I. Развитие когнитивных функций и речи




КУРСОВАЯ РАБОТА

По МДК 02.03

Теоретические и методические основы организации

Продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

На тему: «Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка дошкольника»

 

 

Выполнил студент 3 курса 632 группы

очного отделения 44.02.01

«Дошкольное образование»

Япрынцева Татьяна Владимировна

Руководитель: Кочегарова С.В.

 

Курсовую работу защитил с оценкой___________________________

 

«______»__________2017 г.

 

Воронеж, 2017 год

Содержание:

1. Введение:

° Актуальность

° Цели и задачи

2. Основной текст:

° Занятия продуктивной деятельностью обладает следующими психотерапевтическими свойствами.

° Характеристика ПДД

° Методы и приемы организации продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста

 

 

Введение

Каждый родитель безусловно хочет чтобы его ребенок развивался в соответствии с возрастом. Для того, чтобы развитие малыша было всесторонним, а сам процесс был интересным, необходимо позаботиться об этом с самого раннего детства.

Актуальность:

Особая роль в процессе становления маленького человека личностью отводится дошкольному периоду. Продуктивная деятельность является одной из важнейших способов развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Порой кажется, что слишком большое внимание уделяется таким занятиям как лепка, рисование и собирание конструктора. Однако не стоит недооценивать эти виды деятельности.

Цель:

· Сформировать целостную личность ребенка с помощью продуктивных видов деятельности.

Задачи:

· Развивать представления детей об окружающем мире, закреплять сенсорные эталоны, пространственные представления.

· Развивать способность различать и называть детали (куб, пластина, кирпич, брусок) учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форм, величина), расширяя тем самым свой словарь.

· Развивать умение устанавливать ассоциативные связи.

· Развивать умение анализировать образец: выделять основные части, различать и сравнивать их по величине и форме, определять расположение этих частей относительно друг друга.

· Развивать умение самостоятельно измерять детали будущего изделия (по высоте, длине и ширине).

· Развивать представление о формах и цветах.

Основная часть

В продуктивных видах деятельности развиваются творческие способности детей дошкольников.

Развитие детского творчества является актуальные проблемы современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель- воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий- развивать творчество детей различными путями, в том числе и в продуктивной деятельности, которая включает в себя конструирование, рисование, аппликацию. В создании подделок с помощью нетрадиционных техник доставляет детям море наслаждений.

Занятия продуктивной деятельностью обладает несколькими психотерапевтическими свойствами:

1. Повышает активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий.

2. Повышает уровень интеллекта в целом.

3. Активизируют творческое мышление.

4. Повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние.

5. Снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжёлым ситуациям.

6. Улучшают двигательную активность рук, развивает моторику пальцев.

7. Развивает пространственное восприятие.

8. Совершенствует визуальное наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления.

9. Улучшают память.

Характеристика ПДД:

По мнению Галигузовой Л., уже с первого года жизни в игру ребенка можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику пальцев рук. Булычева А. отмечает необходимость наличия интереса к деятельности, наличие мотивации, положительного отношения к познанию, познавательного интереса к окружающей деятельности, наличие мотивации, проявляющие в дошкольном возрасте, направляемая познавательной задачи.

Поддъяков Н. Н. видит для достижения этих условий необходимость в организации «детского экспериментирования», наблюдение различных закономерностей побуждения у детей интерес к открытию самых закономерности, к обнаружению общего в конкретных проявлениях.

Методы и приемы организации продуктивной деятельности у детей в ДОУ:

У детей проявляется интерес к продуктивной деятельности. Воспитывается уважения к тем, кто трудился, бережное отношение к предметам и вещам. Дети ближе знакомятся с предметами окружающие их, учатся любоваться красотой, оригинальностью формы. По возможности осуществлять сенсорный анализ, выделяя особенности их строения, свойства, качества, связывая их с назначением предметов, с материалами, из которых они сделаны. Дети знакомятся с современными и старинными зданиями, мостами, транспортом. Учатся рассматривать их, выделять функциональное назначение, оформление.

В этом возрасте у них совершенствуются конструктивные навыки, развивается умение комбинировать детали, сочетая их по форме, величине, цвету.

Обучение детей среднего дошкольного возраста носят наглядно- действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует со строительным и природным материалом.

Совместная деятельность педагога и детей часто начинают с элементов игры, сюрпризный моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и прочие. Это заинтересовывает и активизируют детей. Однако когда впервые выделяют какое-то свойства (форма, величина, устойчивость) и важно сосредоточить на нём внимание детей игровые моменты могут и отсутствовать. Выяснение конструктивных свойств проводят на основе сравнения предметов характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный-короткий, большой-маленький, широкие-узкие и так далее) совершенствуются элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри). Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции.

Педагог учит создавать постройки по индивидуальному и современному замыслу. Практика показывает что взаимоотношения детей в конструктивной деятельности сами по себе ни всегда строится на правильное основе. Поэтому роль воспитателя приобретает здесь важное значение. Он должен учить своих воспитанников коллективно работать, предварительно вместе обсуждать замысел, четко распределить обязанности в процессе выполнения построек, игрушек, согласовывать свою работу с действиями товарищей. При этом следует воспитывать у детей способности мотивировать свои предложения, осмысливать предложение товарищей и умение выбирать лучший вариант, отказавшись от всего, если он окажется не совсем удачным.

В процессе современного выполнения конструкции ребята должны оказывать помощь друг другу, доброжелательно откликаться на просьбы товарищи, быть чуткими и внимательными к их работе. При этом развивается не только творчество, изобразительность, но и эстетический вкус. Побуждает обыгрывать сооружения, объединяются в играх. Дети дошкольного возраста способны выполнять довольно сложное действие в определённой последовательности. Педагог в совместной деятельности и в повседневной деятельности предлагает детям несложные конструкторы для экспериментирования с деталями.

Однако если ребенок не справляется с заданием, работает непроизвольно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого Нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий: показывает способы крепления детали, монтаж сложных конструкций, рассматривает чертежи конструкций. При этом объясняя должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступно восприятию маленького ребёнка.

Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует два-три раза, обращая внимание детей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. В ходе работы педагог не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Все ошибки исправляются непосредственно в действие с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть назойливыми, многословными.

Дети дошкольного возраста значительно лучше усваивают эмоционально восприятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому в совместной деятельности педагога и детей широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуют так, чтобы по возможности в действие одновременно участвовали все дети, и имне приходилось ждать своей очереди.

Проводится игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного.

С дошкольного возраста начинается приобщение к работе с природным материалом: виток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клёна, и т.д. во время свободнойдеятельности. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигает умением подменить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительная обработка с помощью разных дополнительных материалов. Дети учатся способом склеивания деталей. Педагог побуждает проявлять аккуратность в процессе деятельности, не сорить, не разбрасывать, не нарушать красоту и уют в помещении. Порядок на рабочем месте-необходимые условия для успешного выполнения любого задания, воспитание у детей навыков организованного труда, эстетических вкусов. Можно давать комбинированные задания, позволяющие детям осваивать новые знания и тренировать их в том, что усвоено ранее. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью.

Особенно большое значение это деятельность имеет для развития фантазии у ребенка. Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребёнок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

Развивающая работа с детьми на занятиях продуктивной деятельности:

I. Развитие когнитивных функций и речи

Развитие памяти детей дошкольного возраста на занятиях ПД

В дошкольном возрасте деятельность детей всё более приобретает результативный характер, повышаются требования к ребенку со стороны взрослых в отношении выполнения им своих действий, то есть взрослые начинают ставить перед ребенком такие задачи, при выполнении которых возникают потребности что-то специально заполнить или припомнить. На этом основе у ребёнка дошкольника возраста наряду с дальнейшим развитием непроизвольной памяти возникают новые формы

В исследованиях А. Н. Леонтьева (1931), П. И. Зинченко (1939) было установлено, что именно в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться мнемическая деятельность, имеющая свою цель, приемы и способы. Возникает произвольная память. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится управлять этим процессом, ставить перед собой цель что-либо запомнить или припомню. У него формируются специальныемнемические действие.

Переход к сознательноуправляемыммнемическим действиям-сложный процесс, включающий ряд этапов:

· осознание математической цели цель запомнить или припомню

· использование для поставленной цели действий и операций.

Продуктивность запоминания зависит от характера деятельности, выполняемой ребёнком. Получение данной показывают, что наиболее благоприятными условиями для появления у ребенка намерения запомнить и припомнить что-либо является выполнение практического обучения взрослого в ходе совместной с ним деятельности, в игровой ситуации в совместной работе по созданию какого-либо продукта.

Исследования по изучению эффективности произвольного и непроизвольного запоминания дошкольников (П. И. Зинченко) обнаружили, что продуктивность обеих форм запоминания с возрастом повышается, но продуктивности непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте повышает продуктивность произвольного запоминания. При рисовании, конструирование ребенком запоминает лучшие свойства материалов и действия с ним, чем приобъяснение этих самых свойств или действий.

Повышение эффективности памяти в дошкольном возрасте способствует развитие содержание деятельности, производимые ребенком в отношении запоминаемых объектов, а также формирование и развитие самых средств запоминания. Материал исследования Л. В. Занковаи Д.М. Маянцпоказывают что дошкольники при запоминании начинают прибегать к простейшим формам обобщения, относить запоминаем объекты к определённой категории. В работах Т. В Ендовицкой и Н. АКорниенко а указывает на наличие у детей дошкольников обобщений запоминаемого материала, объединения его в смысловые группы.

В исследованиях Леонтьева, Корниенко были получены данные, показывающие, что эффективное Запоминание у детей дошкольного возраста зависит от степени осмысления, понятности для ребёнка запоминаемого материала.

Участие речи в установлении смысловых связей внутри запоминаемого материала является одним из центральных факторов развития памяти дошкольников. Из всего вышесказанного можно сделать вывод что формирование и воспитание памяти дошкольников происходит в процессе деятельности. От особенностей его структуру в дошкольном возрасте во многом зависит характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что он направлен что она направлена на ближайшие конкретной цели. Поэтому содержания запоминаемого и применяемого определение тем, что ребёнку непосредственно нужно и интересно. Запоминание, носящие характер заучивания, осуществляет за ребенком с большим трудом это лишь в конце дошкольного периода.

Память дошкольника носит по преимуществу непреднамеренный характер. Эффективность зависит от активности ребёнка, вызываемой и поддерживаемое непосредственными целями и мотивами деятельности и отношения, которая создается у ребёнка к воспринимаемым. Многие специальные детские занятия Гефест дидактические игры, рисования, конструирования и другие создают благоприятные условия для развития преднамеренного и осмысленного запоминания и воспроизведения.

В специально организованной деятельности детской деятельности, какой является продуктивная деятельность, когда перед ребенком ставится Задача, в которой он должен достичь определенного результата, у него возникает необходимость выделить из окружающей обстановки и заполнить те или иные объекты и отношения между ними это служит основной для вычисления и постановки собственно мне мои цели.В начале это цель обычно ставится перед ребенком взрослым, который указывает, что и для чего нужно выделить и запомнить, подсказывает ребёнку способы запоминания и подкрепляет полученный результат.

Затем ребёнок дефис опять при помощи взрослого дефисом научается выделять и словесно формировать мимическую цель. На разных этапах дошкольного возраста речи взрослых и самого ребёнка является важным условием развития у него осмысленной и преднамеренный памяти. Большую роль в формировании памяти ребёнка дефис дошкольника играет правильная организация воспитательного процесса вообще и организации детской деятельности в частности. От того, как организована деятельность ребёнка во многом зависит эффективность развития его памяти. Создание в дошкольном возрасте благоприятных условий для развития преднамеренных и осмысленных процессов памяти в ходе выполнения заданий по изготовлению продукта, формирование у ребёнка элементов произвольной памяти имеет существенное значение дляего дальнейшей психического развитие. Воспитание у ребенка дошкольного возраста элементам целенаправленный памяти, формирование у него у меня сознательно ставить перед собой цель запомнить запомнить и привлечь для этого нужны способы и средства являются необходимой предпосылкой условного обучения в школе. В среднем дошкольном возрасте Малыш уже может принять мнемической цель, ставящиеся перед ним взрослым, может сам поставить перед собой химическую цель, когда этому способствует условия деятельности у детей 5 лет при правильный организации их деятельности начинает формироваться специальные мнемические действия, направленные на Запоминание и припоминание.Наряду с элементарным мнемические приемы появляется такие приемы, как последующие повторение, Элементарная систематизация материала в целях его запоминания, начинают формироваться приемы запоминания, опирающееся на логический анализ материала в связи с развитием речи и мыслительной деятельности ребёнок откладывается его словесно-логической памяти

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: