ПРОСКОМИДИЯ (ПОМИНОВЕНИЕ НА ЛИТУРГИИ)




О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание.

В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на «канун». Канун (канон) обычно располагается в средней части храма у северной (левой стороны).

К анун — четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Когда мы ставим свечу за упокой на «канун», надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву : «Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память» (трижды).

П равославная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: «Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их.»

В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего — Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле.

В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему. После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего.Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников — в мучительном состоянии.

Д ушам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать «новопреставленный (имя)».

ПАНИХИДА И ЛИТИЯ

М ожно заказать панихиду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за «свечной ящик» или к священнику.

М ожно отслужить литию по усопшим. Лития (греч. -«усиленное моление»).Эта служба короче панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в храме. В храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды.

К ак при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия — это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего.

П анихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь. Таким образом, заупокойная служба или панихида приносит большую пользу душе усопшего.

П риходит время и смерть берёт своё. Человек прощается с жизнью на земле и переходит в жизнь бесплотную. Почти никто не знает заранее, когда к нему придёт смерть, поэтому встретить её надо во всеоружии. А когда смерть уже пришла, то облегчить путь человека в вечную жизнь поможет панихида. Панихида — это только часть спасения души усопшего, что в наших силах. Что же ещё можем мы сделать, чтобы душе покойного стало легче? Нужно творить милостыню, молиться за эту душу, поститься. Человек, перешедший в мир иной, нуждается в нашей поддержке и через такие делания душа погибшего получает облегчение. В этом тайный смысл. Мы приводим в милость Бога таким образом.

ПРОСКОМИДИЯ (ПОМИНОВЕНИЕ НА ЛИТУРГИИ)

В ажнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в «свечной ящик», оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает «поминальные» частицы из просфор.

СОРОКОУСТ О УПОКОЕНИИ

 

Э тот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: