Значимость Шри Ишопанишад




Сатьяраджа даса

 

В качестве одной из первых предназначенных для перевода книг Шрила Прабхупада выбрал традиционный текст, который принимают все категории ведантистов. Шри Ишопанишад занимает особое положение среди книг Шрилы Прабхупады. Она относится к его наиболее значимым трудам (Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам, Чайтанья-чаритамрита, Нектар преданности), но в широком контексте ведической науки, представленном многочисленными ветвями современного индуизма, занимает особенное положение – относится к категории текстов, называемых «шрути».

Говоря в общем, к шрути относят четыре Веды, а также Упанишады – дополнение к ним. Сама ведическая традиция прославляет эти тексты, как откровение, которое было открыто миру непосредственно Богом. Помимо их существуют смрти – другая категория литературы, то, «что было запомнено», и вайшнавы считают их во всех отношениях наравне со шрути. Фактически в традиционном понимании смрти является составной частью шрути; частью, без которой шрути останутся непонятыми. Обычно к священным писаниям категории смрти относятся эпосы (Махабхарата, Рамаяна) и Пураны, названные в шрути «пятой Ведой» (см., напр. Чхандогья Упанишад 7.1.4, Брхад-аранйака Упанишад 2.4.10). Поскольку в Бхагавад-гите содержатся слова, произнесенные непосредственно Кришной, Богом, а Шримад Бхагаватам повествует непосредственно о сокровенных играх Господа Кришны, подлинные знатоки ведической мудрости считают эти две книги шрути (с точки зрения более глубокого понимания).

И тем не менее некоторые ведантисты не относят эпосы и ураны к шрути. Комментируя Сиддханту-дарпану (2.1) Шри Баладевы Видьябхушаны, Нанда Мишра пишет: «Некоторые философы, обеспокоенные утверждениями о том, что в эпосах и Пуранах есть проявления преданности Вишну, пытаются утверждать, будто эти тексты не относятся к Ведам». Это их утверждение связано с техническим делением писаний на определенные группы, что мало влияет на жизнь практикующего вайшнава. Конечно же, Шриле Прабхупаде были известны эти технические тонкости, и изданный им Шри Ишопанишад косвенным образом имеет дело с этой проблемой – ее текст, который любой ведантист отнесет к категории шрути, подтверждает, что сознание Кришны - авторитетное духовное движение. Великие учители сознания Кришны Джива Госвами и Баладева Видьябхушана прибегали к использованию «ведических» доказательств, и Прабхупада просто следовал их линии.

В начале 1960-х, до основания ИСККОН, Прабхупада издал рукопись Шри Ишопанишад в журнале «Назад к Богу». Шри Ишопанишад был одной из первых книг, которую он издал, прибыв на Запад. Также он предложил использовать прочитанную им в 1969 году лекцию «Что такое Веды?», подчеркивающую важность ведического статуса Ишопанишад в качестве Введения к книге. Эта лекция является Введением к книге и в ее нынешних изданиях.

Шри Ишопанишад является сороковой (последней) главой Шукла Йаджур Веды и включает в себя восемнадцать мантр на санскрите. Шрила Прабхупада пишет: «Одиннадцать из Упанишад считаются основными: это «Иша», «Кена», «Катха», «Прашна», «Мундака», «Мандукья», «Тайттирия», «Айтарея», «Чхандогья», «Брихад-араньяка» и «Шветашватара». В «Муктикопанишад» (стихи 30 – 39) приводится список ста восьми Упанишад» (ЧЧ, Ади 7.108, комм.). Шри Ишопанишад считается одной из наиболее важных Упанишад.

Есть еще соображения, вследствие которых эта работа занимает выдающееся положение, и соображения эти ясно изложены в Веданта Дешике (ранних комментариях на «Веданта-сутру», составленных вайшнавской школой Рамануджи), а также в одном из трудов Мадхвы, величайшего из учителей прошлого, входящих в линию ученической преемственности кришнаитов. Все довольно просто: Ишопанишад (Иша Упанишад) повествует об Ише, или Ишваре, о «Верховном повелителе», о Боге.

Слово «упанишад» означает «сидеть неподалеку». Хотя другие Упанишады в большинстве своем дают неясное представление об Абсолютной Истине, Шри Ишопанишад дает «знание, которое приближает к Верховной Личности, Кришне». Книга последовательно ведет своего читателя от имперсонального понимания Бога к знанию о его всепроникающем и непревзойденном личностном аспекте.

Прабхупада сообщает нам, что согласно Шри Ишопанишад «Высшая Абсолютная Истина вечно и одновременно является безличной и личностной, но личностный ее аспект гораздо важнее безличного» (Учение Господа Чайтаньи, глава 24).

В двенадцатой мантре Шри Ишопанишад в качестве доказательства приводится предостережение в отношении обезличенных представлений о Боге: «Те, кто поклоняется полубогам, попадут в темнейшие области невежества, но еще в большей степени это относится к тем, кто поклоняется безличному Абсолюту.». Комментаторы-вайшнавы говорят, что имперсоналисты склонны к адскому сознанию, так как отрицают способность Бога обладать личностными характеристиками, имея в виду что сами они обладают тем, чего лишен Бог. Все наисильнейшие наши удовольствия проистекают из опыта чувств, и Бог не может быть лишен этих удовольствий. Он может видеть, слышать, говорить и любить. Говоря кратко, Он, также как и мы, способен воспринимать реальность, но делает это будучи свободным от несовершенств, связанных со временной и ограниченной природой [живого существа].

Далее Ишопанишад сообщает нам, что безличная ипостась Бога суть есть необозримый белый свет. Он имеет исключительно духовную природу и полностью поглощает всякого, кто приходит в соприкосновение с ним. Он – сияние тела Господа, которое может ослеплять, лишая смотрящего возможности увидеть источник этого сияния – личностную форму Господа. Пятнадцатая мантра провозглашает: «О мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному». Далее, в шестнаднатой мантре мы читаем: «О мой Господь, о изначальный философ, хранитель вселенной, о регулирующий принцип, конечная цель чистых преданных, благодетель прародителей человечества! Пожалуйста, удали сияние Своих ослепительных трансцендентных лучей, чтобы я смог увидеть Твою исполненную блаженства форму. Ты — вечная Верховная Личность Бога, подобная солнцу, как и я». Из этого следует, что для вайшнавов имперсональный аспект Господа является в известном смысле Его менее привлекательным проявлением. Так происходит не только потому, что этот аспект лишен личностных качеств, благодаря которым возможны близкие отношения с Богом, но также и потому, что этот аспект может, как говорилось выше, лишать нас самой возможности иметь отношения с формой Бога.

Подводя итог, можно сказать: комментарии к выполненному Шрилой Прабхупадой переводу Шри Ишопанишад и сам ее перевод позволяют достичь многих целей. Традиционный, признаваемый всеми ведическими учеными текст используется, чтобы подвести читателя к выводам в сознании Кришны. К тому же, он последовательно ведет своего читателя от имперсонального понимания Абсолюта к знанию о Верховной Личности Бога. Более того – в доступной форме преподносит читателю высочайшую духовную свободу, что на самом деле является достоинством всех написанных Шрилой Прабхупадой книг.


 

Сатьяраджа даса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: