на уровне предложения
У вас на партах карточки со словами. Из этих слов необходимо составить правильные предложения.
собирала лесу Анечка в ягоды.
интересную Катя сочинила сказку.
купила чудесную книгу Мама.
весёлую Дети частушку спели.

Прочитайте свои предложения.
Найдите в своем предложении слово с буквой Ч.
Из найденных слов составьте новое предложение.
Анечка сочинила чудесную частушку.
Запишите предложение в тетрадь с новой строки. Как напишем первое слово? Что поставим после последнего слова? Какое мы должны помнить правило, чтобы правильно написать слова ЧУДЕСНУЮ и ЧАСТУШКУ.

Подчеркните буквы ч в предложении.

 

Итог занятия
Какой звук сегодня был главным на занятии? Дайте характеристику звуку.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?

Какую орфограмму мы вспомнили?

Какие новые слова вы сегодня узнали?

Вы справились со всеми заданиями?

При выполнении какого задания вы испытывали трудности? Почему?

 

 

Домашнее задание.

Автоматизация звука [Ч]

Автоматизация изолированного звука [Ч]

Артикуляционный уклад звука “Ч”

 

· губы слегка растянуты в

 

· Губы слегка выдвинуты вперед и округлены.

· Кончик языка касается нёба (за бугорками).

· Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.

· Спинка языка поднята.

· Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.

· Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Игра «Хлопни в ладоши»
Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

Звуки: Ч, А, М, Ш, Ч, О, И, З, К, М, Ж,Ч, Р, Д, В, И, Г, Ч, Л, Ч и т.д.
Слоги: ЧА, ОН, АЧ, МА, ЛО, ОЧ, НА, ЧИ, ЕЧ и т.д.
Слова: чай, врач, шляпа, трава, человек, окно, обруч и т.д.

Кузнечик стрекочет: «Ч-Ч-Ч». Повтори несколько раз.


Покажи на рисунке, как скачет кузнечик. Проведи линии по точкам, а затем— самостоятельно. Рисуя, произноси: «Ч-Ч-Ч, кузнечик...».

Автоматизация звука [ч] в обратных слогах

АЧ – ОЧ ОЧ – УЧ УЧ – ЫЧ ЫЧ – ИЧ

ИЧ – ЕЧ ЕЧ – ЁЧ ЁЧ – ЮЧ ЮЧ – ЯЧ

Автоматизация звука [ч] в обратных слогах со стечением согласных

АЧК – ОЧК – УЧК – ЫЧК

ИЧК – ЕЧК – ЁЧК – ЮЧК – ЯЧК

АЧТ – ОЧТ – УЧТ – ЫЧТ

ИЧТ – ЕЧТ – ЁЧТ – ЮЧТ – ЯЧТ

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: