ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ




ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЕ


I

Программа гармоничного развития личности в нашей стране тре­бует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастаю­щего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техни­ческому прогрессу, уровню развития современной культуры. В свя­зи с этим в 1960-е годы были пересмотрены учебные планы общеоб­разовательной школы, сокращен срок начального обучения до трех лет, коренным образом переработаны учебные программы по всем дисциплинам, в том числе и по изобразительному искусству. Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к отдельным учеб­ным предметам, введены дополнительные факультативные заня­тия. Практический характер занятий рисованием дает возможность приобщить учащихся к самым различным видам работы: в I — III классах — объединение занятий рисованием с трудом (различные виды поделок), в IV —VI классах — художественное конструирова­ние (дизайн) и т. п.

Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразитель­ного искусства ставит своей целью:

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общест­ва, способных принять активное участие в различных отраслях госу­дарственной, общественной и хозяйственной жизни страны.

2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблю­дательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.

4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общест­венно полезной работе.

5. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического ри­сунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, озна­комить с основными техническими приемами работы. Привить лю­бовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе.

6. Развить творческие способности учащихся, дать верное направ­ление их эстетическому восприятию мира. Развить пространствен­ное мышление, образное представление и воображение.



 


7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями рус­ского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Рассмотрим эти цели и задачи более подробно.

1. Преподавание изобразительного искусства в средней школе преследует прежде всего общеобразовательные цели. Основная зада­ча — расширить кругозор человека, воспитать разносторонне образо­ванного члена общества.

Многие склонны рассматривать изобразительное искусство в школе как специальный, а не общеобразовательный предмет. Это не­верно. Общеобразовательная школа не готовит художников, как не готовит и математиков, химиков, поэтов, композиторов. Это задача специальных учебных заведений. В общеобразовательной школе каждый предмет в отдельности и все они вместе должны содейство­вать всестороннему, гармоническому развитию учащихся.

Занятия изобразительным искусством создают богатые возможно­сти для всестороннего развития человека. Особенно велика роль в этом деле занятий рисованием. Рисование развивает и умственно и эстетически, помогает познать окружающий мир, приучает внима­тельно наблюдать и анализировать форму предметов. Оно развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному представлению. Оно учит точности расчета, учит позна­вать красоту природы, учит мыслить и чувствовать.

Занятия изобразительным искусством разнообразны и по видам, и по методам учебно-воспитательной работы.

В школьной программе предусмотрено четыре вида учебных заня­тий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое ри­сование, беседы об искусстве. Рисование с натуры, в свою очередь, предусматривает занятия рисунком и живописью; декоративная ра­бота — составление узоров, элементы художественного конструиро­вания, декоративно-оформительскую работу. В беседах об искусстве учащиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, с памятниками архитектуры и декоративно-прикладно­го искусства. Каждый из этих видов занятий содействует эстетичес­кому воспитанию, развитию творческих способностей, формирова­нию мировоззрения, т. е. всесторонне развивает личность.

Теория методики преподавания изобразительного искусства в школе опирается на эстетику, педагогику и психологию, теорию и практику различных видов изобразительного искусства. Это обеспе­чивает выполнение целей и задач общего образования и воспитания, научную обоснованность методики.


Иногда школьная методика толкуется односторонне. Все внима­ние обращается только на воспитание, на развитие творческих спо­собностей, вопросы же образования, обучения игнорируются. Нель­зя отрывать воспитание от обучения. Некоторые думают, что раз школа художников не готовит, то и художественного образования она не должна давать. Задача школы, говорят они, — только заинте­ресовать искусством, научить любить его, наслаждаться им. Но не освоив основ изобразительной грамоты, человек не научится ни по­нимать и ценить искусство, ни наслаждаться им.

2. В задачу занятий изобразительным искусством входит эстетиче­ское и художественное воспитание.

Эстетическое воспитание — это воспитание у учащихся способно­сти к полноценному восприятию прекрасного в жизни, природе, ис­кусстве, науке и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, во­лю, обогащает духовный мир человека.

Термин "эстетическое воспитание" имеет очень широкое значе­ние: он включает в себя и художественное, и нравственное воспита­ние. Эстетическое воспитание — это приобщение человека не только к искусству, но и ко всем видам и формам прекрасного в жизни. Это и раскрытие творческой роли человека в жизни, красоты его героиче­ского труда, стремления к подвигу, и показ романтики современной действительности, красоты реальной жизни во всем ее многообра­зии. Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы каждый че­ловек научился жить красивее, интереснее, научился видеть, чувст­вовать и понимать прекрасное в любом его проявлении.

Роль эстетического начала в творческой деятельности человека ог­ромна. Эстетическое отношение к жизни является первоосновой вдохновения, способствует превращению труда в источник радости, духовного наслаждения.

В процессе эстетического воспитания формируются взгляды, чув­ства, вкусы и идеалы человека. Эстетическое воспитание побуждает человека к благородным, красивым и гуманным поступкам.

Задача средней общеобразовательной школы — различными ме­тодами эстетического воспитания воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждая у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех ее проявлениях, а также развивая его творческие возможности, творческую активность, ко­торая может быть проявлена в самых различных областях деятель­ности человека.

Научиться понимать и любить прекрасное во всем многообразии его проявлений необходимо каждому человеку не только для духов-

Л


ного обогащения, но и для успешной работы. Независимо от того, в какой области трудится человек, является ли он литератором или ма­тематиком, географом или химиком, он должен уметь видеть и пони­мать изящество и красоту. Доктор физико-математических наук, профессор А. А. Китайгородский писал:

"Известный английский физик Поль Дирак полагает, что основ­ные аксиомы могут быть и непростыми, но обязательно должны вы­деляться математическим изяществом и красотой. Эстетический критерий при обсуждении математических формул? Да. Оценка уравнений и вычислений как красивых, изящных или, напротив, не­уклюжих, громоздких очень распространена среди физиков. Закон всемирного тяготения Ньютона, несомненно, красивый закон. По­думайте, сколь симметрична и проста его запись; именно в этой сим­метрии и простоте и заключена красота закона" '.

У математика, физика красота удачного математического решения вызывает не только чувство удовлетворения, но и чувство эстетичес­кого наслаждения.

Гармоничное воспитание ставит своей целью повысить сознатель­ность людей, воспитать в них патриотизм, любовь к своему Отечеству.

Чтобы подготовить каждого школьника к жизни, нужно не только дать ему разностороннее образование и воспитание, но и развить его индивидуальные способности, научить создавать новое, жить и тво­рить по законам красоты. Стремление сделать жизнь прекраснее об­лагораживает человека, превращает его ежедневный труд в источник эстетического наслаждения и радости.

Огромная роль в этом принадлежит учителю рисования, который должен пробуждать в детях чувство прекрасного и возвышенного.

Чтобы развить у детей эстетический вкус, учитель должен прежде всего обращать их внимание на красивое в жизни, научить их заме­чать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею, радоваться ей. Вкус — не прирожденное качество человека, он развивается, и развивать его в школе должен, в первую очередь, учитель рисования.

Учитель показывает детям, как богата природа цветовыми оттен­ками, многообразием форм. Надолго остаются у детей воспоминания о красотах природы, о тех днях, которые они провели на воздухе, о тех неописуемых сочетаниях цветов, которые они наблюдали в жиз­ни и которые им доставили много радостных волнений. Рисуя с нату­ры пейзаж, ветки деревьев, листья, цветы, изучая характер их формы, учащиеся начинают больше интересоваться природой, богатством и разнообразием ее форм и красок. Рисование в школе помогает чело­веку шире и разностороннее видеть мир.

' См.: Искатель. 1965. N2. С. 60-61.


Уметь видеть мир — сложное искусство. В рассказе, который так и называется — "Искусство видеть мир", К. Паустовский писал о вли­янии художника, художнической наблюдательности на его восприя­тие мира: "Я послушался художника, и действительно — и люди и ве­щи оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на них бегло и торопливо. И меня охватило едкое сожаление о глупо по­траченном времени. Сколько бы я мог увидеть за прошлые годы пре­восходных вещей! Сколько интересного необратимо ушло, и его уже не воскресишь" '.

3. Одна из главных задач занятий рисованием — помочь детям по­знавать окружающую действительность, развивать у них наблюда­тельность, научить правильно видеть.

На уроках рисования дети должны ближе знакомиться с окружаю­щими предметами, с многообразием их форм, цвета, величины и дру­гих особенностей. Это знакомство расширяет круг их зрительных впечатлений и способствует более точному и полному представле­нию о предметах. Процесс изображения дает возможность ученику глубже изучить те предметы, знакомство с которыми раньше ограни­чивалось только мимолетным взглядом. Во время рисования школь­ник внимательно изучает форму предметов, их строение, пропорции, расположение в пространстве, цветовые и тоновые отношения и тем самым приучается к более эффективному, многостороннему, углуб­ленному и точному их восприятию.

Рисование в школе помогает детям шире и разностороннее видеть мир.

Обучение рисованию решает две взаимосвязанные задачи: разви­тие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознавать увиденное.

Под развитием восприятия учащихся мы понимаем воспитание у них способности целенаправленно наблюдать: сравнивать между со­бой предметы и явления, устанавливать сходство и различие, класси­фицировать предметы по форме и фактуре.

Развитие наблюдательности — дело очень сложное, и в то же время оно имеет первостепенное значение для методики. Еще П. П. Чистя­ков указывал: "По-настоящему, прежде всего, надо научить глядеть на натуру, это почти самое необходимое и довольно трудное" 2.

Особое значение развитие наблюдательности имеет именно в пе­риод детства, когда человек только начинает серьезно познавать и ос-

' Паустовский К. Собр. соч. М., 1957. Т. 2. С. 681—682.

2 Цит. по кн.: Г и н з бур г И. П. П. Чистяков и его педагогическая система. С. 134— 135.


мысливать окружающую его действительность. Ученые установили, что в системе органов чувств зрение занимает доминирующее поло­жение: на него приходится 90% всей получаемой извне информации. Отсюда становится ясным, как важно развить у человека хорошее зре­ние. И начинать это следует с детского возраста, со школьной скамьи, чтобы потом у взрослого человека не появилось "едкого сожаления".

Учеными также установлено, что способность наблюдать не есть еще способность правильно видеть и осознавать увиденное. Подав­ляющее большинство взрослых людей очень многого не замечают в вещах — не только в особенностях строения формы предмета и в де­талях, но и в общем характере формы. Например, все хорошо видят, что гладкий ствол колонны дорического ордера имеет цилиндричес­кую форму, но не видят этого в колонне коринфского ордера, укра­шенной каннелюрами. Задача педагога — помочь ученику преодолеть этот барьер. Занятия изобразительным искусством должны приучать к строгому вниманию, к рассуждению, к точному анализу формы предметов. Осмысление многообразных впечатлений, умение обоб­щать и делать правильные выводы из наблюдений развивают уча­щихся, пробуждают у них стремление к новым знаниям.

Выработка сознательного зрительного внимания способствует и развитию других видов внимания, что так важно для детей школьно­го возраста, которые, как правило, обладают вниманием неорганизо­ванным и нестойким.

Итак, преподавание изобразительного искусства в школе осуще­ствляет целый ряд учебно-образовательных задач. Процесс решения этих задач, в свою очередь, дает возможность развивать мышление учащихся, углублять и обобщать их представления об окружающей действительности, способствуя таким образом формированию мате­риалистического мировоззрения.

4, Преподавание изобразительного искусства в школе ставит своей целью также показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистическо­го рисунка. Уже в небольшой вступительной беседе учитель рисова­ния стремится рассказать ребятам, как можно использовать умение рисовать в любом деле, в любой профессии. Владея даже элементар­ными навыками рисования, человек может сделать зарисовку детали машины, набросать план какого-либо сооружения, зарисовать фор­му необычного предмета. Потребность в таких зарисовках мы посто­янно ощущаем и в быту. Например, даем кому-то адрес и хотим по­дробнее объяснить, как туда пройти, — легче всего показать это ри­сунком; девушка увидела интересный фасон платья — она берется за карандаш и т, д.


Всем известно, как помогало умение рисовать нашим ученым: Ло­моносову, Семенову-Тян-Шанскому, Миклухо-Маклаю,'Менделее­ву и многим другим. Сегодня рисунки Миклухо-Маклая этнографы рассматривают как величайшую документальную ценность. Рисова­ние помогало многим писателям и поэтам. Хорошо владели рисун­ком Гёте, Гюго, Андерсен, Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой, Мая­ковский, Рабиндранат Тагор... Гёте писал о пользе рисования: "Я ни­когда не созерцал природу с поэтической целью. Я начал с того, что рисовал ее, потом я ее научно изучал таким образом, чтобы точно и ясно понимать естественные явления. Так я мало-помалу выучил природу наизусть, во всех ее мельчайших подробностях, и когда мне этот материал был нужен как поэту, он весь был в моем распоряже­нии и мне незачем было погрешать против правды" '.

Великий артист Федор Шаляпин в набросках создавал образы тех действующих лиц, которых ему надо было исполнять, и по этим ри­сункам гримировался. Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн создавал в рисунках целые композиции на исторические темы. Его наброски отдельных сцен к кинокартине "Иван Грозный" имеют самостоя­тельную художественную ценность.

Овладение основами изобразительного искусства оказывает нео­ценимую услугу военным, в особенности разведчикам. В современ­ном педагогическом исследовании говорится: "Хорошее знакомство с искусством может во многом помочь человеку даже в боевой обста­новке. Разведчик, побывавший в тылу врага, сообщит более подроб­но, точно и ясно о расположении сил противника, если он умеет ри­совать. И не только это. Он хорошо ориентируется на любой местно­сти, запоминает дорогу, так как люди, умеющие изображать, как пра­вило, очень наблюдательны, у них развиваются зрительная память и пространственное понимание" 2.

Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб признался, каза­лось бы, в удивительной вещи: умение рисовать помогало ему в мно­гочисленных воздушных боях. И это можно понять. Рисование раз­вивает координацию между рукой и глазом. В воздушном бою, где исход борьбы решают секунды, нужна не только быстрота и точность наблюдения, но и способность руки мгновенно реагировать на то, что видит глаз. А это качество летчик приобрел, в частности, и зани­маясь рисованием.

Умение рисовать помогает всем: агроному, шоферу, рабочему за станком, хирургу, делающему сложную операцию. И конечно, в еще

'Цит. покн.:Роллан Р. Собр. соч. М., 1958. Т. 14. С. 539.

2 Тер с кий В.Н.,Келъ О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966. С. 218.


большей степени - архитектору, конструктору и другим специалис­там, чья деятельность непосредственно связана с рисованием. Все это говорит о большом практическом значении рисования для подго­товки подрастающего поколения к жизни.

5. Главная практическая задача обучения изобразительному искус­ству в средней школе — это овладение элементарными основами реа­листического рисунка, приемами и навыками рисования. Учитель наглядно показывает, как правильно держать карандаш в руке, как проводить линии, как ими выражать форму объемных предметов на плоскости. Учитель знакомит с различными материалами и инстру­ментами для рисования, показывает, как работать над рисунком, со­блюдая методическую последовательность.

Не следует думать, что в средней общеобразовательной школе не надо обучать детей техническим приемам рисования. Именно в шко­ле ребенок и должен ознакомиться с этими приемами.

В школе ребенок должен получить понятие о тональном рисунке, научиться пользоваться тоном для передачи объема предмета, рабо­тать кистью и красками, смешивать краски между собой для получе­ния нужного оттенка.

Все эти технические навыки будут необходимы человеку в его тру­довой жизни. Умение видеть цвет и передавать его красками на бума­ге, а также ровно закрасить поверхность имеет большое значение в самых различных отраслях народного хозяйства. Так, строителям, ведущим отделочные работы, нужно уметь составить колер покраски стен. Умение видеть цвет, различать его оттенки облегчает химикам наблюдение за ходом реакции, помогает в работе при изготовлении различных красителей для текстильной и полиграфической промы­шленности. По изменяющемуся цвету пламени опытный сталевар часто определяет готовность плавки...

Занятия изобразительным искусством в школе ставят своей зада­чей развить в детях и другие качества — организованность, умение обдумывать порядок работы, логически мыслить, сознательно и по плану работать. Процесс выполнения рисунка является целенаправ­ленным трудом. Рисуя, ученик стремится достичь определенной це­ли. Очень часто на пути к ней встречаются препятствия. Бывают слу­чаи, когда ученик пасует перед ними, заявляя: "У меня не выходит!" Но чаще видишь, как он, напрягая все свои возможности, старается преодолеть трудности и достигает определенного успеха. Умение со­средоточить свои силы для достижения определенной цели имеет ог­ромное значение для практической деятельности человека. Развивая целеустремленность в процессе работы, мы тем самым уже на школь-


ной скамье вырабатываем у человека очень важные качества для дальнейшей жизни.

6. Изобразительное искусство в школе способствует образованию ясных и точных представлений о форме предметов и тем самым бла­готворно влияет на точность и ясность мысли, а это, в свою очередь, благотворно влияет на творчество, на изобретательство.

О роли рисования в развитии образного мышления говорил изве­стный авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда А. С. Яковлев: "И еще за одно я благодарен школе: там было хоро­шо поставлено рисование. Очень помогло мне в будущем умение рисовать. Ведь когда инженер-конструктор задумывает какую-ни­будь машину, он мысленно во всех деталях должен представить се­бе свое творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге" '.

Ставя своей задачей развить творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства, учитель должен выработать пра­вильную методику работы с детьми. Многие, не утруждая себя и сво­их учеников, пускают эту работу на самотек: пусть каждый школьник проявляет свои творческие способности как может. Между тем твор­ческой работой школьника надо руководить, ее надо направлять.

С психолого-педагогическими задачами, которые необходимо ре­шать учителю рисования, можно познакомиться в книге В. С. Кузи­на "Вопросы изобразительного творчества" (М., "Просвещение", 1971). Правда, эта книга не даст ответа на все вопросы учителя. В ней освещаются в основном проблемы, связанные с работой художника над станковой картиной, в то время как учителю рисования эти во­просы надо решать и на уроках декоративного рисования, и на заня­тиях по художественному конструированию, и во всей повседневной работе с учащимися. Но эта книга построена на основных положени­ях психологии и дает возможность правильно построить методику работы с детьми. Более обстоятельно конкретные вопросы методики обучения рассматриваются в книге того же автора "Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе" (1972).

Развивая творческие способности учащихся, педагог должен об­ратить особое внимание на воображение ребенка: от этого во мно­гом зависит результат творческой деятельности. Воображение чело­века тесно связано с эмоциями, а как известно, искусство уже само по себе эмоционально. Поэтому учителю рисования довольно легко направить процесс преобразования представлений учащихся от ре­альной действительности в новые представления, связанные с ре-

' Яковлев А. С. Рассказы авиаконструктора. М., 1958. С. 11.
4—3312 97


альностью, но и несущие в себе элементы фантазии, воображения,
творчества
В задачу занятий изобразительным искусством входит также со­
хранение и поддержание у детей способности к восхищению и удив­
лению, что имеет огромное значение для совершения новых откры­
тий. Физики и математики считают, что способность удивляться яв­
ляется одним из важнейших моментов научных открытий. А. Эйн­
штейн высказывал сожаление по поводу того, что взрослые теряют
способность удивляться. Он считал, что если бы люди сохраняли эту
способность до конца жизни, то было бы совершено еще множество
великих открытий.

7. И наконец, на занятиях изобразительным искусством школьни­ки знакомятся с выдающимися произведениями искусства и их твор­цами. Во время бесед об искусстве учитель рассказывает о различных видах изобразительного искусства: графике, живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Такие беседы зна­комят учащихся и с историей развития человеческой культуры, с ве­личайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством ве­ликих художников, стилями определенной эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего.

Задача учителя - донести все это до сознания детей в простой, яс­ной, доступной форме. При этом дело не сводится только к перечис­лению видов изобразительного искусства и имен великих художни­ков, — надо научить школьников понимать художественные досто­инства произведений искусства, развить их способность к выработ­ке своих взглядов и суждений о них. Для этого педагог должен по­стоянно вовлекать учащихся в совместную беседу, давать им воз­можность высказывать свое мнение, поощрять, когда ученик дает правильную оценку тому или иному произведению, тактично по­правлять и разъяснять, когда он не понимает главного и ценного в произведении художника.

Знакомство с изобразительным искусством направлено на пони­мание прекрасного в искусстве и жизни, на развитие любви к приро­де, к родине.

В беседах об искусстве учитель обращает внимание ребят на сред­ства художественного выражения, на технику исполнения, т. е. учит "читать" произведения искусства.

Для осуществления перечисленных учебно-воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Каж-


дый вид занятий требует своей методики, своего специфического подхода к делу. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога.

Для достижения успеха в работе учителю необходимо также хоро­шо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащи­мися, учитывать их возрастные особенности. В основном эта задача уже была решена школьной учебной программой по изобразительно­му искусству, которая утверждена Министерством просвещения СССР. В 1990 году для школ Российской Федерации рекомендована программа "Изобразительное искусство и художественный труд", которая сохранила многие положения предыдущей. Но программа не может определить все особенности работы учителя. А главное — и знание программы должно быть не формальным, а продуманным, те­оретически осмысленным.

К анализу школьных программ, к конкретным вопросам содержа­ния занятий по рисованию мы и перейдем.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!