Полки являются посадочными местами для бортов шины с углом




наклона к середине на 5°. Наклон полок обеспечивает натяг бортов при накачивании шины после монтажа и соответственно их плотную посадку на полки. Ручей обода служит для временного размещения части борта шины в процессе ее монтажа (демонтажа) и должен быть достаточно глубоким.
Рис. 2. Ободья колес автомобилей: a — легкового; б — грузового с ободом, имеющего разрезное замочное кольцо; в — грузового с ободом, имеющего разрезное бортовое кольцо; г — высокой проходимости; д — с без-дисковым колесом со съемным плоским ободом, состоящим из трех частей;
1 — обод; 2 — диск; 3 — гайка; 4 — шпилька; 5 — ступица; 6 — колпак; 7 — неразрезное бортовое кольцо; 8 — разрезное замочное кольцо; 9 — разрезное бортовое кольцо; 10 — болт; 11 — наружный обод; 12 — распорное кольцо
Неразъемные ободья являются наиболее жесткими и технологичными, имеют малую массу. Однако на них возможен и монтаж шин с достаточно эластичными бортами и боковинами, т. е. шины легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности.
Для обеспечения безопасности бескамерных шин применяется специальный безопасный контур полок обода. Ободья изготовляются из качественных конструкционных сталей, допускающих глубокую вытяжку. В ряде случаев колеса в целом, т. е. обод совместно с диском, изготовляются из легких, преимущественно магниевых или алюминиевых сплавов. Разъемные ободья применяют для шин грузовых автомобилей и автобусов. Борта и боковины этих шин настолько жесткие, что не позволяют смонтировать шину через закраины обода. Наиболее распространенными являются плоские ободья с одной отъемной закраиной. Они имеют цилиндрический либо с неглубоким ручьем обод с одной закраиной. Шина беспрепятственно надевается на такой обод, после чего устанавливается вторая закраина, так называемое съемное бортовое кольцо, которая фиксируется на ободе. В двухэлементной конструкции съемная закраина выполнена с косым сквозным разрезом и монтируется в канавку на краю обода за счет ее радиальной упругой деформации. Трехэлементный обод имеет неразъемную жесткую съемную закраину и разрезное замочное кольцо с конической полкой. Четырехэлементный обод имеет неразъемную закраину, сплошное посадочное кольцо с конической полкой и разрезное (пружинное) замочное кольцо. Пятиэлементный обод отличается от четырехэлементного наличием уплотнительной вставки, позволяющей герметизировать обод при монтаже бескамерной шины. Дисковые колеса. В конструкции колеса диск является частью, соединяющей обод со ступицей. Диску придается чашеобразная форма, которая обеспечивает более высокую поперечную жесткость. В диске имеются центральное и крепежное отверстия, оси которых параллельны оси вращения колеса, а также ряд дополнительных отверстий разнообразной формы. Центральное отверстие служит для размещения ступицы колеса и центрирования диска на ступице. Дополнительные отверстия в диске используются для его облегчения, вентиляции тормозных механизмов, а также выполняют декоративные функции. Бездисковые колеса. На тяжелых автомобилях используются барабанные (спицевые) ступицы и без-дисковые колеса, которые имеют конический

поясок на поверхности обода, обращенный к ступице. Соединительная часть выполнена непосредственно на ступице и имеет коническую поверхность. По этим коническим поверхностям осуществляется центрирование обода относительно ступицы. Крепление этих колес осуществляется прижимами путем затяжки гаек на шпильках. Крепление дисков колес к фланцам ступиц осуществляется резьбовыми соединениями — болтами либо шпильками с гайками. Центрирование и крепление диска одинарных колес осуществляется конической частью гаек или болтов с правой резьбой и углом конуса 60°, которые упираются в соответствующие фаски крепежных отверстий диска. При сдвоенных колесах внутреннее колесо может притягиваться к фланцу колпачковой гайкой. (футоркой) со сферической опорной поверхностью и наружной резьбой, на которую наворачивается основная гайка, крепящая наружное колесо. Резьба крепежных деталей правых колес — правая, левых — левая. Длительное время считалось, что такая дифференциация резьб способствует предотвращению самоотворачивания гаек. Однако практика показала, что это не имеет большого значения.

1.2 Обозначение колёс и шин
Шины.
Европейская экономическая комиссия в сотрудничестве с технической организацией европейских производителей шин и ободьев в 1975 г. приняла Правило ЕЭК ООН, определяющее типовые испытания шин и их дополнительные обозначения, необходимые для проведения этих испытаний. Согласно принятым международным правилам и Правилу 30 ЕЭК ООН, обозначение шин строится следующим образом:

• ширина профиля шины в дюймах/миллиметрах для диагональных конструкций или только в миллиметрах для радиальных шин;

• через знак «/» серия шины;

• знак «—»;

• посадочный диаметр в дюймах;

• индекс грузоподъемности;

• индекс скорости. Согласно приведенному перечню, обозначение шины выглядит следующим образом:

• 6,15/155—13 75 Р — для диагональной;

• 155/70—13 78 S — для радиальной.

Индекс грузоподъемности — условное целое число, соответствующее максимальной грузоподъемности в килограммах или тоннах. Базовая скорость — максимальная скорость шины, соответствующая оптимальной нагрузке на нее. В случае необходимости на шину наносят дополнительные обозначения в виде надписей, например, со следующей информацией:

• тип каркаса шины: RADIAL — радиальный;

• бескамерная шина: TUBELESS;

• материал корда и число его слоев в каркасе: 2 PLIES RAYON 2 слоя вискозного корда;

• для радиальных шин может быть описан состав брекера: TREAD 4

PLIES (2 PLIES RAYON + 2 PLIES STEEL) - пояс из четырех слоев (2 вискозных слоя + 2 стальных слоя);

• фирма-изготовитель;

• обозначение рисунка протектора;

• обозначение «М & S» — для зимних шин.

Колёса.
Обозначение колес несет в себе большой объем информации. Согласно международным соглашениям, в основу обозначения колес положены характеристики обода в следующей последовательности:

• ширина обода по посадочным полкам в дюймах;

• буквенное обозначение формы бортовой закраины обода;

• знак «—» для разъемных и «х» для неразъемных ободьев;

• номинальный посадочный диаметр обода;

• буквенное обозначение типа посадочной полки обода;

• для обозначения симметричности обода символ «-S» (иногда). Так например, обозначение 5Jxl3H2 указывает: обод шириной 5 дюймов с закраиной типа J, неразъемный, с посадочным диаметром 13 дюймов, с полкой типа Н с обеих сторон (Н2) (полка коническая с круглым подкатом), несимметричный (отсутствует обозначение S). Обозначение 5.00R—20—S: симметричный, разъемный обод шириной 5 дюймов с закраиной типа R, с посадочным диаметром 20 дюймов.

рис:1 1

1.3 Ступицы колёс
Ступица предназначена для установки колеса с помощью подшипников на ось вращения, которая называется цапфой, или на балке моста. Ступица имеет фланец для крепления диска или непосредственно обода колеса. К нему же присоединяется барабан или диск тормозного механизма. Ступицы устанавливаются на конических роликовых или шариковых упорных подшипниках, которые воспринимают как радиальные, так и осевые нагрузки, передаваемые на ступицу от колеса. Конические роликовые подшипники имеют большую несущую способность по сравнению с шариковыми. Это объясняется главным образом тем, что ролики образуют линейную зону контакта с беговыми дорожками колец подшипника, тогда как шарики точечную, меньшей плошали. Регулировкой конических роликовых подшипников ступицы, в отличие от аналогичных роликовых подшипников главной передачи, обеспечивается небольшой осевой зазор. В процессе эксплуатации осевой зазор в подшипниках из-за износа рабочих поверхностей увеличивается, поэтому в ступицах обязательно предусматриваются регулировочные устройства. На легковых автомобилях широкое распространение получили шариковые радиально-упорные подшипники ступиц колес. Такие подшипники заполняются долговечным смазочным материалом при их сборке, достаточно прочно монтируются в ступицу и не требуют обслуживания и регулировок.

· Крепление запасного колеса

Запасные колеса грузовых автомобилей крепят на откидных кронштейнах к лонжеронам рамы под платформой с правой стороны или в специальных держателях за кабиной (рис. 3). На легковых автомобилях запасные колеса крепят, как правило, в багажнике. Запасное колесо автомобиля ГАЗ-66-11 (рис. 3, а) размещено за кабиной в держателе, состоящем из неподвижной и подвижной (откидной) частей. Колесо зажимают между ними двумя стяжками. На конусе воротка с помощью тарельчатой пружины и гайки зажат храповик, удерживаемый от вращения в одну сторону собачкой. Для снятия колеса после разъема стяжек откидную часть вместе с колесом опускают, вращая вороток. При этом собачка, упираясь в храповик, предотвращает его вращение. Храповик проворачивается на конусном стержне воротка, что создает определенное сопротивление опусканию откидной части. В это время происходит разматывание троса, два конца которого закреплены на воротке. Для поднятия колеса его вкатывают на откидную половину и поднимают с помощью храпового механизма, вращая за вороток. При этом трос двумя концами наматывается на вороток. Защелка не дает храповику вращаться в обратном направлении.
Рис. 3. Способы крепления запасного колеса автомобилей: а ГАЗ-53-12; б МАЗ-5335; в КамАЗ-5320; г — ГАЗ-66-11, / — откидной кронштейн; 2 — гайка крепления откидного кронштейна; 3 — защелка; 4 — кронштейн; 5 — ось кронштейна; 6 — лонжерон рамы; 7— рукоятка; 8— пружина валика защелки; 9 — кронштейн валика защелки; 10 — валик защелки; // — гайка крепления запасного колеса; 12 — таль; 13 — запасное колесо; 14 — прижим; 75— седло кронштейна; /б— кронштейн; 77— гайка; 18 — тарельчатые пружины; 19 — ось; 20 — вороток; 21 — неподвижная часть держателя; 22 — трос; 23 — храповик; 24 — собачка храповика; 25 — подвижная (откидная) часть держателя; 26 — стяжка


Глава 2. Техническое обслуживание колёс и шин.
2.1 Объём работ при ТО 1,ТО2, СО.

Поврежденные острым предметом шины необходимо немедленно отремонтировать: нельзя двигаться со спущенной шиной, она станет негодной, так как боковины покрышки разрезаются острой закраиной обода.

Перед тем как закладывать камеру, покрышку нужно тщательно осмотреть снаружи и ощупать внутри. Гвоздь, стекло или другой предмет, проколовший камеру, следует удалить; внутри покрышку очистить от грязи и песка, насухо вытереть и припудрить тальком. Пробитое место покрышки временно заложить прокладкой (манжетой) из прорезиненной ткани (ободная лента или боковина старой покрышки), края прокладки срезать на нет, чтобы не перетерлась камера. По возвращении в парк нужно немедленно снять поврежденную шину и сдать ее для ремонта в вулканизационную мастерскую. На проколотую в пути камеру наклеивается клей с латкой (так называемый "холодный" способ).

Чтобы заклеить поврежденную камеру, надо взять латку; зачистить зачисным камнем склеиваемые поверхности, чтобы сделать их шероховатыми, а затем промыть их бензином; нанести на склеиваемые поверхности тонкий и ровный слой клея, просушить их в течение 5-10 минут, затем еще раз намазать клеем. Снова просушив, наложить заплатку на поврежденное место, разгладить хорошенько, чтобы удалить воздух, и плотно прижать каким-либо грузом.

Еще лучше применять при ремонте проколотой камеры пиротехнические брикеты ("горячий" способ). В этом случае камеру, зачищенную, как указано выше, кладут на площадку специальной струбцинки, накладывают на поврежденное место заплатку из сырой резины и пиротехнический брикет, плотно прижимают его винтом струбцинки и поджигают. Выделяющееся при горении тепло нагревает резину, в течение 6-10 минут заплатка вулканизируется. Вынимают камеру из струбцинки только после того, как остынет обуглившийся брикет.

Учитывая, что на изготовление шин расходуется ценный материал - каучук, что стоимость шин составляет значительную долю эксплуатационных расходов и что срок службы шин в большой степени зависит от водителя, - последний обязан принимать все меры к тому, чтобы увеличить срок службы шин.

Сокращает срок службы шин:

а) ненормальное, особенно пониженное, внутреннее давление воздуха; спущенные шины при движении даже на короткое расстояние приходят в полную негодность; внутреннее давление в шинах должно точно соответствовать заводским данным (измеряется давление шинным манометром);

б) перегрузка шин (нагрузка автомобиля сверх нормального тоннажа и резкое торможение);

в) неправильные углы установки и схождения передних колес;

г) неправильный монтаж и демонтаж шин.
Основные правила сбережения шин
Ежедневно перед выходом из парка, а также при осмотрах автомобиля в пути и при всех видах технического обслуживания нужно:

а) осмотреть покрышки; даже при незначительном повреждении слоя ткани немедленно отдать покрышку в ремонт;

б) проверить манометром давление воздуха в шинах;

в) проверить крепление запасного колеса;

Г) на стоянке не оставлять колеса автомобиля в воде и грязи на длительное время, а на пятнах от пролитого бензина, керосина или минерального масла даже на короткое время.

На каждой стоянке необходимо выполнять те работы, которые указаны выше, и, кроме того:

а) предохранять шины от длительного воздействия на них солнечных лучей;

Б) немедленно удалять предметы (кирпичи, камни и т.п.), застрявшие между двойными скатами задних колес; чтобы удалить предмет, нужно ослабить гайки, удерживающие наружное колесо; выбивать предмет молотком недопустимо.

По возвращении в парк водитель обязан:

а) вымыть и насухо протереть шины;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: