Человек и общество
1. Антропогенез (от греч. Anthropos – человек и genesis - происхождение) – происхождение человека
2. Антропосоциогенез – происхождение человека как социального существа
3. Теории происхождения человека:
-религиозная теория
-теория палеовизита
-естественно-научные теории: А) Ч.Дарвин Б) Ф.Энгельс
4. Человек-биосоциальное существо, с одной стороны принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а с другой человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общении с другими: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность
Отличия человека от животного
А) человек обладает мышлением
Б) речь
В) способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности
Г) в процессе деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности
Д) способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ
Е) удовлетворяет не только свои материальные, но и духовные потребности
6.Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных свойств
7.Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее непохожесть на других людей
8.Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни
9. Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества
10. Элементы мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание
11. Структура мировоззрения: Духовные ценности, знания, принципы, идеалы, убеждения, идеи
12.Особенности мировоззрения:
А) Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности
Б) Скептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления
В) Разумный критицизм
Виды мировоззрения
А) теоцентризм; антропоцентризм; природоцентризм; социоцентризм; знаниецентризм; наукоцентризм
Б) прогрессивное; реакционное
В) революционное, консервативное
Г) оптимистическое; пессимистическое
Д) обыденное(житейское); религиозное; философское; научное
14. Виды знаний: 1) житейское; 2) научное; 3) практическое; 4) художественное; 5) рациональное; 6) иррациональное; 7) личностное
15. Формы ненаучного знания: 1) ненаучное; 2) донаучное; 3) пара научное; 4) лженаучное; 5) антинаучное
16. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Абсолютная истина – исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе. Относительная истина – неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества
17. Критерии истины: а) соответствие законам логики; б) соответствие ранее открытым законам той или иной науки; в) соответствие фундаментальным законам; г) простота, экономичность формы; д) парадоксальность идеи; е) практика
18. Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях
19. Типы мышления: образное, понятийное (теоретическое), знаковое
20. Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека
21. Компоненты деятельности: Субъект-Объект-Мотив-Цель-Средства-Процесс-Результат
22. Виды деятельности: Игра, общение, учение, труд, творчество
23.Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования
24. Виды потребностей: Биологические, социальные, духовные
25. Необходимость – устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития
26. Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости
27. Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего
28. Свобода – умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность
29. Общество в широком смысле – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей
30. Общество в узком смысле – 1) круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (дворянское общество, общество нумизматов)
2) отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (российское общество, французское общество)
3) исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество)
4) человечество в целом
31. Общество – динамическая саморазвивающаяся система – т.е. такая система, которая способна, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность
32. Система – это комплекс взаимодействующих элементов
Элемент – неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании
Т. е. общество включает в себя отдельные индивиды и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения
33. Подсистемы общества – промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система
34.Подсистемы (сферы) общественной жизни – экономическая (производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения); социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий); политическая (отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями); духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления)
35. Институт общества – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей
Экономические институты (собственность, хозяйственные отношения, деньги, обмен)
Социальные институты ( семья, брак, кровная месть, материнство, отцовство )
Политические институты ( власть, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия )
Институты духовной сферы ( религия, образование, общественное мнение, сми )
36.Духовная сфера охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое.
- Основные элементы духовной сферы: мораль, наука, искусство, религия, право.
- Элементы духовной сферы общественной жизни:
А) духовные потребности;
Б) духовное производство (производство идей);
В) потребление духовных ценностей;
Г) передача духовных ценностей.
- Духовное производство – производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом.
- Результаты духовного производства:
А) идеи, теории, духовные ценности;
Б) духовные общественные связи;
В) сам человек как существо духовное. - Три вида духовного производства: наука, искусство, религия.
- Культура подразделяется на материальную и духовную.
37. Разновидности культуры:
Массовая культура (т.е. коммерческая), сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления; произведения искусства, науки, религии выступают в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового потребителя.
Элитарная культура – сложная по содержанию и трудная для восприятия; рассчитана на узкий круг лиц с определённым мышлением; эта культура служит предметом оживлённых споров среди искусствоведов и критиков.
Народная – распространена в сельской местности, несёт в себе национальные традиции (сказки, фольклор, песни, мифы, искусство)
Экранная – связана с компьютерной революцией; складывается на основе синтеза компьютера и видеотехники. Видеотелефоны, электронные банки, Интернет позволяют вызвать на экране компьютеров практически любую информацию.
Субкультура – автономная культура целостного образования внутри господствующей культуры, которая отличается специфическими признаками (нормы, ценности, эталоны)
38. Функции культуры:
- познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе;
- оценочная – отбор ценностей;
- регулятивная, нормативная – нормы морали, права;
- информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
- коммуникативная – способность сохранять, передавать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение;
- социальная – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей; стремление к самосовершенствованию;
- интернационализация культуры – взаимодействие, диалог культур.
Проблемы современной культуры.
1. низкое качество духовной продукции;
2. низкий жизненный уровень населения;
3. финансирование культуры по остаточному принципу;
4. развал СССР; отсутствие национальной идеи;
5. бездуховность, безкультурие в период экономического и политического кризисов;
6. разница культурной ситуации столиц и провинции;
7. «экспансия» Запада; мы забываем свой родной литературный язык;
8. роль Интернета; компьютеризация (мало общаемся, мало читаем);
9. коммерциализация культуры;
10. проблема вандализма, защиты и сохранения культуры прошлого.
40. Наука – 1) особая система знаний;
2) особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих эти знания (НИИ, Академия наук, ВУЗы);
3) сфера познавательной деятельности, направлена на получение объективных знаний о мире; деятельность по выработке, систематизации и проверке знаний.
4) область культуры, духовной сферы, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знаний и природе, обществе и человеке.
5) сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности (включает как деятельность по получению нового знания, так и её результат).
41. Функции современной науки:
1. познавательная (процесс познания окружающего мира);
2. объяснительная;
3. прогнастическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир, но и прогнозировать последствия таких изменений.
4. культурно-мировоззренческая (выдвижение теории, идей; формирование взглядов);
5. непосредственная производительная сила общества;
6. практического действия (ЗУН в практику);
7. социальная (наука включается в процессы социального и экономического развития)
42. Цели науки: 1. описание; 2. объяснить; 3. предсказание процессов и явлений действительности.
43. Познание – процесс отражения мира в научных представлениях.
44. Основные отличительные черты науки, как вида человеческой деятельности.
1. стремление к объективности;
2. получить истинное знание о предмете;
3. глубокое проникновение в суть явлений;
4. теоретический характер.
Образование.
- совокупность систематизированных ЗУН, приобретённых индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных учреждениях.
- Социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.
- Процесс и результат усвоения ЗУН.
46. Функции образования:
- систематическое обучение и воспитание;
- социальная - подготовка человека к вхождению в общество; овладение социальными ролями; социализация личности;
- передача новому поколению ЗУН, опыта, традиций;
- приобщение к достижениям цивилизации, культурному наследию;
- формирование мировоззрения (совокупность ценностей; жизненных идеалов)
- гуманизация общества
Конституция РФ 1993г. Статья 43 – право на образование
47. Система образования:
- Министерство образования
- Департаменты в субъектах РФ
- Комитеты образования при администрации муниципальных образований
- ВУЗы
- школа
48. Виды образования:
- дошкольное
- начальное
- основное
- среднее
- среднее специальное профессиональное
- высшее
Школа живёт по Уставу.
- права и обязанности учеников, учителей, родителей
- выбор методик
- общие вопросы (Совет школы, методсовет, педсовет)
С 14 лет могут исключить из школы.
Решение выносит Совет школы, Комиссия по делам несовершеннолетних.
50. Формы получения образования:
- школа
- семейное
- экстернат
- дистанционное.
51. Основные направления реформы образования:
- демократизация системы обучения и воспитания (различные формы обучения и воспитания; учебные программы)
- гуманизация – уделять большое внимание общества к личности, к её психологии, интересам, запросам; внимание содержания образования и организации учебного процесса.
- Гуманитаризация – изучение общественных и гуманитарных дисциплин.
- интернационализация – создание единой системы образования для разных стран.
- Компьютеризация – обеспечение свободного доступа к информации, к Интернету
52. Религия (с лат. Благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; стремление человека к жизни в единстве со сверхъестественным абсолютом, обычно именуемым Богом.
Религия – это определённые взгляды, представления людей, соответствующие обряды и культы.
Центральное место религии – вера.
Религиозная вера включает:
- нормы морали, нормы нравственности;
- определённые нормы права;
- веру в Бога;
- веру в спасение души.
53. Отличительные признаки религии:
Верования, ритуалы, нравственная позиция, взгляд на мир, система символов.
54. Уровни религиозного сознания:
Обыденное – это образы, представления, стереотипы, установки, иллюзии, настроения и чувства, привычки и традиции.
Концептуальное – это специально разрабатываемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, концепций, продукт профессиональной деятельности мыслителей.
55. Функции религии:
Мировоззренческая – религиозное миропонимание, объяснение мира природы, человека, смысла его существования, мироотношение (оценка)
Коммуникативная – «богообщение», высший вид общения; общение верующих дру с другом.
Регулятивная – регулятор поведения людей, упорядочивает мысли с помощью определённых идей, ценностей, установок, традиций.
Интегрирующая – объединяет людей, их поведение, деятельность, поведение, чувства в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности.
Культуротранслирующая – приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатание, передача накопленного наследия от поколения к поколению.
56. Формы религиозных верований:
Политеизм – многобожие.
Монотеизм – единобожие.
Генотеизм – при наличии множества богов почитается лишь один Бог.
Ранние формы религии:
Фетишизм – обычай поклоняться различным предметам, которым приписывали сверхъестественные свойства.
Тотемизм – система религиозных представлений о родстве между группами людей и тотемом (т.е. растением или животным)
Анимизм – (от лат – душа) – вера в существование духов и души.
57. Виды религии:
Архаичные – древние.
Мировые (буддизм; христианство, ислам)
Национальные.
- Даосизм (Китай, VII век до н.э.); Дао – путь.
- Конфуцианство VI в. До н.э. (власть правителя – священна; нравственное самосовершенствование).
- Иудаизм – на рубеже II – I тыс. до н.э.
От названия еврейского племени Иуды, на территории Палестины.
Главный Бог – Яхве.
58. Роль Религии в современном мире:
- воспитание нравственности; духовности;
- решает вопрос о смысле жизни;
- роль церкви в переломные моменты истории и жизни человека;
- страх;
- носительница культурных ценностей;
- роль в политике.
59. Противоречивость религии:
- Крестовые походы (1096 – 1270гг.);
- Инквизиция (XIII - XVII вв.)
- секты;
- воспитывает в человеке покорность и смирение;
- проблема религии и войны; религиозный национальный фанатизм;
- вмешательство в государственные дела (ТОН; имамат)