Изобразительное искусство.




КУЛЬТУРА XVII В.

Особенности русской культуры

  • Развитие новых социально-экономических и политических отношений привело к изменению и духовной сферы.
  • Развитие русской культуры XVII в. можно разделить на три этапа:

1) 1600-1620 гг. застой, связанный с эпохой смуты и ее последствиями

2) 1630-1670 гг. время бурного развития культуры, всех ее направлений

3) 1680-1690 гг. период наивысшего развития культуры средневековья

 

· Для последнего этапа культуры характерно усиление влияния культуры Западной Европы

· Характерной чертой стало проникновение светских элементов, которые не стали доминирующими, но уже можно говорить об «обмирщении» русской культуры

Литература

В литературу этого времени проникают светские черты.

«Житие протопопа Аввакума» это наиболее яркое и выдающее произведение.

В литературе XVII в. появились новые жанры – сатира, поэзия, драма. Наиболее известные – «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякине суде» - здесь высмеиваются такие пороки, как взяточничество и волокита. В «Калязинской челобитной» и в ряде других произведений высмеивались нравы духовенства. В «Повести о бражнике» пьяница доказывал, что имеет больше прав на райское блаженство, чем святые, перечисляя прегрешения героев Священного Писания.

Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого. В 1661 г. он переехал в Москву, где стал учителем при царских детях. С.Полоцкий стал первым придворным поэтом, сочинившим не только панегирики самодержавию, но и религиозные, сатирические стихи, моралистические произведения. Они составили два больших сборника – «Рифмологион», «Вертоград многоцветный». В своих стихах и поучениях, предназначенных для царской семьи, С.Полоцкий, рисует идеальный образ просвещенного монарха, закладываю учение о просвещенном абсолютизме. Ему же принадлежат «Комедия притча о блудном сыне», пьесы «О Навуходоносоре царе». Ученики С.Полоцкого были Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Летописание этого периода уступает место историко-публицистическим произведениям, для которых характерен отход от хронологического изложения событий, подбор фактов в соответствии с основной идеей произведения, обращение к роли в истории: «Повесть о Федоре Ивановиче», «Повесть 1606», «Новая повесть», «Плач о пленении». Крупной исторической работой был написанный по заказу патриарха Филарета «Новый летописец» (1630), официально обосновавший права Романовых на престол.

Общественная мысль

Предметом острых дискуссий в общественно-политической мысли стала идея о путях развития русской культуры. Значительное распространение приобретают идеи расширения культурных связей с Западной Европой как средство преодоления культурной отсталости России. Эти взгляды нашли отражение в сочинениях И.А.Хворостинина и подьячего посольского приказа Г.Катошихина, который в 1664 г. бежал в Швецию и составил там свое знаменитое описание Московского государства. За развитие русской культуры как части культуры общеславянской выступал публицист Ю.Крижанич, хорват по происхождению. Он приехал в Москву в 1659 г. и через два года был сослан в Тобольск по подозрению в деятельности в пользу католической церкви. В ссылке Крижанич провел 15 лет и написал свое знаменитое произведение – «Политика». В нем он котором выдвинул широкую программу о внутренних преобразованиях в России, основанную на принципах самодержавной власти.

Образование и наука.

Потребности в образовании были продиктованы практическими нуждами – развитием торговли, производства, формированием административного аппарата и т.д.

Уровень грамотности к конце столетия вырос до 52 % в среде купечества и служащих и до 42 % в других слоях населения. Количество учебных заведений было небольшим, так как требовало больших средств.

В 40-е гг. на средства боярина Ртищева в Андреевском монастыре созданном им же была открыта школа, где изучали латинский язык, русский, греческий, грамматику и философию.

Первым высшим учебным заведением в Москве стала Славяно-греко-латинская академия, созданная в 1687 г. в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице. Ведущую роль здесь играли братья Лихуды, греки по происхождению и получившие образование в Падуанском университете и много сделавшие ля развития образования в России.

Образование в России имело следующие черты:

1) носило узкий характер, т.е. образование получали лишь немногие.

2) Сохранялся духовный характер образования.

Больших успехов достигло книгопечатание. В XVI в. вышло лишь 14 книг, а в XVII – 483, причем большим тиражом. Наиболее известным учебником стала «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, таблица умножения и т.д.

Русские экспедиции сыграли значительную роль в развитии географических знаний и исследованиях. Семен Дежнев со своей экспедицией еще в 1648 г. вышел к проливу между Азией и Северной Америкой. В следующем году Ерофей Хабаров изучил земли по Амуру, составил карту.

Архитектура

Шатровое строительство прекратилось по требованию патриарха Никона.

После определенного застоя связанного со временем «смуты», с 30-ых гг. получает распространение архитектурный стиль «дивное узорочье». Характерные черты этого стиля: небольшие размеры храмов сочетаются с их необыкновенной нарядностью – это затейливой формы наличники, сочетание белого и красного цвета, всевозможные декоративные детали в экстерьере, переливающиеся на солнце многоцветные изразцы.

Памятники этого направления – церковь Троицы в Никитниках, церковь Троицы в Останкино, Николы в Хамовниках и др.

Гражданское строительство получило свое распространение после пожара в 1626 г. правительство поддерживало строительство кирпичных зданий вместо деревянных. Образцом для строительства жилых зданий стал Теремной дворец (архитектор Бажен Огурцов). В 40-60-ые гг. были построены новое здание Печатного двора на Никольской улице Китай-города, Хамовный (ткацкий) двор в Замоскворечье, новый Гостиный двор в Китай-городе, Сухарева башня (М.Чоглоков).

Высшее достижение в развитии русской архитектуры допетровской эпохи – стиль «московского барокко» или «нарышкинское», особенностями этого стиля стал светски-нарядный облик храмов, многоярусность, элегантность декора и строгая симметричность. Нарышкинское барокко появилось в Москве в усадьбах Нарышкиных. Его сходство с западноевропейским было условным и в основе его лежит русская архитектурная тардиция. Примерами этого стиля стали – церковь Спаса а Уборах (Яков Бухвостов), усадебный храм Нарышкина – церковь Покрова на Филях.

 

Изобразительное искусство.

Иконопись остается единственным жанром изобразительного искусства, но изменения видны и здесь. Они связаны с проникновением западноевропейских традиций. Центром развития изобразительного искусства становится с 1640 г. иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, в котором под руководством Симона Ушакова работают лучшие мастера того времени.

Особенности этого времени и влияние западноевропейского стиля видны в реалистичности изображения и в том, как заменяются плоскостные изображения ликов объемными лицами, используются прием светотени.

В последние десятилетия XVII в. появляется новый жанр – парсуна (портрет). Парсуна была близка к иконе – использовались темперные краски, писали на досках, а не на холстах. Но в отличии от икон здесь изображались конкретные люди и отсутствовали канонические элементы иконы. У парсуны были свои законы – определенный ракурс персонажа, наличие регалий. Хорошо известны парсуны Скопина-Шуйского, Льва Кирилловича Нарышкина и другие.

Театр.

Народные формы театрализованных представлений, скоморошество были известны еще с древности. В XVII в. существовали два вида театра – придворный и школьный.

Придворный – появляется под влиянием западноевропейской культуры. Первые спектакли ставили иностранцы (первый поставил немец Грегори). В качестве сюжетов использовали библейские темы.

Школьный театр имел функции обучающие и воспитательные. Пьесы ставили силами учеников и обычно по поводу окончания учебного года.

Были еще домашние театры, например, в доме князя Голицына ставили комедии Ж.Б.Мольера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: