Киноискусство или киноиндустрия




2011-02-26 Владимир Гошта Версия для печати

На сегодняшний день из всех видов искусства наиболее массовым и распространенным, несомненно, является кино. Его смотрят в разных странах мира, на разных языках и практически на всех континентах. И это не удивительно, ведь именно в киноискусстве находят свое применение новейшие технологии, которые позволяют зрителю в относительно короткий срок проследить за судьбами множества персонажей, путешествуя вместе с ними в пространстве и времени, не ограничиваясь при этом границами реальности, возможностями как отдельно взятого человека, так и всего человечества. Также важным преимуществом кино является то, что оно при формировании образов людей, событий и процессов может одновременно использовать уже существующие достижения литературы, театра и музыки, максимально усиливая так называемый эффект присутствия зрителя в картине, вызывая у него при этом максимально широкий спектр чувств и ощущений. Фильмы позволяют зрителю наблюдать за героями в различных сферах их жизни, открывая ему те грани реальности, о которых может и не догадываться ни один из персонажей.

Кино является продуктом общественным. И это не только потому, что в производстве отдельного фильма могут принимать активное участие люди из многих стран, но, в первую очередь, потому, что оно собрало в себе достижения культуры всего человечества. Люди, создавая искусственную реальность (даже если это самая невероятная фантастика), опираются на реальность настоящую, способ (условия) существования которой определяется всем предыдущим развитием этой самой реальности: природы, технологий, личности и общества. А это значит, что любой фильм в определенной степени содержит в себе всю историю развития цивилизации. Ведь даже тот факт, что персонажи кинофильмов оперируют некими понятиями, означает, что им предшествовал миллионы раз повторяющийся опыт огромного множества людей, поскольку только такой опыт и может быть источником понятийного аппарата. Из того, что кино — общественный продукт, совершенно естественно вытекает то, что цель и задачи, которые стоят перед киноискусством, должны диктоваться целями и задачами, которые стоят перед обществом в целом. Кино, как и любой другой вид искусства, призвано формировать такой тип общественного сознания и соответствующий ему тип личности, который является необходимым для решения общественно важных задач. Из этого следует, что главной задачей режиссеров, продюсеров, актеров и других работников киноиндустрии должно быть воспитание нравственных ценностей, моральных качеств и идеалов человека, способного решать проблемы, стоящие перед современным обществом, а также те, которые могут появиться перед ним в будущем. То есть, главной целью всего кинематографа должно быть формирование и развитие духовной культуры универсально развитого человека. Ведь сама серьезность и сложность разрешения глобальных и локальных проблем цивилизации требует от всех нас универсальной развитости и уровня нравственной культуры, позволяющего построить общество таким образом, чтобы все его усилия были направлены на решение жизненно важных задач.

Для того, чтобы понять, насколько хорошо справляется современное киноискусство с его главной задачей, можно проследить, как развивается уровень познавательной ценности кинофильмов, насколько события в фильме отвечают историческим, насколько полно и правдиво освещаются те или иные сферы человеческой жизнедеятельности, однако такой анализ продукции кинопромышленности показывает, что познавательная ценность современного кино практически сведена к нулю. Перед современными режиссерами вообще не стоит задача показывать жизнь такой, какова она есть. Они уводят своих зрителей от реальности, позволяя им отдохнуть от нее, «разгрузиться», надевают при этом маску непонимания того, что кино должно быть инструментом социальных преобразований, а не своеобразным опиумом или другим бесполезным, а чаще всего и вредным, антидепрессантом, обезболивающим средством или галлюциногеном.

Таких режиссеров вполне можно понять, ведь, в конце концов, они просто наемные рабочие, которым государственные или частные компании платят за вполне определенную работу, где не так уж много места для защиты собственной гражданской позиции. Позицию теле- и кинокомпаний тоже понять нетрудно, ведь главной целью их создания и функционирования в условиях капитализма является получение прибыли, а вовсе не воспитание зрительской аудитории. Тем более, что сама прибыль, в конечном счете, − всегда результат эксплуатации людей. А если людей приходится использовать, то чрезмерное воспитание и обучение может помешать такому делу. Следует понимать, что фильмы, выходящие на широкий экран — это не продукт деятельности отдельных людей (режиссеров, актеров, композиторов), а результат функционирования киноиндустрии — довольно большой сферы народного хозяйства, которое сегодня очень трудно называть как народным, так и хозяйством. Сейчас гораздо более корректным есть словосочетание «олигархическое хозяйничество».

Важно заметить, что отсутствие познавательной ценности, наблюдаемое у большинства современных фильмов, — это еще не самое страшное, ведь не все произведения искусства должны изображать реальность, да и «многознание уму не научает». По-настоящему опасным есть воспитательное влияние, оказываемое сегодня кинематографом на чувства, ценности, потребности и идеалы современного человека, особенно если речь идет о молодежи, чей внутренний мир только формируется и требует обходительного внимания со стороны воспитывающих ее агентов, рационального и системного вовлечения в мир действительно человеческой практики. Такое воспитание в современных фильмах отсутствует. Способы разрешения затрагиваемых в фильмах проблем носят сугубо частный характер и не могут быть реализованы во всеобщем масштабе, точнее, они реализуются, но при этом проблемы не решаются, а только усугубляются.

Воспитательное влияние искусства на человека, который к нему приобщается, оказывается независимо от того, совершается оно целенаправленно или произвольно. А оно, конечно, вполне целенаправлено. Ведь государство, определяющее принципы информационной политики, вкладывает огромные деньги в развитие кинематографа. А кто платит, тот и заказывает музыку… Об Украине, правда, такого не скажешь, но это тоже вполне логическое следствие развития империалистического глобализированого мира.

Подтверждением того, что губительное влияние фильмов на психику человека носит характер не случайный, а вполне направленный, может служить огромное количество американских фильмов о «борьбе с терроризмом», в которых утверждаются идеалы «национальной безопасности» и «либеральной демократии». Российский кинематограф в свою очередь развивается в духе великорусского шовинизма, базирующегося на защите национальных интересов, то есть на защите интересов национального капитала.

Позиция государства в этом процессе тоже предельно ясна, ведь государство всегда отстаивало интересы господствующего класса. Исторически государство возникает как инструмент угнетения большинства, поэтому государственная информационная политика вполне рациональна.

Чтобы оценить роль современного кино в воспитательном процессе, достаточно проанализировать те ценности и потребности, которые господствуют в современном обществе. В большинстве случаев это эгоистические, прагматические цели, которые никак не согласованы с интересами общества, а зачастую исключают возможность реализации последних. Конечно, нельзя обвинять в этом исключительно кино, поскольку над воспитанием индивида работают все социальные институты, но современные фильмы действительно провозглашают культ денег и индивидуального благополучия. А средства достижения последних все дальше и дальше отдаляются даже от наиболее основательных нравственных предпосылок самого существования человеческого общежития.

Единственными, кого сложно понять в данной ситуации являются зрители, которые не только соглашаются смотреть часто бездарную продукцию, приводящую к деструктивным для них последствиям, но еще и платят деньги за возможность ее потребления при посещении кинотеатров, приобретении видеокассет и DVD-дисков. Ведь уже давно доказано, что описанный кризис киноискусства, надвигающаяся экологическая, энергетическая или военная катастрофа имеют своей основой одно и то же до сих пор не разрешенное противоречие: это противоречие между общественным характером производства (в том числе и кинопроизводства), «другим-себя» которого является потребление, и частной собственностью на средства производства. Это же противоречие порождает конфликт между общественными потребностями производства, и частными интересами собственников средств производства, которые через систему государственных (и не только) институтов защищают существующий строй, выгодный отдельным лицам, создавая как инструментарий насилия, так и инструментарий успокоения, утешения и отвлечения масс. Именно последнюю функцию сейчас частично взяло на себя киноискусство.

Поэтому только через разрешение противоречия между общественным характером производства и частной собственностью на средства производства, путем ликвидации последней может быть преодолен современный кризис киноискусства, произведен возврат кино к реальной жизни. Только таким образом может состояться превращение киноиндустрии из сферы производства прибыли в настоящее Искусство. А наиболее заинтересованной стороной в скорейшем разрешении названного противоречия должны стать все люди, которые желают приобщиться к достижениям культуры Человечества и стать по-настоящему свободными. В условиях системного кризиса предыстории остается только бороться за то, чтоб это разрешение произошло раньше, чем мировая катастрофа…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: