Обобщенная характеристика респондентов интервью




Перспективы функционирования СП «ФДО Автомобильные компоненты» ООО в оценке руководителей и специалистов высшего уровня

Нами было проведено глубинное структурированное направленное интервьюирование сотрудников совместного предприятия «ФДО Автомобильные компоненты» ООО из числа управленческого состава совместного предприятия.

В результате исследования было проинтервьюировано 10 человек, характеристика респондентов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Обобщенная характеристика респондентов интервью

 

№ респондента Пол Образование Стаж работы Должность
Респондент 1 Мужчина Высшее 15 лет директор совместного предприятия
Респондент 2 Мужчина Высшее 12 лет технический руководитель – заместитель директора
Респондент 3 Мужчина Высшее 4 года заместитель директора по коммерческим вопросам
Респондент 4 Мужчина Специальное 6 лет главный бухгалтер
Респондент 5 Мужчина Высшее 8 лет экономист
Респондент 6 Женщина Высшее 7 лет логистик
Респондент 7 Женщина Высшее 8 лет руководитель группы снабжения
Респондент 8 Женщина Высшее 23 года специалист по внешнеэкономической деятельности
Респондент 9 Женщина Высшее 4 года руководитель по локализации
Респондент 10 Женщина Высшее 10 лет начальник отдела контроля качества и сектора обеспечения качества

 

В результате данного исследования было установлено, что в силу того, что данное предприятие является результатом объединения капиталов нескольких фирм-учредителей, одной из которых является немецкий концерн, то естественно из этого обстоятельства возникают особенности управления совместным предприятием. Связано это с тем, что помимо директора предприятия, руководящего его деятельностью, политику совместного предприятия определяют в основном учредители, а именно та фирма-учредитель, имеющая наибольшую долю в предприятии. Руководитель высказал следующее: «Политика совместного предприятия зависит от общей стратегии развития немецкого учредителя, который имеет наибольшую долю в предприятии. Это касается общей стратегии, но при этом нельзя забывать, что совместное предприятие находится не в Германии, а в России, где приходится учитывать особенности российского бизнеса и совмещать их с требованиями учредителей». Вследствие этого возникают особенности управления подобного рода предприятиями, заключающиеся в проблемах и разногласиях между требованиями учредителей и реальным видением директора проблем предприятия. Директор как никто другой, а также непосредственные исполнители как никто лучше знают все стороны деятельности предприятия, так как предприятие, т.е. работники предприятия и непосредственное руководство устанавливают контакты с поставщиками и заказчиками для работы с ними.

Положительный момент у совместных предприятий заключается в том, что учредители являются носителями высокоразвитых технологий, которые они могут передать стране и автозаводам в Российской Федерации через совместное предприятие. Благодаря совместному предприятию «ФДО Автомобильные компоненты» ООО АВТОВАЗ получил возможность усовершенствовать качество, повысить технологию, модернизировать продукцию через использование ноу-хау, а вследствие этого и конкурентоспособность своей продукции, не работая при этом над разработками, а оплачивая только расходы за разработки и проведение испытаний. Руководитель отметил: «Вклад немецких учредителей весьма значителен как для совместного предприятия, так и для нашего основного заказчика АВТОВАЗа вместе со всем российским рынком автомобильной продукции. Вклад немецких учредителей заключается в предоставлении и осуществлении разработок и ноу-хау, необходимых для развития автомобильной промышленности».

Сегодня совместные предприятия в автомобильной промышленности являются определяющим моментом в развитии промышленности страны. Совместные предприятия в автомобильной промышленности являются в полной мере взаимовыгодным сотрудничеством как для учредителей, так и для страны, на территории которой данное предприятие организовано. Например, российские производители автомобилей, работая на базе совместного предприятия «ФДО Автомобильные компоненты» ООО, получают возможность использовать более современные технологии, ноу-хау, разработки, приобщаться к современным тенденциям в автомобильной промышленности. Совместное предприятие является удобной формой для передачи ценной информации и для распространения среди партнеров опыта работы в области некоторых ноу-хау. И не в самую последнюю очередь здесь играет тот факт, что благодаря созданию и существованию совместного предприятия не остается без внимания и социальная сторона этого вопроса.

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, оказывающей значительное влияние на решение экономических, социальных и научно-технических проблем в любой индустриально развитой стране.

На момент создания совместного предприятия в нем было занято до двадцати человек. На момент кризиса некоторая часть обслуживающего персонала было сокращена. Затем в посткризисном состоянии, на тот момент, когда предприятие начало постепенно выходить из тяжелой экономической ситуации и по мере набирания производственных объемов увеличилось число занятых как из числа рабочего, так и управленческого персонала. Как высказался директор: «Совместные предприятия играют важную роль не только в техническом плане, но также и в экономическом, а вследствие этого и в социальном плане. Создание совместного предприятия позволило (конечно же не сразу, а постепенно) дать людям работ, обеспечить их средствами для существования.

В свою очередь, немецкий учредитель использует существование совместного предприятия в целях расширения рынка сбыта своей продукции, увеличения рыночной доли и тем самым расширения узнаваемости своей продукции и создавая тем самым себе имидж всемирного концерна.

Особенностью управления совместным предприятием являются также некоторые проблемы, связанные с учредителями. Учредители и директор, включая непосредственных исполнителей, зачастую расходятся во мнениях по поводу наилучшего и оптимального управления деятельностью предприятия. Учредители иначе видят проблемы совместного предприятия, они зачастую отдалены от реального состояния дел на предприятии и возможностей развития деловых связей с поставщиками и заказчиками. Особенностью функционирования совместного предприятия являются также необходимость взаимодействовать и сотрудничать с учредителями, со стороны которых зачастую исходят некоторые помехи, возникающие в связи с недопониманием, нереальным видением ситуации на совместном предприятии. Они часто ставят перед совместным предприятием задачи, реализацию которых они себе не представляют. Они не реально оценивают ситуацию, в которой находится их совместное предприятие и т.д. и т.п.

Зачастую их требования и вопросы касаются только распределения прибыли и выплаты долгов по поставкам немецким поставщикам. Важнейшей задачей каждой из фирм-учредителей является получение прибыли по окончании периода первоначального финансирования. Слова руководителя: «Руководители «родительских» компаний воспринимают совместное предприятие как рискованный вид бизнеса, поэтому стараются контролировать каждый шаг, например, переговоры по ценам с основным заказчиком и установление выгодных на взгляд учредителей цен, которые вследствие своей высоты могут являться не конкурентоспособными. Немногие осознают те проблемы, с которыми данное предприятие сталкиваются в действительности». Зависимость от партнеров делает процесс аккумуляции и инвестирования финансовых ресурсов достаточно неопределенным. Партнеры могут далеко не всегда понимать ближайшие и долгосрочные задачи друг друга, а в результате и направление развития совместного предприятия. Успех совместного предприятия зависит не столько от конкретных планов фирм-учредителей, сколько от осознания ими общих интересов.

Особенностью функционирования совместного предприятия является также такой факт, что немецкий учредитель использует в своей работе высокие технологии. Это касается в особенности техники по обработке информации (бухгалтерской отчетности, логистической, маркетинговой и т.п.) В виду технической отсталости в России, соответственно и самого совместного предприятия порой бывает достаточно сложно согласовать некоторые вопросы коммуникативных взаимодействий с учредителями, соответственно отвечать их требованиям. Это касается не только сферы технологий, это касается также и усовершенствованности и упрощенности европейской системы отчетности, соответственно трудностей согласования всех форм. По мнению экономиста и главного бухгалтера: «Нам приходится отчитываться не только перед российскими контролирующими органами по определенным требованиям, но также и отвечать требованиям предоставления отчетности немецкому учредителю. Это представляет определенную трудность еще и потому, что мы не находимся в общей электронной сети нашего немецкого учредителя». Слова технического руководителя: «Трудность для удовлетворения их требований заключается также в том, что мы не можем отвечать их уровню усовершенствований как технической, так и по тем проблемам, которые на данный момент стоят перед европейцами».

Важной особенностью совместного предприятия является то, что оно управляются практически как филиал своих учредителей, но не являются в полной мере собственностью «родительских компаний».

Положительным моментом в ситуации совместного предприятия «ФДО Автомобильные компоненты» ООО является то, что немецкий учредитель ориентирует данное совместное предприятие на постоянное развитие через разработку новых проектов. Но, к сожалению, данные попытки не всегда находят поддержку со стороны основного заказчика совместного предприятия. Вследствие этого затрудняется и тормозится развитие не только совместных проектов, но и самой автомобильной промышленности.

Особенностью данного совместного предприятия является то, что немецкий учредитель привнес свой элемент культуры, правил работы с продукцией, со складом. Была создана служба логистики, которая в некоторых элементах присутствует на российских предприятиях, но по сравнению с немецкими методами работы российские методы работы являются неконкурентоспособными, требующими больше время на обслуживание. Тот факт, что некоторые российские заказчики и поставщики работают по старой системе диспетчирования возникают некоторые проблемы со сроками, невыполнением планов, т.е. у некоторых заказчиков имеются проблемы с реальным выполнением планов, что в значительной степени сказывается на деятельности и гибкости совместного предприятия. Единственной рекомендацией здесь могло бы выступить предложение воспользоваться европейским стандартом логистики, которое помогло бы устранить те недостатки российской системы диспетчирования. Слова логистика: «Данные методы работы повышают качество и эффективность работы, мы обладаем быстротой реакции на запросы наших потребителей, мы чувствительны к колебаниям настроения наших клиентов. Поэтому исходя из опыта работы с нашими заказчиками я могу с полной уверенностью сказать, что наше совместное предприятие является конкурентоспособным и наиболее предпочитаемым перед нашими конкурентами. Вот такими методами мы добиваемся целей, которые ставятся перед нами нашим непосредственным руководством и учредителями. Вследствие того, что наши некоторыми заказчики не перешли на усовершенствованные методы работы с поставщиками, имеются определенные организационные проблемы. Все это связано с тем, что многие руководители еще не совсем перешли на производство конкурентоспособной продукции и поэтому существуют постоянные изменения в планах поставок, что сказывается на стабильности работы нашего предприятия. Если например брать сотрудников предприятий, с которыми мы сотрудничаем, то можно сказать, о низкой культуре делового общения, косности, может быть даже в нежелании работать более эффективней, чем есть на данный момент, некомпетентности существующего персонала».

Кризис 1998 года нанес огромный ущерб предприятию. Пришлось отказаться из запланированных объемов, так как не было финансовых средств оплачивать за поставки комплектующих, таможенные пошлины, иные расходы, связанные с производством.

Для выхода совместного предприятия из сложившейся ситуации было предпринято множество мероприятий, некоторые из которых осуществляются до сих пор с целью снижения расходов предприятия, понижения себестоимости и соответствующего повышения конкурентоспособности продукции совместного предприятия и увеличения объемов заказов. Слова руководителя группы снабжения и ВЭД: «На предприятии начал действовать проект по локализации комплектующих деталей на территории Российской Федерации, направленный на снижение издержек предприятия и облегчения работы с поставщиками. Мы нашли некоторое число местных поставщиков крупногабаритных грузов, с которыми мы на данный момент работаем. И мы сами стараемся работать без нарушений, вовремя оформляем документы и осуществляем платежи, чтобы не было штрафов. Мы и далее работаем над поиском российских поставщиков взамен иностранных, т.е занимаемся локализацией. Ищем также дешевых поставщиков. Также мы стараемся быть в курсе новых законов, так чтобы не отстать от процесса. Сократить сроки хранения на складах временного хранения, сроки растамаживания., быть добросовестным участником внешнеэкономической деятельности, не нарушать правила, т. е. действовать по закону».

К таким мероприятиям относятся в первую очередь установление более тесных контактов с теми органами, с которыми предприятие непосредственно взаимодействует, а также с основным заказчиком. К таким органам относятся налоговая служба, администрация, таможенные органы, банки и т. п. В бытность управления предприятием немецким директором данная работа была оставлена без внимания, ею пренебрегли. А эти организации являются тем самым элементом, на которых базируется деятельность предприятия. В Германии иные методы работы, поэтому немецкий директор не уделил должного внимания данной особенности российской действительности. Для ознакомления главного заказчика с выпускаемой продукцией и преимущественным качеством выпускаемых совместным предприятием изделий по сравнению с продукцией других поставщиков АВТОВАЗа были проведены встречи на высшем уровне с начальством АВТОВАЗа, всероссийские выставки, благодаря которым автозаводы узнали о факте существования подобного совместного предприятия, выпускающего комбинации приборов и тахографы, о качественных преимуществах продукции благодаря немецким технологиям.

Дальнейшим мероприятием по выходу совместного предприятия из финансового кризиса стало начало работы над проектом по локализации продукции. Под локализацией понимается размещение производства узлов и деталей на отечественных предприятиях и применение импортозаменяющих материалов и комплектующих с целью снижения себестоимости продукции, сокращения таможенных и транспортных затрат, уменьшения валютных расходов. Цель локализации – обеспечить экономию, через использование отечественных производителе вместо зарубежных. Локализация имеет смысл там, где она дает экономию, и где качество не уступает зарубежным аналогам. На данный момент значительно снижены расходы на закупку импортных комплектующих, включая транспортные расходы, связанные с их перевозкой. Любая предпринимательская деятельность целесообразна только при условии достаточной экономической эффективности. В самом общем виде – это соотношение затрат с результатами деятельности. Слова руководителя проекта по локализации: «Эта необходимость возникла после кризиса 1998 года, когда произошел дефолт, обвал рубля, вследствие чего выросли цены на импортные комплектующие. Поэтому было принято решение о размещении производства деталей на российских предприятиях По прошествии 5-6 лет работа по локализации остается очень актуальной и не так уж много нам удалось локализовать изделий. Актуальной она остается в том смысле, что благодаря локализации отпадает необходимость оплаты таможенных и транспортных расходов. Импорт деталей производится из Германии, соответственно транспортные расходы исчисляются немалыми суммами. Так же при ввозе импортных деталей необходима таможенная очистка завезенных деталей и оплата таможенных пошлин, а это занимает определенное время (оформление документов, перевод с немецкого языка и т.п.) – моментально ничего не делается. Такие процедуры могут остановить производство, что иногда и происходило».

Не малые помехи в работе совместного предприятия представляет несовершенство законодательной базы, налоговой, кредитной, финансовой, банковской систем, валютное регулирование, которые представляют собой внешние проблемы. Первую и самую главную помеху представляет собой несовершенство российского законодательства, наличие в нем такого множества противоречий, которые буквально не только затрудняют понимание и толкование проблемы, но и не дает спокойно работать. Например, одно из таких противоречий как вступление закона в силе раньше его официального опубликования. К таким рода проблемам относятся и проблемы с противоречивостью законодательства по бухгалтерскому учету, которые затрудняют работу в силу своей противоречивости и частой изменчивости. Работники не успевают усвоить одно положение, как уже появляется другое. Уже были попытки для облегчения системы бухгалтерского учета и сближения его с европейскими нормами, но, к сожалению, оно становится только запутаннее и сложнее. Далее очень трудно работать с налоговой отчетностью, так форма и требования по отчетности меняются каждый месяц. Данное обстоятельство занимает и отнимает огромное количество времени. Из-за этого остается практически мало времени на непосредственное осуществление бухгалтерской деятельности. Следует отметить также некомпетентность налоговых работников, на отсутствие у них компетентных знаний, достаточных для работы в налоговой службе. Очень часто им приходится самой объяснять очевидные вещи. В налоговой службе работа очень сложная. К тому же еще маленькая зарплата. Вследствие этого возникает большая текучесть кадров. Специалисты не желают работать за такую низкую заработную плату, поэтому они уходят в банки, в организации, где их работа найдет соответствующее вознаграждение. Вследствие этого на их место в налоговую службу приходят молодые, часто непрофессиональные работники, после чего снижается качество работы налоговой службы. Слова главного бухгалтера и экономиста: «Нашими основными проблемами является законодательство, которое совершенно не дает спокойно работать в силу своих противоречивых законов и положений. Как можно работать с такими законами, если они, например вступают в силу в январе, а их публикация осуществляется только через месяц». Сюда же относятся положения по бухгалтерскому учету, которые затрудняют работу в силу своей противоречивости и частой изменчивости. Главный бухгалтер отметил следующее: «Мы не успеваем усвоить одно положение, как уже появляется другое. Уже были попытки для облегчения системы бухгалтерского учета и сближения его с европейскими, нормами, но, к сожалению, оно становится только запутаннее и сложнее. Далее очень трудно работать с налоговой отчетностью, так форма и требования по отчетности меняются каждый месяц. Только мы сделаем отчет по одной форме, как от нас уже требуют все переделать, так как вышло указание сдавать отчет в другой форме. Можно пожаловаться на некомпетентных работников налоговой службы, отсутствие у них компетентных знаний. Очень часто им приходится самой объяснять очевидные вещи. В налоговой службе работа очень сложная. К тому же еще маленькая зарплата. Вследствие этого возникает большая текучесть кадров. Специалисты не желают работать за такую низкую заработную плату, поэтому они уходят в банки, в организации, где их работа найдет соответствующее вознаграждение. Вследствие этого на их место в налоговую службу приходят молодые, часто непрофессиональные работники, после чего снижается качество работы налоговой службы».

Далее имеются проблемы с таможенным законодательством. Как отметил инженер по внешнеэкономической деятельности: «Основные проблемы связаны с тем, что совместное предприятие находится в очень маленьком городке, где нет таможенного поста (отдела таможенного управления). Самый ближайший находится на расстоянии 130 км. Вследствие того, что приходится постоянно посещать таможенные посты, находящиеся в других городах. Таким образом теряется очень много времени на езду, время на оформление документов, если что-то не правильно оформлено. Далее таможенное законодательство устроено так, что приходится оформлять целую кучу документации на любой груз независимо от пришедшего количества, вследствие этого опять же возникают расходы. Таким образом, работа с таможенными органами затруднена из оформления лишнего количества бумаг, слишком много бюрократических проволочек. Внутренних проблем практически нет, так как достаточно хорошо налажено взаимодействие между подразделениями». Таким образом, можно сказать, что проблемы возникают только по причине несовершенства российского законодательства. До крайности забюрократизирована процедура работы с таможней - оформление документов, таможенная очистка, осложнены отношения с таможенными службами, часто меняется законодательство. Это касается не только таможенное законодательство. Много контролирующих органов: Министерства, местная администрация которые постоянно требуют отчеты, налоговая и т.д. Далее имеютсяпроблемы общения с иностранцами по таможенным вопросам. По мнению инженера по внешнеэкономической деятельности: «вследствие того, что их таможенное законодательство намного упрощеннее нашего и поэтому поставщики совместного предприятия не понимают некоторых специфических таможенных вопросов или проблем, которые возникают из-за ошибок в документах, оформляемых поставщиками. Европейское таможенное законодательство не так жестко подвергает контролю своих клиентов и расходится с российским. Далее служба по внешнеэкономической деятельности вынуждена формировать большой пакет документации». Руководитель группы снабжения и ВЭД высказал следующее на эту тему: «В России несовершенна компьютерная программа оформления таможенной документации. У иностранцев вся связь со всеми органами осуществляется по компьютеру, поэтому, находясь на местах они могут решать свои вопросы. У них есть внутренняя компьютерная сеть, благодаря которой можно делать запрос информации на склад, сбыт, имеющиеся заказы. Поэтому по многим вопросам они не понимают российскую систему работы, потому что судя по их уровню работы, российские предприятия работают еще на отсталом уровне».

На начальном этапе функционирования совместного предприятия была плохо организована инфраструктура, каналы связи и обмена информацией. Данные проблемы возникали в связи с общей неразвитостью системы связи в регионах. Вследствие плохой связи, а порой даже отсутствия таковой было очень трудно осуществлять документооборот, корреспонденцию (подписание контрактов на поставку, осуществление заказов и т. п.) с зарубежными поставщиками и укладываться в сроки. Из-за этого приходилось всю переписку вести по почте. Задержки с поступлением необходимой документации влекли за собой проблемы с таможенным и валютным отделом. Таможенная очистка и валютный контроль занимали очень много времени и, поэтому такая процедура всегда задерживала производство. Вследствие этого задерживались поставки продукции на рынок. Задержки с поставками ограничивал конкурентоспособность предприятия, что имело тяжелые последствия в виде потери рыночной доли.

Таким образом, мы приходим к выводу о подтверждении нашей гипотезы о зависимости характера особенностей управления и характера возникающих проблем у совместного предприятия «ФДО Автомобильные компоненты» ООО от формы организации хозяйственной деятельности, т.е. совместного предпринимательства. Судя по характеру проблем, возникающих с ввозом импортных комплектующих, необходимости проведения таможенной очистки, от своевременности которой зависит своевременный запуск деталей в производство, разносторонние отношения с учредителями, поиск местных поставщиков для снижения расходов и уменьшения вследствие этого себестоимости, использование стандартов качества технологий материнской компании, что значительно влияет на качество выпускаемой продукции и, вследствие этого на конкурентоспособность, на культуру ведения бизнеса, которая несет в себе значительные элементы и стандарты европейской культуры ведения бизнеса, деловых взаимоотношений, сотрудничества с партнерами, заказчиками, поставщиками можно сказать, что данные особенности ведения бизнеса и управления предприятием связаны с форой хозяйствования, т.е. совместным предпринимательством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: