Основные этапы истории тюремного комплекса «Кресты»




Задача данной главы – выделить и дать характеристику основным этапам истории тюремного комплекса «Кресты»

Санкт-Петербургская исправительная тюрьма одиночного содержания возникла в результате изменения представлений о наказании во всем цивилизованном мире. Поскольку «Кресты» являются первым пенитенциарным исправительным учреждением построенном в Российской Империи первый этап, который нам необходимо рассмотреть это предпосылки.

Как уже описывалось в данной работе ранее в 1760-1840 годах в Европе происходит переход от наказания телесного (казни) к наказанию духовному (тюрьма). Российская Империя разделяла гуманистические настроения Европы, но, однако смертная казнь как способ наказания существовала в плоть до 1997 года, когда Россия подписала Протокол № 6 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время)»[1].

В нашей стране история исправительных учреждений берет свое начало от реформ Александра II, а именно от отмены крепостного прав 1861 года. Начиная с этого момента Российская, империя переходи к совершенно новому этапу своего развития. Постепенно страна начала наполняться свободными людьми, наказания над которыми больше не возложено на барина, следовательно, теперь вся система наказания пала на плечи государства. В 1864 году была проведена судебная реформа в результате которой была введена «передовая европейская система правосудия с независимыми адвокатами и присяжными заседателями» [2]. Однако для осуществления данной реформы требовалось строительство множества новых тюремных зданий и создание «единой общегосударственной пенитенциарной системы»[3].В 60 е годы «в составе Министерства внутренних дел России была образована особая комиссия по тюремному преобразованию, по итогам деятельности которой были сформированы предложения о необходимых изменениях в тюремной системе, в том числе о реформировании исправительных учреждений, введении одиночногозаключения, об использовании арестантского труда, о воспитании арестантов»[4]. В 1872 году начался процесс переустройства исправительных учреждений. Эти учреждения разделились на 4 категории: учреждения предварительного содержания, краткосрочного (тюрьма), среднесрочного (исправительный дом) и долгосрочного содержания (карательные учреждения). Подобное разделение существовало и во Франции где существовали исправительные тюрьмы в которых находились арестанты сроком до 1 года, центральные исправительные дома в которых находились осужденные сроком от 1 года и арестанты, которые в силу своих преступлений были приговорены к каторжным работам. Данное разделение легло в основу пенитенциарной политики Российской империи, когда тяжесть проступка имела эквивалент временем пребывания в заключении. «Всего важнее, — пишет П. А. Кашкаров, — тюремные преобразования должныопираться на строгую классификацию заключенных по степени вреда, наносимого обществу, или нравственной неспособности самостоятельно управлять собою»[5]. В поле исследовательского интереса данной работы более всего попадает краткосрочное заключение в качестве способа осуществления исправления арестантов. В Российской Империи, как и в большинстве европейских стран краткосрочным заключением считалось заключение до одного года. Однако были и исключения в Германии краткосрочным заключением считалось пребывание в тюрьме до 5 лет. Можно утверждать, что именно краткосрочное заключение стало основной формой наказания и в Европе, и в Российской империи. Однако в середине 70х годов Российская империя еще не располагала возможнастями для разделения осужденных с разными видами заключения. На данный момент еще не было возможности для размещения в отдельных зданиях: политических заключенных, инвалидов и женщин.

В 1879 году был принят закон «Об основных положениях тюремной системы» и создано Главное тюремное управление, деятельность которого, началась с того, «что различные смирительные и рабочие дома, арестантские роты, долговые тюрьмы и другие экзотические «зоны» в России ликвидировали» [6] На их место стали приходить тюрьмы с разделением по сроку осуждения.

В следствии необходимости строительства новых тюрем в 1883 году архитектору Антонию ИосиповичуТомишко было поручено разработать проект краткосрочной тюрьмы одиночного содержания. И теперь мы пододим к рассмотрению второго этапа истории «Крестов», строительство.

Весной 1884 года архитектор Антоний Осипович Томишко разработал общий план размещения зданий на территории будущего пенитенциария и подготовил проект первой очереди. В него вошли: Первый пятиэтажный «Крест», рассчитанный на 480 одиночных камер (фото камеры +на плане), входной флигель и три жилых дома выходящих на набережную Невы, рассчитанные на 35 семейных квартир и 58 квартир для холстиков. Также в этот план вошло сооружение ледника для тюремных служителей.

Летом 1886 года завершилось строительство тюремных объектов первой очереди и штукатурные работы. Также была возведена ограда из кованного металла идущая параллельно Неве и соединяющая жилые флигеля с входным зданием. К сожалению ограда не сохранилась (фото 1907г Приезд депутата 1-й Госдумы в «кресты» К.К. Булла)

В сентябре 1886 года был заселён первый «Крест» Исправительной тюрьмы. В этом же году был утвержден и построен хозяйственный флигель.

В июле 1887 года был утверждён проект сооружения второго «Креста» на 470 камер. Все камеры первого этажа были предназначены для размещения карцеров и обслуги из числа арестантов, которые в обязательной прядке размещались в одиночной камере. Строительство и отделка второго «Креста» завершилось в 1889 году.

В июле 1887 года был утвержден проект постройки бани. Баня разделялась на 2 зоны где заключенный мылся и парился под четким контролем надзирателей.

1888-1889 года — это года постройки двух больничных флигелей. Первый административно-хозяйственный в котором находилась аптека и общая камера на 15 человек, так называемых неисправимых должников. Второй флигель предназначался для размещения заразных больных.

В 1885 году был утвержден проект сооружения административно-церковного корпуса. Строительство было завершено в 1889 году.

Храм святого благоверного князя Александра Невского представляет собой 5 куполов из гофрированного железа окрашенных в белый цвет. Купола венчались шестиконечными позолоченными крестами на державах. Система сводов поддерживалась колоннами из карельского гранита, которые были установлены в центральном нефе храма. Стены были расписаны декоратором Императорской Академии Художеств С.И.Садиковым. Иконостас был изготовлен по рисункам самого Томишко, к сожалению, он не сохранился. Внешний декор церкви выполнен из красного кирпича, как и весь комплекс в целом, в псевдорусском стиле.

Строительство крестов в основном завершилось в 1889 году, но в связи с ростом штата, возникает необходимость возведения жилого флигеля для квартир старших надзирателей. В 1891 году было построено жилое трехэтажное здание, обращенное на Симбирскую улицу.

С 1891 года начинается новый этап комплекса имперская тюрьма. В 1891 году строительство полностью завершилось и теперь тюрьма до 1917 года будет главной гордостью российской пенитенциарной системы. Почти 30 лет комплекс был образцово показательным исправительным заведением.

«Кресты» были спроектированы как автономное сооружение, что подтверждается собственной системой водоснабжения, отопления, электрического освещения и вентиляции. Чтобы понять, как проходила жизнь в данной тюрьме, необходимо познакомится с тем, как она выглядела изнутри и с ее распорядком дня.

Одиночная камера имела площадь 8 квадратных метров с высотой потолков 3,5 метра. В камере был сводчатый потолок и асфальтный пол. В камере было окно, которое в верхней своей части имело овальную форму. (см. схему) Рамы окон были двухстворчатые, рассчитанные на летний и зимний период. Открывались окна внутрь камеры, а наружная сторона окна закрывалась металлической решёткой. Таким образом заключенный всегда имел доступ к дневному свету и свежему воздуху.

Дверь в камере была весьма массивная из твердых пород дерева. Посередине этой двери «было вмонтирована металлическая рама, закрытая деревянной форточкой на шарнирах, что позволяло дежурному надзирателю открывать ее со стороны галереи. Это сооружение называется в арестантском жаргоне «кормушкой». Через нее подавались в камеру еда, письма, судебно-следственные бумаги.»[7] [1. 445 ]Над «кормушкой» врезан «глазок», через него надзиратель мог наблюдать за арестантом в камере. Над глазком располагалась овальная медная бляха с номером камеры.

Что касается бытового обустройства самой камеры, тут правела были строгими и отхождение от них карались. «В самой камере с левой стороны от окна, на стене располагалась небольшая икона, а под ней – простое деревянное сооружение с двумя полками. На верхней полке лежали Библия и бланк свидетельства с указанием имени и звания арестанта, его регистрационного номера, совершенного преступления. Туда же записывались суммы денег, заработанных арестантом в период заключения и его расходы. На нижнюю полку ставилась медная миска. Поверх миски – медная тарелка. В свою очередь, на тарелку водружались медный чайник, солонка и ложка.»[8] [1. 445 ]

С правой стороны от окна на стене крепились три спицы, на левую было положено вешать арестантский бушлат, на средние штаны, а на правую арестантскую шапку. Одежду арестанты так же развешивали в соответствии с установленным порядком.

В камере была железная кровать, находившаяся с правой стороны от входа «На ней, лежал матрац из парусиновой ткани, набитый соломой, полотняная простынь и одеяло из солдатского сукна. (Штыри кровати)

Внутри камеры, справа от двери располагалась сигнальная кнопка, с помощью которой арестант мог вызвать дежурного надзирателя. Издавался громкий щелчок и из гнезда выбрасывался сигнальный флажок. Надзиратель был обязан подойти к камере и через «кормушку» выяснить причину вызова.

В правом углу от двери располагалась полка, куда ставился медный кувшин, предназначенный для забора и хранения воды «Рядом с ней, находился стульчак с парашкой. Стульчак изготовлялся из досок с верхней крышкой. Ею закрывалось верхнее отверстие («очко») стульчака. На его нижней полке устанавливалось керамическое ведро с герметически закрывающейся крышкой. Архитектор спроектировал ведро с отростком в виде трубы. Она выводилась за решётку Вентиляционного канала, заложенного в стене кельи. Это позволяло выводить за пределы кельи вредные газы, скоплявшиеся в ведре.»[9] [1. 445]

На потолке висела лампочка. Электроэнергия подавалась централизованно с одного пульта. Свет в камерах горел всю ночь, что позволяло наблюдать за ночной жизнью арестантов. Все вещи и деньги арестанта изымались и хранились поз замком в цейхгаузах, в сундуках и под охраной.

Только прибывших в тюрьму арестантов отводили в ванную комнату. Там заключенный мылся, после чего он взвешивался и получал казенное платье. В случае если арестант, является политическим преступником ему предлагали надеть свой цивильный костюм. Если такой преступник не имел комплекта такой одежды, то ему также выдавался арестантский наряд.

Любое пенитенциарное учрежденье подразумевает под собой строгое следование дисциплине и распорядку дня. В подъем в «Крестах» 5 часов 30 минут утра, когда дежурный надзиратель включает электрический звонок. После подъёма арестант должен был очистить содержимое своей «парашки». В сопровождении надзирателя арестант, не мешкая, выносил «парашку» в специальную ретирадную комнату. Эти комнаты были оборудованы воронками, к которым были присоединены водопроводные трубы. Над каждой воронкой находился водопроводный кран. Арестант выливал содержимое в воронку, а затем мы сосуд под водой, бегущей из крана. После процедуры арестант шел обратно вместе с «парашкой» в сопровождении надзирателя.

Вернувшись в камеру, арестант поднимал узкую железную кровать вместе с постелью и пристегивал ее к стене кельи. Таким образом заключенный лишался возможности прилечь на кровать до самого отбоя. Убрав кровать, заключенный наливал из кувшина воду в медный таз и умывался.

После умывания раздавался звонок, и надзиратели открывали форточки в дверях камеры. делалось это для того, чтобы арестанты могли слышать утреннюю молитву, которую произносили все арестанты по очереди. Их выводили в галерею башенного круга (в центр креста), где они во всю мощь читали утреннюю молитву.

После молитвы, осужденные выполняющие роль обслуги, под контролем надзирателя, разносили кипяток. В форточку в каждой двери просовывали нос большого чайника, и арестант поставлял свой личный чайничек для заварки чая. Вместе с кипятком заключенному выдавался и хлеб.

В 7 часов раздавался звонок, который означал начало работы. Все «Кресты» превращались в ткацкую фабрику. Но помимо ткацкого производства в «Крестах» арестанты занимались и другими работами, такими как: швейные, сапожные, столярные, производство венской мебели, токарные, плетение матов и лаптей, щипание пеньки, переплетенье и другие.

Рабочий ритм нарушали только прогулки заключенных. Заключённых выводили из камер. Арестантов выводили на участок земли между двумя флигелями, который имел форму круга и диаметр 30 метров. Заключенные двигались по каменной дорожке которая шла по периметру площадки. Расстояние между арестантами составляло 5 шагов. Каждый пятый арестант был одет в свою одежду, полит заключенный. Разговоры меду заключенными запрещались. На прогулку отводилось 30 минут, после чего заключенные возвращались в свои камеры.

После окончания прогулки арестанты возвращались к выполнению 12-часовой, обязательной для всех заключенных «Крестов» рабочей нормы.

В 12 часов звенел звонок, который означал время обеда. На это время работы приостанавливались. В дверях открывалась «кормушка» и арестант выставлял миску для получения своего обеда. В миску насыпалась небольшая порция нарезанного мяса, а затем в эту же миску наливался борщ или картофельный суп. На второе арестантам выдавалась каша. В 13 часов заканчивался обеденный перерыв и работы возобновлялись.

В 16 часов в «Крестах» вновь включался электрический звонок, чтобы напомнить арестантам, что нужно прекратить работу на время вечернего чая. Повторялась утренняя процедура по раздачи кипятка. В 17 часов вновь включался звонок и работы возобновлялись.

Рабочий день арестанта заканчивался в 20 часов, и опять же звонок оповещал о прекращении работ. В это время каждый заключенный производил уборку в своей камере, собирал мусор и выбрасывал через форточку в мешок, который проносил по всем камерам арестант из обслуги. После уборки начинался ужин, арестанту приносили кашу или наливали черпак кваса с редькой и фунтовый кусочек хлеба.

В 21 час начиналась вечерняя молитва. Каждый заключенный был обязан повторять слова молитвы стоя перед иконой. В слух для все, молитву также как утром читали двое заключенных. После молитвы надзиратели проходили по камерам и открывали замки кроватей. На этом день заключенного заканчивался.

Такой распорядок дня сохранялся в «Крестах» в плоть до 1917 года. В этот период в тюрьме побывали такие политические деятели как А.Ф.Керенский, П.Н. Милюков, Л.Д.Троцкий, А.В.Луначарский, В.А. Антонов-Овсеенко, Л.Б.Каменев.

Следующий исторический этап комплексе связан с революционными событиями. В период событий 1917 года арестованные министры царского правительства, сановники, полицейские чины и жандармы прямо из Таврического дворца были отправлены в «Кресты». В 1917-1918 году в «Кресты» были отправлены: министр юстиции И. Г. Щегловитов, бывший министр внутренних дел А. Н. Хвостов, военный министр М. А. Беляев, жандармские генералы А. И. Спиридович, В. К. Семигановский, директор Департамента полиции Е. К. Климович. бывший военный министр В. А. Сухомлинов, командующий 5-й армией В. Г. Болдырев, помощник командующего Петроградским военным округом П. М. Рутенберг и многие другие.

С 1920 года начинается следующий этап в истории «Крестов», «? Этот период как для тюрьмы, так и для нашей страны является наиболее темным.


[1]Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни ETS № 114 Совет Европы (28 апреля 1983)

[2] По материалам газеты

"За решеткой" (№2 2010 г.) Опубликовано: 27/01/2011; Архив ГУЛАГа

[3][3] По материалам газеты

"За решеткой" (№2 2010 г.) Опубликовано: 27/01/2011; Архив ГУЛАГа

[4] 1 Тюремное преобразование. Т. 1 СПб., 1905.

С. 5.

[5]Кашкаров П. А. Общая разработка воп&

роса о необходимости коренного тюремного

преобразования в России. СПб., 1883. С. 6.

[6] По материалам газеты

"За решеткой" (№2 2010 г.) Опубликовано: 27/01/2011; Архив ГУЛАГа

[7]Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 т. Т. 2: Девятнадцатый век. Кн. 3. К-Л. СПб., 2004 — 680стр.

[8]Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 т. Т. 2: Девятнадцатый век. Кн. 3. К-Л. СПб., 2004 — 680стр.

[9]Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 т. Т. 2: Девятнадцатый век. Кн. 3. К-Л. СПб., 2004 — 680стр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: