ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА




Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто прихо­дится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие меро­приятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапо­зитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, ор­ганизация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.

Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти за­дачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серь­езной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творче­скую инициативу.

Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных заняти­ях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, на­правляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эсте­тическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети про­должали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изо­бражения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, зна­ния законов цветоведения.

Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусст­во не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей ин­терес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и тво­рить по законам красоты.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо за­ранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Вне­классная работа преподавателя рисования согласовывается с класс­ным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.

Форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными. Для примера приведем план для учащихся перво­го—шестого классов на 1-ю четверть учебного года.


План внеклассных и внешкольных мероприятий на 1-ю четверть___________ учебного года ______ Школа N___________района Москвы ______ _ Учитель по изобразительному искусству___________

Дни и часы   Наименование мероприятий   Цели и задачи   Классы  
5/IХ, 12/IХ, 19/1Х, 26/1Х с 13 до 15 ч   Изокружок. Занятия ри­сунком и живописью   Развитие умения строить изображение согласно зако­нам перспективы, цветове-   1У-У1  
        дения      
15/1Хв13ч   Доклад ученика на тему "Леонардо да Винчи"   Знакомство с творчеством великого итальянского ху-   VI  
        дожника      
23/1Х в 14 ч   Экскурсия в Дом-музей В. М. Васнецова   Знакомство с жизнью и творчеством В. М. Васнецо-   1У-У1  
        ва      
30/1Хс13 до 16ч   Поездка в Сокольники   Обучение пленэрным зари­совкам   VI  
ЗX, 10/Х 17/Хс13 до 15ч   Факультативный курс по декоративному ис­кусству   Знакомство с техникой че­канки по металлу   У11-Х  
7/Хв18ч   Беседа на тему "Натюр-   Знакомство с выдающимися   1У-V  
    морт"   произведениями живописи      
14/Хв18ч   Встреча с выдающимся деятелем отечественно­го изобразительного ис-   Знакомство с особенностя­ми творческой работы неко­торых современных худож-   Все желаю­щие  
    кусства   ников      
28/Х   Организация выставки летних работ учащихся   Показ успехов учащихся и привлечение к работе в   1-У1  
        кружке новых членов      
30/Х в 14 ч   Просмотр кинофильма "Суриков"   Знакомство с жизнью и дея­тельностью художника   Все желаю­щие  
4/Х1   Оформление помеще­ния к празднику   Развитие навыков оформи­тельской работы   V— VI, V11-Х  

Итак, внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят уча­щихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным.

Рассмотрим виды внеклассной и внешкольной работы более подробно.

ИЗОКРУЖОК

Кружок — наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являют­ся как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьез­но интересуется изобразительным искусством и эти занятия являют­ся для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вто­рых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные во­просы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хоте­ли бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматри­вающих различные установки и характер деятельности.

Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.

Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, при­обретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на заня­тиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при ор­ганизации различных оформительских работ в своем классе.

Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачис­лять учащихся первого — третьего классов, в другой — четвертого — шестого классов, не более 10—15 человек в каждую группу.


Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тка­ней, бордюров.

Лепят дети из глины и пластилина. Вначале можно лепить с нату­ры простые по форме предметы: овощи, фрукты, посуду. Затем мож­но перейти к лепке с чучел птиц и животных и создавать художест­венные образы — персонажи сказок и басен.

Для учащихся четвертого — шестого классов основным видом кружковых занятий должна быть работа с натуры (рисунок и живо­пись), которую следует увязывать с композиционной работой в обла­сти как тематического рисования, так и декоративного.

Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хоро­шей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирова­ния. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, мето­дику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

Например, учитель в школе ведет кружок линогравюры или кера­мики. Подбирая тематику для индивидуальных работ детей, он дол­жен учитывать и количество членов изокружка.

Планируя выполнение керамического панно с участием членов кружка, педагог должен определить объем работы, исходя из количе­ства часов, которыми располагают учащиеся.

Педагог наметил выполнить несколько тематических работ, раз­бил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, — надо подобрать для них иное задание.

Группа ребят в изокружке подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.

Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмо­треть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.

Помогает в работе и составление планов-конспектов по отдель­ным темам.

К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соот­ветствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообра­зуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое


I

внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допу­ская слишком близкого расстояния от нее.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной шко­ле. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети рабо­тали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с мето­дикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы.

Поэтому при объяснении, например, задания по теме рисования с натуры (акварель) необходимо подробно изложить правила работы акварельными красками. На первых занятиях, когда учащиеся еще недостаточно усвоили технику акварельной живописи, покажем им весь ход построения рисунка и работы акварелью с помощью ранее подготовленных таблиц, изображающих несколько фаз: композици­онное размещение рисунка на листе бумаги, постепенный ход пост­роения линейного рисунка и работы акварелью.

При работе над выявлением объема и цветовой характеристики предметов приучаем детей правильно держать кисть, следить за обя­зательным предварительным разведением краски водой на блюдце или на кусочке бумаги, обращать внимание на подбор нужных то­нальностей и цветовых отношений при первой прокладке акварелью.

Первая прокладка поверхностей основными (локальными) цвета­ми должна быть выполнена в силу освещенных мест, причем на са­мых светлых местах (на бликах) бумагу оставляют чистой. Вторая прокладка лепит рельеф предметов, увязывает их цветовые соотно­шения с фоном и с той плоскостью, на которой предметы поставле­ны. Третья (завершающая) прокладка объединяет все тональные от­ношения наложением полутонов, усилением теней собственных и падающих, выявляет объем предметов и дает характеристику их по цветам и материалам, фактуре.

При работе акварелью кисть должна быть обильно "напоена" раз­веденной краской. Прозрачность не будет достигнута при работе су­хой кистью.

Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснения­ми, а больше показывать на практике, как работать кистью, как раз­водить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии уча­щихся основной процесс работы над частью постановки.

Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем что­бы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.


Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в изокруж-ке, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя.

В школьных кружках изобразительного искусства при комплектова­нии групп не следует разбивать детей по их художественной подготов­ке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.

Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспи­тательную работу, в особенности в период организации и первых за­нятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, жи­вущий общими интересами, с едиными творческими устремления­ми. Члены кружка выбирают старосту, который становится помощ­ником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каж­дый поступивший в изокружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные круж­ком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.

ЭКСКУРСИИ

Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной ра­боты являются и экскурсии. Они углубляют знания, полученные уча­щимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активи­зируют самостоятельную работу над рисунками.

Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

При организации экскурсий с учащимися начальных классов учи­тель рисования четко продумывает цели и задачи посещения выстав­ки, выхода в природу. Среди них — обратить внимание детей на кра­сивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать кра­соту природы, любоваться и радоваться ей. Прекрасное в природе не только воздействует на ум ребенка, но и обогащает его духовный мир. Поэтому задача учителя — научить детей видеть и чувствовать в при­роде гармонию цвета, линий, форм. Кроме того, надо логически и ме­тодически увязать все это с конкретным видом учебных занятий — те­матическим рисованием ("Осень в лесу", "Лыжная прогулка" и т. п.), декоративным рисованием (составление узоров на основе раститель­ных форм), рисованием с натуры (наброски, зарисовки). Экскурсии дают возможность детям воспринять учебный материал и натуру в ес­тественной обстановке, непосредственно наблюдать явления, кото-


рые не могут быть показаны в классе. Явления и предметы, наблюда­
емые в природе, вызывают у детей более глубокие эстетические пере­
живания, а следовательно, содействуют развитию художественного
восприятия. I

В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на вы­ставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод (керамичес­кий или стекольный), на фабрику (мебельную или ювелирную) и т. п.

Например, на уроке декоративного рисования преподаватель ре­шил познакомить учащихся с различными видами прикладного ис­кусства и показать специфику изготовления предметов. Иллюстра­тивного материала для этого мало, но в районе школы имеется не­сколько предприятий, выпускающих предметы декоративно-при­кладного искусства: артель игрушек, ковроткацкая фабрика, мастер­ская косторезного промысла. В таком случае учитель имеет возмож­ность не только рассказать о декоративно-прикладном искусстве, но и показать сам процесс создания вещей.

Для того чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, оказа­ла на них эстетическое воздействие и расширила их кругозор, педагог должен проявить внимание к ее организации. Необходимо на оче­редном уроке предварительно познакомить школьников с целью экс­курсии, с ее планом и организационными требованиями, связать со­держание экскурсии с учебной работой.

Предварительно учитель согласовывает экскурсию с предприяти­ем или музеем, куда он собирается повести своих учеников, устанав­ливает удобные день и часы, договаривается с экскурсоводом, знако­мит его с задачами экскурсии и с учебной программой.

После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяс­нить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяс­нить эти вопросы.

БЕСЕДЫ

Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили жела­ние получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы пол­ностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организу­ется по инициативе школьников, второй — по инициативе педагога.

Например, учитель проводит урок по теме "Ознакомление с от­дельными произведениями искусства эпохи Возрождения" (один час). Согласно требованиям программы он показал четыре репродук-


г

ции произведений великих художников и при этом упомянул, что Микеланджело был не только скульптором, но и живописцем и архи­тектором. Ребята заинтересовались и попросили рассказать об этом художнике более подробно. Если учитель хорошо подготовлен и име­ет достаточный иллюстративный материал, то он может остаться по­сле уроков в этот же день и провести беседу с желающими (предвари­тельно согласовав это с классным руководителем). Если же препода­вателю нужно подготовиться к беседе и он не имеет под рукой необ­ходимого иллюстративного материала, то он договаривается с уча­щимися о дне, когда можно будет провести эту беседу.

Другой пример. Учитель, проводя урок по теме "Ознакомление с отдельными произведениями зарубежной живописи XVII—XIX ве­ков", несмотря на составленный план и конспект урока, так увлекся рассказом о творчестве Рембрандта и увлек ребят, что не успел пол­ностью охватить подготовленный материал. Заканчивая урок, он го­ворит, что не хватило времени подробнее рассказать о других худож­никах и он хотел бы продолжить беседу о них после уроков (в тот день, когда это не мешает другим школьным мероприятиям). Обыч­но в таких случаях все учащиеся с охотой остаются прослушать окон­чание заинтересовавшей их беседы.

Методика проведения бесед по изобразительному искусству стро­ится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников при­влечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания.

Проводя беседы, учитель выясняет, что в произведениях искусства нравится детям, а что не нравится и почему. Это дает ему возмож­ность направлять эстетическое развитие детей, останавливаться бо­лее подробно на том, чего дети не понимают, в чем они плохо разби­раются. Очень важно продумать порядок вопросов и по возможности предугадать ответы на них, чтобы умело направить беседу в нужную сторону.

Нередко, проводя беседы об искусстве, учитель анализирует с уче­никами произведения лишь с точки зрения раскрытия их идейно-сюжетного содержания, забывая рассказать о художественных досто­инствах картины, скульптуры, образца декоративно-прикладного искусства. Во время беседы, анализируя вместе с учениками ту или иную картину, учителю следует раскрыть значение использования художником законов перспективы (высокий, низкий горизонт), их влияние на построение всей композиции, на цветовое решение.


 

 


Большое значение в методике проведения бесед об искусстве име­ет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматривае­мом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тог­да, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком.

Ошибка начинающего педагога состоит обычно в том, что он на­чинает урок с изложения основного материала. Например, на вне­классных занятиях в четвертом классе учитель решил познакомить более подробно ребят с творчеством В. М. Васнецова. Свой рассказ он начал с сообщения биографических данных о художнике. Все как будто правильно, но завоевать внимание детей этими сведениями он не смог. Давать такой материал надо, но не в начале урока. Это луч­ше сделать тогда, когда внимание детей уже достаточно возбуждено. Такую беседу можно было начать так: "В детстве я очень любил слу­шать сказки про Кащея Бессмертного, царевну Несмеяну, спящую царевну и с большим интересом рассматривал иллюстрации к этим сказкам. В дальнейшем я увидел и картины на тему этих сказок, ко­торые выполнил художник В. М. Васнецов..." Такое начало сразу привлечет внимание детей, и учителю уже будет легко перейти к из­ложению того материала, который он хотел дать.

Другой пример. На внеклассных занятиях учитель решил провести беседу с учащимися шестого класса о творчестве И. Е. Репина. Подо­брал интересный иллюстративный материал, хорошо подготовился к беседе, но излагать материал начал формально. В результате беседы не получилось, учащиеся пассивно слушали, высказываться не реша­лись, хотя учитель все время задавал вопросы и просил выступить.

Беседа должна проходить так, чтобы внимание не ослабевало до конца занятий. А это во многом зависит от того, сумел ли учитель за­интересовать учащихся с самого начала. Если педагог начнет с био­графических сведений о художнике, то он рискует уже в самом нача­ле наскучить ребятам. Беседу можно начать так: "Ребята, обычно мы проходим мимо, не замечая красоты природы, красивых поступков людей, равнодушно смотрим на предметы и окружающих нас людей. Художник же всегда замечает красивое в жизни, он не может быть равнодушным и к безобразному, он не только умеет это подметить, но и передать свои чувства в картинах, чтобы и мы на это обратили свое внимание. Более того, хороший художник своими картинами заставляет нас переживать: при несправедливости мы негодуем и возмущаемся ("Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Арест пропаганди­ста"), хорошему радуемся (портрет Л. Н. Толстого, "Садко"), весело­му смеемся ("Запорожцы"), великим гордимся. Таким художником и был И. Е. Репин". Далее следует переход к основному материалу.


ЛЕКЦИИ

В средней общеобразовательной школе лекционный метод обыч­но применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукций и диапозитивов может быть ис­пользована и в среднем звене (четвертый — шестой классы). В этом случае лекция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с не­большими паузами, которые заполняются собеседованием.

Лекции могут проводиться как самим учителем, так и приглашен­ным специалистом — искусствоведом, художником, архитектором и т. д. Если учитель имеет возможность пригласить опытного специа­листа, то он должен заранее оповестить учащихся о предстоящей лекции, вывесить объявление с указанием места, дня и часа. Поме­щение, в котором будет читаться лекция, должно быть тщательно подготовленным. Нужно предусмотреть все до мелочей: место для лектора, проекционный фонарь, указку и т. д.

Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о техни­ке и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чекан­ке по металлу).

В школьной практике лекции чаще всего посвящаются следую­щим темам:

Роль и значение искусства в жизни людей. Выдающиеся мастера (русско­го, зарубежного) искусства. Великие мастера живописи. Искусство портрета (живопись, графика, скульптура). Работа художника над картиной. Времена года в пейзажной живописи. Искусство и быт. Искусство мозаики в школь­ных условиях. Художественная керамика в жизни детей. О линогравюре. Ис­кусство резьбы по дереву. Поговорим о чеканке по металлу. Что такое техни­ческая эстетика? Техника и технология акварельной живописи.

Лекцию можно организовать и провести в крупнейших музеях на­шей страны. Например, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Государственной Третьяков­ской галерее (Москва), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Русском музее (Санкт-Петербург) имеются специальные школьные секторы и лек­тории для учащихся. Лекции читают научные сотрудники музеев.


ДОКЛАДЫ

Доклады, как правило, делают сами учащиеся. В качестве доклад­чиков педагог выделяет наиболее способных и развитых учеников. Темы подбираются в соответствии с учебной программой и юбилей­ными датами, а также с учетом специальных задач кружковой работы.

Тема для предстоящего доклада вручается школьнику недели за две. Первую неделю он разрабатывает план, знакомится с литерату­рой по данному вопросу, подбирает необходимый иллюстративный материал. В течение первой недели нужно проверить, как ученик го­товится к докладу, подсказать, как лучше развить тему, какими мате­риалами ее дополнить, на чем сделать акцент. Вторая неделя отво­дится для написания доклада. Одновременно с докладчиком готовят­ся и остальные учащиеся. Они могут выступить в назначенный день и в качестве содокладчиков, и как оппоненты.

Доклады можно проводить либо в определенном классе после уро­ка, на котором затрагивалась тема доклада, либо в изокружке, где эта тема была предметом обсуждения.

Вначале учитель говорит о том, что после выступления докладчика каждый может высказать свое мнение о докладе или сделать допол­нения. Это активизирует внимание учащихся. Время, отводимое на доклад вместе с обсуждением, не должно превышать обычного урока — 45 минут. Сам доклад занимает минут 20—25.

Доклады по изобразительному искусству, как правило, сопровож­даются иллюстративным материалом. Поэтому учителю следует при­крепить к докладчику ассистента, который будет помогать ему рабо­тать с иллюстративным материалом.

Темы для докладов подбираются не очень сложные, а главное — требования к докладу школьника не должны превышать его возмож­ностей. Приводим перечень некоторых тем:

Творчество Н. А. Андреева. Скульптор Е. В. Вучетич. Архитектор А. В. Щусев. Тема спорта в изобразительном искусстве. М. В. Васнецов — художник былинно-сказочного жанра. Как я работал над линогравюрами. Русское народное искусство. Выдающийся художник-пейзажист Ф. А. Ва­сильев. Что я узнал о шрифтах (о керамике). Выдающиеся художники — иллюстраторы детских книг.

КИНОФИЛЬМЫ

В последние годы кино все шире используется в работе школы. Во многих школах уже проводятся систематические киноуроки по раз-


личным дисциплинам. Просмотры фильмов организуются и в кино­театрах.

Школьные киноуроки имеют много преимуществ: легче наметить время, подобрать нужный фильм и т. д. Посещение кинотеатра орга­низуется обычно для просмотра фильма о жизни и творчестве худож­ника. К работе по организации коллективного просмотра фильма можно привлекать родительский актив.

Тема кинофильма по изобразительному искусству должна соот­ветствовать учебной программе. Это может быть фильм, посвящен­ный выдающемуся художнику, искусству целой эпохи или опреде­ленному художественному жанру. При выборе фильма учитывается возраст учащихся.

Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Эту беседу учитель может провести либо перед просмотром, либо по­сле него. Если он проводит беседу до просмотра фильма, то дает краткие сведения о творчестве художника, об исторической эпохе, в которую жил и творил мастер. Если беседа состоится после просмот­ра, то надо обобщить новые впечатления школьников и те знания, которые были получены ими ранее в классе.

Кинофильмы могут быть посвящены также технике изобразитель­ного искусства. Такие фильмы наглядно раскрывают технику живо­писи, рисунка, скульптуры, графики. Возможности кино позволяют подробно и методично показать технику наложения краски в живо­писи, продемонстрировать процесс, в жизни длящийся мгновения, или, наоборот, за короткое время показать весь длительный процесс создания произведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: