Музейная экскурсия для детей средней школы (5-9 классы)




Тема: Меншиковский дворец - культурное достояние Санкт-Петербурга

Цель: познакомить детей с историей Меншиковского дворца.

Задачи: развить познавательный интерес у обучающихся; пополнить копилку знаний о достопримечательных местах родного города;

Длительность экскурсии: 1 час 20 минут

Ход экскурсии: 1. встреча с группой у входа во дворец в 11:00; проводим инструктаж по технике до 11:05; заходим внутрь дворца в 11:05.

2. Начинаем

Экскурсовод: Дворец первого губернатора Петербурга Александра Даниловича Меншикова на Васильевском острове - самый старый из сохранившихся дворцов города. При Петре I именно здесь проходили все торжественные пиры и парадные обеды, играли свадьбы царевича Алексея с Софией Шарлоттой и будущей императрицы Анны Иоанновны с Курляндским герцогом Фридрихом Вильгельмом.

После того, как в 1727 году Меншиков был отставлен от дел и сослан в Берёзов, его обширную усадьбу приспособили под военное училище. В 1966-1981 годах была проведена масштабная реставрация, и во дворце открылся музей истории и культуры петровского времени.

Сегодня я приглашаю вас на прогулку по восстановленным интерьерам усадьбы.

Парадный фасад дворца, выходящий на берег Невы, представляет собой великолепный образец петровского барокко, нечасто встречающегося на улицах Петербурга и Москвы.

Во дворе в 2002 году был установлен бюст Александра Меншикова.

Вот так дворец выглядел ко времени постройки в 1714 году. Садовые флигели с колоннадами окружали внутренний двор, что придавало зданию итальянские черты. Усадьба с цветником и садом тянулась через весь Васильевский остров до Малой Невы. Дошедшая до нас часть дворца - центральная с двумя боковыми крыльями (на макете перекрыты серой двускатной крышей).

После смерти Петра в 1725 году Меншиков построил самый первый наплывной мост в городе, прямо от своего дворца на противоположную сторону реки. А до этого перед дворцом находилась пристань, куда прибывали гости. Их встречали музыкой: для оркестра была выделена широкая лоджия над центральным портиком. Главный фасад был завершён аттиком с шестью скульптурами, изображающими римских богов. Венчала здание высокая мансарда с изломом.

Первое помещение с восстановленными интерьерами - Большая палата, зал для парадных приёмов. Стены зала покрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У дальней стены стоит древнеримская скульптура Аполлона II века н.э.

В центре зала на персидской ковровой скатерти стоит серебряная лохань для льда.

В углу - итальянская копия древнегреческой статуи «Нога колосса» из брекчии с пальцами из оникса. Такие «раритеты» очень ценились в петровское время.

По соседству находится Поварня, где готовились блюда для званых обедов. В зале собрана медная и оловянная посуда.

В Токарне можно увидеть станок, на котором работал Пётр I.

Ещё на первом этаже находится Кордегардия для почётной губернаторской охраны.

По парадной лестнице поднимемся на второй этаж.

Сначала пройдём в западную часть дома, принадлежавшую супруге генерал-губернатора, Дарье Михайловне.

На обитых тканью стенах Западной передней висят портреты дочерей Меншикова. Слева - Александры, фрейлины Анны Иоановны и жены Густава Бирона, младшего брата всесильного фаворита императрицы. Справа - Марии, невесты императора Петра II. Обе прожили недолго: Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в Берёзове в день своего 18-летия.

Следующая комната, Западная приёмная, декорирована китайскими расписными шёлковыми обоями и часами с китайскими же рисунками.

Из приёмной можно пройти в два зала в боковом крыле дворца.

Первый зал, обтянутый красным сукном и обставленный резной мебелью, содержит примечательный деревянный сундук.

Вторая комната обшита китайскими обоями и понизу дубовыми панелями.

Вернёмся в центральную часть дворца и перейдём в комнату, условно обозначенную как спальня Дарьи Михайловны.

Последний зал в выступающем ризалите с окнами на Неву - Кабинет с живописью. У стены стоит кабинет (секретер) XVII века с живописными вставками, выполненными на мраморе.
На стенах, обитых синим сукном, в симметричных композициях развешаны картины европейских художников XVII века.

На стенах, обитых синим сукном, в симметричных композициях развешаны картины европейских художников XVII века.


Потолок зала занимает огромный плафон с изображением Марса с лицом Петра Великого. Это реконструкция первоначального плафона из Ореховой в этом же дворце.

Всю центральную часть дворца занимает двусветный зал, где устраивались царские приёмы и ассамблеи.

Стены зала украшены золочёной лепниной и картинами.

В торце зала стоят уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу в середине XVIII века. Часы принадлежали князю Потёмкину и стояли в Таврическом дворце.

В середине XVIII века зал был переоборудован в церковь Кадетского корпуса, а в 1787 году он получил нынешний облик в стиле раннего классицизма. Так зал выглядел в начале XX века.

В торце зала построен портик в виде триумфальных ворот с золочёными капителями. Судя по расположению, он служил иконостасом училищного храма.

За портиком во всю стену раскинулась французская шпалера «Парнас», копирующая сюжет ватиканской фрески Рафаэля XV века.

Первая комната в анфиладе восточного крыла дворца - Секретарская. На столе представлена английская армиллярная сфера (прибор для определения углов на небесной сфере) XVIII века с компасом. Рядом - ореховый резной кабинетец.

По правую руку от дверей стоит также ореховый резной шкаф-бюро итальянской работы. Чернильница на откидной доске - одна из немногих во дворце вещиц отечественного производства.

В следующей зале на стенах висят портреты Александра Даниловича и Дарьи Михайловны Меншиковых.

Это Предспальня, служившая приёмной генерал-губернатора.

Стены и потолок зала покрыты керамической плиткой.

Интерес представляют деревянные часы, сделанные в Англии в начале XVIII века. В то время в России такие предметы называли «диковиной».

Из Предспальни дальше ведут две двери. Левая - в Кабинет из прихожей.

Это один из четырёх интерьеров дворца, оформленный голландской расписной плиткой.

Темы росписей - пасторальные зарисовки и архитектурные пейзажи.

Роль украшений выполняют и большие блюда.

Крайняя комната в этом крыле - «Варварин покой». Комната принадлежала Варваре Арсеньевой, сестре супруги губернатора.

В узоры лепнины потолка введены вензели WM. Варвара Михайловна была горбата, своей семьи не имела и занималась воспитанием детей Меншиковых.

Если же из Предспальни пройти в правые двери, то можно попасть в спальню Александра Меншикова. Правда, кровать здесь искать бессмысленно.

Наконец, последний и самый пышный зал дворца - Ореховая, выходящая окнами на Неву. Здесь сохранилась уникальная отделка привезённым в начале XVIII века из Персии ореховым деревом.

Между центральных окон стоит кабинет чёрного дерева, изготовленный во Фландрии в XVII веке, а над ним - портрет Петра I 1697 года, кисти голландского мастера Яна Веникса.

Потолочный плафон зала написан Филиппом Пильманом в 1717-1718 годах на холсте. По легенде, четыре женские головки по углам изображают дочерей Меншикова - Марию, Александру, Варвару и Екатерину.

При реставрации в XX веке под плафоном были обнаружены два слоя ранних росписей. Первая, изображающую Марса, повторили в Кабинете с живописью. Для осмотра более поздней росписи, с купидонами по углам, специально демонтировали часть плафона.


Итог: В этом зале наша экскурсия подходит к концу. Спасибо за внимание! Если у вас будут какие-либо вопросы я с радостью на них отвечу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: