Проблемы современной культуры.




Человек и общество


1. Антропогенез (от греч. Anthropos – человек и genesis - происхождение) – происхождение человека

2. Антропосоциогенез – происхождение человека как социального существа

3. Теории происхождения человека:

-религиозная теория

-теория палеовизита

-естественно-научные теории: А) Ч.Дарвин Б) Ф.Энгельс

4. Человек-биосоциальное существо, с одной стороны принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а с другой человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общении с другими: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность

Отличия человека от животного

А) человек обладает мышлением

Б) речь

В) способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности

Г) в процессе деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности

Д) способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ

Е) удовлетворяет не только свои материальные, но и духовные потребности

6.Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных свойств

7.Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее непохожесть на других людей

8.Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

9. Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества

10. Элементы мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание

11. Структура мировоззрения: Духовные ценности, знания, принципы, идеалы, убеждения, идеи

12.Особенности мировоззрения:

А) Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности

Б) Скептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления

В) Разумный критицизм

Виды мировоззрения

А) теоцентризм; антропоцентризм; природоцентризм; социоцентризм; знаниецентризм; наукоцентризм

Б) прогрессивное; реакционное

В) революционное, консервативное

Г) оптимистическое; пессимистическое

Д) обыденное(житейское); религиозное; философское; научное

14. Виды знаний: 1) житейское; 2) научное; 3) практическое; 4) художественное; 5) рациональное; 6) иррациональное; 7) личностное

15. Формы ненаучного знания: 1) ненаучное; 2) донаучное; 3) пара научное; 4) лженаучное; 5) антинаучное

16. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Абсолютная истина – исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе. Относительная истина – неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества

17. Критерии истины: а) соответствие законам логики; б) соответствие ранее открытым законам той или иной науки; в) соответствие фундаментальным законам; г) простота, экономичность формы; д) парадоксальность идеи; е) практика

18. Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях

19. Типы мышления: образное, понятийное (теоретическое), знаковое

20. Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека

21. Компоненты деятельности: Субъект-Объект-Мотив-Цель-Средства-Процесс-Результат

22. Виды деятельности: Игра, общение, учение, труд, творчество

23.Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования

24. Виды потребностей: Биологические, социальные, духовные

25. Необходимость – устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития

26. Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости

27. Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего

28. Свобода – умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность

29. Общество в широком смысле – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей

30. Общество в узком смысле – 1) круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (дворянское общество, общество нумизматов)

2) отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (российское общество, французское общество)

3) исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество)

4) человечество в целом

31. Общество – динамическая саморазвивающаяся система – т.е. такая система, которая способна, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность

32. Система – это комплекс взаимодействующих элементов

Элемент – неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в её создании

Т. е. общество включает в себя отдельные индивиды и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения

33. Подсистемы общества – промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система

34.Подсистемы (сферы) общественной жизниэкономическая (производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения); социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий); политическая (отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями); духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления)

35. Институт общества – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей

Экономические институты (собственность, хозяйственные отношения, деньги, обмен)

Социальные институты ( семья, брак, кровная месть, материнство, отцовство )

Политические институты ( власть, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия )

Институты духовной сферы ( религия, образование, общественное мнение, сми )

36.Духовная сфера охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое.

  1. Основные элементы духовной сферы: мораль, наука, искусство, религия, право.
  2. Элементы духовной сферы общественной жизни:

А) духовные потребности;
Б) духовное производство (производство идей);
В) потребление духовных ценностей;
Г) передача духовных ценностей.

  1. Духовное производство – производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом.
  2. Результаты духовного производства:
    А) идеи, теории, духовные ценности;
    Б) духовные общественные связи;
    В) сам человек как существо духовное.
  3. Три вида духовного производства: наука, искусство, религия.
  4. Культура подразделяется на материальную и духовную.

37. Разновидности культуры:

Массовая культура (т.е. коммерческая), сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления; произведения искусства, науки, религии выступают в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового потребителя.

Элитарная культура – сложная по содержанию и трудная для восприятия; рассчитана на узкий круг лиц с определённым мышлением; эта культура служит предметом оживлённых споров среди искусствоведов и критиков.

Народная – распространена в сельской местности, несёт в себе национальные традиции (сказки, фольклор, песни, мифы, искусство)

Экранная – связана с компьютерной революцией; складывается на основе синтеза компьютера и видеотехники. Видеотелефоны, электронные банки, Интернет позволяют вызвать на экране компьютеров практически любую информацию.

Субкультура – автономная культура целостного образования внутри господствующей культуры, которая отличается специфическими признаками (нормы, ценности, эталоны)

 

38. Функции культуры:

  1. познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе;
  2. оценочная – отбор ценностей;
  3. регулятивная, нормативная – нормы морали, права;
  4. информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
  5. коммуникативная – способность сохранять, передавать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение;
  6. социальная – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей; стремление к самосовершенствованию;
  7. интернационализация культуры – взаимодействие, диалог культур.

Проблемы современной культуры.

1. низкое качество духовной продукции;

2. низкий жизненный уровень населения;

3. финансирование культуры по остаточному принципу;

4. развал СССР; отсутствие национальной идеи;

5. бездуховность, безкультурие в период экономического и политического кризисов;

6. разница культурной ситуации столиц и провинции;

7. «экспансия» Запада; мы забываем свой родной литературный язык;

8. роль Интернета; компьютеризация (мало общаемся, мало читаем);

9. коммерциализация культуры;

10. проблема вандализма, защиты и сохранения культуры прошлого.

40. Наука1) особая система знаний;

2) особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих эти знания (НИИ, Академия наук, ВУЗы);

3) сфера познавательной деятельности, направлена на получение объективных знаний о мире; деятельность по выработке, систематизации и проверке знаний.

4) область культуры, духовной сферы, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знаний и природе, обществе и человеке.

5) сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности (включает как деятельность по получению нового знания, так и её результат).

41. Функции современной науки:

1. познавательная (процесс познания окружающего мира);

2. объяснительная;

3. прогнастическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир, но и прогнозировать последствия таких изменений.

4. культурно-мировоззренческая (выдвижение теории, идей; формирование взглядов);

5. непосредственная производительная сила общества;

6. практического действия (ЗУН в практику);

7. социальная (наука включается в процессы социального и экономического развития)

42. Цели науки: 1. описание; 2. объяснить; 3. предсказание процессов и явлений действительности.

43. Познание – процесс отражения мира в научных представлениях.

44. Основные отличительные черты науки, как вида человеческой деятельности.

1. стремление к объективности;

2. получить истинное знание о предмете;

3. глубокое проникновение в суть явлений;

4. теоретический характер.

Образование.

  1. совокупность систематизированных ЗУН, приобретённых индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в специальных учебных учреждениях.
  2. Социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.
  3. Процесс и результат усвоения ЗУН.

46. Функции образования:

  1. систематическое обучение и воспитание;
  2. социальная - подготовка человека к вхождению в общество; овладение социальными ролями; социализация личности;
  3. передача новому поколению ЗУН, опыта, традиций;
  4. приобщение к достижениям цивилизации, культурному наследию;
  5. формирование мировоззрения (совокупность ценностей; жизненных идеалов)
  6. гуманизация общества

Конституция РФ 1993г. Статья 43 – право на образование

47. Система образования:

  1. Министерство образования
  2. Департаменты в субъектах РФ
  3. Комитеты образования при администрации муниципальных образований
  4. ВУЗы
  5. школа

48. Виды образования:

  1. дошкольное
  2. начальное
  3. основное
  4. среднее
  5. среднее специальное профессиональное
  6. высшее

Школа живёт по Уставу.

  1. права и обязанности учеников, учителей, родителей
  2. выбор методик
  3. общие вопросы (Совет школы, методсовет, педсовет)

С 14 лет могут исключить из школы.

Решение выносит Совет школы, Комиссия по делам несовершеннолетних.

50. Формы получения образования:

  1. школа
  2. семейное
  3. экстернат
  4. дистанционное.

51. Основные направления реформы образования:

  1. демократизация системы обучения и воспитания (различные формы обучения и воспитания; учебные программы)
  2. гуманизация – уделять большое внимание общества к личности, к её психологии, интересам, запросам; внимание содержания образования и организации учебного процесса.
  3. Гуманитаризация – изучение общественных и гуманитарных дисциплин.
  4. интернационализация – создание единой системы образования для разных стран.
  5. Компьютеризация – обеспечение свободного доступа к информации, к Интернету

52. Религия (с лат. Благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; стремление человека к жизни в единстве со сверхъестественным абсолютом, обычно именуемым Богом.

Религия – это определённые взгляды, представления людей, соответствующие обряды и культы.

Центральное место религии – вера.

Религиозная вера включает:

  1. нормы морали, нормы нравственности;
  2. определённые нормы права;
  3. веру в Бога;
  4. веру в спасение души.

53. Отличительные признаки религии:

Верования, ритуалы, нравственная позиция, взгляд на мир, система символов.

54. Уровни религиозного сознания:

Обыденное – это образы, представления, стереотипы, установки, иллюзии, настроения и чувства, привычки и традиции.

Концептуальное – это специально разрабатываемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, концепций, продукт профессиональной деятельности мыслителей.

55. Функции религии:

Мировоззренческая – религиозное миропонимание, объяснение мира природы, человека, смысла его существования, мироотношение (оценка)

Коммуникативная – «богообщение», высший вид общения; общение верующих дру с другом.

Регулятивная – регулятор поведения людей, упорядочивает мысли с помощью определённых идей, ценностей, установок, традиций.

Интегрирующая – объединяет людей, их поведение, деятельность, поведение, чувства в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности.

Культуротранслирующая – приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатание, передача накопленного наследия от поколения к поколению.

56. Формы религиозных верований:

Политеизм – многобожие.

Монотеизм – единобожие.

Генотеизм – при наличии множества богов почитается лишь один Бог.

Ранние формы религии:

Фетишизм – обычай поклоняться различным предметам, которым приписывали сверхъестественные свойства.

Тотемизм – система религиозных представлений о родстве между группами людей и тотемом (т.е. растением или животным)

Анимизм – (от лат – душа) – вера в существование духов и души.

57. Виды религии:

Архаичные – древние.

Мировые (буддизм; христианство, ислам)

Национальные.

  1. Даосизм (Китай, VII век до н.э.); Дао – путь.
  2. Конфуцианство VI в. До н.э. (власть правителя – священна; нравственное самосовершенствование).
  3. Иудаизм – на рубеже II – I тыс. до н.э.
    От названия еврейского племени Иуды, на территории Палестины.
    Главный Бог – Яхве.

58. Роль Религии в современном мире:

  1. воспитание нравственности; духовности;
  2. решает вопрос о смысле жизни;
  3. роль церкви в переломные моменты истории и жизни человека;
  4. страх;
  5. носительница культурных ценностей;
  6. роль в политике.

59. Противоречивость религии:

  1. Крестовые походы (1096 – 1270гг.);
  2. Инквизиция (XIII - XVII вв.)
  3. секты;
  4. воспитывает в человеке покорность и смирение;
  5. проблема религии и войны; религиозный национальный фанатизм;
  6. вмешательство в государственные дела (ТОН; имамат)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: