Тема 11. Психологические основы педагогического общения.




Раздел 2. Педагогическая психология.

Тема 1. Введение в педагогическую психологию.

Предмет и задачи педагогической психологии. Основные категории и понятия педагогической психологии. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками. Специфика методов исследования в педагогической психологии.

Тема 2. Образование как объект педагогической психологии

Образование в общекультурном контексте. Образование как система. Учебно-воспитательный процесс. Педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности. Основные тенденции современного образования. Личностно-деятельностный подход как психологическая основа организации образовательного процесса.

Тема 3. Общая характеристика учебной деятельности

Учение как деятельность. Структура учебной деятельности. Психологические компоненты. Соотношение понятий "научение", "учение" и "обучение". Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности. Усвоение как продукт учеб деятельности

Тема 4. Психология обучения и развития

Основные понятия психологии обучения. Соотношение понятий развитие-обучение. Л.С. Выготский о двух уровнях развития и психологический принцип развивающего обучения (концепция зоны ближайшего развития). Организация процесса обучения и этапы формирования познавательных действий. Концепция формирования умственной деятельности (П.Я.Гальперин). Обучаемость как способность к обучению. Общее и отличное в традиционном и развивающем типах обучения.

Тема 5. Ученик как субъект учебной деятельности

Развитие познавательной мотивации учения, как условие успешного формирования учебной деятельности. Психологическая характеристика потребностно-мотивационной сферы учения. Классификация мотивов учения. Структура учебных мотивов. Особенности развития мотивации учения учащихся. Методы изучения мотивации учения младших школьников в работе учителя.

Тема 6. Школьная отметка и оценка.

«Эффективность» обучения, её критерии. Относительность понятия «эффективности обучения».

Различия между оценкой, отметкой и баллом. Функции и виды оценки. Причины необъективности педагогической оценки. Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур. Неуспеваемость как следствие школьной дезадаптации. Психологические причины школьной неуспеваемости.

Тема7. Психология воспитания.

Толкование термина "воспитание". Виды и цели воспитания. Общее понятие о воспитании, его отличие от обучения. Основные теории воспитания. Средства и методы воспитания. Институты воспитания

Тема 8. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм.

Нравственность и нравственная саморегуляция учащихся. Концепция нравственного развития Кольберга. Роль эмпатии в нравственном воспитании учащихся. Развитие ценностно-смысловой сферы и воспитание. Условия формирования системы ценностей личности учащегося.

Тема 9. Психология труда учителя.

Понятие и особенности педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Функции и общие характеристики педагогической деятельности. Педагог как субъект педагогической деятельности. Психологические требования к личности педагога. Мотивация педагогической деятельности. Внешние и внутренние мотивы

Тема 10. Учитель и его индивидуальный стиль деятельности.

Интегральные характеристики личности учителя (педагогическое самопознание, индивидуальный стиль педагогической деятельности).

Индивидуальный стиль деятельности, его формальная и содержательная стороны. Виды стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический, либеральный. Стили педагогической деятельности в зависимости от ее характера: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методический.

Тема 11. Психологические основы педагогического общения.

Общая характеристика общения. Особенности педагогического общения. Его направленность. Основные стороны педагогического общения. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе. Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе. Барьеры педагогического общения.

Качества личности педагога, важные для общения. Коммуникативные умения, навыки и их характер. Стиль педагогического общения. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся.

 

 

Литература:

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М.: Владос, 2004. - 208 с.

Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 416 с.

Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

Волкова А.А. Психология и педагогика. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 256 с.

Волкова А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 249 с.

Волкова А.И. и др. Психология и педагогика для технических вузов / Волкова А.И., Дмитриева И.А., Кукушин В.С. - Ростов н/Д.: Март, 2005. - 620 с.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.

Григорович Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003. - 314 с.

Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 415 с.

Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 320 с.

Данилова Е.Е Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов средних педагогических учебных заведений. - М: Академия, 2000. - 160 с.

Демиденко М.В., Клюева А.И. Педагогическая психология: Методики и тесты. - Самара: Бахрах, 2004. - 143 с.

Ждан А.Н. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России (Рецензия на книгу А.А. Никольской "Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России") // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С.141.

Зимняя И.А. Новое учебное пособие по педагогической психологии (Рецензия на книгу Н.Ф. Талызиной "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С.115.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004.

Кроль В.М. Психология и педагогика: Для студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 2004. - 325 с.

Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. СПб.: Омега, 2006. - 367 с.

Психология и педагогика: Экзаменационные ответы студенту вуза / Сост. Е.Л. Ларионова. - М., 2006. - 48 с.

Логвинов И., Сарычев С., Силаков А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2005. - 220 с.

Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2005. - 463 с.

Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. - М.: Юристъ, 2005. - 334 с.

Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум. - М.: Академический проект, 2004. - 122 с.

Немов Р. С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 1995. – Кн. 2. Психология образования

Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна: Феникс, 1995. - 336 с.

Оганесян Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КноРус, 2006. - 324 с.

Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. - М., 2006. - 380 с.

Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005. - 298 с.

Поляков С.Д. Сужение реальности, или О границах педагогической психологии (Рецензия на книгу И.А. Зимней "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.149.

Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2003. - 256 с.

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 318 с.

Реан А.А. Педагогическая психология: научно-психологические основы практики образования (Рецензия на книгу И.А. Зимней "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.146.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.

Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. - М.: Владос, 2003. - 254 с.

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 477 с.

Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 526 с.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 250 с.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 544 с.

Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 512 с.

Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 511 с.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. - 288 с.

Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

Титов В.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. - 240 с.

Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.

Якунин В.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: