Рабочая программа дисциплины




­­­­­­­­­__Историческое краеведение___________

(наименование дисциплины)

 

Направление подготовки

______ (шифр) – 050100.62 педагогическое образование (наименование)

 

Профиль подготовки

«История» (наименование)

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

 

Форма обучения

______________________

(очная, очно-заочная, заочная)

 

 

Москва – 2012

 

 

1. Цели освоения дисциплины

  • изучить теоретические основы исторического краеведения – специальной отрасли знаний, обосновать необходимость и важность для развития и культурного становления личности.

· раскрыть основные этапы сбора и систематизации историко-краеведческих сведений с древнейших времен до настоящего времени;

· рассмотреть формы краеведческой работы, деятельность краеведческих учреждений и общественных объединений;

· определить специфические черты осуществления историко-краеведческой работы в общеобразовательной школе и вузе;

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

__Б 3__________________________________________________________________

(Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина).

Курс связан с отечественной историей, историей педагогики (родиноведение), археологией, вспомогательными историческими дисциплинами, с музейной практикой. Студент должен иметь общие преставления об истории родного края, географии, природных условиях; должен обладать практическими умениями анализа источников, знать приемы исследовательской деятельности. Овладение знаниями, умениями важно для дальнейшего изучения отечественной истории, ОБЖ, вспомогательных исторических дисциплин, педагогики и возрастной психологии, педагогической практики.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

(Приводится перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины (в соответствии с учебным планом). На основе этого перечня формулируются требования к результатам освоения дисциплины)

Общекультурные компетенции (ОК):

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

 

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

– способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

 

Профессиональные компетенции (ПК):

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

 

Специальные компетенции (СК):

– способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

— историю развития родного края;

— особенности регионального обучения и воспитания учащихся;

— цели и задачи изучения исторического краеведения в школе;

— теоретические основы школьного исторического краеведения;

— источники изучения истории родного края,

— составные части курса краеведения,

— влияние прошлого опыта на разработку интерактивных технологий современного образования;

— теорию педагогического тестирования по изучаемой проблеме.

уметь:

— осуществлять комплексный поиск необходимой информации, связанной с краеведением в сети Интернет, в разноплановых источниках;

— применять полученыне знания в педагогической деятельности и научно-исследовательской работе;

— использовать информацию разного типа для выполнения учебно-познавательных заданий краеведческого хэарактера;

— описывать и анализировать позиции авторов научных трудов по краеведению;

— конструировать познавательные задания по проблемам спецкурса для современных систем развивающего обучения;

— моделировать педагогическую исследовательскую деятельность на материале курса краеведение;

— самостоятельно разрабатывать и руководить учебными проектами в рамках изучения краеведения;

— обосновывать выбор содержания и способов организации системы уроков с включением проблем по краеведению;

— конструировать деловые игры в процессе изучения данного курса;

— разрабатывать базу тестовых заданий по курсу;

— проектировать портфолио ученика как средство обучения и текущего контроля;

владеть:

— терминологией в рамках изучаемого курса;

— системой знаний об основных этапах и важнейших событиях развития исторического краеведения России

— методикой проектирования и конструирования факультативных занятий, курсов по выбору по данной проблеме;

— навыками проектирования индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников;

— методикой конструирования теста;

— основными навыками работы в компьютерной инструментальной среде;

— основами рефлексии в профессиональной деятельности;

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет __ зачетных единиц, в том числе __ часов аудиторных занятий и __ часов самостоятельной работы.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины)
Лекции Практ. занятия Семинары Самост.работа Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Цели и задачи изучения исторического краеведения в школе.   1-3   - -   Тестирование
  Становление и развитие исторического краеведения.   4-5          
  Краеведческий материал на уроках истории.   6-10          
  Внеклассная работа по краеведению.   11-15          
  Всего (по семестрам) Х   Х50 Х22 Х Х (рейтинговая система)

 

5. Образовательные технологии

Лекции вступительные, текущие и обзорные с элементами проблемности, практические занятия с элементами дискуссий, выполнение информационных проектов, применение ТСО с программным обеспечением по краеведению.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Содержание контрольного мероприятия:

 

Теоретические вопросы.

1. Задачи изучения исторического краеведения в школе.

2. Этапы становления и развития исторического краеведения.

3. Источники изучения истории родного края.

4. Археологические источники.

5. Памятники архитектуры.

6. Нумизматика.

7. Изобразительное искусство.

8. Этнографические материалы.

9. Письменные источники.

10. Книги и их оформление.

11. Устные источники.

12. Правила работы в архиве.

 

Практические работы:

1. Нанести археологические памятники на карту родного края

2. Анализ структуры жилого дома и хозяйственных построек сельских жителей

3. Анализ деревянной и каменной архитектуры.

4. Составить рассказ о памятниках своего края.

5. Дать характеристику орудиям труда.

6. Зарисовать элементы русской народной одежды и описать их..

7. Анализ оружия, военного снаряжения древних славян.

8. Составить рассказ по исторической фотографии.

9. Анализ исторических карт родного края.

10. Анализ письменных источников родного края.

11. Анализ образцов устного народного творчества жителей своей местности.

12. Анализ воспоминаний, рассказов местных жителей об истории родного края.

13. Анализ содержания промыслов родного края.

14. Анализ географии видов промыслов..

15. Анализ топонимов родного края.

16. Систематизация топонимов.

17. Анализ именослова.

18. Анализ «говорящих» фамилий жителей родного края.

 

Экскурсии:

1. Экскурсия в храм Москвы..

2. Экскурсия в музей.»Истории Москвы».

Самостоятельные работы:

1. Описать историко-культурный памятник (по выбору студента) (2 ч.).

2. Записать воспоминания, рассказы местных жителей об истории родного края (2 ч.).

3. Подобрать материал об истории родного города, села (2 ч.).

4. Составление презентации «Моё открытие села».

 

_____________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: