Практическое занятие
Дата: 23.04.20г.
По дисциплине: Риторика в ДОУ
Тема занятия: Рассказ о событиях.
Цель: Закрепить знания студентов об особенностях риторической культуры воспитателя, построение рассказа о событиях, использование в профессиональной жизни.
Количество часов: 2 часа
Методические рекомендации: Прочитав задание, выполните его в данном документе, отступив один пробел после сформулированного вопроса, выполнить задания.
Содержание работы
Изучаемые вопросы:
Правила рассказывания о событии.
Рассказ воспитателя.
Основная задача использования рассказа воспитателя - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.
Ясность и простота описания объекта или изложения события, лаконичность рассказа, яркость образов, близость их опыту детей - необходимые условия успешного восприятия детьми содержания рассказа. Наиболее привлекает и вызывает интерес детей рассказ от лица героев. Он создает ощущение достоверности событий, вызывает особую личную заинтересованность.
Выполните следующие задания:
Что по-Вашему повествование? Дайте определение этого понятия. Назовите детские литературные произведения, которые можно назвать повествовательными.
Повествование - это связный рассказ о чем-либо. Это может быть рассказ о каком-то событии. о каком-то человеке, о природе и животных, это может быть просто отвлеченное рассуждение, фантазия, сказка. Повествование может быть письменным, в виде текста, и устным, в виде устного рассказа.
Главное, что делает такой рассказ повествованием - строгая иерархия, последовательность событий рассказа, последовательность выводов и заключений, последовательность рассуждений.
|
Какие произведения мы можем назвать повествовательными?
Это конечно проза - рассказ, эссе, повесть, роман, очерк. Это может быть газетная статья или статья в интернете. Это могут быть фантастические и исторические произведения. Это мифы, сказки, баллады, предания, народный эпос. Это поэзия. Даже некоторые песни могут быть повествовательными по содержанию.
Представьте правила подготовки рассказа-повествования.
1. Правдоподобность – происходящее должно быть убедительным, даже если речь идет о вымышленном мире, где действуют другие законы физики.
2. Ясность – читатель должен понимать, что происходит в тексте, а не путаться в деталях и действующих лицах, для этого автору нужно следить за согласованностью глаголов, избегать частого употребления личных местоимений, заменяющих название предметов, не злоупотреблять уточняющими конструкциями. «Герой поставил ногу в стремя, закинул ее на коня, роющего землю ногами, ухватил его за блестящую на солнце уздечку, подтянулся, тяжело сел, погладил его по сильному загривку, рукой поправил кокарду» ‑ вопрос: какую ногу и куда закинул герой, если он закинул ту ногу, которую поставил в стремя, то как это ему удалось? И еще – чью кокарду поправил герой, свою или коня? Со стилистической точки зрения этот фрагмент вообще довольно неловкий, изобилует местоимениями и лишними перечислениями действий. Как его исправить? Переписать его так, чтобы было ясно, что произошло, а произошло вот что: герой запрыгнул на коня, а все остальное – это лишний литературный шум, от которого можно избавится «Герой ухватился за блестящую на солнце уздечку, поставил ногу в стремя и запрыгнул на коня, роющего землю копытом. Погладил его по сильному загривку, чтобы успокоить».
|
3. Последовательность – даже инверсивное повествование должно быть логичным. «Пришел, увидел, победил», «Победил. После того как пришел и увидел» ‑ читатель должен понять, что произошло вначале, а что в конце. Это особенно актуально для повествований, рассказывающих о простых бытовых действиях, в которых очень часто путаются авторы. «Утром он идет в ванну, берет бритву и небрежно держит ее слегка наотмашь, тут же мажет лицо гелем для бритья…» ‑ но ведь герой уже взял бритву, о каком геле речь? Чтобы его взять, нужно отложить бритву. Это, конечно, мелочи, но из-за таких недочетов повествование выходит неубедительным. Чтобы исправить недочет, нужно просто поменять местами «держит ее слега наотмашь» и «мажет лицо гелем для бритья».
4. Стилистическая чистота и гладкость – любой текст, изобилующий речевыми, грамматическими, лексическими ошибками, отталкивает толкового читателя.. «Глаза героя заискрились, когда он увидел…» ‑ в этом примере явная речевая ошибка, глаза не заискрились, а заблестели. От ошибок, стилистических огрехов нужно избавляться любыми способами: больше читать художественные тексты, отдавать свое произведение на вычитку литературному редактору.
5. Согласованность времен – повествуя, автору стоит помнить о выбранном времени и в соответствии с ним склонять все члены предложения, дабы избегать досадных ошибок, ведущих к нелепице и смысловому коллапсу, мешающему читателю понять, что и когда сделал герой.
|
Рассказ одновременно воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. В рассказе воспитателя должно быть обязательно учтено, что уже знают дети, чем они владеют. Это обеспечивает более полное усвоение содержания, чем при чтении. Рассказывая, воспитатель одновременно организует восприятие содержания всеми детьми. Этому способствует интонационная выразительность, введение риторических вопросов и использование других приемов.
2. Отгадайте кроссворд
1)Краткое сообщение о событии, имеющем общественное значение 9 букв
Знак, несущий сообщение о событии 6 букв- сигнал
Краткое письменное сообщение 7 букв- заметка
Краткое сообщение в печати 7 букв - заметка
Краткое сообщение о факте 7 букв - хроника
Краткое сообщение о многом 5 букв - обзор
Краткое сообщение на электрическом языке 6 букв - сигнал
Краткое сообщение по разным темам 5 букв - обзор
Небольшая статья, краткое сообщение в печати 7 букв- з аметка
2) О непонятном, труднообъяснимом явлении, событии 6 букв - притча
Вещь как память о каком либо событии 6 букв- трофей
Тот, кто лично присутствовал при каком-нибудь событии 9 букв- свидетель
Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии 7 букв - легенда
Короткий рассказ о вымышленном событии, забавном случае 7 букв - анекдот
Архитектурное или скульптурное сооружение в память об историческом лице, событии 8 букв - монумент