Задания для контрольной работы по дисциплине




«Социальная педагогика»

Уважаемые студенты! Контрольные работы необходимо выполнить в виде реферата, по заданному плану и подготовить презентацию. На сессию необходимо принести реферат на бумажном носителе. Защита реферата состоится во время сессии на основе презентации.

Объем контрольной работы должен составлять 15-20 печатных листов А4 (верхнее и нижнее поля – 2,5 см., левое поле – 3 см., правое поле – 2 см., кегль 14, интервала 1,5). При использовании в тексте выдержек из источников необходимо делать сноски, указывая Ф.И.О. автора, точное наименование источника, место и год издания, страницу.

При подготовке презентаций на слайдах необходимо поместить фотографии ученых, схемы с комментариями (10-12слайдов) – ТОЛЬКО НЕ СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ!

ПРЕЗЕНТАЦИИ СО СПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ НЕ ЗАЩИТЫВАЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ!!!!!!

1.Десоциализация как проблемный способ социализации, следствие социального кризиса, нарушение социальных отношений. Ребенок и маргинальные общности, тоталитарные секты, криминальные объединения.

2.Формы социальной патологии. Детские безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, токсикомания, наркомания, преступность как явления социальной патологии детства. Место социального воспитания и социальной поддержки в осмыслении и преодолении социальных патологий.

3.Соседство и микросоциум. Характеристики микросоциума: пространственная, архитектурно-планировочная, культурно-рекреационная, демографическая, социально-психологическая.

4.Особенности тенденции развития соседства и микросоциума в сельских и городских поселениях.

5.Группы сверстников и субкультура. Характеристика группы сверстников; возрастные особенности; типология групп; социализирующие функции и механизмы.

6.Субкультуры: возрастные, профессиональные, социально-культурные, делинквентные. Признаки субкультуры: ценностные ориентации, нормы поведения, предпочитаемые источники информации, вкусы и способы времяпрепровождения, жаргон. Социализирующие функции и механизмы.

7.Институты воспитания, их номенклатура и типологические особенности. Рост количества и многообразия институтов воспитания, изменение их роли и соотношения между собой в процессе социализации. Социализирующие функции и механизмы.

8.Общественные, государственные и частные организации, их номенклатура и типологические особенности. Социализирующие функции и механизмы. 9.Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества. Социализирующие функции и механизмы.

10.Средства массовой коммуникации: тенденции развития, изменения в потреблении продукции печатной и электронной прессы, перспективы развития; роль в жизни людей в зависимости от возраста.

11.Тип поселения (село, город, поселок): демографические, социально-профессиональные и социально- психологические особенности и различия; социальная мобильность, возможности выбора в поселениях различного типа; специфика семьи, общения и взаимоотношений в различных возрастных группах и между ними; различия в условиях социализации в селе, малом, среднем и крупном городе, в поселке.

12.Региональные условия - географические, природно-климатические, экономические, демографические, культурные различия и их влияние на социализацию населения, отдельных возрастных групп и конкретных людей. 13.Страна как природно-географический фактор социализации, определяющий «рамки» социализации населения и отдельных поло-возрастных и социальных групп населения.

14.Этнокультурные условия социализации. Понятия: этнос и национальный характер. Этнические особенности духовного склада (менталитет) и их влияние на человека. Этнические и межэтнические стереотипы, нормы поведения и межпоколенных отношений. Имплицитные концепции личности и воспитания.

15.Общество как политико-социологическое явление. Поло-возрастная структура общества и проблема межпоколенных отношений. Экономическое развитие и условия социализации.

16.Социальная и политические структуры: тенденции их развития и тенденции изменения влияния на членов общества. Процессы в современном обществе, определяющие изменения в социализации.

17.Государство как политико-юридическое явление. Государство и создание социально-экономических и политических условий социализации. Относительно целенаправленная политика государства по социализации граждан.

18.Взаимодействие макрофакторов социализации между собой, их влияние на мезо- и микрофакторы.

19.Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека. Глобальные проблемы, их влияние на социализацию.

20.Социальное воспитание как продукт исторического развития иотносительно целенаправленной деятельности общества и государства. Функции социального воспитания: способствовать преемственности и обновлению культуры, устойчивому развитию человека и общества; адаптация человека к меняющейся социокультурной ситуации на различных этапах развития общества и индивидуального жизненного пути; помощь социально незащищенным категориям людей.

21.Социальное воспитание как совокупность образования (обучения и просвещения), организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. Социальное воспитание и его задачи в стабильном и нестабильном обществах.

22.Целенаправленное развитие человека в институтах воспитания как объект социального воспитания: решение возрастных задач как процесс развития; возможности институтов воспитания для планомерного создания условий решения естественно- культурных, социально- культурных и социально-психологических задач.

23.Личность как индивидуальный субъект социального воспитания: потребности, отношение к миру и с миром; к себе и с собой; креативность.

24.Коллектив как групповой субъект социального воспитания; формализованная и неформализованная система отношений; жизнедеятельность коллектива как процесс проигрывания социальной роли его членами, база накопления ими социального опыта, арена самореализации и самоутверждения.

25.Институты воспитания и органы управления социальным воспитанием как социальные субъекты воспитания. Их функции, субординационные и координационные связи.

26.Методика личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания

27.Структура взаимодействия субъектов социального воспитания: цели, нормы и ценности, средства, ситуация.

28.Взаимодействие индивидуальных субъектов социального воспитания: функционально-ролевое и эмоционально-межличностное (по целям); средствам (вербальные, предметные, кинестетические, тактильные); парные, групповые, межгрупповые, массовые формы организации; стратегии (кооперативное и конкурентное); продукт (принятые и выработанные нормы и ценности); результат- развитие личности.

29.Система социального воспитания, иерархия ее уровней; автономия уровней и субординационные связи между ними. Элементы системы социального воспитания: государственные, общественные, общественно-государственные институты воспитания; институты государства и общества, для которых воспитание является дополнительной к основной функции (предприятия, учреждения и пр.), их автономность, характер связей между ними.

30.Современное состояние системы социального воспитания в нашей стране: реальные возможности и ближайшие перспективы ее развития.

31.Принцип природосообразности: появление идеи, формулирование принципа, современная трактовка. Принцип культуросообразности: появление идеи, формулирование принципа, современная трактовка, специфика содержания и реализации в современной России.

32. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности: появление идеи, три подхода к его трактовке в новое время, современная трактовка. Принцип дополнительности в социальном воспитании: сущность принципа, педагогическая интерпретация общеметодологического принципа.

33.Понятие о ценностях. Взаимосвязь ценностей социального воспитания с социально- политической системой и идеологией общества.

Базовые ценности социального воспитания в демократическом обществе: вера в ценность, достоинство и творческую потенцию каждого человека; право человека иметь собственное мнение и убеждения и воплощать их в жизнь в той степени, в какой это не ущемляет прав других людей; культивирование гибкости и толерантности во взаимодействии с окружающими; формирование ответственности за себя, ближних, общество и мир и др.

34. Семья и домашний очаг. Современные тенденции развития семьи и изменения ее функций. Особенности взаимодействия в семье. Основные функции и механизмы семейной социализации. Семья как самый сложный и деликатный участок социальной работы. Зависимость конкретного содержания социальной работы от потребностей данной семьи. Дифференциация потребностей: осознаваемые и неосознаваемые, материальные и духовные, связанные с отношениями между поколениями. 35.Многодетные семьи; одинокие как семья. Трудные семьи. Психолого-педагогическое консультирование. Привлечение специалистов по социальной защите – врачей, юристов и др. Взаимодействие со школой. Влияние на родителей через детей, обратное влияние.

36.Методы работы с семьей: составление «карты семей», создание семейных (родительских) клубов и проведение соревнований, организация общих праздников, взаимопомощь. Индивидуальная работа с семьей.

37.Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе. Современные тенденции в развитии института семьи. Социальная обусловленность, важнейшие характеристики нынешнего кризиса семьи. Последствия социально-демографической ситуации, снижения рождаемости, проблемы их преодоления.

38.Семья как особый феномен общества. Основные функции семьи в жизнедеятельности человека. Своеобразие реализации воспитательной функции семьи на различных этапах развития общества. Отечественные традиции семейного воспитания. Основные механизмы воспитания детей в семье. Специфика семейного воспитания в условиях различных этнических культур. Приоритет семьи в формировании личности ребенка в современных условиях. Семья как основная микросреда обитания и развития детей и подростков. Роль совместной деятельности, духовного общения взрослых и детей, домашнего труда и семейного досуга в воспитании нового поколения.

39.Трудности семейного воспитания в современных условиях: последствия тоталитарного сознания родителей; проблемы авторитета родителей, семейные конфликты, их разрешения; сложности отношений родителей и детей; проявления жестокого обращения с детьми; проблемы социально- правовой защиты детей. Основные условия преодоления недостатков воспитания детей в современной семье. Проблемы подготовки молодежи к семейной жизни, повышения психолого-педагогической культуры родителей.

40.Создание и деятельность социальных служб семьи. Современная семья в педагогическом социуме. Проблемы взаимодействия семьи с различными государственными и социальными институтами (дошкольные, образовательно-воспитательные, культурно- просветительные учреждения, детские, подростковые, юношеские объединения, правоохранительные органы и т. п.).Проблемы активизации социальной политики по отношению к семье, материнству, детству на современном этапе общественного переустройства.

 

Основная литература:

 

1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов/ А. В. Мудрик.- 4-е изд., доп.- М.: Изд. центр "Академия", 2007.- 224с.

2. Скоробогатова А.И. Социальная педагогика: Учебно-практическое пособие. – Казань: Познание, 2010.

 

Дополнительная литература:

1. Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. - 128

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008. – 448

3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: РПА, 1995.

4. Зеньковский В.В. Педагогика. Париж-Москва, 1996.

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.- СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

7. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.

8. Корчак Я. Как любить детей. – М.: Педагогика, 1996.

9. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. – Курган-Челябинск, 1995.

10. Куприянов Б.В. Социальное воспитание учащихся в клубах ролевых игр. Учебное пособие - Кострома: КГУ, 2004.

11. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. – 320.

12. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1996.

13. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.

14. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. – Н.Новгород, 1995

15. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Academia, 2008. – 208.

16. Макаренко А.С. Сочинения. – Т. 1-7. – М., 1957-1958.

17. Марадахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2008. - 269.

18. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1997.

19. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.

20. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 1999.

21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1997.

22. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой – М.: Владос, 2000. – 416с.

23. Стенсмо К. Социальная педагогика (главы из книг) /Перевод со шведского Н.Ю. Берестенниковой. – Барнаул, 1995.

24. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: Учеб. пособ.- К.: Полиграф.- изд. комбинат, 1998.

25. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2008. – 447

26. Яковлев К.Г. Социализация сельских школьников.- Казань: Изд-во "Матбугат йорты", 1999.

 

Периодическая литература:

Журналы:

1. Вопросы образования.

2. Вопросы психологии.

3. Воспитание школьников.

4. Дошкольное воспитание

5. Завуч начальной школы.

6. Классный руководитель.

7. Культурно-историческая психология.

8. Образование и саморазвитие.

9. Образовательные технологии.

10. Развитие личности.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

 

1. www.edu.ru – Российский федеральный портал.

2. www.vspu.ru – задания на педагогическую практику, предлагаемые студентам Волгоградского государственного педагогического университета.

3. www.catalog.alledu.ru – каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет».

4. rs240.kubsu.ru – Электронный сборник упражнений по педагогике. Кубанский государственный университет, г. Краснодар.

5. www.yspu.yar.ru – Журнал «Педагогический Вестник».(ЯГПУ им. К.Д. Ушинского).

6. https://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/SP-3.html – Парадигмы развития социальной педагогики



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: