Креативная индустрия и новые образовательные приоритеты




Так что же произошло? Ведь на протяжении ХХ века благодаря всеоб­щему техническому образо­ванию удалось воспитать целую армию квалифи­цированных рабочих и техников, а также инженеров средней руки и ученых-ремесленников. Сотни тысяч эксплуатационников готовы произ­­водить, чи­нить и настраивать многочисленные машины, приспособ­ле­ния и устрой­ства. Некоторое время назад еще казалось, что эксплуата­ционники-ис­пол­­ни­тели, воспитанные современной системой образования, весь­ма дале­кой от искус­ства, еще долго будут передовым классом и двига­телем прогресса. Однако совсем недавно человечество преподнесло самому себе большой сюр­­приз в виде наступления постиндустриальной эры или эпохи информации. Передовым отрядом общества стал так называемый «креатив­ный класс», взра­­щен­ный и вызванный к жизни новой «креативной ин­дуст­рией». Уже не «за­во­ды, газеты и пароходы» являются ныне знаменем движения вперед, а нечто иное, о чем написана нашумевшая книга Ричарда Флориды «Креа­тивный класс: люди, которые меняют будущее».

Вот на что обращает внимание автор этой книги: «Креативные или твор­чес­кие индустрии (creativeindustries) – ключевой сектор современной эконо­мики. К ним относят кино, музыку, изобразительные искусства, испол­ни­тель­ские искусства, галерейный бизнес, моду, издательское дело, рекламу, ди­зайн, архитектуру, компьютерные технологии и т.п.». Нетрудно догадаться, что все вышеперечисленное и претендующее на роль передовых от­рас­лей эко­но­мики, обращено к человеку и стремится повлиять на него, фор­ми­руя его вкусы, привычки и потребности. Как бы варьируя мысль Ричарда Фло­риды и откликаясь на нее, английский премьер Гордон Браун заметил: «Познкомившись с последними статистическими данными, я обратил вни­мание на то, что уже не аэрокосмическая отрасль или кораблестроение ведут за собой нашу экономику, а музыка, кино и дизайн одежды».

«Индустрия влияния» – вот как можно было бы назвать эти недавно набравшие силу отрасли. Если в прошлом победителем был тот, кто сумел про­из­вес­ти нечто нуж­ное и востребованное, то сегодня им становится тот, кто су­мел убедить общество сделать выбор в свою пользу; тот, кто сумел создать новые потребности и удовлетворить их. Сегодня успешен тот, кто смог не сделать, а продать; не изготовить вещь, а завладев умами, заставить общество ждать ее появления и смести с при­лав­ков; не умножать уже известное, а дать нечто новое, способное заин­те­ресовать и увлечь. Сегодня правят бал не те, кто производит и штам­пует, а те, кто изобретает и созидает все, что способно стать инструментом воздей­ствия на людей через общение, будь то сред­ства свя­зи, социальные сети или мод­ные тренды в музыке, кино и дизайне. Ин­дуст­рия воздействия на умы, ин­дуст­рия убеждения от теле­видения до компью­­терных игр набирает обо­роты. Иными словами, те, кто может и умеет заста­вить нас смеяться и пла­кать, радоваться и сопереживать, желать и не желать сегодня востребо­ваны как никогда. Кто же эти счастлив­чики? На этот вопрос с цифрами в руках отвечает Ричард Флорида: «Число ученых и инже­неров за полстолетия выросло на 450% - с 1950 по 2000 год оно увеличилось с 400 до 1800 человек на 100000 населения. Рост числа людей, работающих в области культуры и художественного творчества за тот же период вырос на 375%». Для крат­кости мы можем назвать их всех творцами, творческими личностями или обла­да­телями копирайта. Именно они, созидатели нового в науке, техно­ло­гиях, искусстве и рекламе претен­дуют сегод­ня на самые лакомые кус­­ки об­щест­венного пирога. Причем, лю­дям искусства здесь принадлежит первое сло­во: они определяют, что, как и зачем будет преподнесено обществу, то есть содержание информации, ее сущ­ность. Люди науки обеспечивают сред­ства распро­стра­нения этой инфор­ма­ции, совершен­ствуя их, будь то мобиль­ные устройства или способы форми­рования ин­тер­нет-сообществ, инстру­менты записи и фиксации инфор­ма­ции или средства ее трансляции. И пока кон­сер­вативная и громоздкая по самой своей природе система образо­вания плетется в хвосте у прогресса, пытаясь следовать инер­ции прошлого, новые или хорошо забытые старые идеи будят педагоги­чес­кую мысль.

Первыми устремились навстречу новому специалисты ЮНЕСКО. Нелишне напомнить, что ЮНЕСКО в переводе означает «отдел организации объединенных наций по образованию, науке и культуре». С трибуны конгресса ЮНЕСКО «Искус­ство в образо­вании», собравшемся в Лиссабоне в 2006 году, прозвучала назревшая мысль: «Искусство – не довесок и не поме­ха образовательному процессу, а его двигатель, катализатор и локомотив. Без художественного образования вся­кое иное образование неполно, поло­вин­чато и неэффективно». Обратившись к примеру передовых стран, идущих впе­реди всей планеты по конкуренто­спо­соб­ности, поклонники художест­венного образования для всех сумели до­ка­зать, что успехи Финляндии, Япо­нии или Южной Кореи прямо связаны с доступом детей и подростков к ис­кусству, которое обеспечивает государство. Так, в той же Фин­лян­дии на про­тя­­жении многих лет налоги от шоу-бизнеса направляются на всеобщее музы­кальное образование, чтобы каждый мог нау­читься играть на музы­каль­ном инструменте без удара по семейному бюд­жету. Осознав безус­лов­­ный при­о­ритет эстетического воспитания, финское общество всеми силами под­дер­живало педагогов-музыкантов и других служителей муз: даже в кризис­ные годы, когда безработица в среднем по стране достигала 17%, сре­ди учителей музы­ки безработных не было.

В Японии и Южной Корее не только не ограничивают долю искусств в школьной программе, но по воз­мож­ности усиливают их влияние на подрас­тающее поколение за счет мно­жества внеклассных художественных занятий. Посещения музеев всем клас­сом, перформансы и прочие реакции на уви­денное в тех же самых залах под руководством учителя, занятия в школьном оркестре или хоре после уроков давно стали естественной нормой в обра­зовательных системах «азиатских тиг­ров». Заслушав множество докладов, лиссабонский конг­ресс сделал вывод о том, что дальновидные государства нара­­щивают свой «че­­ло­­ве­ческий капи­тал», умножая и активизируя худо­жест­венное обра­зо­ва­ние и готовясь к наступ­лению века информации и креа­тив­ной индустрии; недальновидные государства, преследующие лишь сию­ми­нутные выгоды, уре­за­ют долю искусств в школьной программе, не заду­мываясь о послед­ствиях.

Следующий конгресс ЮНЕСКО в Сеуле, посвя­щенный искусству и об­ра­зованию и прошедший в 2010 году, лишь усилил наметившуюся тенден­цию «реабилитации» ис­кус­­ства и его внедрения во всеобщую образова­тель­ную практику. Профессора Мичиганского университета Мэри и Роберт Берн­стайны представили резуль­таты своего исследования, где они пытались уви­деть составляющие успеха Нобелевских лауреатов в науке, литературе и поли­тике за последние сто лет. Что же объединило этих столь разных людей, признанных в столь различных облас­тях деятельности? Нетрудно догадаться, что это было полученное в дет­ские годы художетвенное образование и любительские занятия искус­ством на протяжении всей жизни. Все властители дум, признанные Нобелевским ко­ми­­тетом, были страстными и последовательными любителями ис­кусств, причем не только в роли слуша­телей и зрителей, но и в роли творцов. При­чем, музыкантов среди них ока­залось непропорционально много во главе со скрипачом-любителем Альбер­том Эйнштейном. Черновой вывод из приве­ден­ных авторами доклада данных напрашивается сам собой и совпадает с опы­том стран-лидеров: «Художест­венное образование вообще, и музы­каль­ное в частности, является сильней­шим катализатором и стиму­лятором умст­вен­ной деятельности, к чему бы эта деятельность ни относилась – к науке, политике или литера­туре».

Теперь дело за малым: доказать обществу с помощью последо­ва­тель­ной и научно обоснованной рекламной кампании, что без художест­вен­ного, и преж­­­де всего, музыкального образования как «без воды» – «и ни туды и ни сюды». Слоган для педагогов-музыкантов в связи с этим легко сформу­лиро­вать, и хотелось бы, чтобы они приняли его без возмущения и сожа­ления, а напротив, с энтузиазмом. Итак: «Учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а чтобы быть лучшим в любой профессии».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: